Совершенствованиe законодательных мер по противодействию противоправным деяниям в сфере трансплантологии
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Введение: статья посвящена исследованию проблематики совершенствования российского законодательства в сфере противодействия противоправным деяниям в области трансплантологии. Материалы и методы: теоретической основой исследования выступила российская правовая база; кроме того, автором проанализированы отечественные научные работы по вопросам совершенствования правовой регламентации трансплантологии и донорства в Российской Федерации, основных видов угроз в области незаконной трансплантации, а также иные медицинские и биологические аспекты, имеющие отношение к рассматриваемой теме исследования. Используя различные общенаучные приемы и способы познания, а также подбор и анализ эмпирических данных, основываясь на моделировании, сравнении, специально-юридических и частнонаучных методах, автор провел научное исследование основных законодательных основ, а также особенностей общественных отношений, возникающих в процессе противодействия противоправным деяниям в области трансплантологии. Результаты исследования: проблематика, связанная с воплощением в жизнь гражданами или же их родственниками, близкими, законными представителями прав на передачу собственной воли в отношении нежелания отбора у них после смерти трансплантатов, требует комплексной научной проработки, а реализация механизмов по воплощению данных идей в практику также нуждается в существенном совершенствовании. Обсуждение и заключение: развитие трансплантологии приводит к многочисленным злоупотреблениям в рассматриваемой сфере, и при очевидных наруше­ниях действующих законодательных норм преступникам все же удается избежать заслуженных мер уголовной ответственности. С целью совершенствования правового регулирования трансплантации в настоящее время требуется разработать и законодательно закрепить механизмы, которые в дальнейшем позволят добиваться того, чтобы методы по спасению людей находили свое воплощение в отработанной и проверенной на практике систе­ме по выявлению потенциальных доноров; разработке и внедрении единой базы донорских органов и реализации политики биоэти­ческого воспитания, которая должна основываться на стимулиро­вании добровольного посмертного донорства. Подобный подход мог бы позволить снизить не­законный оборот донорского материала и способствовать снижению противоправных деяний в сфере трансплантологии.

Ключевые слова:
трансплантология; нормативно-правовая база; донорский материал; предупреждение преступности; законодательное регулирование; трансплантаци­онный фонд; международно-правовые акты; операция по трансплантации; научная сфера; совершенствование законодательства
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Введение

Проблематика проведения медицинских операций по пересадке жизненно важных органов, а также иных вопросов, связанных с данной сферой медицинской деятельности, продолжает широко обсуждаться в различных научных отраслях учеными и практиками, поскольку на текущий момент не получили своего окончательного разрешения многие из деонтологических, соци­альных и правовых проблем, связанных с трансплантологией [1, с. 181]. При этом трансплантационная проблематика с каждым годом по большей части начинает представлять интерес не только с моральной и этических точек зрения, но также и правовой. Например, в рассматриваемой сфере возникает все больше проблемных вопросов относительно того, насколько возможно использовать донорский материал несовер­шеннолетнего для спасения своих близких [2, с. 7]. Очевидно, что с ростом заболеваемости населения подобные аспекты правового характера будут возникать в дальнейшем все чаще. Также необходимо отметить и то, что в современной юридической литературе находят отражение многие актуальные положения по рассматриваемой проблеме, однако отдельные из них не обладают убедительной аргументацией и нуждаются в дополнительном исследовании и проработке [3, с. 11]. В частности, особую важность приобретает необходимость совершенствования отечественных законодательных мер, направленных на противодействие противоправным деяниям в сфере трансплантологии.

