UDK 343.326 Сопротивление и прочие преступления в отношении государственной власти. Саботаж. Диверсии. Террористические акты
Introduction: This article highlights the problematic issues of combating extremist and terrorist crimes based on the assessment of the current situation, a comparative legal analysis of the criminal legislation of Kyrgyzstan and Russia, statistical data from competent state authorities and international institutions. To improve the criminal legislation of the Kyrgyz Republic, proposals for amendments and additions to the criminal law regarding the studied criminal offenses have been formulated, taking into account the positive experience of Russia. Materials and Methods: The basis for the writing of this article consisted of the constitutions, criminal codes, special laws of the Kyrgyz Republic and the Russian Federation, statistical data from competent state authorities and international institutions, as well as an analysis of the works of individual legal scholars on the examined issues. The methods applied include dialectical, comparative legal, formal-logical, and others. Results: The criminal legislation of the Kyrgyz Republic and the Russian Federation regulates the responsibility for extremist and terrorist crimes in virtually the same aspects. A comparison of the provisions in the Criminal Codes of Kyrgyzstan and Russia shows that some extremist and terrorist acts are not included in the criminal legislation of either Kyrgyzstan or Russia. This is explained by the fact that they are classified as administrative offenses. The analysis of the criminal legislation and law enforcement practices in Kyrgyzstan provides grounds to assert that there are certain shortcomings in the fight against extremism and terrorism, which need to be addressed, taking into account the positive experience of the Russian Federation. Discussion and Conclusions: The research results indicate trends towards tightening responsibility in the Criminal Codes of Kyrgyzstan and Russia for committing terrorist and extremist crimes. There has been an increase in the length of imprisonment, including life sentences. For certain offenses, in addition to the main punishment of imprisonment, the court may apply additional penalties such as confiscation of property, fines, and other forms of punishment. To increase the effectiveness of combating extremism and terrorism in the Kyrgyz Republic, it is deemed appropriate to: 1. Classify extremist and terrorist crimes based on the specific type of extremist activity, such as religious, political, etc., as outlined in the Russian Criminal Code. 2. In law enforcement practice, consider the positive experience of the Russian Federation: - on blocking extremist and terrorist materials on the Internet; - on funding programs aimed at the rehabilitation of individuals involved in extremist and terrorist activities. 3. Engage in close cooperation with other states and international organizations in the fight against extremism and terrorism, taking into account their positive experiences.
analysis; discrimination; state policy; constitution; concept; national security; counteraction; terrorism; extremism; criminal law
Введение
На протяжении последних десятилетий экстремизм и терроризм представляют серьезную угрозу национальной безопасности любого государства. Противодействие экстремизму и терроризму является приоритетным направлением государственной политики Кыргызстана и России.
Расширение масштабов международного терроризма, религиозного экстремизма и сепаратизма, террористические и экстремистские проявления в странах Центральной Азии и усиление вербовочно-пропагандистской деятельности в сети Интернет отнесены к внешним угрозам Кыргызстана 1.
Усиливающаяся нестабильность в мире, рост радикальных и экстремистских настроений могут привести к попыткам разрешить нарастающие межгосударственные противоречия за счет поиска внутренних и внешних врагов, к разрушению экономики, традиционных ценностей и игнорированию основных прав и свобод человека 2.
Несмотря на проводимые в Кыргызстане и России системные меры по борьбе с экстремизмом и терроризмом ,текущая ситуация в государствах остается сложной. Согласно ежегодным отчетам Института экономики и мира (IEP), позиция Кыргызстана и России в данном рейтинге в 2024 году ухудшились по сравнению с 2023 годом.
Эффективное противодействие исследуемым преступлениям требует выработки предложений по совершенствованию законодательства с учетом положительного опыта Российской Федерации и других государств в данном направлении.
Обзор литературы
Статья подготовлена на основе норм Конституций, уголовных кодексов КР и РФ, специальных законов Кыргызстана и России, Кодекса Кыргызской Республики о правонарушениях, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статистических данных компетентных государственных органов Кыргызской Республики и международных институтов по исследуемой проблематике.
