Russian Federation
Introduction: the article covers the study of the challenges and improvement of the Russian legislation in countering illegal decisions in organ transplantation. Materials and Methods: Russian legislation was theoretical basis for the study. The author analyzed Russian scientific works on the improvement of the legal regulation of organ transplantation and donation in the Russian Federation, main types of threats in illegal transplantation, and other medical and biological aspects relating to the topic of the study. Basing on the various common scientific methods and ways of cognition, as well as selection and analysis of empirical data, modeling, comparison, legal and special scientific methods the author conducted a scientific study of the main legal legislative framework and aspects of the social relation of unlawful acts in transplantation. Results: the subject matter of realizing into the lives of citizens and their relatives, close people, legal representatives the right of transferring their own will with regard to the reluctance to take grafts from them after death, requires complex scientific studies, the implementation of mechanisms to put these ideas into practice also needs significant improvement. Discussion and Conclusions: development of trasplantology leads to numerous abuses. With obvious violations of legal norms, criminals still manage to avoid the criminal penalties they deserve. In order to improve the legal regulation of organ transplantation it is important to develop and legislate mechanisms to ensure that methods to save people are embodied in a tested and proven system for identifying potential donors; development and implementation of a unified database of donor organs and implementation of bioethical education policy, which should be based on stimulation of voluntary post-mortem donation. Such approach could allow to reduce the illegal turnover of donor materials and contribute to the reduction of unlawful acts in organ transplantation.
transplantation; legal framework; donor material; crime prevention; legislative regulation; transplant fund; international legal acts; transplant operation; scientific sphere; improvement of legislation
Введение
Проблематика проведения медицинских операций по пересадке жизненно важных органов, а также иных вопросов, связанных с данной сферой медицинской деятельности, продолжает широко обсуждаться в различных научных отраслях учеными и практиками, поскольку на текущий момент не получили своего окончательного разрешения многие из деонтологических, социальных и правовых проблем, связанных с трансплантологией [1, с. 181]. При этом трансплантационная проблематика с каждым годом по большей части начинает представлять интерес не только с моральной и этических точек зрения, но также и правовой. Например, в рассматриваемой сфере возникает все больше проблемных вопросов относительно того, насколько возможно использовать донорский материал несовершеннолетнего для спасения своих близких [2, с. 7]. Очевидно, что с ростом заболеваемости населения подобные аспекты правового характера будут возникать в дальнейшем все чаще. Также необходимо отметить и то, что в современной юридической литературе находят отражение многие актуальные положения по рассматриваемой проблеме, однако отдельные из них не обладают убедительной аргументацией и нуждаются в дополнительном исследовании и проработке [3, с. 11]. В частности, особую важность приобретает необходимость совершенствования отечественных законодательных мер, направленных на противодействие противоправным деяниям в сфере трансплантологии.
Обзор литературы
Ряд отдельных положений, которые касаются правовых аскетов по противодействию противоправным деяниям в сфере трансплантологии, в отечественной юридической литературе рассматривались М.И. Авдеевым, В.И. Акоповым, Т.А. Андроновой, А.А. Афанасьевым, С.Ф. Багненко, Ж.С. Баумовой, Е.В. Белоусовой, В.С. Бокоевым, Л.С. Виноградовой, О.В. Гончаровой, Н.А. Горбуновой, Д.А. Гришиным, Д.О. Гунченко, А.Н. Дудниковой, В.Б. Евдокимовым, Э.Ж. Жабаевой, К.А. Журавлевой, М.В. Залесской, А.В. Ильяшенко, А.Н. Калугиным, Е.А. Капитоновой, В.С. Катаевым, В.И. Коваленко, Д.П. Кобяковым, О.А. Красовским, О.А. Кустовой, Е.Н. Масловым, И.А. Миненко, Г.А. Нафиковой, Ю.О. Олейниковой, Ю.П. Поповой, Ю.С. Полушиным, М.З. Рахимовым, О.Н. Резник, О.В. Романовской, Г.Б. Романовским, Е.В. Рыжковой, Д.Р. Сангиновым, Ф.Г. Серым, О.М. Смирновой, В.О. Соколовым, К.А. Суровцевой, Д.Г. Сердюковым, Е.С. Третьяковой, Т.А. Тухватуллиным, А.Ю. Чернышевой, В.В. Шавловской, Н.В. Ярославцевой и др.
