УДК 34 Право. Юридические науки
Введение: в статье представлен анализ деятельности Юридической клиники Казанского юридического института МВД России. Авторами обобщена практика оказания бесплатной юридической помощи населению, актуализированы проблемные вопросы деятельности Юридической клиники, представлены рекомендации по регулированию и улучшению деятельности Юридической клиники в свете изменения законодательства и способов оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам. Материалы и методы: в ходе работы над статьей применялись статистический, аналитический, системно-структурный, формально-логический методы. В качестве материалов исследования выступили статистические сведения о деятельности Юридической клиники Казанского юридического института МВД России за период с 2019/2020 по 2021/2022 учебные годы, а также «открытые» данные Министерства юстиции Республики Татарстан. Результаты исследования: авторы статьи приходят к выводу, что функционирование юридических клиник при ведомственных образовательных организациях высшего образования, например в системе МВД России, способствует усилению практической составляющей профессиональной подготовки курсантов. Обсуждение и заключение: в статье представлен комплекс мероприятий, осуществляемых в рамках функционирования Юридической клиники Казанского юридического института МВД России, направленный на повышение эффективности оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам.
бесплатная юридическая помощь; должностные преступления; уголовные преступления; административные правонарушения; гражданско-правовая ответственность; защита граждан от преступных посягательств
Введение
Оказание бесплатной юридической помощи малоимущим и социально незащищенным гражданам регламентировано федеральными законами и ведомственными нормативными правовыми актами1. Граждане при возникновении проблемных вопросов не всегда обладают достаточным уровнем юридических знаний для их разрешения, что приводит к необходимости обращения за квалифицированной помощью. На рисунке представлены варианты, которыми могут воспользоваться граждане для получения правовой консультации:
Рисунок – Место юридических клиник в системе правовой помощи гражданам
Figure – The place of legal clinics in the system of legal aid to citizens
Обращение граждан в государственные и муниципальные органы регламентируется нормами Конституции Российской Федерации2, Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О рассмотрении обращений граждан Российской Федерации»3 и фактически представляет собой досудебную возможность решения возникших проблем.
Обзор литературы
Важность и особенности функционирования юридических клиник в образовательных организациях МВД России являлись предметом рассмотрения отдельных научных публикаций [1, 2, 3] Проблемы доступности юридической помощи для маломобильных групп населения и в условиях пандемии нашли отражение в трудах С.Е. Михайлова [4], Е.В. Пономаревой [5], Л.Л. Тттяна [6]. Способы совершенствования деятельности юридических клиник различны: например, О. Мухамеджанов предлагает их рассматривать в качестве обязательного элемента профессиональной образовательной программы [7]. Н.Х. Гурбанова, С.В. Располин и другие авторы указывают на необходимость внесения изменений в действующее законодательство в части расширенного толкования понятия «квалифицированная юридическая помощь» [8]. Л.Л. Азаматова, Е.Ю. Семенова рассмотрели возможности применения медиации в деятельности юридических клиник [9]. Поскольку в процессе функционирования юридических клиник возникают специфические вопросы и проблемные ситуации, охватывающие различные отрасли права, в статье авторами отражены специфика деятельности и проблемные аспекты деятельности Юридической клиники Казанского юридического института МВД России при разрешении проблемных правовых вопросов, с которыми обращались граждане.
Результаты исследования
По данным Министерства юстиции Республики Татарстан, в республике функционируют несколько юридических клиник при организациях высшего образования4, одна из которых действует при Казанском юридическом институте МВД России (КЮИ МВД России).
Юридическая клиника осуществляет свою деятельность на общественных началах, обеспечивая непосредственное сочетание теоретического и практического обучения курсантов по оказанию юридических услуг, для приобретения обучающимися навыков правового информирования и консультирования граждан, в целях обеспечения доступности правовой информации для малообеспеченных слоев населения, популяризации знаний о правах, свободах и обязанностях граждан, о порядке их осуществления и защиты, а также формирования у курсантов твердых этических убеждений и понимания гуманности профессии юриста.
