Russian Federation
UDK 343.141 Документальное доказательство
Introduction: the article aimed at the statistical analysis of economic crime in the Central Federal District, including in the Ryazan region, based on the results of the official activities of economic security and anti-corruption departments. Materials and Methods: statistical data of the form 5-BEP of Federal State Institution “Main Information and Analytical Center” obtained from 2019 to 2021 years were used as empirical basis for the study. Results: the authors conducted a thorough analysis of the activity o the economic security and anti-corruption departments on the regional level, analyzed measures designed to identify, suppress and detect economical and corruption offenses. Discussion and Conclusions: regional assessment of economic crimes provides identification of key areas of concern in detection, suppression and solving economical and corruption offenses and ways to combat them both at the federal and regional levels. The activity of the operating units of economic security and anti-corruption departments of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the Ryazan region during the period in question could be deemed satisfactory in ensuring economic security in the Ryazan region. However, the level of detecting economical crimes in the regional is low, and the effectiveness of the work of investigative agencies is unsatisfactory.
economic crimes; damage; analysis; problems of detection and disclosure of crimes
Введение
В условиях санкционного давления недружественных государств особое значение приобретает нейтрализация угроз, возникающих в результате повышения уровня преступности в экономической сфере, прежде всего на региональном уровне. От деятельности правоохранительных органов на региональном уровне, корректной оценки их эффективности во многом зависит сохранение, прежде всего, экономического потенциала региона, его устойчивое социально-экономическое развитие, своевременная компенсация ущерба от противоправных деяний преступников. В связи с этим изучение проблем повышения эффективности в выявлении и раскрываемости экономической направленности – важная и актуальная задача научного обеспечения органов внутренних дел.
Во исполнение стоящих перед МВД России задач по обеспечению экономической безопасности и борьбе с коррупцией проанализируем региональный аспект состояния экономической преступности за 2019 – 2021 годы, проведем оценку эффективности работы подразделений ЭБиПК территориальных органов МВД России по Рязанской области, рассмотрим проблемы выявления и раскрытия экономических преступлений в регионе, предложим соответствующие способы решения.
Материалы и методы
При работе над статьей авторы опирались на статистические данные формы «5-БЭП» ГИАЦ МВД России за 2019 – 2021 гг. [1].
В качестве анализа основных направлений рассмотрены приоритетные направления борьбы с экономическими преступлениями, отраженные в распоряжении МВД России от 12.09.2019 № 1/1552дсп. В качестве основных методов исследования использовались методы многомерного статистического анализа, описательный метод, методы индукции и дедукции.
Результаты исследования
При оценке эффективности деятельности правоохранительных органов по выявлению и раскрытию экономической преступности следует руководствоваться распоряжением МВД России от 12.09.2019 № 1/1552дсп1. Служебный документ обращает внимание на ряд показателей, представленных в таблице 1. Согласно представленным данным, отмечается отрицательная динамика выявляемости преступлений экономической направленности. Так, с 2019 по 2021 г. общее сокращение выявленных преступлений экономической направленности составило около 12%, следствие по которым обязательно – 11%, количество тяжких преступлений уменьшилось за анализируемый период более чем на 50%.
В 2021 году по отношению к 2020 году выявлено на 12,9% больше преступлений, совершенных в крупном и особо крупном размерах, в том числе на 24% – коррупционной направленности, в 3 раза – предусмотренных ст. 290, 2911 Уголовного кодекса Российской Федерации, на 9,1% больше выявлено лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие уголовно наказуемые деяния [2].
В таблице 1 отмечается динамика сокращения выявляемых преступлений экономической направленности по всем направлениям и видам, при этом наибольшее сокращение – около 60% – отмечается по тяжким и особо тяжким составам. Следует отметить, что в 2021 году отмечается рост тяжких и особо тяжких посягательств, а также совершенных в крупном и особо крупном размерах. Такая тенденция связана с увеличением деловой активности в экономике и ее восстановления после снижения уровня пандемии COVID-19.
