Патриотическое воспитание как фактор укрепления национальной безопасности России
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Введение: в статье раскрывается актуальность пересмотра подходов к образованию и воспитанию в условиях трансформации геополитических угроз, внутренней и внешней политики России. Материалы и методы: в качестве материальной основы в статье использованы нормативные правовые акты, в том числе Конституция Российской Федерации; научные источники; применены общенаучные и специальные юридические методы, в частности метод сравнительного правоведения. Результаты исследования: рассмотрены политико-правовые особенности формирования национальных приоритетов в образовании и воспитании с учетом их влияния на социально-экономическое развитие страны. Обсуждение и заключение: в настоящее время переосмыслению подвергается вектор духовно-патриотического воспитания будущего поколения с учетом тех вызовов и угроз, с которыми столкнулась Россия в последние годы. Накопленный опыт либерального реформирования системы образования и воспитания, начиная с 90-х годов прошлого столетия, привел к необходимости трансформации идеологических основ этого стратегически важного направления внутренней политики, определяющего направления национальной безопасности.

Ключевые слова:
патриотическое воспитание, образование; национальная идея; идеология; российская государственность; национальная безопасность; социально-экономическое развитие
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

Введение

С принятием в 1993 году ныне действующей Конституции Российской Федерации страна начала путь демократических преобразований в новой политико-правовой «системе координат». Статья 13 Конституции Российской Федерации закрепила идеологическое многообразие и фактический отказ от государственной идеологии. Это обосновывалось, прежде всего, необходимостью отказа от коммунистической идеологии, по факту же самой Конституцией провозглашалась в качестве официальной либеральная идеология приоритета прав человека, ценностей толерантности и главенствующей роли норм международного права, в том числе решений международных организаций в национальной правовой системе. Все реформы, проводимые в стране, были призваны интегрировать Россию в мировую, прежде всего европейскую, систему, во всех сферах – от экономики до социальной сферы. Пронизанной духом либерализма оказалась и сфера образования и воспитания будущих поколений россиян. Европейские ценности общественного развития стали ориентиром. Именно поэтому была подписана Болонская декларация, предполагающая включение России в общий «европейский образовательный рынок». Дипломы российских вузов должны были стать признаваемыми в европейских странах, чем обеспечивалась свободная мобильность специалистов.

Материалы и методы

На основе изучения современных вызовов и угроз как внутреннего, так и внешнего характера, причин их возникновения и последствий, с использованием общенаучных и специальных юридических методов рассматриваются актуальные проблемы и возможные перспективы современных трансформаций государственной политики в сфере патриотического воспитания и образования в России.

Результаты исследования

Проходящая в настоящее время специальная военная операция выявила многие проблемы произошедших трансформаций либерального периода времен окончания холодной войны, когда Россия рассматривалась как страна, побежденная в экономическом, военно-политическом и социальном смыслах. Начиная с конца 80-х годов повсеместно навязывалась идеология свободы и ценности либерального развития, на второй план были отодвинуты традиционные ценности, вера и любовь к своему Отечеству, гордость за великие победы, уважение к героям. Активизированы были западные инструменты «мягкой силы», распространились сети многочисленных структур влияния: Британский совет, Фонд Сороса, программа «Фулбрайт» и многие другие, целью которых было стереть историческую память молодого поколения россиян и выстроить западно-ориентированную идеологию. Особенно активно это насаждалось в странах, входивших некогда в российскую орбиту геополитического влияния. Сначала центральная и восточная Европа, страны Прибалтики, потом все бывшие советские республики, включая Беларусь и Украину. «После роспуска Союза связи России с республиками стали быстро свертываться. И не только вследствие кризисного сокращения производства, но из-за переориентации России и других республик на дальнее зарубежье» [1, с. 491]. Шел процесс включения этих стран в западную экономику, открытия границ для товаров и технологий, вытеснивших в итоге лишенные государственной поддержки и ставшие неконкурентоспособными отечественные национальные производства. Легендарные заводы пошли с молотка залоговых аукционов, уникальные станки сдавались в металлолом, а земельные участки и здания попали в руки девелоперов, которые благополучно пристроили их; сотни городов и поселков наполнились торговыми центрами и жилыми комплексами, перестали что-либо производить, созидать... Не только в России, но и на всем постсоветском пространстве. Также шел процесс военно-технического включения новых территорий в орбиту англо-­американского влияния. Сначала через программу «Партнерство ради мира» и участие в совете евроатлантичнского сотрудничества, а в дальнейшем и прямого вхождения в состав НАТО. Главное, что достигалось расширением НАТО, – насаждалась антироссийская риторика и, как следствие, шло полное перевооружение по новым стандартам, заводы ВПК, прежде всего американские, получали все новые и новые заказы…