Деятельность Юридической клиники КЮИ МВД России осуществляется в течение учебного года во внеслужебное время с привлечением кураторов из числа профессорско-преподавательского состава и консультантов – курсантов третьего курса, ранее изучивших дисциплины «Гражданское право», «Административное право», «Уголовное право» и др. Задействованные в работе Юридической клиники курсанты параллельно в текущем учебном году изучают дисциплину «Гражданское процессуальное право (Гражданский процесс)», что позволяет им на практике реализовать изученные теоретические знания по применению норм материального и процессуального права.
После завершения обучения в КЮИ МВД России выпускники продолжат служебную деятельность в качестве дознавателей, следователей, оперуполномоченных и на других должностях в территориальных подразделениях МВД России, где, несомненно, практические навыки оказания правовой помощи и общения с гражданами позволят им эффективно и квалифицированно разрешать правовые проблемы населения.
В рамках функционирования Юридической клиники за правовой консультацией обращаются люди разного возраста (см. табл. 1).
Большинство обратившихся – это лица трудоспособного возраста, столкнувшиеся с различными проблемными жизненными ситуациями. Уменьшение числа обратившихся за юридической помощью граждан после 2020 года связано с сокращением мест оказания юридической помощи гражданам, когда вместо четырех пунктов обслуживания в опорных пунктах полиции был оставлен один пункт из-за ухудшения санитарно-эпидемиологической ситуации в связи с распространением COVID-19. В этот период консультации осуществлялись с использованием дистанционных технологий, в том числе обращения принимались на электронную почту, по телефону, через сайт КЮИ МВД России. Тематика обращений различна и охватывает широкий спектр социально-правовых взаимоотношений граждан с органами власти и между собой (см. табл. 2).
Опыт функционирования Юридической клиники КЮИ МВД России позволил нам выявить ряд актуальных и проблемных вопросов:
- непредставление сведений, необходимых для полного и развернутого рассмотрения дела по существу: при выявлении признаков административного правонарушения или уголовного преступления в рамках разрешения проблемного вопроса большинство обратившихся граждан просят «не давать ход делу», сознательно утаивая дополнительные сведения; не предоставляют письменный (электронный) ответ органа государственной или муниципальной власти, с действиями (бездействием) которого они не согласны;
- позднее обращение за юридической консультацией: отдельные проблемные вопросы уже стали предметом рассмотрения суда первой инстанции (имеется решение суда), а при подготовке рекомендаций к апелляции часто видны допущенные ошибки (недочеты) со стороны граждан, которые трудно устранить в суде апелляционной инстанции (например, не представлены доказательства суду первой инстанции, имеющие важное значение для разрешения дела в пользу заявителя);
- некоторые граждане в силу отсутствия опыта и достаточных знаний, несмотря на полученную в Юридической клинике консультацию, не готовы самостоятельно обращаться в суд с целью защиты и восстановления нарушенных прав и интересов;
- часть граждан, обращающихся за бесплатной юридической помощью, в такой помощи не нуждаются, а являются лицами, направленными в Юридическую клинику для проверки качества оказания юридической помощи. При этом те проблемы, которые озвучиваются данными гражданами, как правило, уже разрешены на практике, в том числе по причине наличия вступившего в законную силу решения суда.
Цифровизация приводит к совершенствованию методов оказания бесплатной юридической помощи гражданам. Например, такие меры начинает реализовывать Министерство юстиции Российской Федерации: «закупка специальных автомобилей в целях организации выездных пунктов для проведения консультаций, создании общероссийской цифровой платформы для получения бесплатной юридической помощи»5. Несомненно, цифровая трансформация и техническая оснащенность процесса оказания бесплатной юридической помощи гражданам повысят доступность такой помощи для граждан, которые ранее в силу отдаленности проживания или ограниченной мобильности не имели возможности ее получения.
