UDK 343.12 Стороны. Иски
Introduction: the author notes the need for legislative measures on legal regulation of issues of participation of legal representatives, defender of juvenile offender and juvenile victim at the stage of verification of the statement or report of a crime. Materials and Methods: generalization of investigative practice, analytical, legal, logical, comparative-legal methods. Results: the absence of legislative regulation of the issues of participation in the stage of verification of applications and reports of crimes committed by or against minors, their legal representatives and defenders was revealed. Discussion and Conclusions: the need to introduce norms on mandatory involvement of legal representatives and defenders at the stage of verification of applications and reports of crimes with the participation of minors in criminal proceedings is justified.
proceedings in criminal cases of crimes of minors; minor suspect; minor victim; legal representative of a minor; investigator; preliminary investigation
Введение
В уголовно-процессуальном законодательстве Российской Федерации отсутствуют нормы, закрепляющие особенности доследственной проверки заявлений и сообщений о совершении преступлений с участием несовершеннолетних лиц.
Как следует из международно-правовых актов и документов, процесс отправления правосудия охватывает, помимо прочего, и такие аспекты, как выявление преступлений, подача жалобы и др. При этом в понятие стадий разбирательства в отношении несовершеннолетнего включаются периоды, начиная с первоначального контакта с правоохранительными органами и до окончательного решения компетентного органа или прекращения надзора, попечения или лишения свободы. Родители или опекуны, законные представители детей-жертв должны безотлагательно получать надлежащую информацию с момента первого контакта с процессом отправления правосудия и в течение всего этого процесса1.
Это, на наш взгляд, весьма важный и характерный термин – «первоначальный контакт с правоохранительными органами», под которым, например, подразумевается просьба дать информацию, установление личности ребенка и др.2
Соответственно, и законный представитель, согласно международно-правовым требованиям, должен привлекаться к участию в разбирательстве с момента первоначального контакта несовершеннолетнего с правоохранительными органами – если, например, несовершеннолетнего вызвали в правоохранительные органы для выяснения информации по конкретному вопросу, получения объяснения и выполнения других действий либо компетентные органы принимают меры по установлению личности несовершеннолетнего применительно к конкретному делу или преступлению и т.д. Как только произошел этот первоначальный контакт компетентных органов с несовершеннолетним, его законный представитель вправе вступить в процесс проверки и представлять интересы несовершеннолетнего.
В Рекомендациях № R (85) 11 Комитета министров Совета Европы государствам – членам «О положении потерпевшего в рамках уголовного права и процесса» от 28 июня 1985 г. также отмечается необходимость опроса потерпевшего из числа детей в присутствии их родителей, или опекунов, или других лиц, помогающих им.
Материалы и методы
В процессе исследования применялись аналитический, технико-юридический, формально-логический, сравнительно-правовой и другие методы. Эмпирической базой исследования послужили материалы проверок заявлений и сообщений о преступлениях с участием несовершеннолетних лиц, разрешенных в Советском районе г. Казани за 2019-2022 гг., а также материалы анализа деятельности органов Следственного комитета России по данному вопросу.
Результаты исследования
Рекомендации Комитета министров Совета Европы от 17 ноября 2010 г. по правосудию, дружественному к ребенку, предлагают, чтобы по мере возможности опросы и заявления от детей принимали обученные специалисты. В российской действительности к таким специалистам можно отнести сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних органов полиции, которые обладают определенными навыками и знаниями в этой области.
Кроме этого, рекомендуется внедрять в практику аудиовизуальные заявления от ребенка, который стал жертвой или свидетелем преступления. Желательно, чтобы опросы осуществлялись одним и тем же лицом. Количество опросов ребенка должно быть ограничено, а их продолжительность должна учитывать возрастные особенности ребенка и умение концентрироваться. Также рекомендуется обеспечивать возможность принять заявление от потерпевшего-ребенка или ребенка-свидетеля в специально адаптированной и дружелюбной обстановке.
В связи с этим важно оборудование в следственных отделах Следственного комитета Российской Федерации специальных комнат для проведения следственных, процессуальных действий с участием несовершеннолетних лиц. Это должны быть комнаты, оформленные в светлых тонах, с детскими интерьерами, игрушками, чтобы ребенок чувствовал себя в доброжелательной обстановке и спокойно мог давать объяснения, показания. Такие первые комнаты уже начали появляться в отделах Следственного комитета Российской Федерации на местах.
Как обоснованно отмечается в юридической литературе, несовершеннолетний участник доследственной проверки обладает меньшим объемом прав, чем несовершеннолетний после возбуждения уголовного дела [1].
