Russian Federation
UDK 343.83 Служащие мест лишения свободы. Тюремные работники
Introduction: the author studies meaningful characteristic of pro-social orientation of the personality of convicts in the assignment, execution and serving their sentences. Materials and Methods: the material for the study was the doctrinal provisions of the legal and psychological sciences. Comparative legal and documentary methods were used, which made it possible to analyze and summarize theoretical and regulatory issues, formulate conclusions and proposals. Results: the author analyzed character and meaning of the pro-social personality of convicts in the legislative consolidation and application of punishment in the form of imprisonment, outlines priority areas of differentiation of convicts in the area under consideration. Discussion and Conclusions: the criminal and penal enforcement legislation is being actively reformed, these changes to a certain extent correspond to the needs of law enforcement practice in formation of a pro-social orientation of the personality of convicts, which, however, needs to develop more specific criteria for the classification of convicts, the study of means and methods of stimulating law-abiding behavior, determining the nature and degree of consideration of these circumstances when appointing, execution and serving of punishment.
social integration, personality orientation, convicts, deprivation of liberty, correction, implementation of punishment
Введение
Преступность в обществе обусловлена деформацией социальных отношений и связанными с этим изменениями нравственной сферы граждан. Формирование уважительных и доверительных связей между членами общества способно обеспечить состояние правопорядка и благополучия. В связи с этим вопросы стимулирования просоциальной направленности личности осужденных являются наиболее актуальными и важными с практической точки зрения.
Правовые позиции законодателя относительно значения позитивной социально-психологической направленности личности осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы, опосредованно отражены в нормах УК РФ и УИК РФ, регламентирующих уголовные и уголовно-исполнительные отношения, связанные с порядком и условиями реализации наказания.
Анализ деятельности отечественных исправительных учреждений дает основание полагать, что в характеристиках осужденных социальные и психологические особенности личности всегда имеют существенное значение, которое проявляется при применении мер воспитательного воздействия. Проведенное автором исследование материалов личных дел осужденных показало, что примерно в 70% случаев при рассмотрении вопросов о постановке осужденных на какой-либо из видов профилактического учета исследуются результаты работы психолога (данные тестирования, характеристика психолога и т.п.). Также указанные сведения оцениваются судом при условно-досрочном освобождении или отсрочке от отбывания наказания, замене наказания более мягким.
Проблема деструктивной направленности личности осужденных проявляется в ряде событий и явлений, связанных в наибольшей степени:
1) с противоправным поведением в момент совершения преступления, свидетельствующем об определенной степени правового и социального нигилизма, препятствующего раскаянию;
2) с существованием и проявлением в местах лишения свободы пенитенциарной субкультуры, способствующей возникновению негативных динамических, динамико-статических и статических социально-психологических факторов, которые носят устойчивый характер.
Современная идея государственно-правового принуждения, безусловно, имеет в своей основе гуманистическую концепцию верховенства прав и свобод человека, приоритета потребностей личности перед общественными и государственными интересами.
Обзор литературы
Нравственное содержание наказания гармонично сочетается с его принудительным характером в том случае, когда, по верному замечанию Н.С. Таганцева, государство принимает во внимание, «что, и, совершая преступление, человек остается, тем не менее, личностью; что член общежития, посягая на установленные тем же общежитием законы, не перестает быть связанным с обществом многозначными узами, что по необходимости должен будет возвратиться в него по отбытии наказания. Поэтому наказание должно быть направлено, насколько это достижимо, к возрождению в преступнике человека и полезного члена общества, направлено к развитию и укреплению в нем начал религии и нравственности, к искоренению в нем дурных привычек, к приучению его к труду и порядку» [1, с. 67].
Ресоциализация в данном случае связана с процессом поэтапного усвоения осужденными позитивного социального опыта с целью формирования будущих механизмов интеграции в социальную среду, положительного проявления природных задатков, знаний, умений, навыков и потенциала [2, с. 30]. Предпосылки подобного процесса заложены в содержании пенитенциарного процесса, реализуемого с учетом потребностей здравоохранения, трудовой занятости, бытового устройства, проведения мероприятий воспитательного характера, общественного воздействия и психологического сопровождения.
Традиционно уголовно-исполнительная практика конструируется вокруг режимных условий, связанных со строгой дисциплиной, распорядком дня, обеспечением охраны и надзора за осужденными. Однако содержание в изоляции, преследующее цель справедливой деривации, направлено на активизацию в человеке внутренних ресурсов, связанных с переоценкой прошлых событий, определением перспективных направлений социализации после освобождения из мест лишения свободы [3, с. 21; 4, с. 54; 5, с. 19].
