УДК 343.326 Сопротивление и прочие преступления в отношении государственной власти. Саботаж. Диверсии. Террористические акты
Введение: в статье на основе оценки текущего состояния, сравнительно-правового анализа уголовного законодательства Кыргызстана и России, статистических данных компетентных государственных органов и международных институтов выделены проблемные вопросы противодействия преступлениям экстремистской и террористической направленности. С целью совершенствования уголовного законодательства Кыргызской Республики с учетом положительного российского опыта сформулированы предложения по внесению изменений и дополнений в уголовное законодательство Республики в части исследуемых составов преступлений. Материалы и методы: основой для написания статьи послужили Конституции, уголовные rодексы, специальные законы Кыргызской Республики и Российской Федерации, статистические данные компетентных государственных органов и международных институтов, а также анализ трудов отдельных ученых-правоведов по исследуемой проблематике. Применены диалектический, сравнительно-правовой, формально-логический и др. методы. Результаты исследования: уголовное законодательство Кыргызской Республики и Российской Федерации практически в одинаковых аспектах регламентирует ответственность за преступления экстремистской и террористической направленности. Сравнение норм, представленных в УК КР и УК РФ, дает основание утверждать, что отдельные деяния экстремистского и террористического характера отсутствуют в уголовном законодательстве Кыргызстана и России. Объясняется это тем, что они включены в административные правонарушения. Анализ уголовного законодательства, материалов правоприменительной деятельности Кыргызской Республики свидетельствует, что в противодействии с экстремизмом и терроризмом имеют место отдельные недостатки, требующие корректуры с учетом положительного опыта Российской Федерации. Обсуждение и заключение: результаты исследования свидетельствуют о тенденциях ужесточения ответственности в УК КР и РФ за совершение преступлений террористической и экстремистской направленности, увеличения сроков лишения свободы, включая пожизненное лишение свободы. По отдельным преступлениям, кроме основного вида наказания в виде лишения свободы, суд вправе применить в качестве дополнительных видов наказания конфискацию имущества, штрафы и др. виды наказаний. С целью повышения эффективности борьбы с экстремизмом и терроризмом в Кыргызской Республике считаем целесообразным: 1. Квалификацию преступлений экстремистской и террористической направленности осуществлять с учетом конкретных видов экстремистской деятельности, таких как религиозный, политический экстремизм и др., закрепленные в УК РФ. 2. В правоприменительной деятельности учитывать положительный опыт Российской Федерации: - по блокировке экстремистских и террористических материалов в сети Интернет; - по финансированию программ, направленных на реабилитацию лиц, вовлеченных в экстремистскую и террористическую деятельность. 3. Осуществлять тесное сотрудничество с другими государствами и международными организациями в борьбе с экстремизмом и терроризмом, учитывая их положительный опыт.
анализ; дискриминация; государственная политика; конституция; концепция; национальная безопасность; противодействие; терроризм; экстремизм; уголовное законодательство
Введение
На протяжении последних десятилетий экстремизм и терроризм представляют серьезную угрозу национальной безопасности любого государства. Противодействие экстремизму и терроризму является приоритетным направлением государственной политики Кыргызстана и России.
Расширение масштабов международного терроризма, религиозного экстремизма и сепаратизма, террористические и экстремистские проявления в странах Центральной Азии и усиление вербовочно-пропагандистской деятельности в сети Интернет отнесены к внешним угрозам Кыргызстана 1.
Усиливающаяся нестабильность в мире, рост радикальных и экстремистских настроений могут привести к попыткам разрешить нарастающие межгосударственные противоречия за счет поиска внутренних и внешних врагов, к разрушению экономики, традиционных ценностей и игнорированию основных прав и свобод человека 2.
Несмотря на проводимые в Кыргызстане и России системные меры по борьбе с экстремизмом и терроризмом ,текущая ситуация в государствах остается сложной. Согласно ежегодным отчетам Института экономики и мира (IEP), позиция Кыргызстана и России в данном рейтинге в 2024 году ухудшились по сравнению с 2023 годом.
Эффективное противодействие исследуемым преступлениям требует выработки предложений по совершенствованию законодательства с учетом положительного опыта Российской Федерации и других государств в данном направлении.