В Конституциях Кыргызской Республики и Российской Федерации не упоминается об экстремизме и терроризме, однако их нормы напрямую влияют на деятельность государств в противодействии исследуемым преступлениям.
В преамбуле Конституции Кыргызской Республике закреплена приверженность государства к защите, уважению прав и свобод человека и гражданина; признание общечеловеческих принципов и ценностей 3.
В Основном законе закреплен запрет на «дискриминацию по признаку пола, расы, языка, инвалидности, этнической принадлежности, вероисповедания, возраста, политических или иных убеждений, образования, происхождения, имущественного или иного положения, а также других обстоятельств.
Лица, допустившие дискриминацию, несут ответственность в соответствии с законом4.
В Конституции Российской Федерации отдельная глава посвящена правам и свободам человека и гражданина. В этой же главе закреплено, что «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности» 5.
В Конституциях закреплено, что «общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры, вступившие в силу в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, являются составной частью правовой системы Кыргызской Республики» 6.
«Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» 7.
В Кыргызской Республике Кабинет Министров:
- осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране общественного порядка, борьбе с преступностью;
- обеспечивает реализацию мер по охране суверенитета и территориальной целостности государства, защите конституционного строя, а также мер по укреплению обороноспособности, национальной безопасности и правопорядка» 8.
В Российской Федерации Правительство Российской Федерации:
- осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью 9.
Как справедливо отмечает А.Р. Манукян, основы конституционного строя представляют целостный правовой фундамент для осуществления деятельности по противодействию терроризму [1, с. 87].
Анализ норм уголовного законодательства государств свидетельствует, что УК КР содержит отдельные составы преступлений, которых нет в УК РФ:
- организация незаконной религиозной группы;
- финансирование террористической деятельности. В Российской Федерации финансирование терроризма не выделено как самостоятельный состав преступления, однако, является элементом состава преступления, предусмотренного ст. 205.1. УК РФ (Содействие террористической деятельности);
- изготовление, распространение экстремистских материалов.
В свою очередь, в УК РФ закреплены статьи, отсутствующие в УК КР:
- прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности;
- организация террористического сообщества и участие в нем;
- неоднократные пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами;
- акт международного терроризма.
Законодателем своевременно вносятся поправки в уголовное законодательство с учетом текущего положения борьбы с терроризмом и экстремизмом. Так, акт международного терроризма как состав преступления стал реакцией России на хладнокровное убийство террористами посла Российской Федерации в Турции А.Г. Карлова [2, с. 116].
Данный состав преступления является уникальным и практически не закреплен ни в одном Уголовном кодексе стран СНГ. Ответственность наступает за совершение акта терроризма в отношении граждан Российской Федерации за пределами ее юрисдикции. В данном случае могут возникнуть споры в ходе судопроизводства по данному преступлению, поскольку, с одной стороны, ответственность будет наступать по законодательству той страны, на территории которой совершен акт терроризма, с другой – преследование должно осуществляться уполномоченными органами Российской Федерации.
В целях закрепления законодательных основ противодействия экстремизму и терроризму в Кыргызской Республике и Российской Федерации приняты:
- Закон Кыргызской Республики «О противодействии экстремистской деятельности»10;
- Закон Кыргызской Республики «О противодействии терроризму» 11;
- Закон Кыргызской Республики «О противодействии финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов» 12;
- Федеральный закон «О противодействии терроризму» 13;
- Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» 14;
- Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» 15 и др.
В отношении административной ответственности за правонарушения экстремистской направленности, следует отметить, что законодательство Российской Федерации в данной области16 затрагивает более обширный круг общественных отношений. Так, административная ответственность наступает за пропаганду нацистской атрибутики; нарушение правового режима контртеррористической операции; производство и распространение экстремистских материалов; нарушение требований антитеррористического режима и т.д.
В Кыргызской Республике отдельные действия экстремистского и террористического характера относятся к правонарушениям17, разрешаемых вне уголовного судопроизводства. Законодательство Кыргызской Республики в данной области закрепляет ответственность лишь за воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповедания, а также за нарушение законодательства о свободе вероисповедания и религиозных организациях. К правонарушениям в Российской Федерации отнесены:
- организация деятельности общественного или религиозного объединения, в отношении которого принято решение о приостановлении его деятельности;
- производство и распространение экстремистских материалов;
- и др.