Материалы и методы
Общей методологической основой данной работы явились общенаучные методы научного познания, в частности анализ, моделирование, синтез, абстрагирование, сравнение; также были использованы специально-юридические методы: сравнительно-правовой и толкования права; а также частнонаучные методы: формально-логический, сравнительный и исторический. В качестве объекта исследования выступил анализ общественных отношений, которые возникают в процессе совершенствования правового регулирования трансплантационных технологий, а также правового противодействия противоправным деяниям в биомедицинской сфере. Теоретическую основу работы составили законодательные и иные правовые акты по правовому регулированию борьбы с незаконной трансплантацией, а также ранее проведенные исследования отечественных ученых, связанных с исследованием законодательных норм, предусматривающих ответственность за незаконный отбор донорских органов и иную противоправную деятельность по их купле-продаже с принуждением к трансплантации.
Результаты исследования
В настоящее время в большинстве развитых государств процессы в сфере трансплантологии являются наиболее результативными формами оперативных медицинских вмешательств, которые направлены на проведение медицинских операций по пересадке донорских трансплантатов реципиентам. Подавляющее большинство клинических показателей в рассматриваемой сфере демонстрирует реальные возможности увеличения продолжительности человеческой жизни, а также ее качества на основе совершенствования трансплантационных механизмов [4, с. 65].
Между тем в настоящее время мировое сообщество сталкивается с тем, что рассматриваемые способы хирургического вмешательства в организм человека не обладают соответствующим правовым обеспечением. Большая часть правовых и этических затруднений, которые возникают в сфере трансплантологии, пока что не могут найти своего разрешения [5, с. 98].
Более того, нормативное регулирование рассматриваемых процессов носит противоречивый характер, что, в свою очередь, приводит к возникновению конфликтных ситуацией, негативно сказывающихся на развитии трансплантологии во всем мире. В связи с этим ученые признают важность немедленного полномасштабного решения всех проблемных аспектов в сфере трансплантологии, имеющих юридический характер [6, с. 45]. По мнению экспертов, обозначенная необходимость обусловлена множеством обстоятельств, и в первую очередь тем, что наибольших успехов трансплантология достигла в тех государствах, которые уделяли пристальное внимание совершенствованию правового регулирования рассматриваемой сферы, что способствовало недопущению серьезных правонарушений в области трансплантологии [7, с. 182].
Распад Советского Союза привел к тому, что его бывшие республики избрали различные правовые пути развития трансплантологии. Во многих из них, как и в ряде других государств, действует модель по регулированию данной процедуры – испрошенное согласие, «когда человек разрешает отобрать и использовать его донорский материал после смерти или же это согласие выражают члены его семьи, а также когда умершие заранее не сделали подобных распоряжений» [8, с. 89]. В России был избран собственный путь в результате принятия Федерального закона от 22 декабря 1992 г. № 4180-1-ФЗ «О трансплантации органов и (или) тканей человека», основанного на презумпции согласия, по которому отбор и дальнейшее использование донорского материала трупа возможно, если донором при жизни не высказывались возражения против данной процедуры или если против этого не возражают его родственники1. Становлению и формированию правовых механизмов по регулированию трансплантологии в нашей стране также способствовал Федеральный закон от 12 января 1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»2.