В результате принятых мер выявлено больше должностных преступлений (с 48 до 53; +10,4%), уголовно наказуемых деяний в сфере финансово-кредитной системы (с 97 до 136; +40,2%), здравоохранения (с 6 до 16; +166,7%), госзаказа (с 2 до 3; +50%), лесопромышленного (с 4 до 12; +200 %) и оборонно-промышленного (с 1 до 4; +300%) комплексов, строительства (с 17 до 20; +17,6%), земельных отношений (операций с землей) (с 0 до 5; +100%).
Во взаимодействии подразделений УЭБиПК по Рязанской области со следственными органами непрерывно проводится комплекс мероприятий, направленных на возмещение ущерба от противоправной деятельности. В частности, приняты меры на сумму 279 710 тыс. рублей, в том числе в виде ареста на сумму 172 811 тыс. рублей, при размере причиненного ущерба по оконченным и приостановленным уголовным делам в 252 383 тыс. рублей. Таким образом, доля возмещенного от причиненного материального ущерба по оконченным и приостановленным уголовным делам составила 110,8%.
Одним из важнейших критериев эффективности работы правоохранительных органов является раскрываемость экономических преступлений. Основные показатели раскрываемости представлены в таблице 2. В настоящее время рост ущерба от совершенных преступлений экономической направленности не приводит к росту процента соотношения выявленных и раскрытых преступлений экономической направленности.
Анализ данных таблицы 2 свидетельствует о существовании негативной тенденции в состоянии раскрытия экономических преступлений. Так, остается тенденция сокращения соотношения выявленных и раскрытых преступлений. Только каждое четвертое преступление экономической направленности в регионе раскрывается следственными органами (общий уровень раскрываемости за три года остается на уровне 37%).
Вместе с тем общей тенденцией является сокращение общего количества выявляемых преступлений экономической направленности при одновременном увеличении суммы причиненного материального ущерба по оконченным уголовным делам. Следует отметить, что положительным фактом в работе подразделений УЭБиПК по Рязанской области является повышение процента возмещения правонарушителями средств в бюджеты различных уровней. Так, на конец 2021 года он составил более 90% от суммы причиненного экономического ущерба, что выше среднего по России (75%).
Согласно представленным данным, отмечается рост налоговых преступлений, преступлений в кредитно-финансовой сфере, в топливно-энергетическом комплексе, а также зафиксирован значительный рост преступлений коррупционной направленности. Статистический анализ дает основание утверждать, что наименее эффективными в части выявленных экономических преступлений в области являются цифровая и телекоммуникационная сферы; ЖКХ; АПК и бюджетная сфера.
Относительно стабильной является статистика по налоговым составам преступлений, которые возбуждаются в основном по результатам выездных проверок ФНС России. В настоящее время на региональном уровне приоритетным направлением в борьбе с экономическими преступлениями является расследование преступлений коррупционной направленности и преступлений в финансово-кредитной сфере. Это связано с тем, что преступники успевают произвести вывод средств организации вследствие отсутствия блокировки счетов во время процедуры расследования; имеется сложность доказывания признания недействительности сделок в отношении аффилированных фирм-однодневок; требуется проведение сложных и длительных судебно-экономических экспертиз по проводимым сделкам.
К отдельным резонансным преступлениям следует отнести финансовое мошенничество. Оно эволюционирует и развивается, появляются новые способы, схемы совершения преступных деяний, совершенствуются методы и технические возможности мошенников. Для того чтобы противостоять данным социально-опасным видам правонарушений, необходимо изучать действующие способы совершения мошеннических действий в современной социально-ориентированной модели рыночной экономики, важно повышать уровень финансовой грамотности населения страны, проводя системную разъяснительную работу в обществе.