Также отмечено, что Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (УПК РФ) не в полной мере обеспечивает реализацию права на защиту несовершеннолетних, в отношении которых проводится доследственная проверка [2, с. 17].
В значительной части случаев рассмотрение материалов, заявлений и сообщений о преступлениях несовершеннолетних заканчивается вынесением постановления об отказе в возбуждении уголовного дела: по реабилитирующим основаниям (за отсутствием состава преступления, за отсутствием события преступления и др.). В определенной части случаев отказ в возбуждении уголовного дела происходит по нереабилитирующим основаниям (в связи с недостижением несовершеннолетним требуемого законом возраста и др.). В последнем случае возможно помещение несовершеннолетнего – по решению суда – в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей.
Исходя из международных стандартов, и в российском уголовном судопроизводстве любой первый контакт несовершеннолетнего с системой органов и должностных лиц, участвующих в расследовании и отправлении правосудия, требует приглашения законного представителя несовершеннолетнего. Речь, в том числе, идет и о вызове несовершеннолетнего в полицию, к следователю и других действиях до возбуждения уголовного дела.
В приказе Генерального прокурора Российской Федерации от 13 декабря 2021 г. № 744 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, соблюдением их прав и законных интересов» от прокуроров требуется незамедлительно – с момента возбуждения уголовного дела либо после получения данных об этом – принимать меры к неукоснительному выполнению требований закона о признании ребенка потерпевшим, которому причинен вред преступлением (пункт 2.2.9).
Однако вопросы участия законных представителей несовершеннолетних на стадии возбуждения уголовного дела в указанном приказе не отражены.
По смыслу закона законные представители несовершеннолетних участников могут появиться только после возбуждения уголовного дела, а до этого они в качестве таковых не рассматриваются.
В законе не предусмотрена возможность вынесения постановления о признании законным представителем несовершеннолетнего на стадии проверки сообщения о преступлении. Но одновременно для этого нет каких-либо запретов и препятствий.
Мы поддерживаем предложения о необходимости закрепления в законе положения об участии законных представителей несовершеннолетних лиц в уголовном судопроизводстве с момента приема заявления или сообщения о преступлении [3]. Считаем, что такая возможность существует и может быть реализована в следующих случаях:
а) если заявление о совершении преступления подано в отношении конкретного несовершеннолетнего, соответственно, должно быть обеспечено участие законного представителя указанного несовершеннолетнего, который приобретает фактический статус подозреваемого;
б) если преступление совершено в отношении несовершеннолетнего, то с момента подачи заявления требуется обеспечить и участие законного представителя несовершеннолетнего потерпевшего.
Утверждение отдельных авторов об отсутствии процессуальной возможности вынесения постановления о признании законным представителем несовершеннолетнего на стадии проверки сообщения о преступлении считаем недостаточно обоснованным [4]. В рамках действующего правового регулирования эта возможность может быть обеспечена следователем.
Например, поступило заявление о совершении конкретным несовершеннолетним преступления. Следователь вызвал несовершеннолетнего для получения объяснения, несовершеннолетний явился вместе с родителем. Родитель настаивает на участии при опросе, что вполне законно, и ходатайствует о признании его законным представителем.
В такой ситуации следователь может вынести постановление о признании родителя законным представителем, обосновав своё решение ссылкой на ч. 1 ст. 11 УПК РФ – о том, что суд, прокурор, следователь, дознаватель обязаны разъяснить подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику, а также другим участникам уголовного судопроизводства их права, обязанности и ответственность и обеспечивать возможность осуществления этих прав.
На практике следователи в большинстве случаев обеспечивают участие родителей и других близких лиц при опросе, получении объяснения у несовершеннолетнего лица (возможного подозреваемого или потерпевшего), в то же время следователи не выносят специальное постановление об этом – о признании родителя законным представителем.
Данный вопрос может быть разрешен путем дачи соответствующих разъяснений, рекомендаций в приказе или указании Генерального прокурора Российской Федерации или Председателя Следственного комитета Российской Федерации.
Получение статуса законного представителя несовершеннолетнего потерпевшего, как правило, также связано с признанием несовершеннолетнего потерпевшим. После вынесения постановления следователя о признании несовершеннолетнего лица потерпевшим следует решить и вопрос о привлечении к делу законного представителя несовершеннолетнего потерпевшего.
С другой стороны, признание законным представителем несовершеннолетнего потерпевшего не может быть строго увязано с формальным признанием несовершеннолетнего потерпевшим. Лицо может настаивать на признании его законным представителем несовершеннолетнего потерпевшего, в том числе и до возбуждения уголовного дела – при подаче заявления о совершенном в отношении несовершеннолетнего преступлении. При этом следует исходить из фактического процессуального статуса лица.
