Россия
УДК 343.83 Служащие мест лишения свободы. Тюремные работники
Введение: в статье исследована проблема содержательной характеристики просоциальной направленности личности осужденных при назначении, исполнении и отбывании наказания. Материалы и методы: материалом к проведенному исследованию послужили доктринальные положения юридических и психологических наук, применялись сравнительно-правовой и документальный методы, позволившие проанализировать и обобщить вопросы теоретического и нормативного правового характера, сформулировать выводы и предложения. Результаты исследования: в статье проанализированы признаки и значение просоциальной личности осужденных при законодательном закреплении и применения наказания в виде лишения свободы, намечены приоритетные направления дифференциации осужденных в рассматриваемой сфере. Обсуждение и заключение: современное уголовное и уголовно-исполнительное законодательство активно реформируется, данные изменения в определенной мере соответствуют потребностям правоприменительной практики в сфере формирования просоциальной направленности личности осужденных, которая, однако, нуждается в выработке более конкретных критериев классификации осужденных, изучении средств и способов стимулирования правопослушного поведения, определении характера и степени учета данных обстоятельств при назначении, исполнении и отбывании наказания.
социальная интеграция, направленность личности, осужденные, лишение свободы, исправление, реализация наказания
Введение
Преступность в обществе обусловлена деформацией социальных отношений и связанными с этим изменениями нравственной сферы граждан. Формирование уважительных и доверительных связей между членами общества способно обеспечить состояние правопорядка и благополучия. В связи с этим вопросы стимулирования просоциальной направленности личности осужденных являются наиболее актуальными и важными с практической точки зрения.
Правовые позиции законодателя относительно значения позитивной социально-психологической направленности личности осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы, опосредованно отражены в нормах УК РФ и УИК РФ, регламентирующих уголовные и уголовно-исполнительные отношения, связанные с порядком и условиями реализации наказания.
Анализ деятельности отечественных исправительных учреждений дает основание полагать, что в характеристиках осужденных социальные и психологические особенности личности всегда имеют существенное значение, которое проявляется при применении мер воспитательного воздействия. Проведенное автором исследование материалов личных дел осужденных показало, что примерно в 70% случаев при рассмотрении вопросов о постановке осужденных на какой-либо из видов профилактического учета исследуются результаты работы психолога (данные тестирования, характеристика психолога и т.п.). Также указанные сведения оцениваются судом при условно-досрочном освобождении или отсрочке от отбывания наказания, замене наказания более мягким.
Проблема деструктивной направленности личности осужденных проявляется в ряде событий и явлений, связанных в наибольшей степени:
1) с противоправным поведением в момент совершения преступления, свидетельствующем об определенной степени правового и социального нигилизма, препятствующего раскаянию;
2) с существованием и проявлением в местах лишения свободы пенитенциарной субкультуры, способствующей возникновению негативных динамических, динамико-статических и статических социально-психологических факторов, которые носят устойчивый характер.
Современная идея государственно-правового принуждения, безусловно, имеет в своей основе гуманистическую концепцию верховенства прав и свобод человека, приоритета потребностей личности перед общественными и государственными интересами.
Обзор литературы
Нравственное содержание наказания гармонично сочетается с его принудительным характером в том случае, когда, по верному замечанию Н.С. Таганцева, государство принимает во внимание, «что, и, совершая преступление, человек остается, тем не менее, личностью; что член общежития, посягая на установленные тем же общежитием законы, не перестает быть связанным с обществом многозначными узами, что по необходимости должен будет возвратиться в него по отбытии наказания. Поэтому наказание должно быть направлено, насколько это достижимо, к возрождению в преступнике человека и полезного члена общества, направлено к развитию и укреплению в нем начал религии и нравственности, к искоренению в нем дурных привычек, к приучению его к труду и порядку» [1, с. 67].
