Information and Cognitive Technologies in the Mechanism of Digital Victimization
Abstract and keywords
Abstract (English):
Introduction: the article covers the study of the influence of informational and cognitive technologies on victims of cyber crimes. Materials and Methods: the study is based on a general dialectical method of cognition, which involves the analysis of the processes of digital victimization in its entirety of the interconnections of social relations, including the links between the development of information and cognitive technologies and their use for involvement in criminal and victimized dangerous activities, as well as general and special methods of knowledge. The empirical basis of the study was the results of a content analysis of information resources containing information about the commission of crimes due to victimization of users, formed using information and cognitive technologies. Results: information and cognitive technologies provide almost unlimited possibilities for studying a person in terms of understanding and perceiving the world, analyzing behavior in offline and online environments; prospects for the hidden formation of an understanding by the user of what information he needs are opened; not only conscious network behavior is formed, but also unconscious behavioral reactions. Information and cognitive technologies can be combined with other technologies aimed at user victimization. Discussion and Sonclusions: the role of information and cognitive technologies in the mechanism of digital victimization is determined both by the processes of transferring information to a person (an indefinite circle of persons), the perception of which can determine or increase his victimization, and by the ability to form or change (including at a subconscious level) a person’s worldview, to correct their behavioral habits and practices, both at the individual and at the mass level.

Keywords:
information and cognitive technologies; victimization; victimization; cybercrime; digital victimization; victimology
Text
Text (PDF): Read Download

Введение

Научно-техническое развитие Российской Федерации предполагает проведение разработок в области нано-, био-, информационных, когнитивных и социальных технологий. Указом Президента РФ от 7 июля 2011 г. № 8991, утвердившим приоритетные направления развития науки, технологий и техники в Российской Федерации, эти технологии включены в перечень критических.

Такие технологии несут в себе риски их применения в противоправной деятельности, на что прямо обращается внимание в нормативных документах. Так, Правительство Российской Федерации в распоряжении от 31 декабря 2020 г. № 3684-р «Об утверждении Программы фундаментальных научных исследований в РФ на долгосрочный период (2021 - 2030 гг.)»2 акцентирует внимание на том, что в области изучения когнитивных процессов человека, наряду с фундаментальными исследованиями, все более актуальными будут разработки, направленные на снижение подверженности личности и группы манипуляциям в условиях информационных войн и киберопераций. В центре внимания исследователей будут процессы возникновения, распространения и восприятия новых технологий (нанотехнологий, биотехнологий, информационных технологий, когнитивных и социальных технологий) и связанные с ними изменения поведения потребителей (в том числе представителей «цифрового поколения» россиян), формирование новых рынков, трансформация отраслевых структур, сетевые взаимодействия и инновационные платформы.

Статистика преступности последних лет свидетельствует о бурном росте количества преступлений, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий. Начиная с 2020 года, они составляют около четверти всех регистрируемых в России преступлений3. Разнообразие видов преступлений, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, механизмов их совершения, включая появление новых способов, орудий и средств, тяжесть и масштабность последствий, а также многочисленность жертв с различными личностными характеристиками выступают предпосылками для исследований в сфере цифровой виктимизации [1], кибервиктимизации [2] или кибервиктимности [3]. При исследовании процессов становления жертв киберпреступлений следует учитывать возможности влияния на них с использованием информационно-когнитивных технологий, что принципиально отличается от традиционных представлений о виктимности и виктимизации, открывает перед криминологической наукой качественно новое исследовательское поле.

Обзор литературы

Исследование опирается на общую теорию виктимологии, описанную и развиваемую в трудах Т.В. Варчук, К.В. Вишневецкого, В.И. Полубинского, Д.В. Ривмана, В.Я. Рыбальской, А.Л. Ситковского, Л.В. Франка и других ученых.

Состояние и перспективы применения информационно-когнитивных технологий в различных социальных сферах оценивали в своих трудах О.Е. Баксанский, И.М. Дзялошинский, Л.В. Зубова, В.И. Кудашов, В.В. Терехин и многие другие исследователи в области философии, педагогики, юриспруденции.