Нарастающие проблемы в экономике и социальной сфере постепенно стали «отрезвлять» российское общество. «Современное мировое сообщество оказалось не столь идеальным, каким оно виделось на заре реформ. Как выяснилось, не все беды порождались холодной войной, коммунистической идеологией и политикой» [2, с. 87]. Фактически стало понятно, что все либеральные реформы были направлены на уничтожение суверенитета России, как в политическом, экономическом, военно-стратегическом, так и в духовно-патриотическом смыслах. Красной чертой стала прямая угроза того, что в Крыму и по всей южной границе России могут возникнуть базы НАТО; стало понятно, к чему привела либеральная политика отказа от идеологии и стремления к западным ценностям!

Развитие либеральной идеологии привело к трагическим последствиям и саму Европу. Провозгласив курс на евроинтеграцию и безусловный приоритет в сфере личных прав человека, не основанных на нравственной доктрине традиционных ценностей, страны Европы сегодня практически лишились национальной идентичности в силу прибывших на их территорию миллионов мигрантов из арабских стран и фактически не имеют будущего в связи с официальной поддержкой ЛГБТ-движения (признано экстремистским на территории РФ). Более того, развитие идей зеленой повестки и неприятие всего российского ввиду обвинений страны в агрессии и терроризме Европа сегодня лишена доступных энергетических ресурсов, и, как следствие, развитие экономики остановлено, зреют социальные протестные настроения.

Обсуждение и заключение

Все описанные выше процессы трансформации идеологической сферы жизни российского общества и влияния западных ценностей, по сути, привели к тому, что молодое поколение, выросшее в новом веке (так называемые миллениалы), руководствуется только личными интересами, рассматривает все с позиций собственной выгоды, идеализирует западную либеральную модель экономики и социального развития. Конечно, не все сто процентов представителей молодого поколения выросли в такой парадигме, сильным оказалось семейное воспитание, во многих учебных заведениях сильны были и остаются традиции патриотического воспитания. Да и генетически поколение, воспитанное победителями (дети и внуки ветеранов Великой Отечественной войны), не могло вырастить тотальных предателей своего Отечества. Но откровенный разворот в патриотическом воспитании сделать сейчас крайне сложно. Недостаточно только того, чтобы выйти из Болонской декларации, необходимо системное переосмысление многих процессов. Первое, что необходимо, – это пересмотр в целом подходов к образованию. Образование не должно быть услугой – это благо! Педагог высшей школы и школьный учитель не должны быть приравнены к обслуживающему персоналу. Образование – это не платная услуга населению. Это в корне меняет суть образовательной деятельности. В образовательной системе во главу угла должно быть поставлено воспитание личности, а не формирование компетенций. Стремление ко всему западному также должно быть переосмыслено на уровне образовательных программ. Повальное изучение английского языка всегда сопряжено с изучением англосаксонской и американской культуры и истории. Не секрет, что до сих пор большой популярностью пользуются школы с английской методикой преподавания, а сами преподаватели – носители языка – в большом почете у родителей, продолжающих платить высокие суммы за обучение своих детей. С изучением языка внедряются в сознание не только лингвистические особенности, но и культура, история, основы обществознания, транслируются ценности и подходы, принятые в западном обществе и системе образования.

«Мы все чаще размышляем и говорим о XXI веке, о будущем. Но мы не всегда даем ясный ответ в том, что будущее начинается сегодня. Более того, оно началось еще вчера, оно имеет свои истоки в глубинах прошлого» [3, с. 239]. Выстроить устойчивую долговременную стратегию национальной безопасности России возможно, только четко определив концептуальные основы того нравственного идейного потенциала современного образования и воспитания будущего поколения. От того, как мы, педагоги, выстроим свои подходы, прежде всего ценностные ориентиры в нашей педагогической деятельности по воспитанию молодого поколения, какие оценки мы дадим историческому прошлому и осмыслим происходящие сегодня социально-экономические и политические процессы, будет зависеть то, какой станет Россия в будущем!

Список литературы

1. Грани глобализации: трудные вопросы современного развития / М.С. Горбачев и др. Москва: Альпина Паблишер, 2003. 592 с.

2. Восток/Запад: региональные подсистемы и региональные проблемы международных отношений / под ред. А.Д. Воскресенского. Москва: Московский государственный университет международных отношений (Университет); «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2002. 528 с.

3. Педагогический путь саморазвития. Избранное / сост. М.В. Андреев, Ю.В. Андреева. Казань: Центр инновационных технологий, 2020. 256 с.


Войти или Создать
* Забыли пароль?