Международное право применительно к лишению свободы предусматривает требование обязательной реинтеграционной ориентации порядка и условий исполнения и отбывания наказания.
Примечательно, что национальное законодательство также не ограничивает возможности ресоциализационного воздействия наказания мерами уголовно-правового характера, связанными с изоляцией осужденного от общества. Поэтому кроме средств исправления, предусмотренных ст. 9 УИК РФ, непосредственно на эффективность лишения свободы влияют, например, также бытовые и санитарно-гигиенические условия исполнения и отбывания наказания.
В большинстве случаев осужденные, имеющие небольшой социальный опыт и ограниченные социальные связи, предполагают наличие в обществе непреодолимого предвзятого отношения к виновным в совершении преступлений, тогда как осужденные, имеющие устойчивую социально ориентированную направленность личности, объективно оценивают депривационное воздействие наказания и возможности консолидации общества в результате социально-реабилитирующего и ресоциализирующего воздействия справедливого наказания. В связи с этим сокращение социально-психологической дистанции между обществом и осужденным является важным фактором обеспечения эффективности наказания.
Просоциальная направленность личности осужденного предполагает его организованное развитие, направленное на формирование, поддержание, укрепление и расширение социокультурных связей, позволяющих успешно интегрироваться в общество после освобождения от наказания.
Так, П.С. Дагель отмечает, что личность виновного образует совокупность социально-политических, психических и физических признаков [6, с. 15]. Большинство авторов также, признавая многогранность личности, ее общественную сущность, психологию и биологию, особенно выделяют негативные социально-психологические качества преступника [7, с. 99; 8, с. 65; 9, с. 15]. В криминалистике характеристика личность осужденного является важной частью методологии расследования пенитенциарных преступлений [10, с. 119]. По нашему мнению, правовой оценке при реализации наказания должно уделяться большее внимание положительным социально-психологическим характеристикам виновных, в отношении которых должно предполагаться обеспечение человеческого достоинства и просоциальное развитие. Очевидно, что искупительное воздействие наказания на личность в связи с совершенным преступлением состоит в депривационных ограничениях и их консолидирующих возможностях для общества и преступника, которые, однако, не должны превосходить разумный разрыв социальных связей, необходимый для обеспечения порядка и безопасности в условиях изоляции при исполнении и отбывании лишения свободы.
Значительное внимание значению ценностной ориентации личности осужденного для обеспечения эффективности наказания уделяется психологической наукой [11, с. 21; 12, с. 19; 13 с. 23], утверждающей, что сокращение социально-психологической дистанции между обществом, а также осужденным в период реализации наказания является важным фактором обеспечения безопасности личности [7, с. 54]. Основоположник теории «Направленность личности» С.Л. Рубинштейн отмечал, что это проблема взаимоотношения, прежде всего, динамических тенденций, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность сами, в свою очередь, определяясь целями и задачами деятельности [14, с. 12]. Таким образом, наличие просоциальной направленности личности осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы, тесно связано с целями пенитенциарного процесса, которые учитывает субъект наказания при его применении.
Результаты исследования
Просоциальная направленность личности осужденных выражается в правопослушном поведении (несовершении преступлений) и ценностно-одобряемых социально-полезных поступках (уважительном отношении к социальным ценностям), проявляясь в условиях применения средств исправления, направленных на формирование уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирования правопослушного поведения. Подобная ориентация исправительного воздействия соответствует целям наказания и исполнения наказания, а также пониманию исправления, заключенного в содержании ст. 9 УИК РФ.
В практическом плане правопослушное поведение может представлять собой как пассивное соблюдение требований режима, так и активное их исполнение и инициативное использование своих прав и законных интересов. Судебная практика отражает дифференцированный правосудный подход к оценке рассматриваемой деятельности. Во всех случаях отсутствие у осужденного нарушений режима при отбывании наказаний не создает фактическую основу для досрочного освобождения. Более того, согласно данным ведомственной статистики, около 6% осужденных освобождаются условно-досрочно с отрицательной характеристикой администрации исправительного учреждения1. Это связано с тем, что при определении степени исправления осужденного дается комплексная оценка поведения осужденного, выраженного в соблюдении требований режима, позитивной реакции на применяемые средства исправления, просоциальной направленности личности.