Непосредственно феномен цифровой виктимимзации и виктимности анализировали Е.А. Антонян, А.А. Гаджиева, О.Н. Громова, Д.В. Жмуров, Е.Н. Клещина, А.В. Майоров, В.С. Овчинский, Н.И. Рыжова, И.А. Синодов.

Материалы и методы

Методологическую основу исследования составил диалектический метод познания, предполагающий анализ процессов цифровой виктимизации во всей полноте взаимосвязей общественных отношений, в том числе связей между развитием информационно-когнитивных технологий и их использованием для вовлечения в криминальную и виктимно опасную деятельность, а также общие и специальные методы познания. К числу используемых общенаучных методов отнесены анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, системно-структурный подход и др. Частнонаучными методами послужили формально-юридический, логический, статистический, контент-анализ средств массовой информации и информационного пространства сети Интернет.

Для формирования эмпирической основы исследования был проведен контент-анализ двух типов информационных ресурсов. Во-первых, это ресурсы, содержащие сведения о совершении преступлений, обусловленных виктимизацией пользователей, сформированной посредством использования информационно-когнитивных технологий (цифровой виктимизацией). Во-вторых, это информационные ресурсы, обладающие криминогенным потенциалом, то есть способные оказать детерминирующий эффект в механизме формирования преступного или виктимного поведения потребителей информации.

Результаты исследования

Когнитивные технологии (от лат. "cogito" – «познавать») – технологии, направленные на исследование и совершенствование человеческого познания. Эти технологии оценивают внимание человека, отслеживают его состояние, следят за работой мозга и пытаются его «понять». Когнитивная наука (когнитивистика) развивается на основе конвергенции знаний физиологии, нейробиологии, антропологии, лингвистики, психологии, математики, философии, теории познания и теории искусственного интеллекта.

Предмет когнитивных технологий, как указывает В.И. Кудашев, составляет объем и содержание сознания, скорость восприятия и мысли, основания для субъективных предпочтений и принимаемых решений. Когнитивные технологии основаны на изучении сознания, познания, различных особенностей мыслительного процесса и когнитивного поведения живых и мыслящих существ как с нейрофизиологической и молекулярно-биологической позиции, так и с помощью гуманитарных подходов. Развитие когнитивных технологий на основе изучения функций мозга и механизмов сознания и поведения может дать возможность разработки алгоритмы, которые фактически будут «одушевлять» искусственные технологические системы [4].

Для целей криминологической науки и исследования цифровой виктимизации целесообразно использовать термин «информационно-когнитивные технологии» как некий симбиоз информационных и когнитивных технологий. Более подробно суть и содержание информационно-когнитивных технологий раскрыты в предшествующих исследованиях А.Н. Игнатова [5]. Использование информационно-когнитивных технологий в качестве способа преступления предполагает осуществление различных операций по применению (использованию) процессов, методов и способов производства, поиска, получения, хранения, обработки, передачи и распространения информации, конструирующих познавательные способности (механизмы и параметры познания реальности) людей, направленных на реализацию преступного деяния. Использование информационно-когнитивных технологий может выступать способом совершения широкого спектра преступлений, направленных на вовлечение в экстремистскую, террористическую и иную противоправную деятельность, на формирование и распространение экстремистской идеологии, в том числе идеологии терроризма, нагнетания межнациональной и социальной напряженности, разжигания этнической и религиозной ненависти либо вражды, на дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации, осуществление различных видов мошенничества и иных преступлений в сфере экономики, преступлений, связанных с нарушением конституционных прав и свобод человека и гражданина, преступлений против жизни и здоровья (доведения до самоубийства, причинения вреда здоровью различной степени тяжести и др.) и других [5].

