Legal Clinic of the Kazan Law Institute of MIA of Russia: Current Issues
Abstract and keywords
Abstract (English):
Introduction: the authors present the analysis of the activities of Legal Clinic of the Kazan Law Institute of MIA of Russia; generalize the the practice of assistance to citizens; highlights challenging issues of the activities of the Clinic, presents recommendations on the regulation and improving the activities of the Clinic in light of legislation changes and ways to support for free civil legal services to the low-income citizens. Materials and Methods: the authors used statistical, analytical, system and structural, and logical methods. The materials of the study were statistical data on Legal Clinic of the Kazan Law Institute of MIA of Russia from academic years 2019/2020 to 2021/2022 as well as public data of the Ministry of Justice of the Republic of Tatarstan. Results: the authors concluded that functioning of legal clinics to the departmental educational organizations of the higher education, for example, in the Ministry of Internal Affairs of Russia, reinforce the practical component of cadet training. Discussion and Conclusions: the article presents activities carried out under functioning of Legal Clinic of the Kazan Law Institute of MIA of Russia aimed at improving the implementation of free legal assistance to the low-income citizens.

Keywords:
free legal aid; official crimes; criminal offenses; administrative offenses; civil liability; protection of citizens from criminal encroachments
Text
Publication text (PDF): Read Download

Введение

Оказание бесплатной юридической помощи малоимущим и социально незащищенным гражданам регламентировано федеральными законами и ведомственными нормативными правовыми актами1. Граждане при возникновении проблемных вопросов не всегда обладают достаточным уровнем юридических знаний для их разрешения, что приводит к необходимости обращения за квалифицированной помощью. На рисунке представлены варианты, которыми могут воспользоваться граждане для получения правовой консультации:

Рисунок – Место юридических клиник в системе правовой помощи гражданам

Figure – The place of legal clinics in the system of legal aid to citizens

Обращение граждан в государственные и муниципальные органы регламентируется нормами Конституции Российской Федерации2, Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О рассмотрении обращений граждан Российской Федерации»3 и фактически представляет собой досудебную возможность решения возникших проблем.

Обзор литературы

Важность и особенности функционирования юридических клиник в образовательных организациях МВД России являлись предметом рассмотрения отдельных научных публикаций [1, 2, 3] Проблемы доступности юридической помощи для маломобильных групп населения и в условиях пандемии нашли отражение в трудах С.Е. Михайлова [4], Е.В. Пономаревой [5], Л.Л. Тттяна [6]. Способы совершенствования деятельности юридических клиник различны: например, О. Мухамеджанов предлагает их рассматривать в качестве обязательного элемента профессиональной образовательной программы [7]. Н.Х. Гурбанова, С.В. Располин и другие авторы указывают на необходимость внесения изменений в действующее законодательство в части расширенного толкования понятия «квалифицированная юридическая помощь» [8]. Л.Л. Азаматова, Е.Ю. Семенова рассмотрели возможности применения медиации в деятельности юридических клиник [9]. Поскольку в процессе функционирования юридических клиник возникают специфические вопросы и проблемные ситуации, охватывающие различные отрасли права, в статье авторами отражены специфика деятельности и проблемные аспекты деятельности Юридической клиники Казанского юридического института МВД России при разрешении проблемных правовых вопросов, с которыми обращались граждане.

Результаты исследования

По данным Министерства юстиции Республики Татарстан, в республике функционируют несколько юридических клиник при организациях высшего образования4, одна из которых действует при Казанском юридическом институте МВД России (КЮИ МВД России).

Юридическая клиника осуществляет свою деятельность на общественных началах, обеспечивая непосредственное сочетание теоретического и практического обучения курсантов по оказанию юридических услуг, для приобретения обучающимися навыков правового информирования и консультирования граждан, в целях обеспечения доступности правовой информации для малообеспеченных слоев населения, популяризации знаний о правах, свободах и обязанностях граждан, о порядке их осуществления и защиты, а также формирования у курсантов твердых этических убеждений и понимания гуманности профессии юриста.