Сегодня в России одним из самых разработанных отечественных направлений, связанных с использованием биотехнических технологий по оказанию медицинской помощи, о котором говорится в десятом пункте второй статьи Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»3, и получившим вполне достойную правовую оценку, является профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
С 1 сентября 2022 г. вступил в силу Федеральный закон № 129-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации “О трансплантации органов и (или) тканей человека” и Федеральный закон “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”», изменивший некоторые из трансплантационных правил4. Так, в частности, некоторые из поправок были внесены в нормы о презумпции согласия при посмертном донорстве, согласии реципиента на трансплантацию, правах живого донора, предусмотренные Федеральным законом от 22.12.1992 № 4180-1-ФЗ «О трансплантации органов и (или) тканей человека». В то же время в Федеральном законе от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» также появились нормы о ведении Федерального регистра доноров и реципиентов костного мозга и гемопоэтических стволовых клеток. Однако внесенные в отечественные законодательные нормы в сфере трансплантологии изменения не могут в полной мере содействовать эффективному противодействию противоправным деяниям в этой области.
Обсуждение и заключение
Федеральный закон от 22.12.1992 № 4180-1-ФЗ «О трансплантации органов и (или) тканей человека» нуждается в обязательном дополнении, согласно которому отбор донорского материла у живых доноров следует осуществлять только с целью проведения последующего лечения реципиентов и только когда нет пригодных трансплантатов трупов, а также не представляется возможным применение альтернативных методов лечения остро нуждающихся больных.
Одновременно с этим не следует дистанцироваться от существующих трансплантационных проблем, среди которых важнейшая – недостаточное количество донорского материала – указывает на востребованность разработки необходимого специального правового регулирования донорства. В связи с этим в Федеральном законе от 22.12.1992 № 4180-1-ФЗ «О трансплантации органов и (или) тканей человека» следует закрепить права больных, нуждающихся в проведении трансплантационных операций, на обязательный доступ к федеральным трансплантационным программам. Также необходимо развивать юридическое гарантирование предупреждения любых противоправных деяний, в том числе и коррупционных, связанных с процессом получения донорских органов.
Полагаем, необходимо в Федеральном законе от 22.12.1992 № 4180-1-ФЗ «О трансплантации органов и (или) тканей человека» перечислить не только органы и ткани, являющиеся объектами трансплантационных операций, но и иные фрагменты человеческого организма, в частности стволовые клетки, эмбрионы и др., выступающие в качестве предметов незаконного оборота в сфере трансплантации. Кроме того, данный законодательный акт должен определять алгоритмы использования трансплантационного материала доноров, которые не являются родственниками.
Необходимо подчеркнуть, что Федеральный закон от 22.12.1992 № 4180-1-ФЗ «О трансплантации органов и (или) тканей человека» не распространяет свое действие на те отношения, которые возникают в процессе вспомогательных репродуктивных технологий. Поэтому сферу его действия следует расширить, включив в предмет правового регулирования и те общественные отношения, которые непосредственно относятся к исследованию, экспертизе, производству, хранению, ввозимого на территорию нашей страны и вывозимого из нее всего комплекса биомедицинских клеточных продуктов.
Также следует отметить, что в частях шестой и девятой статьи 47 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» не наблюдается четко сформулированной регламентации учета волеизъявлений граждан относительно их согласия либо несогласия на посмертный отбор донорского материала. Кроме того, нормы данного законодательного акта не указывают, какое количество свидетелей должно присутствовать в момент выражения волеизъявления граждан на посмертное донорство; само волеизъявление должно выражаться в письменной либо устной формах; может ли в качестве свидетелей в момент волеизъявления посмертного донорства выступать персонал медицинских учреждений; кто и каким образом должен заносить информационные данные о согласии на посмертное донорство в медицинские документы граждан.
В соответствии с частью девятой статьи 47 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» волеизъявления граждан относительно их посмертного донорства вносят в медицинскую документацию, однако в законодательном акте не определяется, что является медицинской документацией, что, в свою очередь, ведет к нарушению принципа правовой определенности. Скорее всего, под медицинской документацией законодатель имел в виду документацию, которая связана с диагностикой, профилактикой, лечением, а также проведением ряда других мероприятий. Означает ли это, что у лиц, не имеющих обозначенной выше медицинской документации, после их смерти может быть отобран донорский материал? При этом абсолютно точно, что у граждан иностранных государств, находящихся на территории Российской Федерации с туристическими целями, нет подобной медицинской документации.