Роль информационно-когнитивных технологий в механизме цифровой виктимизации далеко не ограничена процессами передачи лицу какого-либо объема информации, восприятие которой способно определить или повысить его виктимность. Данные технологии способны формировать или изменять мировоззрение человека, корректировать его поведенческие привычки и практики, в том числе неосознанно для него. В частности, это может проявляться в следующем:

– информационно-когнитивные технологии дают практически неограниченные возможности исследования человека с точки зрения понимания и восприятия им мира, в том числе оценки объема и содержания информации, которой человек владеет, анализа поведения в офлайн и онлайн-среде. Это может реализовываться посредством получения информации от пользователя информационных технологий, которую он осознанно или неосознанно предоставляет. К такой информации, в частности, относится сетевая активность (поисковые запросы, переходы по ссылкам, внимание к обеспечению сетевой безопасности, графы сетевого общения и взаимодействия, используемые приложения, покупки, финансовая деятельность в системах дистанционного банковского обслуживания), физическое перемещение, регистрируемое данными навигационных приложений, офлайн-поведение, фиксируемое микрофонами и камерами мобильных устройств;

– при помощи использования информационно-когнитивных технологий появляется возможность скрытого формирования понимания пользователем того, какая информация ему необходима, фактически пользователя можно обучать поиску и «правильному» (для субъекта виктимогенного воздействия) восприятию поисковой информации. Также применение информационно-когнитивных технологий позволяет проводить оценку степени усвоения полученной пользователем информации, соответственно, оценивать эффективность виктимогенного воздействия и корректировать его;

– в сочетании с информационно-когнитивными технологиями возможно применение средств непосредственного предоставления пользователю информации или направлений ее поиска: контекстная реклама, выдача информации по поисковым запросам, сведения, предоставляемые цифровыми «помощниками»;

– применение информационно-когнитивных технологий предоставляет возможность не только формировать осознанное сетевое поведение, но и стимулировать его проекцию на поведение в офлайн-среде, а также неосознанные поведенческие реакции;

– в результате воздействия на пользователя с использованием рассматриваемых технологий возможно управление восприятием пользователем уровня «нормальности» состояния сетевого пространства. Человек начинает воспринимать виктимогенные факторы как неотъемлемую часть информационно-телекоммуникационного пространства, не ищет защиты от них, происходит фактическое «отключение» механизмов обеспечения безопасности;

– при вовлечении в виктимно опасную, в том числе противоправную деятельность с использованием информационно-когнитивных технологий, происходит переход от поведенческой модели «оценка рисков – принятие решения» к принятию решений без предвидения рисков. Человек фактически не воспринимает ту деятельность, в которую вовлекается, как виктимно опасную;

– информационно-когнитивные технологии возможно комбинировать с иными технологиями, направленными на виктимизацию пользователей. В ряде случаев предварительная когнитивная обработка пользователей предшествует целенаправленному их вовлечению в виктимогенную опасную деятельность. На массовом уровне использование данных технологий позволяет оценивать их влияние на конкретных пользователей (группы пользователей) и в зависимости от результатов оценки осуществлять адресное целенаправленное воздействие по вовлечению в виктимно опасную деятельность.

Не меньший исследовательский интерес представляет влияние использования информационно-когнитивных технологий на виктимность и виктимизацию как на индивидуальном, так и массовом уровнях.

Индивидуальное (персонифицированное) воздействие предполагает работу преступника либо с конкретным лицом, либо с относительно небольшой группой лиц с заданными характеристиками (например, носителями коммерческой, государственной или другой тайны, лицами, состоящими в сетевых сообществах антиобщественной направленности, родственниками участников террористических организаций, лицами, ищущими возможность инвестировать денежные средства под высокий процент и т.п.).

Преступник при помощи информационно-когнитивных технологий имеет возможность организовать «обучение» потерпевшего таким образом, что тот сам своим поведением способствует либо совершению в отношении него преступления (передает преступнику денежные средства якобы для инвестирования и т.п.), либо вовлечению его в преступную деятельность («продает» или разглашает государственную тайну, выражает готовность заниматься террористической деятельностью, поддерживает пропаганду терроризма или публичные призывы к осуществлению террористической или экстремисткой деятельности, тиражирует соответствующие материалы и т.п.).