Деятельность Юридической клиники КЮИ МВД России осуществляется в течение учебного года во внеслужебное время с привлечением кураторов из числа профессорско-преподавательского состава и консультантов – курсантов третьего курса, ранее изучивших дисциплины «Гражданское право», «Административное право», «Уголовное право» и др. Задействованные в работе Юридической клиники курсанты параллельно в текущем учебном году изучают дисциплину «Гражданское процессуальное право (Гражданский процесс)», что позволяет им на практике реализовать изученные теоретические знания по применению норм материального и процессуального права.

После завершения обучения в КЮИ МВД России выпускники продолжат служебную деятельность в качестве дознавателей, следователей, оперуполномоченных и на других должностях в территориальных подразделениях МВД России, где, несомненно, практические навыки оказания правовой помощи и общения с гражданами позволят им эффективно и квалифицированно разрешать правовые проблемы населения.

В рамках функционирования Юридической клиники за правовой консультацией обращаются люди разного возраста (см. табл. 1).

Большинство обратившихся – это лица трудоспособного возраста, столкнувшиеся с различными проблемными жизненными ситуациями. Уменьшение числа обратившихся за юридической помощью граждан после 2020 года связано с сокращением мест оказания юридической помощи гражданам, когда вместо четырех пунктов обслуживания в опорных пунктах полиции был оставлен один пункт из-за ухудшения санитарно-эпидемиологической ситуации в связи с распространением COVID-19. В этот период консультации осуществлялись с использованием дистанционных технологий, в том числе обращения принимались на электронную почту, по телефону, через сайт КЮИ МВД России. Тематика обращений различна и охватывает широкий спектр социально-правовых взаимоотношений граждан с органами власти и между собой (см. табл. 2).

Опыт функционирования Юридической клиники КЮИ МВД России позволил нам выявить ряд актуальных и проблемных вопросов:

- непредставление сведений, необходимых для полного и развернутого рассмотрения дела по существу: при выявлении признаков административного правонарушения или уголовного преступления в рамках разрешения проблемного вопроса большинство обратившихся граждан просят «не давать ход делу», сознательно утаивая дополнительные сведения; не предоставляют письменный (электронный) ответ органа государственной или муниципальной власти, с действиями (бездействием) которого они не согласны;

- позднее обращение за юридической консультацией: отдельные проблемные вопросы уже стали предметом рассмотрения суда первой инстанции (имеется решение суда), а при подготовке рекомендаций к апелляции часто видны допущенные ошибки (недочеты) со стороны граждан, которые трудно устранить в суде апелляционной инстанции (например, не представлены доказательства суду первой инстанции, имеющие важное значение для разрешения дела в пользу заявителя);

- некоторые граждане в силу отсутствия опыта и достаточных знаний, несмотря на полученную в Юридической клинике консультацию, не готовы самостоятельно обращаться в суд с целью защиты и восстановления нарушенных прав и интересов;

- часть граждан, обращающихся за бесплатной юридической помощью, в такой помощи не нуждаются, а являются лицами, направленными в Юридическую клинику для проверки качества оказания юридической помощи. При этом те проблемы, которые озвучиваются данными гражданами, как правило, уже разрешены на практике, в том числе по причине наличия вступившего в законную силу решения суда.

Цифровизация приводит к совершенствованию методов оказания бесплатной юридической помощи гражданам. Например, такие меры начинает реализовывать Министерство юстиции Российской Федерации: «закупка специальных автомобилей в целях организации выездных пунктов для проведения консультаций, создании общероссийской цифровой платформы для получения бесплатной юридической помощи»5. Несомненно, цифровая трансформация и техническая оснащенность процесса оказания бесплатной юридической помощи гражданам повысят доступность такой помощи для граждан, которые ранее в силу отдаленности проживания или ограниченной мобильности не имели возможности ее получения.

Обсуждение и заключение

С учетом вышеизложенного предлагаем внести определенные изменения в организацию деятельности Юридической клиники КЮИ МВД России :

- при выявлении случаев неправомерного отказа гражданам в предоставлении государственной (или муниципальной) услуги переправлять в компетентный орган (с учетом норм Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О рассмотрении обращений граждан Российской Федерации») соответствующую информацию с правовым обоснованием неправомерности отказа государственного (или муниципального) органав оказании гражданам услуги;

- в случае наличия признаков административного правонарушения или уголовного преступления принять меры по официальной регистрации данной информации в дежурной части подразделения территориального органа МВД России;

- создать условия для увеличения частоты привлечения внешних специалистов из надзорных, контрольных органов (органы прокуратуры, Управление Роспотребнадзора по Республике Татарстан, Уполномоченный по защите прав человека в Республике Татарстан и др.), которые имеют возможность во время функционирования Юридической клиники оперативно разрешить специализированные проблемные вопросы граждан либо наиболее компетентно проконсультировать их и выстроить алгоритм последовательных действий.