Ресоциализация в данном случае связана с процессом поэтапного усвоения осужденными позитивного социального опыта с целью формирования будущих механизмов интеграции в социальную среду, положительного проявления природных задатков, знаний, умений, навыков и потенциала [2, с. 30]. Предпосылки подобного процесса заложены в содержании пенитенциарного процесса, реализуемого с учетом потребностей здравоохранения, трудовой занятости, бытового устройства, проведения мероприятий воспитательного характера, общественного воздействия и психологического сопровождения.
Традиционно уголовно-исполнительная практика конструируется вокруг режимных условий, связанных со строгой дисциплиной, распорядком дня, обеспечением охраны и надзора за осужденными. Однако содержание в изоляции, преследующее цель справедливой деривации, направлено на активизацию в человеке внутренних ресурсов, связанных с переоценкой прошлых событий, определением перспективных направлений социализации после освобождения из мест лишения свободы [3, с. 21; 4, с. 54; 5, с. 19].
Международное право применительно к лишению свободы предусматривает требование обязательной реинтеграционной ориентации порядка и условий исполнения и отбывания наказания.
Примечательно, что национальное законодательство также не ограничивает возможности ресоциализационного воздействия наказания мерами уголовно-правового характера, связанными с изоляцией осужденного от общества. Поэтому кроме средств исправления, предусмотренных ст. 9 УИК РФ, непосредственно на эффективность лишения свободы влияют, например, также бытовые и санитарно-гигиенические условия исполнения и отбывания наказания.
В большинстве случаев осужденные, имеющие небольшой социальный опыт и ограниченные социальные связи, предполагают наличие в обществе непреодолимого предвзятого отношения к виновным в совершении преступлений, тогда как осужденные, имеющие устойчивую социально ориентированную направленность личности, объективно оценивают депривационное воздействие наказания и возможности консолидации общества в результате социально-реабилитирующего и ресоциализирующего воздействия справедливого наказания. В связи с этим сокращение социально-психологической дистанции между обществом и осужденным является важным фактором обеспечения эффективности наказания.
Просоциальная направленность личности осужденного предполагает его организованное развитие, направленное на формирование, поддержание, укрепление и расширение социокультурных связей, позволяющих успешно интегрироваться в общество после освобождения от наказания.
Так, П.С. Дагель отмечает, что личность виновного образует совокупность социально-политических, психических и физических признаков [6, с. 15]. Большинство авторов также, признавая многогранность личности, ее общественную сущность, психологию и биологию, особенно выделяют негативные социально-психологические качества преступника [7, с. 99; 8, с. 65; 9, с. 15]. В криминалистике характеристика личность осужденного является важной частью методологии расследования пенитенциарных преступлений [10, с. 119]. По нашему мнению, правовой оценке при реализации наказания должно уделяться большее внимание положительным социально-психологическим характеристикам виновных, в отношении которых должно предполагаться обеспечение человеческого достоинства и просоциальное развитие. Очевидно, что искупительное воздействие наказания на личность в связи с совершенным преступлением состоит в депривационных ограничениях и их консолидирующих возможностях для общества и преступника, которые, однако, не должны превосходить разумный разрыв социальных связей, необходимый для обеспечения порядка и безопасности в условиях изоляции при исполнении и отбывании лишения свободы.
Значительное внимание значению ценностной ориентации личности осужденного для обеспечения эффективности наказания уделяется психологической наукой [11, с. 21; 12, с. 19; 13 с. 23], утверждающей, что сокращение социально-психологической дистанции между обществом, а также осужденным в период реализации наказания является важным фактором обеспечения безопасности личности [7, с. 54]. Основоположник теории «Направленность личности» С.Л. Рубинштейн отмечал, что это проблема взаимоотношения, прежде всего, динамических тенденций, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность сами, в свою очередь, определяясь целями и задачами деятельности [14, с. 12]. Таким образом, наличие просоциальной направленности личности осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы, тесно связано с целями пенитенциарного процесса, которые учитывает субъект наказания при его применении.