К тому же и россияне, путешествующие по стране, не смогут выступить в качестве посмертных доноров в случае внезапной гибели, поскольку у них при себе не окажется медицинской документации. Таким образом, решить данную проблему возможно только законодательно, закрепив определение медицинской документации, при этом в обязательном порядке указав на то, что доступ сотрудников медицинских организаций к телу умершего для отбора его донорского материала разрешается только при наличии медицинской документации умерших лиц. Доступ к медицинской документации не только предоставит возможность медицинским работникам узнать волеизъявление умершего на посмертное донорство, но и позволит им узнать о наличии возможных заболеваний потенциального донора, которые повлияют на проведение трансплантационных операций. Кроме того, законодательный запрет на отбор трансплантатов у трупа без доступа к его медицинской документации позволит снизить различные правонарушения в рассматриваемой сфере.
Необходимо проводить исследования по изучению зарубежного положительного опыта в сфере трансплантологии и донорства с целью его использования. В связи с этим представляет интерес опыт Королевства Испании, сумевшего достичь серьезного прорыва в данной области. Так, в частности, этим государством осуществляется серьезная деятельность, направленная на реализацию госпрограммы донорства, которая основана на воспитании граждан и пропаганде добровольного донорства. Работа по развитию рассматриваемого института проводится на различных уровнях и различными субъектами под девизом «Не забирайте органы с собой на небеса» [9, с. 495].
Принимая во внимание колоссальную нехватку трансплантатов для проведения трансплантационных операций, необходимо на государственном уровне развивать пропагандистскую и просветительскую работу, разъясняя соотечественникам необходимость оформления добровольных согласий на посмертное использование их донорского материала. Средства массовой информации на основе социальной рекламы могли бы помочь населению осознать, что прижизненно оформленное бесплатное донорство – это гуманная и благородная миссия, направленная на спасение человеческих жизней.
По нашему мнению, необходимо провести исследование с учетом зарубежных достижений, на основании которого следует внести предложения по разработке и принятию Государственной программы Российской Федерации, направленной на развитие донорства. Данная программа не должна копировать «ведомственную целевую программу донорства и трансплантации органов, целью которой является только повышение доступности медицинской помощи методом трансплантации»5, а предусматривать организационные, правовые и профилактические государственные меры по поощрению и развитию легального донорства в стране и недопущению, а также минимизации его негативных составляющих. Среди субъектов, которые могут быть задействованы в ее реализации, должны быть не только сотрудники органов исполнительной власти и представители медицинского сообщества, но и различные общественные организации, представители научного сообщества и волонтеры.
Учитывая зарубежный положительный опыт и основываясь на международно-правовых принципах, следует внести предложения по разработке правового механизма, направленного на поощрительные меры «при добровольном посмертном донорстве, которое основывалось бы на прижизненном юридически оформленном согласии потенциальных доноров о посмертном безвозмездном использовании их донорского материала» [10, с. 51]. В случае смерти таких лиц их донорский материал отбирался бы на безвозмездной основе, но при этом потенциальные доноры могли бы поощряться прижизненно различными медицинскими льготами в организациях здравоохранения, а также в случае их смерти имели право бесплатного или же льготного погребения.
Также необходимо отметить, что особое внимание следует уделять случаям, в которых пациенты-реципиенты выезжают за границу для пересадки органов либо прибывают из-за границы. Кроме того, решающим фактором при расследовании связанных с данным преступлением уголовных дел является определение роли медицинского персонала, как в предотвращении этих преступлений, так и в представлении информации о сомнительных случаях пересадки человеческих органов.