Обзор литературы
Статья подготовлена на основе норм Конституций, уголовных кодексов КР и РФ, специальных законов Кыргызстана и России, Кодекса Кыргызской Республики о правонарушениях, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статистических данных компетентных государственных органов Кыргызской Республики и международных институтов по исследуемой проблематике.
В Конституциях Кыргызской Республики и Российской Федерации не упоминается об экстремизме и терроризме, однако их нормы напрямую влияют на деятельность государств в противодействии исследуемым преступлениям.
В преамбуле Конституции Кыргызской Республике закреплена приверженность государства к защите, уважению прав и свобод человека и гражданина; признание общечеловеческих принципов и ценностей 3.
В Основном законе закреплен запрет на «дискриминацию по признаку пола, расы, языка, инвалидности, этнической принадлежности, вероисповедания, возраста, политических или иных убеждений, образования, происхождения, имущественного или иного положения, а также других обстоятельств.
Лица, допустившие дискриминацию, несут ответственность в соответствии с законом4.
В Конституции Российской Федерации отдельная глава посвящена правам и свободам человека и гражданина. В этой же главе закреплено, что «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности» 5.
В Конституциях закреплено, что «общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры, вступившие в силу в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, являются составной частью правовой системы Кыргызской Республики» 6.
«Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» 7.
В Кыргызской Республике Кабинет Министров:
- осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране общественного порядка, борьбе с преступностью;
- обеспечивает реализацию мер по охране суверенитета и территориальной целостности государства, защите конституционного строя, а также мер по укреплению обороноспособности, национальной безопасности и правопорядка» 8.
В Российской Федерации Правительство Российской Федерации:
- осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью 9.
Как справедливо отмечает А.Р. Манукян, основы конституционного строя представляют целостный правовой фундамент для осуществления деятельности по противодействию терроризму [1, с. 87].
Анализ норм уголовного законодательства государств свидетельствует, что УК КР содержит отдельные составы преступлений, которых нет в УК РФ:
- организация незаконной религиозной группы;
- финансирование террористической деятельности. В Российской Федерации финансирование терроризма не выделено как самостоятельный состав преступления, однако, является элементом состава преступления, предусмотренного ст. 205.1. УК РФ (Содействие террористической деятельности);
- изготовление, распространение экстремистских материалов.
В свою очередь, в УК РФ закреплены статьи, отсутствующие в УК КР:
- прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности;
- организация террористического сообщества и участие в нем;
- неоднократные пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами;
- акт международного терроризма.
Законодателем своевременно вносятся поправки в уголовное законодательство с учетом текущего положения борьбы с терроризмом и экстремизмом. Так, акт международного терроризма как состав преступления стал реакцией России на хладнокровное убийство террористами посла Российской Федерации в Турции А.Г. Карлова [2, с. 116].
Данный состав преступления является уникальным и практически не закреплен ни в одном Уголовном кодексе стран СНГ. Ответственность наступает за совершение акта терроризма в отношении граждан Российской Федерации за пределами ее юрисдикции. В данном случае могут возникнуть споры в ходе судопроизводства по данному преступлению, поскольку, с одной стороны, ответственность будет наступать по законодательству той страны, на территории которой совершен акт терроризма, с другой – преследование должно осуществляться уполномоченными органами Российской Федерации.
В целях закрепления законодательных основ противодействия экстремизму и терроризму в Кыргызской Республике и Российской Федерации приняты:
- Закон Кыргызской Республики «О противодействии экстремистской деятельности»10;
- Закон Кыргызской Республики «О противодействии терроризму» 11;
- Закон Кыргызской Республики «О противодействии финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов» 12;
- Федеральный закон «О противодействии терроризму» 13;
- Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» 14;
- Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» 15 и др.
В отношении административной ответственности за правонарушения экстремистской направленности, следует отметить, что законодательство Российской Федерации в данной области16 затрагивает более обширный круг общественных отношений. Так, административная ответственность наступает за пропаганду нацистской атрибутики; нарушение правового режима контртеррористической операции; производство и распространение экстремистских материалов; нарушение требований антитеррористического режима и т.д.