В рамках реализации Национальной стратегии противодействия коррупции на региональном уровне осуществляется комплекс мероприятий по выявлению, пресечению и раскрытию преступлений коррупционной направленности. Выявление и расследование преступлений коррупционной направленности является приоритетным направлением в деятельности подразделений ЭБиПК. Статистический анализ преступлений коррупционной направленности по данным УМВД России по Рязанской области за 2021 год представлен в таблице 4.
Согласно данным за 2021 год, самые высокие показатели выявляемости коррупционных преступлений показали: г. Москва – 1-е место по ЦФО и 4-е место по России, Брянская область – 2-е место в ЦФО и 11-е по России, Воронежская область – 3-е место по ЦФО и 29-е по России. Наиболее низкие показатели во Владимирской области, Рязанской и Тамбовской областях.
Несмотря на определенное снижение в регистрации выявленных в текущем году коррупционных преступлений, следует отметить, что выявлено на 24% больше деяний рассматриваемой категории в крупном или особо крупном размерах (с 25 до 31). Также выявлено в два раза больше фактов взяточничества (ст. 290-2911 УК РФ), сумма взятки по которым превышает 150 тысяч рублей и 1 млн рублей соответственно (по ст. 290 УК РФ – с 2 до 5, по ст. 291 УК РФ – с 3 до 4, по ст. 2911 УК РФ – с 1 до 4). Более чем в 20 раз увеличилась сумма взятки по ст. 290 УК РФ (2017 г. – 6392 тыс. руб., 2018 г. – 553 тыс. руб., 2019 г. – 538 тыс. руб., 2020 г. – 505 тыс. руб., 11 мес. 2021 г. – 10847 тыс. руб.), средний размер которой (1084,7 тыс. руб.), с учетом штатной численности, соответствует 1 месту по ЦФО и 7 месту по России.
Далее рассмотрим результаты раскрытия преступлений экономической направленности по данным ЦФО.
Согласно представленным данным, наиболее эффективными с позиции раскрываемости преступлений экономической направленности являются следственные органы г. Москвы – 1-е место по ЦФО и 2-е место по России, Московская область – 2-е место и 8-е по России, Воронежская область – 3-е место по ЦФО и 36-е по России.
Отрицательные результаты по уровню раскрытия преступлений экономической направленности были зафиксированы в Рязанской области – 18-е место по ЦФО и 79-е место по России, Курской области – 6-е место по ЦФО и 74-е по России, Белгородской области – 16-е место по ЦФО и 72-е по России.
В целом работа оперативных подразделений по линии ЭБиПК УМВД России по Рязанской области за исследуемый период в части обеспечения экономической безопасности области может быть признана удовлетворительной. Данный вывод можно заключить исходя из положительной динамики ряда ключевых показателей (роста возмещения ущерба в бюджеты различных уровней, увеличения числа выявления коррупционных преступлений и преступлений в кредитно-финансовой сфере) и относительно удовлетворительного места в рейтинге служебной деятельности среди территориальных подразделений органов внутренних дел.
Вместе с тем уровень раскрываемости преступлений экономической направленности в области остается низким, а эффективность работы следственных органов неудовлетворительной [3].
Необходимо отразить и рассмотреть факторы снижения эффективности правоохранительных органов по выявлению и расследованию преступлений экономической направленности за 2019 – 2021 годы. Нами определен ряд причин:
1. Важной проблемой выявления и расследования преступлений экономической направленности является высокая латентность преступлений. Экономические преступления можно считать латентными в связи с необходимостью получения, прежде всего, документальных доказательств преступной деятельности и использования широкого спектра методов и способов скрытия следов преступлений злоумышленниками при их совершении.
2. Сложность получения следователем оперативных заключений по результатам экспертиз. В настоящее время имеется проблема своевременности получения экспертных заключений в рамках расследования уголовных дел экономической направленности. Связано это с ограничением количеством экспертных учреждений, сложностью проводимых экспертиз, а в некоторых случаях их дороговизной.
