Информационно-когнитивные технологии в механизме цифровой виктимизации
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
информационно-когнитивные технологии; виктимность; виктимизация; киберпреступность; цифровая виктимизация; виктимология

Ключевые слова:
информационно-когнитивные технологии; виктимность; виктимизация; киберпреступность; цифровая виктимизация; виктимология
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Введение

Научно-техническое развитие Российской Федерации предполагает проведение разработок в области нано-, био-, информационных, когнитивных и социальных технологий. Указом Президента РФ от 7 июля 2011 г. № 8991, утвердившим приоритетные направления развития науки, технологий и техники в Российской Федерации, эти технологии включены в перечень критических.

Такие технологии несут в себе риски их применения в противоправной деятельности, на что прямо обращается внимание в нормативных документах. Так, Правительство Российской Федерации в распоряжении от 31 декабря 2020 г. № 3684-р «Об утверждении Программы фундаментальных научных исследований в РФ на долгосрочный период (2021 - 2030 гг.)»2 акцентирует внимание на том, что в области изучения когнитивных процессов человека, наряду с фундаментальными исследованиями, все более актуальными будут разработки, направленные на снижение подверженности личности и группы манипуляциям в условиях информационных войн и киберопераций. В центре внимания исследователей будут процессы возникновения, распространения и восприятия новых технологий (нанотехнологий, биотехнологий, информационных технологий, когнитивных и социальных технологий) и связанные с ними изменения поведения потребителей (в том числе представителей «цифрового поколения» россиян), формирование новых рынков, трансформация отраслевых структур, сетевые взаимодействия и инновационные платформы.

Статистика преступности последних лет свидетельствует о бурном росте количества преступлений, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий. Начиная с 2020 года, они составляют около четверти всех регистрируемых в России преступлений3. Разнообразие видов преступлений, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, механизмов их совершения, включая появление новых способов, орудий и средств, тяжесть и масштабность последствий, а также многочисленность жертв с различными личностными характеристиками выступают предпосылками для исследований в сфере цифровой виктимизации [1], кибервиктимизации [2] или кибервиктимности [3]. При исследовании процессов становления жертв киберпреступлений следует учитывать возможности влияния на них с использованием информационно-когнитивных технологий, что принципиально отличается от традиционных представлений о виктимности и виктимизации, открывает перед криминологической наукой качественно новое исследовательское поле.

Обзор литературы

Исследование опирается на общую теорию виктимологии, описанную и развиваемую в трудах Т.В. Варчук, К.В. Вишневецкого, В.И. Полубинского, Д.В. Ривмана, В.Я. Рыбальской, А.Л. Ситковского, Л.В. Франка и других ученых.

Состояние и перспективы применения информационно-когнитивных технологий в различных социальных сферах оценивали в своих трудах О.Е. Баксанский, И.М. Дзялошинский, Л.В. Зубова, В.И. Кудашов, В.В. Терехин и многие другие исследователи в области философии, педагогики, юриспруденции.

Непосредственно феномен цифровой виктимимзации и виктимности анализировали Е.А. Антонян, А.А. Гаджиева, О.Н. Громова, Д.В. Жмуров, Е.Н. Клещина, А.В. Майоров, В.С. Овчинский, Н.И. Рыжова, И.А. Синодов.

Материалы и методы

Методологическую основу исследования составил диалектический метод познания, предполагающий анализ процессов цифровой виктимизации во всей полноте взаимосвязей общественных отношений, в том числе связей между развитием информационно-когнитивных технологий и их использованием для вовлечения в криминальную и виктимно опасную деятельность, а также общие и специальные методы познания. К числу используемых общенаучных методов отнесены анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, системно-структурный подход и др. Частнонаучными методами послужили формально-юридический, логический, статистический, контент-анализ средств массовой информации и информационного пространства сети Интернет.

Для формирования эмпирической основы исследования был проведен контент-анализ двух типов информационных ресурсов. Во-первых, это ресурсы, содержащие сведения о совершении преступлений, обусловленных виктимизацией пользователей, сформированной посредством использования информационно-когнитивных технологий (цифровой виктимизацией). Во-вторых, это информационные ресурсы, обладающие криминогенным потенциалом, то есть способные оказать детерминирующий эффект в механизме формирования преступного или виктимного поведения потребителей информации.

Результаты исследования

Когнитивные технологии (от лат. "cogito" – «познавать») – технологии, направленные на исследование и совершенствование человеческого познания. Эти технологии оценивают внимание человека, отслеживают его состояние, следят за работой мозга и пытаются его «понять». Когнитивная наука (когнитивистика) развивается на основе конвергенции знаний физиологии, нейробиологии, антропологии, лингвистики, психологии, математики, философии, теории познания и теории искусственного интеллекта.