В Кыргызской Республике отдельные действия экстремистского и террористического характера относятся к правонарушениям17, разрешаемых вне уголовного судопроизводства. Законодательство Кыргызской Республики в данной области закрепляет ответственность лишь за воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповедания, а также за нарушение законодательства о свободе вероисповедания и религиозных организациях. К правонарушениям в Российской Федерации отнесены:
- организация деятельности общественного или религиозного объединения, в отношении которого принято решение о приостановлении его деятельности;
- производство и распространение экстремистских материалов;
- и др.
В Кыргызской Республике установлена уголовная ответственность за подобные деяния, и большинство из них включены в уголовное законодательство либо как отдельные составы преступлений, либо являются составной частью другого преступления экстремистской направленности.
Статистика Кыргызской Республики за 2019-2023 годы свидетельствует о том, что наиболее распространенными преступлениями экстремисткой и террористической направленности, совершенными в республике, являются:
1. «Изготовление, распространение экстремистских материалов» (ст. 315 УПК КР): в 2019 году – 475; в 2020 году – 370; в 2021 году – 95; а 2022 году – 230; в 2023 году – 198 случая.
2. «Участие гражданина Кыргызской Республики в вооруженных конфликтах или военных действиях на территории иностранного государства или прохождение террористической подготовки» (ст. 243 УК КР): в 2019 году – 303; в 2020 году – 82; в 2021 году – 12; в 2022 году – 34; в 2023 году – 15 случаев.
3. «Создание экстремистской организации» (ст. 314 УК КР): в 2019 году – 75; в 2020 году – 30 случаев.
4. «Финансирование террористической деятельности» (ст. 240 УК КР): в 2019 году – 28; в 2020 году – 14; 2022 году – 4 случая.
5. «Акт терроризма» (ст. 239 УК КР): в 2019 году – 9; в 2020 году – 3; в 2021 году – 2; в 2022 году – 3; в 2023 году – 2 случая.
6. «Создание и финансирование экстремисткой организации» (ст. 331 УК КР): в 2021 году – 7; в 2022 году – 63; в 2023 году – 19 случаев18.
По официальным данным МВД Кыргызской Республики, в период с 2020 года и за 9 месяцев 2024 года органами внутренних дел возбуждено 1 тысяча 823 уголовных дела, связанных с преступлениями экстремистской направленности. За девять месяцев 2024 года таких дел возбуждено 243. Изъято 11 тысяч 892 экстремистских материала19.
Согласно ежегодным отчетам по глобальному индексу терроризма Института экономики и мира (IEP), в 2023 году Кыргызстан в рейтинге занимал 93 место вместе с Казахстаном и Туркменией, а Россия – 45 место20. В 2024 году Кыргызстан и Россия ухудшили свои позиции заняв в рейтинге 89 и 35 места соответственно21.
Материалы и методы
При подготовке статьи использован диалектический метод познания, позволивший выявить проблемные аспекты законодательного регулирования преступлений экстремисткой и террористической направленности в Кыргызской Республике. Сравнительно-правовой метод познания позволил выявить общие закономерности развития правовых систем Кыргызстана и России, а также обозначить отдельные особенности их реализации по исследуемой проблематике. Сравнительно-правовой метод, наряду с формально-логическим, методом анализа и синтеза, применим в контексте сопоставления УК КР и УК РФ на предмет выявления особенностей национальных законодательств, их сходства и различия, отражающих исторические, культурные и политические особенности государств.
Результаты исследования
Эффективное развитие отечественного уголовного законодательства, регламентирующего ответственность за преступления экстремистской и террористической направленности, невозможно без изучения уголовного законодательства зарубежных государств, выявления его достоинств и недостатков.
В статье проанализированы отдельные составы преступлений УК КР и УК РФ и получены следующие результаты:
1. Акт терроризма (ст. 252 УК КР) и террористический акт (ст. 205 УК РФ). Единственным существенным отличием является то, что законодательство Кыргызской Республики предусматривает ответственность не только за совершение акта терроризма, но и за угрозу совершения террористического акта, в ст. 205 УК РФ такой нормы нет;
За совершение террористического акта санкция ст. 205 УК РФ предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от 10 лет до пожизненного срока. В УК КР за совершение террористического акта (ст. 252 УК КР) предусматривается санкция в виде лишения свободы на срок от 5 до 15 лет с конфискацией имущества либо пожизненным лишением свободы.
2. Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности (ст. 255 УК КР) и публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, публичное оправдание терроризма или пропаганда терроризма (2052 УК РФ). Данные статьи предусматривают ответственность за публичные призывы или оправдание терроризма, а равно совершение этих действий с использованием сети Интернет. Статья 2052 УК РФ, помимо этого, закрепляет также ответственность и за пропаганду террористической деятельности.
Считаем целесообразным внести такой признак и в ст. 255 УК КР, поскольку пропаганда является одним из способов совершения данного деяния, в результате пропаганды совершаются действия, которые помогают распространению материалов и (или) информации, направленных на формирование у лица идеологии экстремизма и терроризма, убежденности в ее привлекательности либо представления о допустимости осуществления такой деятельности.
За публичные призывы к осуществлению террористической деятельности (ст. 2052 УК РФ) предусматривается штраф от 100 тыс. руб. до 1 млн рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 3 до 5 лет либо тюремное заключение от 2 до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. В УК КР за аналогичное преступление (ст. 255 УК КР) предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 8 лет с конфискацией имущества, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового;
3. Возбуждение расовой, этнической, национальной, религиозной межрегиональной вражды (розни) (ст. 330 УК КР) и возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства (ст. 282 УК РФ). Несмотря на разную формулировку, данные статьи являются полностью аналогичными и закрепляют ответственность лишь за публичное совершение данных действий.
Кроме схожих составов, законодательство одного государства закрепляет составы преступлений, которые отсутствуют в законодательстве другой страны.
Так, УК КР закрепляет следующие составы, которые отсутствуют в законодательстве Российской Федерации:
- Организация незаконной религиозной группы (ст. 200 УК КР).
В Российской Федерации создание незаконной религиозной группы является элементом другого состава преступления, а именно ст. 2822 УК РФ (Организация деятельности экстремистской организации).
За возбуждение ненависти или вражды уголовное законодательство Российской Федерации (ст. 282 УК РФ) предусматривает наказание в виде штрафов от 300 тыс. рублей до 600 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 3 лет либо принудительные работы на срок от 2 до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет, либо лишение свободы на срок от 2 до 6 лет. Уголовное законодательство Кыргызстана за совершение аналогичного преступления (ст. 330 УК КР) предусматривает наказание в виде штрафа от 1000 до 2000 расчетных показателей или лишение свободы на срок до 7 лет.
Обсуждение и заключение
1. Классификация преступлений экстремистской и террористической направленности в российском уголовном законодательстве более детализирована. В УК РФ перечислены виды экстремистской деятельности, включая, например, религиозный экстремизм, политический экстремизм.
2. В Российской Федерации активно используются меры по блокировке экстремистских материалов в Интернете и финансированию программ, направленных на реабилитацию лиц, вовлеченных в экстремистскую деятельность.
3. Российское законодательство предусматривает тесное сотрудничество с другими государствами и международными организациями в сфере противодействия экстремизмому.
Международное сотрудничество играет ключевую роль в противодействии экстремизму и терроризму и требует повышение доверия государств, создания единой стратегии в решении общих проблем, гармонизацию национальных законодательств.
Сходства и различия национальных уголовных законодательств отражают уникальные контексты и подходы государств к проблемам противодействия экстремизму и терроризму, что связано с историческими, культурными и политическими особенностями.
Противодействие экстремизму и терроризму является неотъемлемой составляющей деятельности государств, требует комплексного подхода, включая законодательные, правоохранительные, образовательные, научные аспекты, способствующие обеспечению национальной безопасности.
1. Манукян А.Р. Конституционно-правовые основы противодействия терроризму. С. 86 – 88. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konstitutsionno-pravovye-osnovy-protivodeystviya-terrorizmu/viewer
2. Шамурзаев Т.Т., Тугельбаева Б.Г., Архипова А.Н., Туркова В.Н. Противодействие экстремизму и терроризму: проблемы законодательства и правоприменительной практики // Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. 2021. Т. 21, № 11. С. 114 – 118. EDN: https://elibrary.ru/TDSSGA