3. Одной из проблем в данной сфере следует считать отнесение различных категорий уголовных дел к подследственности разных следственных органов (подразделений), сложность во взаимодействии между контролирующими органами. Основной здесь следует признать проблему взаимодействия контролирующих органов и подразделений ЭБиПК. Так, небольшое количество дел возбуждается по результатам проверок Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-ревизионных органов, Банка России, в связи с этим требуется усилить данное сотрудничество путем включения в состав проверок сотрудников ЭБиПК.
4. Недостаток квалифицированных следователей, специализирующихся на расследовании преступлений экономической направленности. Для эффективного расследования уголовных дел по преступлениям экономической направленности необходимо иметь достаточные знания в сфере экономики, уголовного права и оперативно-розыскной деятельности. В системе МВД России ограниченное количество образовательных организаций готовит специалистов по линии ЭБиПК. По нашему мнению, требуется увеличить их количество.
5. Недостаточное взаимодействие оперативных подразделений и следственных органов при расследовании экономических преступлений. Существенная зависимость оперативных подразделений от следствия. Данная проблема возникает в связи с тем, что в ряде случаев в регионе не сложилась соответствующая практика возбуждения уголовных дел экономической направленности. Например, следственные органы отказывают в возбуждении уголовных дел по ст. 160 УК РФ в отношении руководителей государственных учреждений, присвоивших себе большую часть премий коллектива. В этом случае главным основанием в отказе от возбуждения уголовного дела является утверждение того, что принцип санкционирования в бюджетном учете не нарушен, а распределение происходило в рамках утвержденных бюджетных лимитов.
6. Отказ в возбуждении уголовного дела при незначительном материальном ущербе [4]. Данная проблема связана как с законодательными ограничениями (необходимо снижать на законодательном уровне лимит по значительному, крупному и особо крупному ущербу), так и с низким прожиточным минимумом в регионах.
7. Отсутствие действенных методик оценки ущерба. На практике нередки проблемы, связанные с определением размера ущерба и конкретного субъекта, которому он причинен (физическому или юридическому лицу, учредителям, кредиторам, акционерам, работникам и другим). В настоящее время не существует действенных методик оценки ущерба законодательно или нормативно утвержденными приказами МВД России и соответствующими министерствами и ведомствами. В связи с этим специалисты-ревизоры ОДИ ЭБиПК УМВД России, эксперты испытывают трудности при доказывании и подтверждении сумм экономического ущерба. Необходимо разработать единые методики оценки ущерба по типовым составам экономических преступлений и утвердить их ведомственными нормативными актами.
8. Осуществление расследования экономического преступления характеризуется, как правило, большим объемом следственных и иных процессуальных действий. Особо следует отметить необходимость производства множества судебных экспертиз, как традиционных, например, криминалистических, так и специфических для данного вида преступлений, в том числе экономических, финансовых, бухгалтерских, строительных и других. Высокая стоимость подобных экспертиз и длительные сроки их производства – основные проблемы, возникающие при расследовании уголовных дел экономической направленности.
9. Судебные коллизии по делам экономической направленности. Например, в настоящее время сформировалась противоречивая судебная практика при рассмотрении ходатайств о наложении ареста на имущество по уголовным делам об уклонении от уплаты налогов с организации (ст. 199 и 1991 УК РФ). Так, у судов в настоящее время нет единой правовой позиции относительно того, на чье имущество следует налагать арест. В одних случаях суд исходит из того, что невозможно наложить арест на имущество юридического лица, поскольку ущерб от совершения налогового преступления причиняется физическим лицом. В других случаях суд считает, что имущество физического лица не подлежит аресту, поскольку в соответствии с налоговым законодательством лицом, юридически обязанным платить налоги, выступает не должностное лицо организации, а сама организация-налогоплательщик.
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 декабря 2006 года № 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления» по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 198-199 УК РФ, по гражданскому иску в качестве ответчика может быть привлечено физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с законодательством (ст. 1064 и 1068 ГК РФ) несет ответственность за вред, причиненный преступлением (ст. 54 УПК РФ).