Результаты анализа зарубежного законодательного опыта по криминализации деяний в сфере трансплантологии показали, что «многочисленные уголовные законы зарубежных стран содержат нормы, которые предусматривают виды уголовной ответственности за незаконную деятельность в сфере трансплантологии» [11, с. 197]. Так, в частности, Уголовным кодексом Франции охраняется широкий спектр общественных отношений в сфере трансплантологии среди которых: получение от человека какого-либо из его органов на условиях оплаты в любой форме и посредничество в таком получении (ст. 511-2); изъятие какого-либо органа у человека при отсутствии его согласия, полученного в порядке, установленном специальным законом (ст. 511-3); изъятие (трансплантация) органов в учреждении, не получившем на это специального разрешения (ст. 511-7) и др.»6.
С целью совершенствования правового регулирования трансплантации в настоящее время требуется на регулярной основе проводить исследования по данной проблематике, на материалах которых разрабатывать и законодательно закреплять необходимые меры, способствующие эффективному правовому регулированию рассматриваемой сферы. Предпринятый комплекс правовых мероприятий мог бы позволить добиться снижения фактов различных злоупотреблений в сфере трансплантологии, избежав применения мер наказания за совершенные противоправные деяния.
1. Chernova Yu.A. Problemy zakonodatel'nogo regulirovaniya mehanizma vyrazheniya ucheta voleiz'yavleniya na iz'yatie organov i (ili) tkaney iz tela cheloveka // Vestnik Samarskoy gumanitarnoy akademii. Seriya: Pravo. 2018. № 1 (20). S. 180-185.
2. Baumova Zh.S. Ispol'zovanie v celyah transplantacii donorskih organov nesovershennoletnih: «za» i «protiv» // Molodoy uchenyy. 2017. № 17.1. S. 6-7.
3. Kobec P.N. Ob osnovnyh prichinah i usloviyah, sposobstvuyuschih nezakonnoy transplantacii organov i tkaney cheloveka // Medicinskoe pravo. 2021. № 3. S. 9-14.
4. Tret'yakova E.S., Atamanyuk Ya.D. Problemy pravovogo regulirovaniya transplantacii organov i tkaney cheloveka v mezhdunarodnom i nacional'nom prave // Novyy yuridicheskiy vestnik. 2020. № 7 (21). S. 64-65.
5. Bilera V.G., Safronova E.V. Pravovye i eticheskie problemy transplantacii organov cheloveka // Medicinskoe pravo: teoriya i praktika. 2019. T. 5. № 2 (10). S. 94-100.
6. Stecenko S. Transplantologiya: yuridicheskie problemy // Zakonnost'. Moskva, 2004. № 11. S. 44-46.
7. Dudnikova A.N., Kalugin A.N. Nekotorye problemy pravovogo regulirovaniya transplantacii organov i tkaney cheloveka v rossiyskom zakonodatel'stve // Vestnik Severo-Kavkazskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2011. № 4. S. 182-185.
8. Il'yashenko A.V. Pravovoe regulirovanie transplantacii organov i tkaney cheloveka v evropeyskih stranah // Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii. 2014. № 1 (29). S. 87-90.
9. Kozina A.M., Zhabaeva E.Zh. Pashkova E.P. Problemy transplantologii: istoricheskie i zakonodatel'nye aspekty // Nauka sredi nas. 2018. № 4 (8). S. 492-496.
10. Kovalenko V.I. Kriminologicheskaya ocenka nezakonnoy transplantacii organov i tkaney cheloveka v Rossii // Yurist'-Pravoved'. 2011. № 6 (49). S. 49-54.
11. Shavlovskaya V.V. Otvetstvennost' za torgovlyu organami, tkanyami i kletkami: zarubezhnyy vzglyad // Gumanitarnye, social'no-ekonomicheskie i obschestvennye nauki. 2022. № 7. S. 194-198. DOI:https://doi.org/10.23672/b8908-8841-4164-e