В настоящее время российское общество столкнулось с необходимостью изменения качества и содержания профессиональной подготовки курсантов образовательных организаций системы МВД с целью повышения их уровня подготовки для практической деятельности. Данное обстоятельство обусловило потребность в преобразовании действовавшей ранее системы образования, характеризовавшейся преобладанием теоретико-абстрактного, академического обучения. Акцент смещается в сторону развивающего обучения, в качестве главной цели которого ставится развитие способностей и профессионального потенциала личности.

Взаимодействие правоохранительных органов с гражданами в рамках оказания им юридической помощи, в том числе в процессе функционирования Юридической клиники КЮИ МВД России, в период обучения будущих сотрудников правоохранительных органов в ведомственной образовательной организации МВД России не только способствует улучшению имиджа МВД России, решению правовых проблем, с которыми сталкиваются граждане, но и позволяет подготовить высокопрофессионального специалиста в области юриспруденции.

Полагаем, важнейшей задачей современного юридического образования является подготовка юристов нового поколения, ориентированных на гуманистические ценности демократического общества, признающих общечеловеческие ценности, разделяющих глобальную идею социальной справедливости и объединенных этими идеями в единое профессиональное сообщество.

References

1. Baturina N.I., Pechnikov A.G. YUridicheskaya klinika kak odna iz form obrazovatel'nogo processa v VUZah MVD Rossii // Evrazijskij yuridicheskij zhurnal. 2019. № 4 (131). S. 395 - 396.

2. Astashkina A.V., Bychkova E.I. Osobennosti deyatel'nosti yuridicheskih klinik v obrazovatel'nyh organizaciyah MVD Rossii // Mezhdunarodnyj zhurnal konstitucionnogo i gosudarstvennogo prava. 2019. № 4. S. 5 - 8.

3. Obrazcov S.V. Rol' yuridicheskoj kliniki v formirovanii professional'nyh kompetencij kursantov VUZov MVD Rossii // Pravovestnik. 2018. № 9 (11). S. 72 - 75.

4. Mihajlov S.E. Rol' yuridicheskij kliniki v realizacii prava grazhdan na besplatnuyu yuridicheskuyu pomoshch' i uchastiya naseleniya v deyatel'nosti organov territorial'nogo obshchestvennogo samoupravleniya (na primere Marijskogo gosudarstvennogo universiteta) // Evrazijskij yuridicheskij zhurnal. 2020. № 6 (145). S. 205 - 206.

5. Ponomareva E.V. Sovershenstvovanie deyatel'nosti yuridicheskoj kliniki v period pandemii // Aktual'nye nauchnye issledovaniya v sovremennom mire. 2021. № 11-11 (79). S. 183 - 185.

6. Tttyan L.L. Distancionnaya rabota yuridicheskih klinik: problemy i perspektivy razvitiya // Voprosy rossijskoj yusticii. 2022. № 17. S. 31 - 38.

7. Muhamedzhanov O. YUridicheskie kliniki kak sub'ekty sistemy besplatnoj kvalificirovannoj pravovoj pomoshchi. O nekotoryh voprosah sovershenstvovaniya deyatel'nosti // Grazhdanskoe obshchestvo. 2019. T. 16. № 2 (58). S. 72 - 75.

8. Gurbanova N.H., Raspopin S.V., YUrtaev N.S., Bardokin D.A. Aktual'nye voprosy kvalificirovannoj yuridicheskoj pomoshchi na postsovetskom prostranstve // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i obshchestvennye nauki. 2020. T. 4. № 3. S. 257 - 269. DOI: https://doi. org/10.21603/2542-1840-2020-4-3-257-269.

9. Azamatova L.L., Semenova E.YU. Vozmozhnost' primeneniya mediacii v deyatel'nosti yuridicheskih klinik // Mezhdunarodnyj zhurnal gumanitarnyh i estestvennyh nauk. 2021. № 11-3 (62). S. 61 - 64.


Login or Create
* Forgot password?