Разрешая же вопрос на практике, Верховный Суд Российской Федерации при рассмотрении конкретного уголовного дела указал, что руководитель (учредитель) организации, совершая противоправные действия, руководствуется преступным умыслом, направленным на уклонение от уплаты налогов, реализовав который, причиняет ущерб бюджету России. В связи с этим нести гражданско-правовую ответственность за ущерб, причиненный налоговым преступлением, должно физическое лицо. Конституционный Суд Российской Федерации указал, что вопрос о том, кто должен возместить ущерб в случае уклонения от уплаты налога с организации – физическое или юридическое лицо, разрешается в каждом конкретном деле с учетом имеющихся доказательств. Согласно постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 7 июля 2015 г. № 32 «О судебной практике по делам о легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, и о приобретении или сбыте имущества, заведомо добытого преступным путем» арест имущества физического лица возможен, если будет доказано, что имущество получено им в результате противоправной деятельности, поэтому предлагается в этом случае осуществлять арест хозяйственных средств юридических лиц.
10. При совершении экономических преступлений, как правило, важно установление всей цепочки субъектов преступлений и схем совершения преступных деяний. В случае несвоевременного и неполного установления всех участников и фигурантов преступных схем преступниками и их пособниками будут проведены действия по уничтожению документации и сокрытию невыявленных следов. Таким образом, возникает проблема следственной практики из-за возникающего временного разрыва при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий.
11. Серьезной проблемой является длительное рассмотрение направленных в иностранные государства запросов о правовой помощи. В настоящее время большинство двухсторонних договоров о сотрудничестве РФ и иностранных государств в части противодействия преступности приостановлены, а с начала специальной военной операции на Украине произошел разрыв ряда соглашений с недружественными государствами о сотрудничестве и обмене информации в данной сфере.
12. Также следственные органы фактически лишены какой-либо возможности оперативно принимать меры к «замораживанию» и блокированию банковских счетов. Даже получение судебного решения в российском суде, а также исполнение запроса о правовой помощи компетентными органами иностранного государства занимает несколько дней, тогда как преступники перечисляют денежные средства мгновенно, используя возможности современных платежных сервисов и криптовалют.
13. Дальнейшая либерализация уголовного законодательства и «монетизация» уголовной ответственности2.
С учетом приведенных критериев законопроектом предлагается отнести к категории уголовного проступка 112 составов преступлений, включая 53 состава преступлений в сфере экономики, ответственность за которые предусмотрена статьями раздела VIII Уголовного кодекса Российской Федерации (главы 21, 22 и 23) [5].
В качестве основных мер ответственности предлагается использовать судебный штраф и принудительный платеж. Размер принудительного платежа зависит от тяжести совершенного уголовного правонарушения (проступка или преступления) [6].
Таким образом, уголовное законодательство в части преступлений экономической направленности будет иметь четкую тенденцию на либерализацию, при этом количество возбужденных уголовных дел будет постоянно сокращаться в долгосрочном периоде, а объем возмещаемого ущерба возрастать.
Способы и меры повышения эффективности выявления и раскрываемости преступлений экономической направленности
1. Обобщение национального опыта выявления преступлений в сфере экономики; организация соответствующих сборов, семинаров, конференций, в частности, с представителями контролирующих государственных органов, которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность, а также разработку методических рекомендаций по выявлению и раскрытию преступлений экономической направленности.
2. Осуществление мероприятий по устранению существующих недостатков в информационном взаимодействии контрольно-надзорных, правоохранительных и других органов, в частности, при помощи нормативного регулирования взаимоотношений (путем подписания дополнительных соглашений и договоров сотрудничества на региональном уровне). Важно предусмотреть возможность предоставления оперативно-значимой информации в результате проверок контролирующими органами.
3. Изучение международного опыта выявления преступлений в сфере экономики, расширение сфер сотрудничества между различными подразделениями, внедряющими международный опыт борьбы с экономическими преступлениями [7].