Обзор литературы

Ряд отдельных положений, которые касаются правовых аскетов по противодействию противоправным деяниям в сфере трансплантологии, в отечественной юридической литературе рассматривались М.И. Авдеевым, В.И. Акоповым, Т.А. Андроновой, А.А. Афанасьевым, С.Ф. Багненко, Ж.С. Баумовой, Е.В. Белоусовой, В.С. Бокоевым, Л.С. Виноградовой, О.В. Гончаровой, Н.А. Горбуновой, Д.А. Гришиным, Д.О. Гунченко, А.Н. Дудниковой, В.Б. Евдокимовым, Э.Ж. Жабаевой, К.А. Журавлевой, М.В. Залесской, А.В. Ильяшенко, А.Н. Калугиным, Е.А. Капитоновой, В.С. Катаевым, В.И. Коваленко, Д.П. Кобяковым, О.А. Красовским, О.А. Кустовой, Е.Н. Масловым, И.А. Миненко, Г.А. Нафиковой, Ю.О. Олейниковой, Ю.П. Поповой, Ю.С. Полушиным, М.З. Рахимовым, О.Н. Резник, О.В. Романовской, Г.Б. Романовским, Е.В. Рыжковой, Д.Р. Сангиновым, Ф.Г. Серым, О.М. Смирновой, В.О. Соколовым, К.А. Суровцевой, Д.Г. Сердюковым, Е.С. Третьяковой, Т.А. Тухватуллиным, А.Ю. Чернышевой, В.В. Шавловской, Н.В. Ярославцевой и др.

Материалы и методы

Общей методологической основой данной работы явились общенаучные методы научного познания, в частности анализ, моделирование, синтез, абстрагирование, сравнение; также были использованы специально-юридические методы: сравнительно-правовой и толкования права; а также частнонаучные методы: формально-логический, сравнительный и исторический. В качестве объекта исследования выступил анализ общественных отношений, которые возникают в процессе совершенствования правового регулирования трансплантационных технологий, а также правового противодействия противоправным деяниям в биомедицинской сфере. Теоретическую основу работы составили законодательные и иные правовые акты по правовому регулированию борьбы с незаконной трансплантацией, а также ранее проведенные исследования отечественных ученых, связанных с исследованием законодательных норм, предусматривающих ответственность за незаконный отбор донорских органов и иную противоправную деятельность по их купле-продаже с принуждением к трансплантации.

Результаты исследования

В настоящее время в большинстве развитых государств процессы в сфере трансплантологии являются наиболее результативными формами оперативных медицинских вмешательств, которые направлены на проведение медицинских операций по пересадке донорских трансплантатов реципиентам. Подавляющее большинство клинических показателей в рассматриваемой сфере демонстрирует реальные возможности увеличения продолжительности человеческой жизни, а также ее качества на основе совершенствования трансплантационных механизмов [4, с. 65].

Между тем в настоящее время мировое сообщество сталкивается с тем, что рассматриваемые способы хирургического вмешательства в организм человека не обладают соответствующим правовым обеспечением. Большая часть правовых и этических затруднений, которые возникают в сфере трансплантологии, пока что не могут найти своего разрешения [5, с. 98].

Более того, нормативное регулирование рассматриваемых процессов носит противоречивый характер, что, в свою очередь, приводит к возникновению конфликтных ситуацией, негативно сказывающихся на развитии трансплантологии во всем мире. В связи с этим ученые признают важность немедленного полномасштабного решения всех проблемных аспектов в сфере трансплантологии, имеющих юридический характер [6, с. 45]. По мнению экспертов, обозначенная необходимость обусловлена множеством обстоятельств, и в первую очередь тем, что наибольших успехов трансплантология достигла в тех государствах, которые уделяли пристальное внимание совершенствованию правового регулирования рассматриваемой сферы, что способствовало недопущению серьезных правонарушений в области трансплантологии [7, с. 182].

Распад Советского Союза привел к тому, что его бывшие республики избрали различные правовые пути развития трансплантологии. Во многих из них, как и в ряде других государств, действует модель по регулированию данной процедуры – испрошенное согласие, «когда человек разрешает отобрать и использовать его донорский материал после смерти или же это согласие выражают члены его семьи, а также когда умершие заранее не сделали подобных распоряжений» [8, с. 89]. В России был избран собственный путь в результате принятия Федерального закона от 22 декабря 1992 г. № 4180-1-ФЗ «О трансплантации органов и (или) тканей человека», основанного на презумпции согласия, по которому отбор и дальнейшее использование донорского материала трупа возможно, если донором при жизни не высказывались возраже­ния против данной процедуры или если против этого не возражают его родственники1. Становлению и формированию правовых механизмов по регулированию трансплантологии в нашей стране также способствовал Федеральный закон от 12 января 1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»2.