Результаты исследования
Просоциальная направленность личности осужденных выражается в правопослушном поведении (несовершении преступлений) и ценностно-одобряемых социально-полезных поступках (уважительном отношении к социальным ценностям), проявляясь в условиях применения средств исправления, направленных на формирование уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирования правопослушного поведения. Подобная ориентация исправительного воздействия соответствует целям наказания и исполнения наказания, а также пониманию исправления, заключенного в содержании ст. 9 УИК РФ.
В практическом плане правопослушное поведение может представлять собой как пассивное соблюдение требований режима, так и активное их исполнение и инициативное использование своих прав и законных интересов. Судебная практика отражает дифференцированный правосудный подход к оценке рассматриваемой деятельности. Во всех случаях отсутствие у осужденного нарушений режима при отбывании наказаний не создает фактическую основу для досрочного освобождения. Более того, согласно данным ведомственной статистики, около 6% осужденных освобождаются условно-досрочно с отрицательной характеристикой администрации исправительного учреждения1. Это связано с тем, что при определении степени исправления осужденного дается комплексная оценка поведения осужденного, выраженного в соблюдении требований режима, позитивной реакции на применяемые средства исправления, просоциальной направленности личности.
Именно активное и инициативное использование осужденным своих прав и законных интересов может свидетельствовать об эффективности пенитенциарного процесса. В указанном случае правопослушное поведение осужденных не является механическим соблюдением требований режима, а проходит через осознание возможности и необходимости личностного роста и социальной интеграции, находя выражение в волевых социально значимых действиях [15, с. 23].
Анализируя уголовно-исполнительное законодательство, мы пришли к выводу, что в процессе исполнения наказания поощряется не каждое правопослушное поведение, а «хорошее поведение, добросовестное отношение к труду, обучению, активное участие в воспитательных мероприятиях» (ч. 1 ст. 113 УИК РФ), заслуживающее особой положительной оценки.
Критерием применения правового поощрения может быть правомерное поведение, связанное с перевыполнением возложенных обязанностей, инициативным, эффективным и творческим использованием предоставленных прав и возможностей.
Заслуживающим поощрения поведением возможно признать «социально-активное, особо полезное, желательное правомерное поведение, превосходящее обычные нормативные закрепленные требования к должному, необходимому поведению, влекущие за собой применение мер поощрения и являющиеся взаимно выгодными для отдельных лиц, государства и всего общества» [16, с. 76].
Правовое поощрение должно стимулировать инициативу и оказывать влияние положительно характеризующихся осужденных на исправление других осужденных, участие в решении вопросов организации труда, быта и досуга при исполнении наказания, взаимодействии с общественностью и подготовке к освобождению. Для этого в условиях отрядного содержания осужденных исправительного учреждения, в частности, приказом Минюста России от 30 декабря 2005 г. № 259 «Об утверждении Положения об отряде осужденных исправительного учреждения Федеральной службы исполнения наказаний» ставится задача использования элементов самоорганизации и самоуправления осужденных в процессе их исправления, развития полезной инициативы, участия в решении вопросов организации труда, быта и досуга, духовного, профессионального и физического развития.
Рассмотрение поведения осужденного именно в процессе отбывания наказания и в его результате позволяет наиболее объективно выявить направленность волевого поведения лица.
Значимыми критериями просоциальной направленности личности осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы, возможно признать наличие поощрений и взысканий за весь период нахождения в исправительном учреждении. Именно они позволяют сделать обоснованный вывод о характере и степени инициативности участия осужденного в используемых в исправительном учреждении средствах исправления, а также объективных проявлениях правопослушного поведения, связанного с саморазвитием и социальной интеграцией. Указанные критерии учитываются правоприменителем при реализации положений ст. 79, ч. 2 ст. 81, ст. 82 УК РФ2.
