from 01.01.2012 until now
Russian Federation
UDK 342.1 Государственная территория. Суверенные права государства на территорию
Introduction: the article demonstrates the necessity of revising approaches to education and upbringing in the context of Russia's geopolitical transformation, both internal and external. Materials and Methods: regulatory acts, including the Constitution of the Russian Federation, scientific sources were the material basis for the study; the author used universal and specific legal methods such as comparative law method. Results: the author considers political and legal formation of national priorities in upbringing and education considering economic and social development of the country. Discussion and Conclusions: nowadays Russia rethinks moral and patriotic education for future generations in view of the challenges and threats that the country experienced in recent years. Since 1990, gained experience of liberal reform in upbringing and education caused the need to transform the ideological basis of this strategically vital line in the domestic policy defining areas of national security.
patriotic education; education; national idea; ideology; Russian statehood; national security; socio-economic development
Введение
С принятием в 1993 году ныне действующей Конституции Российской Федерации страна начала путь демократических преобразований в новой политико-правовой «системе координат». Статья 13 Конституции Российской Федерации закрепила идеологическое многообразие и фактический отказ от государственной идеологии. Это обосновывалось, прежде всего, необходимостью отказа от коммунистической идеологии, по факту же самой Конституцией провозглашалась в качестве официальной либеральная идеология приоритета прав человека, ценностей толерантности и главенствующей роли норм международного права, в том числе решений международных организаций в национальной правовой системе. Все реформы, проводимые в стране, были призваны интегрировать Россию в мировую, прежде всего европейскую, систему, во всех сферах – от экономики до социальной сферы. Пронизанной духом либерализма оказалась и сфера образования и воспитания будущих поколений россиян. Европейские ценности общественного развития стали ориентиром. Именно поэтому была подписана Болонская декларация, предполагающая включение России в общий «европейский образовательный рынок». Дипломы российских вузов должны были стать признаваемыми в европейских странах, чем обеспечивалась свободная мобильность специалистов.
Материалы и методы
На основе изучения современных вызовов и угроз как внутреннего, так и внешнего характера, причин их возникновения и последствий, с использованием общенаучных и специальных юридических методов рассматриваются актуальные проблемы и возможные перспективы современных трансформаций государственной политики в сфере патриотического воспитания и образования в России.
Результаты исследования
Проходящая в настоящее время специальная военная операция выявила многие проблемы произошедших трансформаций либерального периода времен окончания холодной войны, когда Россия рассматривалась как страна, побежденная в экономическом, военно-политическом и социальном смыслах. Начиная с конца 80-х годов повсеместно навязывалась идеология свободы и ценности либерального развития, на второй план были отодвинуты традиционные ценности, вера и любовь к своему Отечеству, гордость за великие победы, уважение к героям. Активизированы были западные инструменты «мягкой силы», распространились сети многочисленных структур влияния: Британский совет, Фонд Сороса, программа «Фулбрайт» и многие другие, целью которых было стереть историческую память молодого поколения россиян и выстроить западно-ориентированную идеологию. Особенно активно это насаждалось в странах, входивших некогда в российскую орбиту геополитического влияния. Сначала центральная и восточная Европа, страны Прибалтики, потом все бывшие советские республики, включая Беларусь и Украину. «После роспуска Союза связи России с республиками стали быстро свертываться. И не только вследствие кризисного сокращения производства, но из-за переориентации России и других республик на дальнее зарубежье» [1, с. 491]. Шел процесс включения этих стран в западную экономику, открытия границ для товаров и технологий, вытеснивших в итоге лишенные государственной поддержки и ставшие неконкурентоспособными отечественные национальные производства. Легендарные заводы пошли с молотка залоговых аукционов, уникальные станки сдавались в металлолом, а земельные участки и здания попали в руки девелоперов, которые благополучно пристроили их; сотни городов и поселков наполнились торговыми центрами и жилыми комплексами, перестали что-либо производить, созидать... Не только в России, но и на всем постсоветском пространстве. Также шел процесс военно-технического включения новых территорий в орбиту англо-американского влияния. Сначала через программу «Партнерство ради мира» и участие в совете евроатлантичнского сотрудничества, а в дальнейшем и прямого вхождения в состав НАТО. Главное, что достигалось расширением НАТО, – насаждалась антироссийская риторика и, как следствие, шло полное перевооружение по новым стандартам, заводы ВПК, прежде всего американские, получали все новые и новые заказы…
Нарастающие проблемы в экономике и социальной сфере постепенно стали «отрезвлять» российское общество. «Современное мировое сообщество оказалось не столь идеальным, каким оно виделось на заре реформ. Как выяснилось, не все беды порождались холодной войной, коммунистической идеологией и политикой» [2, с. 87]. Фактически стало понятно, что все либеральные реформы были направлены на уничтожение суверенитета России, как в политическом, экономическом, военно-стратегическом, так и в духовно-патриотическом смыслах. Красной чертой стала прямая угроза того, что в Крыму и по всей южной границе России могут возникнуть базы НАТО; стало понятно, к чему привела либеральная политика отказа от идеологии и стремления к западным ценностям!