4. Подготовка единых методик расчета ущерба по типовым составам экономических преступлений и их утверждения на уровне МВД России.
5. Увеличение количества образовательных организаций МВД России, подготавливающих сотрудников по линии ЭБиПК.
6. Увеличение количества ведомственных экспертно-криминалистических учреждений, увеличение штатной численности экспертов в них для повышения уровня оперативности и своевременности проводимых экспертиз.
7. Проведение постоянной профилактической работы совместно с компетентными органами среди населения различных возрастов и социальных групп по предупреждению фактов финансовых мошенничеств, необходимо обязать кредитно-финансовые учреждения осуществлять активную работу по развитию систем искусственного интеллекта для выявления мошенников и защиты персональных данных клиентов.
8. Осуществление работы по созданию действенногго механизма компенсации потерь и ущерба, нанесенного гражданам в результате противоправных деяний.
9. Совершенствование механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции и экономической преступности, а также с гражданами и институтами гражданского общества.
Работа региональных подразделений ЭБиПК по выявлению и раскрытию коррупционных преступлений и преступлений экономической направленности, а также профилактике коррупционного поведения должна строиться на постоянном взаимодействии с другими правоохранительными органами и органами публичной власти в регионах, а также на постоянной основе должна осуществляться работа с населением и общественными организациями, исключением здесь должны быть только религиозные организации. Только при объединеии усилий со стороны общества и государства эффективность антикоррупционных и профилактических мер будет усиливаться.
В рамках развития данного направления деятельности ОВД необходимо принимать участие в разработке и осуществлении комплекса мер, направленных на выработку у общественности негативного и даже нетерпимого отношения к коррупционным проявлениям.
Также следует уделять внимание проведению круглых столов и семинаров, в рамках которых необходимо рассматривать проблемы, связанные с противодействием коррупции, совершенствованием антикоррупционного законодательства Российской Федерации и повышением уровня грамотности населения в сфере коррупционных правонарушений.
10. Совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью.
В отношении правоохранительных органов направление развития антикоррупционной деятельности и борьбы с экономическими преступлениями должно проявляться, прежде всего, в контроле за недопущением конфликта интересов прежде всего в МВД России, реализации мер, направленных на пресечение и своевременное устранение нарушений установленных правил служебного поведения.
Не менее важным условием эффективности данного направления антикоррупционной политики является анализ причин и условий, оказавших влияние на совершение коррупционных деяний лицами, признанными судом виновными.
11. С целью решения проблемы повышения раскрываемости преступлений экономической направленности считаем целесообразным предложить организацию совместных учений сотрудников следственных и оперативных подразделений, занимающихся раскрытием преступлений экономической направленности. Будет целесообразно из числа таких сотрудников создать оперативно-следственные группы, которые будут базироваться не только в ОВД на территориальном, но и на региональном и межрегиональном уровнях.
Серьезной проблемой является отсутствие высококвалифицированных специалистов для проведения судебно-экономических экспертиз. Считаем целесообразным увеличить штат сотрудников ЭКЦ региона в части экспертов-экономистов.
12. С целью повышения эффективности противодействия преступлениям экономической направленности считаем обоснованным дать ряд рекомендаций:
- усилить общественный контроль за деятельностью должностных лиц в органах государственной власти;
- организовать трансляцию в средствах массовой информации обучающих программ (сюжетов, роликов) для населения, в которых будет разъясняться действующее законодательство, регулирующее общественные отношения в кредитно-финансовой сфере и экономики;
- усилить пропагандистскую работу СМИ.