Сегодня в России одним из самых разработанных отечественных направлений, связанных с использованием биотехнических технологий по оказанию медицинской помощи, о котором говорится в десятом пункте второй статьи Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»3, и получившим вполне достойную правовую оценку, является профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.

С 1 сентября 2022 г. вступил в силу Федеральный закон № 129-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации “О трансплантации органов и (или) тканей человека” и Федеральный закон “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”», изменивший некоторые из трансплантационных правил4. Так, в частности, некоторые из поправок были внесены в нормы о презумпции согласия при посмертном донорстве, согласии реципиента на трансплантацию, правах живого донора, предусмотренные Федеральным законом от 22.12.1992 № 4180-1-ФЗ «О трансплантации органов и (или) тканей человека». В то же время в Федеральном законе от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» также появились нормы о ведении Федерального регистра доноров и реципиентов костного мозга и гемопоэтических стволовых клеток. Однако внесенные в отечественные законодательные нормы в сфере трансплантологии изменения не могут в полной мере содействовать эффективному противодействию противоправным деяниям в этой области.

Обсуждение и заключение

Федеральный закон от 22.12.1992 № 4180-1-ФЗ «О трансплантации органов и (или) тканей человека» нуждается в обязательном дополнении, согласно которому отбор донорского материла у живых доноров следует осуществлять только с целью проведения последующего лечения реципиентов и только когда нет пригодных трансплантатов трупов, а также не представляется возможным применение альтернативных методов лечения остро нуждающихся больных.

Одновременно с этим не следует дистанцироваться от существующих трансплантационных проблем, среди которых важнейшая – недостаточное количество донорского материала – указывает на востребованность разработки необходимого специального правового регулирования донорства. В связи с этим в Федеральном законе от 22.12.1992 № 4180-1-ФЗ «О трансплантации органов и (или) тканей человека» следует закрепить права больных, нуждающихся в проведении трансплантационных операций, на обязательный доступ к федеральным трансплантационным программам. Также необходимо развивать юридическое гарантирование предупреждения любых противоправных деяний, в том числе и коррупционных, связанных с процессом получения донорских органов.

Полагаем, необходимо в Федеральном законе от 22.12.1992 № 4180-1-ФЗ «О трансплантации органов и (или) тканей человека» перечислить не только органы и ткани, являющиеся объектами трансплантационных операций, но и иные фрагменты человеческого организма, в частности стволовые клетки, эмбрионы и др., выступающие в качестве предметов незаконного оборота в сфере трансплантации. Кроме того, данный законодательный акт должен определять алгоритмы использования трансплантационного материала доноров, которые не являются родственниками.

Необходимо подчеркнуть, что Федеральный закон от 22.12.1992 № 4180-1-ФЗ «О трансплантации органов и (или) тканей человека» не распространяет свое действие на те отношения, которые возникают в процессе вспомогательных репродуктив­ных технологий. Поэтому сферу его действия следует расширить, включив в предмет правового регулирования и те общественные отношения, которые непосредственно относятся к исследованию, экспертизе, производству, хранению, ввозимого на территорию нашей страны и вывозимого из нее всего комплекса биомедицинских клеточных продуктов.

Также следует отметить, что в частях шестой и девятой статьи 47 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» не наблюдается четко сформулированной регламентации учета волеизъявлений граждан относительно их согласия либо несогласия на посмертный отбор донорского материала. Кроме того, нормы данного законодательного акта не указывают, какое количество свидетелей должно присутствовать в момент выражения воле­изъявления граждан на посмертное донорство; само воле­изъявление должно выражаться в письменной либо устной формах; может ли в качестве свидетелей в момент волеизъявления посмертного донорства выступать персонал медицинских учреждений; кто и каким образом должен заносить информационные данные о согласии на посмертное донорство в медицинские документы граждан.