Предмет когнитивных технологий, как указывает В.И. Кудашев, составляет объем и содержание сознания, скорость восприятия и мысли, основания для субъективных предпочтений и принимаемых решений. Когнитивные технологии основаны на изучении сознания, познания, различных особенностей мыслительного процесса и когнитивного поведения живых и мыслящих существ как с нейрофизиологической и молекулярно-биологической позиции, так и с помощью гуманитарных подходов. Развитие когнитивных технологий на основе изучения функций мозга и механизмов сознания и поведения может дать возможность разработки алгоритмы, которые фактически будут «одушевлять» искусственные технологические системы [4].

Для целей криминологической науки и исследования цифровой виктимизации целесообразно использовать термин «информационно-когнитивные технологии» как некий симбиоз информационных и когнитивных технологий. Более подробно суть и содержание информационно-когнитивных технологий раскрыты в предшествующих исследованиях А.Н. Игнатова [5]. Использование информационно-когнитивных технологий в качестве способа преступления предполагает осуществление различных операций по применению (использованию) процессов, методов и способов производства, поиска, получения, хранения, обработки, передачи и распространения информации, конструирующих познавательные способности (механизмы и параметры познания реальности) людей, направленных на реализацию преступного деяния. Использование информационно-когнитивных технологий может выступать способом совершения широкого спектра преступлений, направленных на вовлечение в экстремистскую, террористическую и иную противоправную деятельность, на формирование и распространение экстремистской идеологии, в том числе идеологии терроризма, нагнетания межнациональной и социальной напряженности, разжигания этнической и религиозной ненависти либо вражды, на дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации, осуществление различных видов мошенничества и иных преступлений в сфере экономики, преступлений, связанных с нарушением конституционных прав и свобод человека и гражданина, преступлений против жизни и здоровья (доведения до самоубийства, причинения вреда здоровью различной степени тяжести и др.) и других [5].

Роль информационно-когнитивных технологий в механизме цифровой виктимизации далеко не ограничена процессами передачи лицу какого-либо объема информации, восприятие которой способно определить или повысить его виктимность. Данные технологии способны формировать или изменять мировоззрение человека, корректировать его поведенческие привычки и практики, в том числе неосознанно для него. В частности, это может проявляться в следующем:

– информационно-когнитивные технологии дают практически неограниченные возможности исследования человека с точки зрения понимания и восприятия им мира, в том числе оценки объема и содержания информации, которой человек владеет, анализа поведения в офлайн и онлайн-среде. Это может реализовываться посредством получения информации от пользователя информационных технологий, которую он осознанно или неосознанно предоставляет. К такой информации, в частности, относится сетевая активность (поисковые запросы, переходы по ссылкам, внимание к обеспечению сетевой безопасности, графы сетевого общения и взаимодействия, используемые приложения, покупки, финансовая деятельность в системах дистанционного банковского обслуживания), физическое перемещение, регистрируемое данными навигационных приложений, офлайн-поведение, фиксируемое микрофонами и камерами мобильных устройств;

– при помощи использования информационно-когнитивных технологий появляется возможность скрытого формирования понимания пользователем того, какая информация ему необходима, фактически пользователя можно обучать поиску и «правильному» (для субъекта виктимогенного воздействия) восприятию поисковой информации. Также применение информационно-когнитивных технологий позволяет проводить оценку степени усвоения полученной пользователем информации, соответственно, оценивать эффективность виктимогенного воздействия и корректировать его;

– в сочетании с информационно-когнитивными технологиями возможно применение средств непосредственного предоставления пользователю информации или направлений ее поиска: контекстная реклама, выдача информации по поисковым запросам, сведения, предоставляемые цифровыми «помощниками»;

– применение информационно-когнитивных технологий предоставляет возможность не только формировать осознанное сетевое поведение, но и стимулировать его проекцию на поведение в офлайн-среде, а также неосознанные поведенческие реакции;

– в результате воздействия на пользователя с использованием рассматриваемых технологий возможно управление восприятием пользователем уровня «нормальности» состояния сетевого пространства. Человек начинает воспринимать виктимогенные факторы как неотъемлемую часть информационно-телекоммуникационного пространства, не ищет защиты от них, происходит фактическое «отключение» механизмов обеспечения безопасности;

– при вовлечении в виктимно опасную, в том числе противоправную деятельность с использованием информационно-когнитивных технологий, происходит переход от поведенческой модели «оценка рисков – принятие решения» к принятию решений без предвидения рисков. Человек фактически не воспринимает ту деятельность, в которую вовлекается, как виктимно опасную;

– информационно-когнитивные технологии возможно комбинировать с иными технологиями, направленными на виктимизацию пользователей. В ряде случаев предварительная когнитивная обработка пользователей предшествует целенаправленному их вовлечению в виктимогенную опасную деятельность. На массовом уровне использование данных технологий позволяет оценивать их влияние на конкретных пользователей (группы пользователей) и в зависимости от результатов оценки осуществлять адресное целенаправленное воздействие по вовлечению в виктимно опасную деятельность.

