Некоторые вопросы доследственной проверки с участием несовершеннолетних лиц
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Введение: в статье отмечается необходимость принятия законодательных мер по правовому регулированию вопросов участия законных представителей, защитника несовершеннолетнего правонарушителя и несовершеннолетнего потерпевшего на стадии проверки заявления или сообщения о совершенном преступлении. Материалы и методы: в процессе исследования применялись следующие материалы и методы: обобщение следственной практики, аналитический, технико-юридический, формально-логический, сравнительно-правовой методы. Результаты исследования: выявлено отсутствие законодательного регулирования вопросов участия в стадии проверки заявлений и сообщений о преступлениях, совершенных несовершеннолетними либо против несовершеннолетних, их законных представителей и защитников. Обсуждение и заключения: обоснована необходимость введения в уголовно-процессуальное законодательство норм об обязательном привлечении к стадии проверки заявлений и сообщений о преступлениях с участием несовершеннолетних лиц их законных представителей и защитников.

Ключевые слова:
производство по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних; несовершеннолетний подозреваемый; несовершеннолетний потерпевший; законный представитель несовершеннолетнего; следователь; доследственная проверка
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

Введение

В уголовно-процессуальном законодательстве Российской Федерации отсутствуют нормы, закрепляющие особенности доследственной проверки заявлений и сообщений о совершении преступлений с участием несовершеннолетних лиц.

Как следует из международно-правовых актов и документов, процесс отправления правосудия охватывает, помимо прочего, и такие аспекты, как выявление преступлений, подача жалобы и др. При этом в понятие стадий разбирательства в отношении несовершеннолетнего включаются периоды, начиная с первоначального контакта с правоохранительными органами и до окончательного решения компетентного органа или прекращения надзора, попечения или лишения свободы. Родители или опекуны, законные представители детей-жертв должны безотлагательно получать надлежащую информацию с момента первого контакта с процессом отправления правосудия и в течение всего этого процесса1.

Это, на наш взгляд, весьма важный и характерный термин – «первоначальный контакт с правоохранительными органами», под которым, например, подразумевается просьба дать информацию, установление личности ребенка и др.2

Соответственно, и законный представитель, согласно международно-правовым требованиям, должен привлекаться к участию в разбирательстве с момента первоначального контакта несовершеннолетнего с правоохранительными органами – если, например, несовершеннолетнего вызвали в правоохранительные органы для выяснения информации по конкретному вопросу, получения объяснения и выполнения других действий либо компетентные органы принимают меры по установлению личности несовершеннолетнего применительно к конкретному делу или преступлению и т.д. Как только произошел этот первоначальный контакт компетентных органов с несовершеннолетним, его законный представитель вправе вступить в процесс проверки и представлять интересы несовершеннолетнего.

В Рекомендациях № R (85) 11 Комитета министров Совета Европы государствам – членам «О положении потерпевшего в рамках уголовного права и процесса» от 28 июня 1985 г. также отмечается необходимость опроса потерпевшего из числа детей в присутствии их родителей, или опекунов, или других лиц, помогающих им.

Материалы и методы

В процессе исследования применялись аналитический, технико-юридический, формально-логический, сравнительно-правовой и другие методы. Эмпирической базой исследования послужили материалы проверок заявлений и сообщений о преступлениях с участием несовершеннолетних лиц, разрешенных в Советском районе г. Казани за 2019-2022 гг., а также материалы анализа деятельности органов Следственного комитета России по данному вопросу.

Результаты исследования

Рекомендации Комитета министров Совета Европы от 17 ноября 2010 г. по правосудию, дружественному к ребенку, предлагают, чтобы по мере возможности опросы и заявления от детей принимали обученные специалисты. В российской действительности к таким специалистам можно отнести сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних органов полиции, которые обладают определенными навыками и знаниями в этой области.

Кроме этого, рекомендуется внедрять в практику аудиовизуальные заявления от ребенка, который стал жертвой или свидетелем преступления. Желательно, чтобы опросы осуществлялись одним и тем же лицом. Количество опросов ребенка должно быть ограничено, а их продолжительность должна учитывать возрастные особенности ребенка и умение концентрироваться. Также рекомендуется обеспечивать возможность принять заявление от потерпевшего-ребенка или ребенка-свидетеля в специально адаптированной и дружелюбной обстановке.

В связи с этим важно оборудование в следственных отделах Следственного комитета Российской Федерации специальных комнат для проведения следственных, процессуальных действий с участием несовершеннолетних лиц. Это должны быть комнаты, оформленные в светлых тонах, с детскими интерьерами, игрушками, чтобы ребенок чувствовал себя в доброжелательной обстановке и спокойно мог давать объяснения, показания. Такие первые комнаты уже начали появляться в отделах Следственного комитета Российской Федерации на местах.