В соответствии с частью девятой статьи 47 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» волеизъявления граждан относительно их посмертного донорства вносят в медицинскую документацию, однако в законодательном акте не определяется, что является медицинской документацией, что, в свою очередь, ведет к нарушению принципа правовой определенности. Скорее всего, под медицинской документацией законодатель имел в виду документацию, которая связана с диагностикой, профилактикой, лечением, а также проведением ряда других мероприятий. Означает ли это, что у лиц, не имеющих обозначенной выше медицинской документации, после их смерти может быть отобран донорский материал? При этом абсолютно точно, что у граждан иностранных государств, находящихся на территории Российской Федерации с туристическими целями, нет подобной медицинской документации.

К тому же и россияне, путешествующие по стране, не смогут выступить в качестве посмертных доноров в случае внезапной гибели, поскольку у них при себе не окажется медицинской документации. Таким образом, решить данную проблему возможно только законодательно, закрепив определение медицинской документации, при этом в обязательном порядке указав на то, что доступ сотрудников медицинских организаций к телу умершего для отбора его донорского материала разрешается только при наличии медицинской документации умерших лиц. Доступ к медицинской документации не только предоставит возможность медицинским работникам узнать волеизъявление умершего на посмертное донорство, но и позволит им узнать о наличии возможных заболеваний потенциального донора, которые повлияют на проведение трансплантационных операций. Кроме того, законодательный запрет на отбор трансплантатов у трупа без доступа к его медицинской документации позволит снизить различные правонарушения в рассматриваемой сфере.

Необходимо проводить исследования по изучению зарубежного положительного опыта в сфере трансплантологии и донорства с целью его использования. В связи с этим представляет интерес опыт Королевства Испании, сумевшего достичь серьезного прорыва в данной области. Так, в частности, этим государством осуществляется серьезная деятельность, направленная на реализацию госпрограммы донорства, которая основана на воспитании граждан и пропаганде добровольного донорства. Работа по развитию рассматриваемого института проводится на различных уровнях и различными субъектами под девизом «Не забирайте органы с собой на небеса» [9, с. 495].

Принимая во внимание колоссальную нехватку трансплантатов для проведения трансплантационных операций, необходимо на государственном уровне развивать пропагандистскую и просветительскую работу, разъясняя соотечественникам необходимость оформления добровольных согласий на посмертное использование их донорского материала. Средства массовой информации на основе социальной рекламы могли бы помочь населению осознать, что прижизненно оформленное бесплатное донорство – это гуманная и благородная миссия, направленная на спасение человеческих жизней.

По нашему мнению, необходимо провести исследование с учетом зарубежных достижений, на основании которого следует внести предложения по разработке и принятию Государственной программы Российской Федерации, направленной на развитие донорства. Данная программа не должна копировать «ведомственную целевую программу донорства и трансплантации органов, целью которой является только повышение доступности медицинской помощи методом трансплантации»5, а предусматривать организационные, правовые и профилактические государственные меры по поощрению и развитию легального донорства в стране и недопущению, а также минимизации его негативных составляющих. Среди субъектов, которые могут быть задействованы в ее реализации, должны быть не только сотрудники органов исполнительной власти и представители медицинского сообщества, но и различные общественные организации, представители научного сообщества и волонтеры.

Учитывая зарубежный положительный опыт и основываясь на международно-правовых принципах, следует внести предложения по разработке правового механизма, направленного на поощрительные меры «при добровольном посмертном донорстве, которое основывалось бы на прижизненном юридически оформленном согласии потенциальных доноров о посмертном безвозмездном использовании их донорского материала» [10, с. 51]. В случае смерти таких лиц их донорский материал отбирался бы на безвозмездной основе, но при этом потенциальные доноры могли бы поощряться прижизненно различными медицинскими льготами в организациях здравоохранения, а также в случае их смерти имели право бесплатного или же льготного погребения.