Влияние использования информационно-когнитивных технологий на виктимность и виктимизацию на массовом (неперсонифицированном) уровне заключается в применении информационно-когнитивных технологий к неограниченному неперсонифицированному кругу лиц либо для их виктимизации (например, для склонения несовершеннолетних к совершению самоубийства, вовлечения их в деятельность, представляющую опасность для жизни и пр.), либо же в целях выделения соответствующих «групп риска» и поиска конкретных объектов реализации персонифицированного виктимогенного информационно-когнитивного воздействия, т.е. тех лиц, на которых массовое информационно-когнитивное воздействие оказало наибольший виктимогенный эффект (например, неопределенный круг лиц «обучается» торговле наркотиками, убеждается в прибыльности и безопасности такой деятельности, после чего заинтересовавшимся лицам предлагаются уже конкретные роли в незаконном наркообороте и т.п.).

Максимальные риски цифровой виктимизации в результате применения информационно-когнитивных технологий на массовом уровне в настоящее время в набольшей степени проявляются при совершении общественно опасных деяний:

– склонения к самоубийству или организации деятельности, направленной на побуждение к совершению самоубийства, путем формирования суицидальной мотивации и распространения информации о способах совершения самоубийства или призывов к совершению самоубийства, ответственность за которые предусмотрена ст. 1101 и 1102 Уголовного кодекса Российской Федерации. Исследователи описывают ряд активно используемых информационно-когнитивных средств при совершении таких преступлений: внедрение в сознание и подсознание человека идеологии обесценивания жизни, бессмысленности человеческого существования, формирование цифровой средой иллюзии об альтернативном существовании и возможности «продолжения жизни» после совершения самоубийства, квесты и задания, снижающие защитные барьеры перед ощущением опасности, сопровождающееся выбросом адреналина и др. [6];

– посягательств на половую неприкосновенность несовершеннолетних как в цифровом пространстве, так и в реальной среде. Детерминационная и виктимогенная роль информационно-когнитивных технологий при совершении подобных преступлений заключается в создании информационного фона, демаргинализирующего педофилию, формирующего отношение к ней как к «нормальному», исторически сложившемуся и социально приемлемому явлению. Транслируется совокупность идей и представлений о конструктивности сексуальных отношений между взрослым и ребенком. Критикуются социальные нормы, нарушающие основные права человека, запрещающие детям и тем, кто их «любит», свободу действий и мысли в контексте какой-либо половой близости [7, с. 28]. Такая информация оказывает воздействие как на лиц, страдающих педофилией, убеждая их в собственной «нормальности» и укрепляя решимость совершать преступления, так и на детей, повышая их виктимность, а соответствующие информационно-когнитивные технологии и цифровые средства формируют виктимность несовершеннолетних;

– вовлечения в экстремистскую и террористическую деятельность, массовые беспорядки, незаконные собрания, митинги, демонстрации, шествия или пикетирования. В данном случае информационно-когнитивные технологии используются для организации поиска и восприятия «правильной» информации потенциальным объектом вовлечения. В первую очередь, эта информация связана с дискредитацией действующей власти и допустимостью силового воздействия на нее для решения социальных проблем;

– мошеннических действий, вовлечения в финансовые пирамиды и иных «дистанционных» посягательств на собственность граждан и пр. Исследователи финансовых пирамид констатируют высокую роль личностных особенностей жертв вовлечения в преступные схемы, существенным образом повышающих их виктимность. Отмечается, что максимальный риск вовлечения имеет «поколение ЕГЭ», характеризующееся устойчивым дефицитом системного мышления, умения формировать и развивать причинно-следственные связи и отношения, в том числе финансово-экономического характера, достаточно циничное поколение 30–40-летних, ориентированных на получение «пассивного» дохода любой ценой, в том числе за счeт обмана других, менее удачливых участников пирамиды. Повышает вероятность стать жертвой такого рода противоправных деяний непонимание многими гражданами опасности сетевого маркетинга, взаимодействия с лицами, активно участвующими в финансовых пирамидах, работающих по принципу сетевого маркетинга, а также чрезмерное доверие ряда пользователей сети Интернет финансовой и околофинансовой информации, получаемой из виртуального пространства, порядка 90% которой является нерелеватной [8, с. 48].

В условиях постоянного появления новых финансовых инструментов, криптовалют, NFT (токенов), развития инвестиционных площадок и краудфандинговых платформ человек оказывается в состоянии постоянного дефицита знаний о них. При помощи информационно-когнитивных технологий этот дефицит с легкостью возмещается «нужной» для субъекта виктимогенного воздействия информацией, что является ключевым этапом виктимизации.