Обсуждение и заключение
С учетом вышеизложенного предлагаем внести определенные изменения в организацию деятельности Юридической клиники КЮИ МВД России :
- при выявлении случаев неправомерного отказа гражданам в предоставлении государственной (или муниципальной) услуги переправлять в компетентный орган (с учетом норм Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О рассмотрении обращений граждан Российской Федерации») соответствующую информацию с правовым обоснованием неправомерности отказа государственного (или муниципального) органав оказании гражданам услуги;
- в случае наличия признаков административного правонарушения или уголовного преступления принять меры по официальной регистрации данной информации в дежурной части подразделения территориального органа МВД России;
- создать условия для увеличения частоты привлечения внешних специалистов из надзорных, контрольных органов (органы прокуратуры, Управление Роспотребнадзора по Республике Татарстан, Уполномоченный по защите прав человека в Республике Татарстан и др.), которые имеют возможность во время функционирования Юридической клиники оперативно разрешить специализированные проблемные вопросы граждан либо наиболее компетентно проконсультировать их и выстроить алгоритм последовательных действий.
В настоящее время российское общество столкнулось с необходимостью изменения качества и содержания профессиональной подготовки курсантов образовательных организаций системы МВД с целью повышения их уровня подготовки для практической деятельности. Данное обстоятельство обусловило потребность в преобразовании действовавшей ранее системы образования, характеризовавшейся преобладанием теоретико-абстрактного, академического обучения. Акцент смещается в сторону развивающего обучения, в качестве главной цели которого ставится развитие способностей и профессионального потенциала личности.
Взаимодействие правоохранительных органов с гражданами в рамках оказания им юридической помощи, в том числе в процессе функционирования Юридической клиники КЮИ МВД России, в период обучения будущих сотрудников правоохранительных органов в ведомственной образовательной организации МВД России не только способствует улучшению имиджа МВД России, решению правовых проблем, с которыми сталкиваются граждане, но и позволяет подготовить высокопрофессионального специалиста в области юриспруденции.
Полагаем, важнейшей задачей современного юридического образования является подготовка юристов нового поколения, ориентированных на гуманистические ценности демократического общества, признающих общечеловеческие ценности, разделяющих глобальную идею социальной справедливости и объединенных этими идеями в единое профессиональное сообщество.
1. Батурина Н.И., Печников А.Г. Юридическая клиника как одна из форм образовательного процесса в ВУЗах МВД России // Евразийский юридический журнал. 2019. № 4 (131). С. 395 - 396.
2. Асташкина А.В., Бычкова Е.И. Особенности деятельности юридических клиник в образовательных организациях МВД России // Международный журнал конституционного и государственного права. 2019. № 4. С. 5 - 8.
3. Образцов С.В. Роль юридической клиники в формировании профессиональных компетенций курсантов ВУЗов МВД России // Правовестник. 2018. № 9 (11). С. 72 - 75.
4. Михайлов С.Е. Роль юридический клиники в реализации права граждан на бесплатную юридическую помощь и участия населения в деятельности органов территориального общественного самоуправления (на примере Марийского государственного университета) // Евразийский юридический журнал. 2020. № 6 (145). С. 205 - 206.
5. Пономарева Е.В. Совершенствование деятельности юридической клиники в период пандемии // Актуальные научные исследования в современном мире. 2021. № 11-11 (79). С. 183 - 185.
6. Тттян Л.Л. Дистанционная работа юридических клиник: проблемы и перспективы развития // Вопросы российской юстиции. 2022. № 17. С. 31 - 38.
7. Мухамеджанов О. Юридические клиники как субъекты системы бесплатной квалифицированной правовой помощи. О некоторых вопросах совершенствования деятельности // Гражданское общество. 2019. Т. 16. № 2 (58). С. 72 - 75.
8. Гурбанова Н.Х., Распопин С.В., Юртаев Н.С., Бардокин Д.А. Актуальные вопросы квалифицированной юридической помощи на постсоветском пространстве // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2020. Т. 4. № 3. С. 257 - 269. DOI: https://doi. org/10.21603/2542-1840-2020-4-3-257-269.
9. Азаматова Л.Л., Семенова Е.Ю. Возможность применения медиации в деятельности юридических клиник // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. № 11-3 (62). С. 61 - 64.