Именно активное и инициативное использование осужденным своих прав и законных интересов может свидетельствовать об эффективности пенитенциарного процесса. В указанном случае правопослушное поведение осужденных не является механическим соблюдением требований режима, а проходит через осознание возможности и необходимости личностного роста и социальной интеграции, находя выражение в волевых социально значимых действиях [15, с. 23].
Анализируя уголовно-исполнительное законодательство, мы пришли к выводу, что в процессе исполнения наказания поощряется не каждое правопослушное поведение, а «хорошее поведение, добросовестное отношение к труду, обучению, активное участие в воспитательных мероприятиях» (ч. 1 ст. 113 УИК РФ), заслуживающее особой положительной оценки.
Критерием применения правового поощрения может быть правомерное поведение, связанное с перевыполнением возложенных обязанностей, инициативным, эффективным и творческим использованием предоставленных прав и возможностей.
Заслуживающим поощрения поведением возможно признать «социально-активное, особо полезное, желательное правомерное поведение, превосходящее обычные нормативные закрепленные требования к должному, необходимому поведению, влекущие за собой применение мер поощрения и являющиеся взаимно выгодными для отдельных лиц, государства и всего общества» [16, с. 76].
Правовое поощрение должно стимулировать инициативу и оказывать влияние положительно характеризующихся осужденных на исправление других осужденных, участие в решении вопросов организации труда, быта и досуга при исполнении наказания, взаимодействии с общественностью и подготовке к освобождению. Для этого в условиях отрядного содержания осужденных исправительного учреждения, в частности, приказом Минюста России от 30 декабря 2005 г. № 259 «Об утверждении Положения об отряде осужденных исправительного учреждения Федеральной службы исполнения наказаний» ставится задача использования элементов самоорганизации и самоуправления осужденных в процессе их исправления, развития полезной инициативы, участия в решении вопросов организации труда, быта и досуга, духовного, профессионального и физического развития.
Рассмотрение поведения осужденного именно в процессе отбывания наказания и в его результате позволяет наиболее объективно выявить направленность волевого поведения лица.
Значимыми критериями просоциальной направленности личности осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы, возможно признать наличие поощрений и взысканий за весь период нахождения в исправительном учреждении. Именно они позволяют сделать обоснованный вывод о характере и степени инициативности участия осужденного в используемых в исправительном учреждении средствах исправления, а также объективных проявлениях правопослушного поведения, связанного с саморазвитием и социальной интеграцией. Указанные критерии учитываются правоприменителем при реализации положений ст. 79, ч. 2 ст. 81, ст. 82 УК РФ2.
Следует отметить, что УИК РФ неоднократно оперирует термином «положительно характеризующиеся осужденные», который использован применительно к порядку исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы в пяти случаях, устанавливающих основания правового поощрения (ч. 2, 2.3 ст. 78, ч. 1 ст. 96, ч. 4 ст. 131, п. «г» ч. 1 ст. 128, ч. 3.1 ст. 175).
Понятие «отрицательно характеризующиеся осужденные» встречается лишь в ч. 1 ст. 140 УИК РФ при отграничении категории осужденных, достигших 18-летнего возраста, отбывающих наказание в воспитательных колониях, при их переводе для дальнейшего отбывания наказания из воспитательной колонии в изолированный участок воспитательной колонии, функционирующий как исправительная колония общего режима, или в исправительную колонию общего режима. Следует отметить низкую педагогическую обоснованность подобного законодательного решения, позиционирующего несовершеннолетнего как негативно настроенного к порядку отбывания наказания, в то время как данная категория осужденных нуждается в обеспечении особенного психолого-педагогического сопровождения в пенитенциарном процессе в соответствии с приказом Минюста России от 21 июня 2005 г. № 91 «Об утверждении Инструкции об организации воспитательной работы с осужденными в воспитательных колониях Федеральной службы исполнения наказаний».
Уголовно-исполнительное законодательство также выделяет категорию «злостных нарушителей установленного порядка отбывания наказания» (ст. 116 УИК РФ), которых, бесспорно, возможно отнести к категории отрицательно характеризующихся осужденных. Законодатель особенно акцентирует внимание на порядке отбывания наказания данной категорией лиц в различных исправительных учреждениях.