Как обоснованно отмечается в юридической литературе, несовершеннолетний участник доследственной проверки обладает меньшим объемом прав, чем несовершеннолетний после возбуждения уголовного дела [1].

Также отмечено, что Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (УПК РФ) не в полной мере обеспечивает реализацию права на защиту несовершеннолетних, в отношении которых проводится доследственная проверка [2, с. 17].

В значительной части случаев рассмотрение материалов, заявлений и сообщений о преступлениях несовершеннолетних заканчивается вынесением постановления об отказе в возбуждении уголовного дела: по реабилитирующим основаниям (за отсутствием состава преступления, за отсутствием события преступления и др.). В определенной части случаев отказ в возбуждении уголовного дела происходит по нереабилитирующим основаниям (в связи с недостижением несовершеннолетним требуемого законом возраста и др.). В последнем случае возможно помещение несовершеннолетнего – по решению суда – в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей.

Исходя из международных стандартов, и в российском уголовном судопроизводстве любой первый контакт несовершеннолетнего с системой органов и должностных лиц, участвующих в расследовании и отправлении правосудия, требует приглашения законного представителя несовершеннолетнего. Речь, в том числе, идет и о вызове несовершеннолетнего в полицию, к следователю и других действиях до возбуждения уголовного дела.

В приказе Генерального прокурора Российской Федерации от 13 декабря 2021 г. № 744 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, соблюдением их прав и законных интересов» от прокуроров требуется незамедлительно – с момента возбуждения уголовного дела либо после получения данных об этом – принимать меры к неукоснительному выполнению требований закона о признании ребенка потерпевшим, которому причинен вред преступлением (пункт 2.2.9).

Однако вопросы участия законных представителей несовершеннолетних на стадии возбуждения уголовного дела в указанном приказе не отражены.

По смыслу закона законные представители несовершеннолетних участников могут появиться только после возбуждения уголовного дела, а до этого они в качестве таковых не рассматриваются.

В законе не предусмотрена возможность вынесения постановления о признании законным представителем несовершеннолетнего на стадии проверки сообщения о преступлении. Но одновременно для этого нет каких-либо запретов и препятствий.

Мы поддерживаем предложения о необходимости закрепления в законе положения об участии законных представителей несовершеннолетних лиц в уголовном судопроизводстве с момента приема заявления или сообщения о преступлении [3]. Считаем, что такая возможность существует и может быть реализована в следующих случаях:

а) если заявление о совершении преступления подано в отношении конкретного несовершеннолетнего, соответственно, должно быть обеспечено участие законного представителя указанного несовершеннолетнего, который приобретает фактический статус подозреваемого;

б) если преступление совершено в отношении несовершеннолетнего, то с момента подачи заявления требуется обеспечить и участие законного представителя несовершеннолетнего потерпевшего.

Утверждение отдельных авторов об отсутствии процессуальной возможности вынесения постановления о признании законным представителем несовершеннолетнего на стадии проверки сообщения о преступлении считаем недостаточно обоснованным [4]. В рамках действующего правового регулирования эта возможность может быть обеспечена следователем.

Например, поступило заявление о совершении конкретным несовершеннолетним преступления. Следователь вызвал несовершеннолетнего для получения объяснения, несовершеннолетний явился вместе с родителем. Родитель настаивает на участии при опросе, что вполне законно, и ходатайствует о признании его законным представителем.

В такой ситуации следователь может вынести постановление о признании родителя законным представителем, обосновав своё решение ссылкой на ч. 1 ст. 11 УПК РФ – о том, что суд, прокурор, следователь, дознаватель обязаны разъяснить подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику, а также другим участникам уголовного судопроизводства их права, обязанности и ответственность и обеспечивать возможность осуществления этих прав.

На практике следователи в большинстве случаев обеспечивают участие родителей и других близких лиц при опросе, получении объяснения у несовершеннолетнего лица (возможного подозреваемого или потерпевшего), в то же время следователи не выносят специальное постановление об этом – о признании родителя законным представителем.

Данный вопрос может быть разрешен путем дачи соответствующих разъяснений, рекомендаций в приказе или указании Генерального прокурора Российской Федерации или Председателя Следственного комитета Российской Федерации.

Получение статуса законного представителя несовершеннолетнего потерпевшего, как правило, также связано с признанием несовершеннолетнего потерпевшим. После вынесения постановления следователя о признании несовершеннолетнего лица потерпевшим следует решить и вопрос о привлечении к делу законного представителя несовершеннолетнего потерпевшего.