В Кыргызской Республике установлена уголовная ответственность за подобные деяния, и большинство из них включены в уголовное законодательство либо как отдельные составы преступлений, либо являются составной частью другого преступления экстремистской направленности.
Статистика Кыргызской Республики за 2019-2023 годы свидетельствует о том, что наиболее распространенными преступлениями экстремисткой и террористической направленности, совершенными в республике, являются:
1. «Изготовление, распространение экстремистских материалов» (ст. 315 УПК КР): в 2019 году – 475; в 2020 году – 370; в 2021 году – 95; а 2022 году – 230; в 2023 году – 198 случая.
2. «Участие гражданина Кыргызской Республики в вооруженных конфликтах или военных действиях на территории иностранного государства или прохождение террористической подготовки» (ст. 243 УК КР): в 2019 году – 303; в 2020 году – 82; в 2021 году – 12; в 2022 году – 34; в 2023 году – 15 случаев.
3. «Создание экстремистской организации» (ст. 314 УК КР): в 2019 году – 75; в 2020 году – 30 случаев.
4. «Финансирование террористической деятельности» (ст. 240 УК КР): в 2019 году – 28; в 2020 году – 14; 2022 году – 4 случая.
5. «Акт терроризма» (ст. 239 УК КР): в 2019 году – 9; в 2020 году – 3; в 2021 году – 2; в 2022 году – 3; в 2023 году – 2 случая.
6. «Создание и финансирование экстремисткой организации» (ст. 331 УК КР): в 2021 году – 7; в 2022 году – 63; в 2023 году – 19 случаев18.
По официальным данным МВД Кыргызской Республики, в период с 2020 года и за 9 месяцев 2024 года органами внутренних дел возбуждено 1 тысяча 823 уголовных дела, связанных с преступлениями экстремистской направленности. За девять месяцев 2024 года таких дел возбуждено 243. Изъято 11 тысяч 892 экстремистских материала19.
Согласно ежегодным отчетам по глобальному индексу терроризма Института экономики и мира (IEP), в 2023 году Кыргызстан в рейтинге занимал 93 место вместе с Казахстаном и Туркменией, а Россия – 45 место20. В 2024 году Кыргызстан и Россия ухудшили свои позиции заняв в рейтинге 89 и 35 места соответственно21.
Материалы и методы
При подготовке статьи использован диалектический метод познания, позволивший выявить проблемные аспекты законодательного регулирования преступлений экстремисткой и террористической направленности в Кыргызской Республике. Сравнительно-правовой метод познания позволил выявить общие закономерности развития правовых систем Кыргызстана и России, а также обозначить отдельные особенности их реализации по исследуемой проблематике. Сравнительно-правовой метод, наряду с формально-логическим, методом анализа и синтеза, применим в контексте сопоставления УК КР и УК РФ на предмет выявления особенностей национальных законодательств, их сходства и различия, отражающих исторические, культурные и политические особенности государств.
Результаты исследования
Эффективное развитие отечественного уголовного законодательства, регламентирующего ответственность за преступления экстремистской и террористической направленности, невозможно без изучения уголовного законодательства зарубежных государств, выявления его достоинств и недостатков.
В статье проанализированы отдельные составы преступлений УК КР и УК РФ и получены следующие результаты:
1. Акт терроризма (ст. 252 УК КР) и террористический акт (ст. 205 УК РФ). Единственным существенным отличием является то, что законодательство Кыргызской Республики предусматривает ответственность не только за совершение акта терроризма, но и за угрозу совершения террористического акта, в ст. 205 УК РФ такой нормы нет;
За совершение террористического акта санкция ст. 205 УК РФ предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от 10 лет до пожизненного срока. В УК КР за совершение террористического акта (ст. 252 УК КР) предусматривается санкция в виде лишения свободы на срок от 5 до 15 лет с конфискацией имущества либо пожизненным лишением свободы.
2. Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности (ст. 255 УК КР) и публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, публичное оправдание терроризма или пропаганда терроризма (2052 УК РФ). Данные статьи предусматривают ответственность за публичные призывы или оправдание терроризма, а равно совершение этих действий с использованием сети Интернет. Статья 2052 УК РФ, помимо этого, закрепляет также ответственность и за пропаганду террористической деятельности.
Считаем целесообразным внести такой признак и в ст. 255 УК КР, поскольку пропаганда является одним из способов совершения данного деяния, в результате пропаганды совершаются действия, которые помогают распространению материалов и (или) информации, направленных на формирование у лица идеологии экстремизма и терроризма, убежденности в ее привлекательности либо представления о допустимости осуществления такой деятельности.
За публичные призывы к осуществлению террористической деятельности (ст. 2052 УК РФ) предусматривается штраф от 100 тыс. руб. до 1 млн рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 3 до 5 лет либо тюремное заключение от 2 до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. В УК КР за аналогичное преступление (ст. 255 УК КР) предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 8 лет с конфискацией имущества, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового;
3. Возбуждение расовой, этнической, национальной, религиозной межрегиональной вражды (розни) (ст. 330 УК КР) и возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства (ст. 282 УК РФ). Несмотря на разную формулировку, данные статьи являются полностью аналогичными и закрепляют ответственность лишь за публичное совершение данных действий.
Кроме схожих составов, законодательство одного государства закрепляет составы преступлений, которые отсутствуют в законодательстве другой страны.
Так, УК КР закрепляет следующие составы, которые отсутствуют в законодательстве Российской Федерации:
- Организация незаконной религиозной группы (ст. 200 УК КР).
В Российской Федерации создание незаконной религиозной группы является элементом другого состава преступления, а именно ст. 2822 УК РФ (Организация деятельности экстремистской организации).
За возбуждение ненависти или вражды уголовное законодательство Российской Федерации (ст. 282 УК РФ) предусматривает наказание в виде штрафов от 300 тыс. рублей до 600 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 3 лет либо принудительные работы на срок от 2 до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет, либо лишение свободы на срок от 2 до 6 лет. Уголовное законодательство Кыргызстана за совершение аналогичного преступления (ст. 330 УК КР) предусматривает наказание в виде штрафа от 1000 до 2000 расчетных показателей или лишение свободы на срок до 7 лет.
Обсуждение и заключение
1. Классификация преступлений экстремистской и террористической направленности в российском уголовном законодательстве более детализирована. В УК РФ перечислены виды экстремистской деятельности, включая, например, религиозный экстремизм, политический экстремизм.
2. В Российской Федерации активно используются меры по блокировке экстремистских материалов в Интернете и финансированию программ, направленных на реабилитацию лиц, вовлеченных в экстремистскую деятельность.
3. Российское законодательство предусматривает тесное сотрудничество с другими государствами и международными организациями в сфере противодействия экстремизмому.
Международное сотрудничество играет ключевую роль в противодействии экстремизму и терроризму и требует повышение доверия государств, создания единой стратегии в решении общих проблем, гармонизацию национальных законодательств.
Сходства и различия национальных уголовных законодательств отражают уникальные контексты и подходы государств к проблемам противодействия экстремизму и терроризму, что связано с историческими, культурными и политическими особенностями.
Противодействие экстремизму и терроризму является неотъемлемой составляющей деятельности государств, требует комплексного подхода, включая законодательные, правоохранительные, образовательные, научные аспекты, способствующие обеспечению национальной безопасности.
1. Manukyan A.R. Konstitucionno-pravovye osnovy protivodejstviya terrorizmu. S. 86 – 88. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konstitutsionno-pravovye-osnovy-protivodeystviya-terrorizmu/viewer
2. Shamurzaev T.T., Tugel'baeva B.G., Arhipova A.N., Turkova V.N. Protivodejstvie ekstremizmu i terrorizmu: problemy zakonodatel'stva i pravoprimenitel'noj praktiki // Vestnik Kyrgyzsko-Rossijskogo Slavyanskogo universiteta. 2021. T. 21, № 11. S. 114 – 118. EDN: https://elibrary.ru/TDSSGA