Развитие либеральной идеологии привело к трагическим последствиям и саму Европу. Провозгласив курс на евроинтеграцию и безусловный приоритет в сфере личных прав человека, не основанных на нравственной доктрине традиционных ценностей, страны Европы сегодня практически лишились национальной идентичности в силу прибывших на их территорию миллионов мигрантов из арабских стран и фактически не имеют будущего в связи с официальной поддержкой ЛГБТ-движения (признано экстремистским на территории РФ). Более того, развитие идей зеленой повестки и неприятие всего российского ввиду обвинений страны в агрессии и терроризме Европа сегодня лишена доступных энергетических ресурсов, и, как следствие, развитие экономики остановлено, зреют социальные протестные настроения.
Обсуждение и заключение
Все описанные выше процессы трансформации идеологической сферы жизни российского общества и влияния западных ценностей, по сути, привели к тому, что молодое поколение, выросшее в новом веке (так называемые миллениалы), руководствуется только личными интересами, рассматривает все с позиций собственной выгоды, идеализирует западную либеральную модель экономики и социального развития. Конечно, не все сто процентов представителей молодого поколения выросли в такой парадигме, сильным оказалось семейное воспитание, во многих учебных заведениях сильны были и остаются традиции патриотического воспитания. Да и генетически поколение, воспитанное победителями (дети и внуки ветеранов Великой Отечественной войны), не могло вырастить тотальных предателей своего Отечества. Но откровенный разворот в патриотическом воспитании сделать сейчас крайне сложно. Недостаточно только того, чтобы выйти из Болонской декларации, необходимо системное переосмысление многих процессов. Первое, что необходимо, – это пересмотр в целом подходов к образованию. Образование не должно быть услугой – это благо! Педагог высшей школы и школьный учитель не должны быть приравнены к обслуживающему персоналу. Образование – это не платная услуга населению. Это в корне меняет суть образовательной деятельности. В образовательной системе во главу угла должно быть поставлено воспитание личности, а не формирование компетенций. Стремление ко всему западному также должно быть переосмыслено на уровне образовательных программ. Повальное изучение английского языка всегда сопряжено с изучением англосаксонской и американской культуры и истории. Не секрет, что до сих пор большой популярностью пользуются школы с английской методикой преподавания, а сами преподаватели – носители языка – в большом почете у родителей, продолжающих платить высокие суммы за обучение своих детей. С изучением языка внедряются в сознание не только лингвистические особенности, но и культура, история, основы обществознания, транслируются ценности и подходы, принятые в западном обществе и системе образования.
«Мы все чаще размышляем и говорим о XXI веке, о будущем. Но мы не всегда даем ясный ответ в том, что будущее начинается сегодня. Более того, оно началось еще вчера, оно имеет свои истоки в глубинах прошлого» [3, с. 239]. Выстроить устойчивую долговременную стратегию национальной безопасности России возможно, только четко определив концептуальные основы того нравственного идейного потенциала современного образования и воспитания будущего поколения. От того, как мы, педагоги, выстроим свои подходы, прежде всего ценностные ориентиры в нашей педагогической деятельности по воспитанию молодого поколения, какие оценки мы дадим историческому прошлому и осмыслим происходящие сегодня социально-экономические и политические процессы, будет зависеть то, какой станет Россия в будущем!
1. Grani globalizacii: Trudnye voprosy sovremennogo razvitiya / M.S. Gorbachev i dr. Moskva: Al'pina Pablisher, 2003. 592 s.
2. Vostok/Zapad: regional'nye podsistemy i regional'nye problemy mezhdunarodnyh otnoshenij / pod red. A.D. Voskresenskogo. Moskva: Moskovskij gosudarstvennyj universitet mezhdunarodnyh otnoshenij (Universitet); «Rossijskaya politicheskaya enciklopediya» (ROSSPEN), 2002. 528 s.
3. Pedagogicheskij put' samorazvitiya. Izbrannoe / sost. M.V. Andreev, YU.V. Andreeva. Kazan': Centr innovacionnyh tekhnologij, 2020. 256 s.