С точки зрения механизма цифровой виктимизации практический интерес представляет дифференциация возможностей использования информационно-когнитивных технологий не только в зависимости от уровня реализации (массовый и индивидуальный уровни), но и от желаемого результата.

По данному основанию выделяется информационно-когнитивное воздействие, побуждающее объект к конкретным действиям в интересах преступника (передача денег, ценностей, противоправная деятельность в интересах преступника), а также воздействие, вовлекающее объект в продуцирование желаемого информационного фона (противоправное распространение информации, оправдывающей терроризм, экстремизм, насилие, совершение преступлений, дестабилизирующей социально-политическую ситуацию в стране и т.п.).

Обсуждение и заключение

Формирование тотального информационного общества, развитие информационных, коммуникационных и когнитивных технологий коренным образом меняет традиционные представления и подходы к исследованию виктимности и виктимизации, открывая перед криминологической наукой качественно новое исследовательское поле. Роль информационно-когнитивных технологий в механизме цифровой виктимизации определяется как процессами передачи лицу (неопределенному кругу лиц) информации, восприятие которой может определить или повысить его виктимность, так и способностью формировать или изменять (в том числе на подсознательном уровне) мировоззрение человека, корректировать его поведенческие привычки и практики как на индивидуальном, так и на массовом уровнях. Максимальные риски цифровой виктимизации в результате применения информационно-когнитивных технологий на массовом уровне в настоящее время в набольшей степени проявляются при совершении склонения, в том числе в организованных формах, к суицидальным действиям, посягательств на половую неприкосновенность несовершеннолетних, вовлечения в экстремистскую и террористическую деятельность, иные виды преступной деятельности, мошенничества и иных «дистанционных» посягательств на собственность граждан и пр.

References

1. Mayorov A.V. Vliyaet li cifrovizacii na viktimizaciyu v sovremennom obschestve? // Viktimologiya. 2022. T. 9. № 2. S. 148 - 156. DOI:https://doi.org/10.47475/2411-0590-2022-19202

2. Zhmurov D.V. Kiberzhertva: reshenie problemy terminologicheskoy neopredelennosti // Vestnik Vostochno-Sibirskogo instituta Ministerstva vnutrennih del Rossii. 2021. № 2 (97). S. 45 - 56. DOI:https://doi.org/10.24412/2312-3184-2021-2-46-56

3. Antonyan E.A., Kleschina E.N. Kiberviktimnost' // Vestnik Permskogo instituta FSIN Rossii. 2019. № 3 (34). S. 5 - 10.

4. Kudashov V.I. Rol' kognitivnyh tehnologiy v obschestve znaniya // Filosofiya i gumanitarnye nauki v informacionnom obschestve. 2013. № 2 (2). S. 92 - 97.

5. Ignatov A.N. Informacionno-kognitivnye tehnologii v arsenale sposobov soversheniya prestupleniy // Gumanitarnye, social'no-ekonomicheskie i obschestvennye nauki. 2020. № 11-2. S. 82 - 89. DOI:https://doi.org/10.23672/c1597-6466-0549-x

6. Bychkova A.M., Radnaeva E.L. Dovedenie do samoubiystva posredstvom ispol'zovaniya internet-tehnologiy: social'no-psihologicheskie, kriminologicheskie i ugolovno-pravovye aspekty // Vserossiyskiy kriminologicheskiy zhurnal. 2018. T. 12. № 1. S. 101 - 115. DOI:https://doi.org/10.17150/2500-4255.2018.12(1).101-115

7. Kvashis V.E., Il'nickiy A.S. Sovremennye formy proyavleniya kriminal'noy ideologii v seti Internet // Nauchnyy portal MVD Rossii. 2021. № 2 (54). S. 26 - 31.

8. Kokorev A.S., Shavykin Ya.V. Napravleniya povysheniya finansovoy gramotnosti naseleniya v chasti protivodeystviya sovremennym finansovym piramidam // Kul'tura i bezopasnost'. 2022. № 1. S. 47 - 53. DOI:https://doi.org/10.25257/KB.2022.1.47-53


Login or Create
* Forgot password?