Также необходимо отметить, что особое внимание следует уделять случаям, в которых пациенты-реципиенты выезжают за границу для пересадки органов либо прибывают из-за границы. Кроме того, решающим фактором при расследовании связанных с данным преступлением уголовных дел является определение роли медицинского персонала, как в предотвращении этих преступлений, так и в представлении информации о сомнительных случаях пересадки человеческих органов.

Результаты анализа зарубежного законодательного опыта по криминализации деяний в сфере трансплантологии показали, что «многочис­ленные уголовные законы зарубежных стран содержат нормы, которые предусмат­ривают виды уголовной ответственности за незаконную деятельность в сфере трансплантологии» [11, с. 197]. Так, в частности, Уголовным кодексом Франции охраняется широкий спектр обществен­ных отношений в сфере трансплантологии среди которых: получение от человека какого-либо из его органов на условиях оплаты в любой форме и посредничество в таком получении (ст. 511-2); изъятие какого-либо органа у человека при отсутствии его согласия, полученного в порядке, установленном специ­альным законом (ст. 511-3); изъятие (трансплантация) органов в учрежде­нии, не получившем на это специального разрешения (ст. 511-7) и др.»6.

С целью совершенствования правового регулирования трансплантации в настоящее время требуется на регулярной основе проводить исследования по данной проблематике, на материалах которых разрабатывать и законодательно закреплять необходимые меры, способствующие эффективному правовому регулированию рассматриваемой сферы. Предпринятый комплекс правовых мероприятий мог бы позволить добиться снижения фактов различных злоупотреблений в сфере трансплантологии, избежав применения мер наказания за совершенные противоправные деяния.

Список литературы

1. Чернова Ю.А. Проблемы законодательного регулирования механизма выражения учeта волеизъявления на изъятие органов и (или) тканей из тела человека // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Право. 2018. № 1 (20). С. 180-185.

2. Баумова Ж.С. Использование в целях трансплантации донорских органов несовершеннолетних: «за» и «против» // Молодой ученый. 2017. № 17.1. С. 6-7.

3. Кобец П.Н. Об основных причинах и условиях, способствующих незаконной трансплантации органов и тканей человека // Медицинское право. 2021. № 3. С. 9-14.

4. Третьякова Е.С., Атаманюк Я.Д. Проблемы правового регулирования трансплантации органов и тканей человека в международном и национальном праве // Новый юридический вестник. 2020. № 7 (21). С. 64-65.

5. Билера В.Г., Сафронова Е.В. Правовые и этические проблемы трансплантации органов человека // Медицинское право: теория и практика. 2019. Т. 5. № 2 (10). С. 94-100.

6. Стеценко С. Трансплантология: юридические проблемы // Законность. Москва, 2004. № 11. С. 44-46.

7. Дудникова А.Н., Калугин А.Н. Некоторые проблемы правового регулирования трансплантации органов и тканей человека в российском законодательстве // Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета. 2011. № 4. С. 182-185.

8. Ильяшенко А.В. Правовое регулирование трансплантации органов и тканей человека в европейских странах // Труды Академии управления МВД России. 2014. № 1 (29). С. 87-90.

9. Козина А.М., Жабаева Э.Ж. Пашкова Е.П. Проблемы трансплантологии: исторические и законодательные аспекты // Наука среди нас. 2018. № 4 (8). С. 492-496.

10. Коваленко В.И. Криминологическая оценка незаконной трансплантации органов и тканей человека в России // Юристъ-Правоведъ. 2011. № 6 (49). С. 49-54.

11. Шавловская В.В. Ответственность за торговлю органами, тканями и клетками: зарубежный взгляд // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2022. № 7. С. 194-198. DOI:https://doi.org/10.23672/b8908-8841-4164-e


Войти или Создать
* Забыли пароль?