С другой стороны, признание законным представителем несовершеннолетнего потерпевшего не может быть строго увязано с формальным признанием несовершеннолетнего потерпевшим. Лицо может настаивать на признании его законным представителем несовершеннолетнего потерпевшего, в том числе и до возбуждения уголовного дела – при подаче заявления о совершенном в отношении несовершеннолетнего преступлении. При этом следует исходить из фактического процессуального статуса лица.

В соответствии со ст. 144 УПК РФ (порядок рассмотрения сообщения о преступлении) дознаватель, органы дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе проводить проверочные действия, в том числе получать объяснения, а также проводить отдельные следственные действия. Участникам проверки сообщения о преступлении разъясняются их права и обязанности, и обеспечивается возможность осуществления их прав.

На практике основную часть доследственных проверок в отношении несовершеннолетних проводят сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних органов МВД России. При этом они обеспечивают участие при получении объяснений родителей несовершеннолетних лиц. При отсутствии родителей получение объяснения происходит в присутствии педагога (учителя).

Во время доследственной проверки основным проверочным действием является получение объяснения. Объяснение у несовершеннолетнего должно быть получено при участии его законных представителей.

Безусловно, на стадии проверки заявления, сообщения о преступлении несовершеннолетний, который, как предполагается, нарушил уголовное законодательство, имеет право на защиту, на участие адвоката. При получении объяснения у такого несовершеннолетнего, который фактически является подозреваемым по делу, обязательно участие защитника. Хотя это и не закреплено в законе, однако на практике адвокаты участвуют на стадии доследственной проверки в отношении несовершеннолетнего.

Следователи понимают, что доказательства, полученные в таких случаях без участия защитника, не имеют доказательственного значения, являются недопустимыми. Поэтому они заинтересованы в обеспечении предполагаемому несовершеннолетнему правонарушителю квалифицированной юридической помощи в виде участия адвоката.

В то же время на практике имеются случаи получения следователем, сотрудниками полиции объяснений у несовершеннолетних лиц, проведение иных проверочных действий без участия законного представителя несовершеннолетних, без участия защитника, в результате чего нарушаются права несовершеннолетних участников

Кроме получения объяснения, во время доследственной проверки, до возбуждения уголовного дела могут проводиться отдельные следственные действия (получение образцов для сравнительного исследования, назначение экспертиз и т.д.). Это может иметь место и по материалам проверки в отношении несовершеннолетних лиц. При этом речь идет о полноценном сборе доказательств, которые впоследствии могут стать основой для уголовного преследования несовершеннолетнего лица.

Поэтому в случаях проведения с несовершеннолетним правонарушителем отдельных следственных действий до возбуждения уголовного дела участие в них законного представителя предполагаемого несовершеннолетнего нарушителя, а также и защитника является обязательным.

В стадии доследственной проверки может иметь место и явка с повинной от несовершеннолетнего. В последние годы Верховный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на необходимость разъяснения лицу, явившемуся с повинной, его прав, в том числе и права на защиту. Неразъяснение прав, отсутствие защитника при оформлении явки с повинной являются нарушением закона и влекут за собой признание явки с повинной недопустимым доказательством.

Указанные требования полностью распространяются и на несовершеннолетних лиц.

Кроме этого, считаем, что при получении и оформлении явки с повинной от несовершеннолетнего требуется и участие его законного представителя.

Обсуждение и заключения

Таким образом, в уголовно-процессуальном законодательстве должны быть закреплены положения:

об обязательном участии законного представителя и защитника при проверке заявления или сообщения о совершенном несовершеннолетним лицом преступлении;

об обязательном участии законного представителя несовершеннолетнего потерпевшего при проверке заявления или сообщения о совершенном в отношении несовершеннолетнего преступлении;

об обязанности следователя выносить в указанных случаях – до возбуждения уголовного дела – постановление о признании лица законным представителем предполагаемого несовершеннолетнего правонарушителя или несовершеннолетнего потерпевшего.

Указанные положения могут быть предусмотрены в гл. 50 УПК РФ либо в ст. 144 УПК РФ.

Список литературы

1. Артемова В.В., Уханова Н.В. К вопросу об обязательности присутствия законного представителя при получении объяснения несовершеннолетнего в ходе проверки сообщения о преступлении // Российский следователь. 2021. № 2. С. 24 - 28.

2. Михайлова О.Г. Реализация несовершеннолетним лицом права на защиту в стадии возбуждения уголовного дела // Юрист-Правоведъ. 2021. № 4 (99). С. 121 - 125.

3. Андрейкин А.А. Правовой статус несовершеннолетних на досудебных стадиях уголовного судопроизводства // Законность. 2013. № 6. С. 50 - 53.

4. Уланов В.В., Мисник И.В. К вопросу о правовом статусе несовершеннолетнего на стадиях уголовного судопроизводства // Российский следователь. 2017. № 23. С. 36.


Войти или Создать
* Забыли пароль?