Распространенным в УИК РФ является понятие «осужденных, характеризующихся отсутствием взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания и добросовестным отношением к труду и учебе», которые могут поощряться, в том числе переводиться на облегченный режим отбывания наказания (ч. 2 ст. 120, ч. 2 ст. 122, ч. 2 ст. 124, ч. 4 ст. 132 и др.). Однако очевидно, что в указанных случаях речь идет о не о нейтрально характеризующихся осужденных, а именно о положительно характеризующихся.
Правоприменительное усмотрение, которое допускает законодатель в рассматриваемых и подобных им нормах, является как раз тем случаем, когда одного лишь соблюдения и исполнения требований режима недостаточно, чтобы сделать вывод о позитивной просоциальной направленности личности осужденного. В подобных случаях требуется установить, в первую очередь, активную инициативу осужденного, использующего свои права и законные интересы в направлении личностного развития, повышения эффективности пенитенциарного процесса или юридической обязанностью, связанной с заглаживанием вреда, причиненного преступлением, а также иной деятельностью.
Вывод о просоциальной направленности личности осужденного, основанный на наличии поощрений, положительном отношении к используемым в исправительном учреждении средствам исправления, а также правопослушном поведении и психологической готовности и устойчивости к жизни в свободном социуме, имеет уголовно-правовое значение при применении условно-досрочного освобождения от отбывания наказания (ст. 79 УК РФ) и замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания (ст. 80 УК РФ).
Так, апелляционным постановлением Ярославского областного суда от 8 февраля 2022 г. № 22-261/2022 оставлено без изменения решение нижестоящего суда об отказе в замене наказания в виде лишения свободы принудительными работами. Судом была подтверждена правоприменительная позиция относительно оценки совокупности как социальных характеристик осужденного (стабильном трудоустройстве, положительном отношении к труду, переводе в облегченные условия, признании вины, снятии с профилактических учетов, наличии двух погашенных взысканий и девяти поощрений), так и психологических характеристик (недостаток самоконтроля, эмоциональная неустойчивость). Судом сделан вывод о необходимости дополнительного времени, «чтобы убедиться в том, что осужденный сможет отбывать принудительные работы, которые связаны с гораздо меньшим контролем со стороны»3.
В рассматриваемом случае судебное правоприменение формирует широкое понимание просоциальных перспектив осужденного, которые связаны как с социальными, так и психологическими характеристиками личности.
Таким образом, практическая значимость стимулирования просоциальной направленности личности осужденных обусловливается необходимостью восстановления деформированных преступлением социальных отношений и формирования социально-психологических качеств в интересах правопорядка и благополучия в обществе.
Обсуждение и заключение
Уголовное и уголовно-исполнительное законодательство ориентирует правоприменителя на необходимость при назначении наказания, разрешении вопросов, связанных с его исполнением и отбыванием, учёте вектора и траектории социально-психологической направленности личности осужденных.
Просоциальная направленность личности осужденных выражается в правопослушном поведении (несовершении преступлений) и ценностно-одобряемых социально-полезных поступках (уважительном отношении к социальным ценностям), проявляясь в условиях применения средств исправления, направленных на формирование уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирования правопослушного поведения.
Об эффективности пенитенциарного процесса свидетельствует активное и инициативное использование осужденным своих прав и законных интересов, заслуживающее поощрения за участие в решении вопросов организации труда, быта и досуга при исполнении и отбывании наказания, взаимодействие с общественностью и подготовку к освобождению.
В настоящее время деятельность уголовно-исполнительной системы России находится на новом этапе осмысления состояния и перспектив совершенствования порядка отбывания и исполнения наказания в виде лишения свободы. Впервые не только на ведомственном, но и на государственном уровне наметилась тенденция развития правовых основ пробации. Соответствующий закон предусматривает решение актуальных вопросов ресоциализации и социальной адаптации осужденных как на этапе отбывания наказания, так и после освобождения.
Национальным законодательством и международными актами акцентируется внимание на необходимости формирования, поддержания и развития социально ориентированной личности осужденных. В работе с осужденными приоритет отдается педагогическим и психологическим методам воздействия, установлению доверительных отношений между осужденными и гражданским обществом, решению социальных вопросов. Учет указанных факторов в условиях отбывания и исполнения наказания позволяет качественно улучшить состояние социально-психологического климата в исправительных учреждениях, заложить фундамент правопослушного поведения осужденных после освобождения.