Не меньший исследовательский интерес представляет влияние использования информационно-когнитивных технологий на виктимность и виктимизацию как на индивидуальном, так и массовом уровнях.

Индивидуальное (персонифицированное) воздействие предполагает работу преступника либо с конкретным лицом, либо с относительно небольшой группой лиц с заданными характеристиками (например, носителями коммерческой, государственной или другой тайны, лицами, состоящими в сетевых сообществах антиобщественной направленности, родственниками участников террористических организаций, лицами, ищущими возможность инвестировать денежные средства под высокий процент и т.п.).

Преступник при помощи информационно-когнитивных технологий имеет возможность организовать «обучение» потерпевшего таким образом, что тот сам своим поведением способствует либо совершению в отношении него преступления (передает преступнику денежные средства якобы для инвестирования и т.п.), либо вовлечению его в преступную деятельность («продает» или разглашает государственную тайну, выражает готовность заниматься террористической деятельностью, поддерживает пропаганду терроризма или публичные призывы к осуществлению террористической или экстремисткой деятельности, тиражирует соответствующие материалы и т.п.).

Влияние использования информационно-когнитивных технологий на виктимность и виктимизацию на массовом (неперсонифицированном) уровне заключается в применении информационно-когнитивных технологий к неограниченному неперсонифицированному кругу лиц либо для их виктимизации (например, для склонения несовершеннолетних к совершению самоубийства, вовлечения их в деятельность, представляющую опасность для жизни и пр.), либо же в целях выделения соответствующих «групп риска» и поиска конкретных объектов реализации персонифицированного виктимогенного информационно-когнитивного воздействия, т.е. тех лиц, на которых массовое информационно-когнитивное воздействие оказало наибольший виктимогенный эффект (например, неопределенный круг лиц «обучается» торговле наркотиками, убеждается в прибыльности и безопасности такой деятельности, после чего заинтересовавшимся лицам предлагаются уже конкретные роли в незаконном наркообороте и т.п.).

Максимальные риски цифровой виктимизации в результате применения информационно-когнитивных технологий на массовом уровне в настоящее время в набольшей степени проявляются при совершении общественно опасных деяний:

– склонения к самоубийству или организации деятельности, направленной на побуждение к совершению самоубийства, путем формирования суицидальной мотивации и распространения информации о способах совершения самоубийства или призывов к совершению самоубийства, ответственность за которые предусмотрена ст. 1101 и 1102 Уголовного кодекса Российской Федерации. Исследователи описывают ряд активно используемых информационно-когнитивных средств при совершении таких преступлений: внедрение в сознание и подсознание человека идеологии обесценивания жизни, бессмысленности человеческого существования, формирование цифровой средой иллюзии об альтернативном существовании и возможности «продолжения жизни» после совершения самоубийства, квесты и задания, снижающие защитные барьеры перед ощущением опасности, сопровождающееся выбросом адреналина и др. [6];

– посягательств на половую неприкосновенность несовершеннолетних как в цифровом пространстве, так и в реальной среде. Детерминационная и виктимогенная роль информационно-когнитивных технологий при совершении подобных преступлений заключается в создании информационного фона, демаргинализирующего педофилию, формирующего отношение к ней как к «нормальному», исторически сложившемуся и социально приемлемому явлению. Транслируется совокупность идей и представлений о конструктивности сексуальных отношений между взрослым и ребенком. Критикуются социальные нормы, нарушающие основные права человека, запрещающие детям и тем, кто их «любит», свободу действий и мысли в контексте какой-либо половой близости [7, с. 28]. Такая информация оказывает воздействие как на лиц, страдающих педофилией, убеждая их в собственной «нормальности» и укрепляя решимость совершать преступления, так и на детей, повышая их виктимность, а соответствующие информационно-когнитивные технологии и цифровые средства формируют виктимность несовершеннолетних;

– вовлечения в экстремистскую и террористическую деятельность, массовые беспорядки, незаконные собрания, митинги, демонстрации, шествия или пикетирования. В данном случае информационно-когнитивные технологии используются для организации поиска и восприятия «правильной» информации потенциальным объектом вовлечения. В первую очередь, эта информация связана с дискредитацией действующей власти и допустимостью силового воздействия на нее для решения социальных проблем;