В соответствии со ст. 144 УПК РФ (порядок рассмотрения сообщения о преступлении) дознаватель, органы дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе проводить проверочные действия, в том числе получать объяснения, а также проводить отдельные следственные действия. Участникам проверки сообщения о преступлении разъясняются их права и обязанности, и обеспечивается возможность осуществления их прав.
На практике основную часть доследственных проверок в отношении несовершеннолетних проводят сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних органов МВД России. При этом они обеспечивают участие при получении объяснений родителей несовершеннолетних лиц. При отсутствии родителей получение объяснения происходит в присутствии педагога (учителя).
Во время доследственной проверки основным проверочным действием является получение объяснения. Объяснение у несовершеннолетнего должно быть получено при участии его законных представителей.
Безусловно, на стадии проверки заявления, сообщения о преступлении несовершеннолетний, который, как предполагается, нарушил уголовное законодательство, имеет право на защиту, на участие адвоката. При получении объяснения у такого несовершеннолетнего, который фактически является подозреваемым по делу, обязательно участие защитника. Хотя это и не закреплено в законе, однако на практике адвокаты участвуют на стадии доследственной проверки в отношении несовершеннолетнего.
Следователи понимают, что доказательства, полученные в таких случаях без участия защитника, не имеют доказательственного значения, являются недопустимыми. Поэтому они заинтересованы в обеспечении предполагаемому несовершеннолетнему правонарушителю квалифицированной юридической помощи в виде участия адвоката.
В то же время на практике имеются случаи получения следователем, сотрудниками полиции объяснений у несовершеннолетних лиц, проведение иных проверочных действий без участия законного представителя несовершеннолетних, без участия защитника, в результате чего нарушаются права несовершеннолетних участников
Кроме получения объяснения, во время доследственной проверки, до возбуждения уголовного дела могут проводиться отдельные следственные действия (получение образцов для сравнительного исследования, назначение экспертиз и т.д.). Это может иметь место и по материалам проверки в отношении несовершеннолетних лиц. При этом речь идет о полноценном сборе доказательств, которые впоследствии могут стать основой для уголовного преследования несовершеннолетнего лица.
Поэтому в случаях проведения с несовершеннолетним правонарушителем отдельных следственных действий до возбуждения уголовного дела участие в них законного представителя предполагаемого несовершеннолетнего нарушителя, а также и защитника является обязательным.
В стадии доследственной проверки может иметь место и явка с повинной от несовершеннолетнего. В последние годы Верховный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на необходимость разъяснения лицу, явившемуся с повинной, его прав, в том числе и права на защиту. Неразъяснение прав, отсутствие защитника при оформлении явки с повинной являются нарушением закона и влекут за собой признание явки с повинной недопустимым доказательством.
Указанные требования полностью распространяются и на несовершеннолетних лиц.
Кроме этого, считаем, что при получении и оформлении явки с повинной от несовершеннолетнего требуется и участие его законного представителя.
Обсуждение и заключения
Таким образом, в уголовно-процессуальном законодательстве должны быть закреплены положения:
об обязательном участии законного представителя и защитника при проверке заявления или сообщения о совершенном несовершеннолетним лицом преступлении;
об обязательном участии законного представителя несовершеннолетнего потерпевшего при проверке заявления или сообщения о совершенном в отношении несовершеннолетнего преступлении;
об обязанности следователя выносить в указанных случаях – до возбуждения уголовного дела – постановление о признании лица законным представителем предполагаемого несовершеннолетнего правонарушителя или несовершеннолетнего потерпевшего.
Указанные положения могут быть предусмотрены в гл. 50 УПК РФ либо в ст. 144 УПК РФ.
1. Artemova V.V., Uhanova N.V. K voprosu ob obyazatel'nosti prisutstviya zakonnogo predstavitelya pri poluchenii ob"yasneniya nesovershennoletnego v hode proverki soobshcheniya o prestuplenii // Rossijskij sledovatel'. 2021. № 2. S. 24 - 28.
2. Mihajlova O.G. Realizaciya nesovershennoletnim licom prava na zashchitu v stadii vozbuzhdeniya ugolovnogo dela // Yurist-Pravoved". 2021. № 4 (99). S. 121 - 125.
3. Andrejkin A.A. Pravovoj status nesovershennoletnih na dosudebnyh stadiyah ugolovnogo sudoproizvodstva // Zakonnost'. 2013 № 6. S. 50 - 53.
4. Ulanov V.V., Misnik I.V. K voprosu o pravovom statuse nesovershennoletnego na stadiyah ugolovnogo sudoproizvodstva // Rossijskij sledovatel'. 2017. № 23. S. 36.