В практическом плане уголовное законодательство ориентировано на учет сведений о просоциальной позиции и социальных перспективах лица, выраженных в положительных характеристик осужденного и его социально-полезном, активном поведении. Привилегии предусмотрены для беременных женщин и женщин, имеющих ребенка в возрасте до трех лет, находящегося в доме ребенка исправительного учреждения (ч. 3.1 ст. 79 УК РФ), а также для несовершеннолетних при условно-досрочном освобождении от отбывания наказания (ст. 93 УК РФ). Подобный подход имеет, на наш взгляд, перспективы к расширению законодательной регламентации. Обоснованным представляется установление льготных условий условно-досрочного освобождения от отбывания наказания для тяжело больных осужденных.
1. Tagancev N.S. Smertnaya kazn': sb. st. N.S. Taganceva. Sankt-Peterburg: Gos. tip., 1913. 177 s.
2. Pravkina YA.YU., Zajcev D.V, Sklyarova T.V. Menedzhment social'noj sfery. Saratov: KUBiK, 2021. 104 s.
3. Oboturova N.S. Filosofsko-antropologicheskie osnovaniya metodologii psihoterapii osuzhdennyh. Vologda: Vologodskij in-t prava i ekonomiki FSIN, 2019. 186 s.
4. Sochivko O.I. Psihologicheskie osobennosti osuzhdennyh zhenshchin s rasstrojstvami lichnosti, vliyayushchie na adaptaciyu k mestam lisheniya svobody: dis. ... kand. psihol. nauk: 19.00.06 - YUridicheskaya psihologiya. Moskva, 2019. 179 s.
5. Rogach V.G. Psihologiya perezhivanij u osuzhdennyh muzhskogo pola, otbyvayushchih dlitel'nye sroki lisheniya svobody. Vologda: Vologodskij in-t prava i ekonomiki FSIN, 2019. 181 s.
6. Dagel' P.S. Uchenie o lichnosti prestupnika v sovetskom ugolovnom prave. Vladivostok: Dal'nevost. gos. un-t., 1970. 132 s.
7. Ajnutdinova K.A. Rol' lichnosti vinovnogo lica: k voprosu ob individualizacii nakazaniya v ugolovnom zakonodatel'stve RF // Vestnik Kazanskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. 2017. № 3 (29). S. 98-104.
8. Stanovskij M.N. Naznachenie nakazaniya. Sankt-Peterburg: YUridicheskij centr Press, 1999. 458 s.
9. Zvereva O.N. Realizaciya principa individualizacii nakazaniya pri ispolnenii lisheniya svobody. Lipeck: Lipeckij fil. Vladimirskogo yurid. in-ta, 2006. 152 s.
10. Akchurin A.V., Mirolyubov S.L. Voprosy kriminalisticheskoj harakteristiki umyshlennogo prichineniya tyazhkogo vreda zdorov'yu osuzhdennymi, otbyvayushchimi nakazanie v ispravitel'nyh koloniyah // Vestnik Kazanskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. 2017. № 2 (28). S. 117-124.
11. Istomin A.A. Sistema cennostnyh orientacij osuzhdennyh k lisheniyu svobody: dis. ... kand. psihol. nauk: 19.00.06 - YUridicheskaya psihologiya. Ryazan', 2011. 220 s.
12. Rusinova S.V. Transformaciya cennostnyh orientacij nesovershennoletnih osuzhdennyh v usloviyah vospitatel'noj kolonii: na materialah Georgievskoj vospitatel'noj kolonii: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01 - Obshchaya pedagogika, istoriya pedagogiki i obrazovaniya. Nal'chik, 2005. 185 s.
13. Polyanin N.A., Pestrikov D.V. Gumanisticheskaya napravlennost' lichnosti i ee aktualizaciya u osuzhdennyh molodezhnogo vozrasta v usloviyah lisheniya svobody. Moskva: Prospekt, 2017. 176 s.
14. Rubinshtejn S.L. Problema deyatel'nosti i soznaniya v sovetskoj psihologii // Uchenye zapiski Mosk. un-ta. 1945. Vyp. 90. S. 10-18.
15. Somikov K.A. Pravovoj vybor i realizaciya prava: dis. ... kand. yurid. nauk: 12.00.01 - Teoriya i istoriya prava i gosudarstva; istoriya uchenij o prave i gosudarstve. Nizhnij Novgorod, 2011. 200 s.
16. Tipikina E.V. Zasluga kak osnovanie dlya pravovogo pooshchreniya. Moskva: YUrlitinform, 2010. 158 s.