Обсуждение и заключение
В 2019 – 2021 годах отмечается отрицательная динамика выявляемости и раскрываемости преступлений экономической направленности, при этом размер ущерба, нанесенный потерпевшим, увеличивается. Причины снижения эффективности деятельности правоохранительных органов по линии ЭБиПК можно разделить на объективные и субъективные. К объективным причинам следует отнести, прежде всего, проблему взаимодействия оперативных подразделений и следственных органов при расследовании экономических преступлений, а также некомплект следователей в регионах. Среди субъективных причин следует рассматривать процесс дальнейшей либерализации уголовного законодательства в части экономических преступлений и снижения их общественной опасности на законодательном уровне.
Для повышения эффективности работы правоохранительных органов по линии ЭБиПК необходимы действенные меры на законодательном уровне, а также принятие важных организационно-управленческих мер в системе МВД России.
К общим мерам нормативного характера следует отнести разработку единых методик оценки ущерба по типовым составам экономических преступлений и утверждение их ведомственными нормативными актами; необходимость снижения на законодательном уровне лимита по значительному, крупному и особо крупному ущербу в рамках уголовных дел по экономическим составам нарушений.
К организационно-управленческим мерам повышения эффективности деятельности правоохранительных органов по линии ЭБиПК следует отнести увеличение образовательных организаций МВД России, подготавливающих сотрудников по линии ЭБиПК; увеличение числа ведомственных экспертно-криминалистических учреждений и штатной численности экспертов в них в целях оперативного и своевременного проведения экспертиз.
1. Chernova Yu.A. Problemy zakonodatel'nogo regulirovaniya mehanizma vyrazheniya ucheta voleiz'yavleniya na iz'yatie organov i (ili) tkaney iz tela cheloveka // Vestnik Samarskoy gumanitarnoy akademii. Seriya: Pravo. 2018. № 1 (20). S. 180-185.
2. Baumova Zh.S. Ispol'zovanie v celyah transplantacii donorskih organov nesovershennoletnih: «za» i «protiv» // Molodoy uchenyy. 2017. № 17.1. S. 6-7.
3. Kobec P.N. Ob osnovnyh prichinah i usloviyah, sposobstvuyuschih nezakonnoy transplantacii organov i tkaney cheloveka // Medicinskoe pravo. 2021. № 3. S. 9-14.
4. Tret'yakova E.S., Atamanyuk Ya.D. Problemy pravovogo regulirovaniya transplantacii organov i tkaney cheloveka v mezhdunarodnom i nacional'nom prave // Novyy yuridicheskiy vestnik. 2020. № 7 (21). S. 64-65.
5. Bilera V.G., Safronova E.V. Pravovye i eticheskie problemy transplantacii organov cheloveka // Medicinskoe pravo: teoriya i praktika. 2019. T. 5. № 2 (10). S. 94-100.
6. Stecenko S. Transplantologiya: yuridicheskie problemy // Zakonnost'. Moskva, 2004. № 11. S. 44-46.
7. Dudnikova A.N., Kalugin A.N. Nekotorye problemy pravovogo regulirovaniya transplantacii organov i tkaney cheloveka v rossiyskom zakonodatel'stve // Vestnik Severo-Kavkazskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2011. № 4. S. 182-185.
8. Il'yashenko A.V. Pravovoe regulirovanie transplantacii organov i tkaney cheloveka v evropeyskih stranah // Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii. 2014. № 1 (29). S. 87-90.
9. Kozina A.M., Zhabaeva E.Zh. Pashkova E.P. Problemy transplantologii: istoricheskie i zakonodatel'nye aspekty // Nauka sredi nas. 2018. № 4 (8). S. 492-496.
10. Kovalenko V.I. Kriminologicheskaya ocenka nezakonnoy transplantacii organov i tkaney cheloveka v Rossii // Yurist'-Pravoved'. 2011. № 6 (49). S. 49-54.
11. Shavlovskaya V.V. Otvetstvennost' za torgovlyu organami, tkanyami i kletkami: zarubezhnyy vzglyad // Gumanitarnye, social'no-ekonomicheskie i obschestvennye nauki. 2022. № 7. S. 194-198. DOI:https://doi.org/10.23672/b8908-8841-4164-e