– мошеннических действий, вовлечения в финансовые пирамиды и иных «дистанционных» посягательств на собственность граждан и пр. Исследователи финансовых пирамид констатируют высокую роль личностных особенностей жертв вовлечения в преступные схемы, существенным образом повышающих их виктимность. Отмечается, что максимальный риск вовлечения имеет «поколение ЕГЭ», характеризующееся устойчивым дефицитом системного мышления, умения формировать и развивать причинно-следственные связи и отношения, в том числе финансово-экономического характера, достаточно циничное поколение 30–40-летних, ориентированных на получение «пассивного» дохода любой ценой, в том числе за счeт обмана других, менее удачливых участников пирамиды. Повышает вероятность стать жертвой такого рода противоправных деяний непонимание многими гражданами опасности сетевого маркетинга, взаимодействия с лицами, активно участвующими в финансовых пирамидах, работающих по принципу сетевого маркетинга, а также чрезмерное доверие ряда пользователей сети Интернет финансовой и околофинансовой информации, получаемой из виртуального пространства, порядка 90% которой является нерелеватной [8, с. 48].

В условиях постоянного появления новых финансовых инструментов, криптовалют, NFT (токенов), развития инвестиционных площадок и краудфандинговых платформ человек оказывается в состоянии постоянного дефицита знаний о них. При помощи информационно-когнитивных технологий этот дефицит с легкостью возмещается «нужной» для субъекта виктимогенного воздействия информацией, что является ключевым этапом виктимизации.

С точки зрения механизма цифровой виктимизации практический интерес представляет дифференциация возможностей использования информационно-когнитивных технологий не только в зависимости от уровня реализации (массовый и индивидуальный уровни), но и от желаемого результата.

По данному основанию выделяется информационно-когнитивное воздействие, побуждающее объект к конкретным действиям в интересах преступника (передача денег, ценностей, противоправная деятельность в интересах преступника), а также воздействие, вовлекающее объект в продуцирование желаемого информационного фона (противоправное распространение информации, оправдывающей терроризм, экстремизм, насилие, совершение преступлений, дестабилизирующей социально-политическую ситуацию в стране и т.п.).

Обсуждение и заключение

Формирование тотального информационного общества, развитие информационных, коммуникационных и когнитивных технологий коренным образом меняет традиционные представления и подходы к исследованию виктимности и виктимизации, открывая перед криминологической наукой качественно новое исследовательское поле. Роль информационно-когнитивных технологий в механизме цифровой виктимизации определяется как процессами передачи лицу (неопределенному кругу лиц) информации, восприятие которой может определить или повысить его виктимность, так и способностью формировать или изменять (в том числе на подсознательном уровне) мировоззрение человека, корректировать его поведенческие привычки и практики как на индивидуальном, так и на массовом уровнях. Максимальные риски цифровой виктимизации в результате применения информационно-когнитивных технологий на массовом уровне в настоящее время в набольшей степени проявляются при совершении склонения, в том числе в организованных формах, к суицидальным действиям, посягательств на половую неприкосновенность несовершеннолетних, вовлечения в экстремистскую и террористическую деятельность, иные виды преступной деятельности, мошенничества и иных «дистанционных» посягательств на собственность граждан и пр.

Список литературы

1. Майоров А.В. Влияет ли цифровизации на виктимизацию в современном обществе? // Виктимология. 2022. Т. 9. № 2. С. 148 - 156. DOI:https://doi.org/10.47475/2411-0590-2022-19202

2. Жмуров Д.В. Кибержертва: решение проблемы терминологической неопределенности // Вестник Восточно-Сибирского института Министерства внутренних дел России. 2021. № 2 (97). С. 45 - 56. DOI:https://doi.org/10.24412/2312-3184-2021-2-46-56

3. Антонян Е.А., Клещина Е.Н. Кибервиктимность // Вестник Пермского института ФСИН России. 2019. № 3 (34). С. 5 - 10.

4. Кудашов В.И. Роль когнитивных технологий в обществе знания // Философия и гуманитарные науки в информационном обществе. 2013. № 2 (2). С. 92 - 97.

5. Игнатов А.Н. Информационно-когнитивные технологии в арсенале способов совершения преступлений // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2020. № 11-2. С. 82 - 89. DOI:https://doi.org/10.23672/c1597-6466-0549-x

6. Бычкова А.М., Раднаева Э.Л. Доведение до самоубийства посредством использования интернет-технологий: социально-психологические, криминологические и уголовно-правовые аспекты // Всероссийский криминологический журнал. 2018. Т. 12. № 1. С. 101 - 115. DOI:https://doi.org/10.17150/2500-4255.2018.12(1).101-115

7. Квашис В.Е., Ильницкий А.С. Современные формы проявления криминальной идеологии в сети Интернет // Научный портал МВД России. 2021. № 2 (54). С. 26 - 31.

8. Кокорев А.С., Шавыкин Я.В. Направления повышения финансовой грамотности населения в части противодействия современным финансовым пирамидам // Культура и безопасность. 2022. № 1. С. 47 - 53. DOI:https://doi.org/10.25257/KB.2022.1.47-53


Войти или Создать
* Забыли пароль?