Следует отметить, что УИК РФ неоднократно оперирует термином «положительно характеризующиеся осужденные», который использован применительно к порядку исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы в пяти случаях, устанавливающих основания правового поощрения (ч. 2, 2.3 ст. 78, ч. 1 ст. 96, ч. 4 ст. 131, п. «г» ч. 1 ст. 128, ч. 3.1 ст. 175).
Понятие «отрицательно характеризующиеся осужденные» встречается лишь в ч. 1 ст. 140 УИК РФ при отграничении категории осужденных, достигших 18-летнего возраста, отбывающих наказание в воспитательных колониях, при их переводе для дальнейшего отбывания наказания из воспитательной колонии в изолированный участок воспитательной колонии, функционирующий как исправительная колония общего режима, или в исправительную колонию общего режима. Следует отметить низкую педагогическую обоснованность подобного законодательного решения, позиционирующего несовершеннолетнего как негативно настроенного к порядку отбывания наказания, в то время как данная категория осужденных нуждается в обеспечении особенного психолого-педагогического сопровождения в пенитенциарном процессе в соответствии с приказом Минюста России от 21 июня 2005 г. № 91 «Об утверждении Инструкции об организации воспитательной работы с осужденными в воспитательных колониях Федеральной службы исполнения наказаний».
Уголовно-исполнительное законодательство также выделяет категорию «злостных нарушителей установленного порядка отбывания наказания» (ст. 116 УИК РФ), которых, бесспорно, возможно отнести к категории отрицательно характеризующихся осужденных. Законодатель особенно акцентирует внимание на порядке отбывания наказания данной категорией лиц в различных исправительных учреждениях.
Распространенным в УИК РФ является понятие «осужденных, характеризующихся отсутствием взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания и добросовестным отношением к труду и учебе», которые могут поощряться, в том числе переводиться на облегченный режим отбывания наказания (ч. 2 ст. 120, ч. 2 ст. 122, ч. 2 ст. 124, ч. 4 ст. 132 и др.). Однако очевидно, что в указанных случаях речь идет о не о нейтрально характеризующихся осужденных, а именно о положительно характеризующихся.
Правоприменительное усмотрение, которое допускает законодатель в рассматриваемых и подобных им нормах, является как раз тем случаем, когда одного лишь соблюдения и исполнения требований режима недостаточно, чтобы сделать вывод о позитивной просоциальной направленности личности осужденного. В подобных случаях требуется установить, в первую очередь, активную инициативу осужденного, использующего свои права и законные интересы в направлении личностного развития, повышения эффективности пенитенциарного процесса или юридической обязанностью, связанной с заглаживанием вреда, причиненного преступлением, а также иной деятельностью.
Вывод о просоциальной направленности личности осужденного, основанный на наличии поощрений, положительном отношении к используемым в исправительном учреждении средствам исправления, а также правопослушном поведении и психологической готовности и устойчивости к жизни в свободном социуме, имеет уголовно-правовое значение при применении условно-досрочного освобождения от отбывания наказания (ст. 79 УК РФ) и замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания (ст. 80 УК РФ).
Так, апелляционным постановлением Ярославского областного суда от 8 февраля 2022 г. № 22-261/2022 оставлено без изменения решение нижестоящего суда об отказе в замене наказания в виде лишения свободы принудительными работами. Судом была подтверждена правоприменительная позиция относительно оценки совокупности как социальных характеристик осужденного (стабильном трудоустройстве, положительном отношении к труду, переводе в облегченные условия, признании вины, снятии с профилактических учетов, наличии двух погашенных взысканий и девяти поощрений), так и психологических характеристик (недостаток самоконтроля, эмоциональная неустойчивость). Судом сделан вывод о необходимости дополнительного времени, «чтобы убедиться в том, что осужденный сможет отбывать принудительные работы, которые связаны с гораздо меньшим контролем со стороны»3.
В рассматриваемом случае судебное правоприменение формирует широкое понимание просоциальных перспектив осужденного, которые связаны как с социальными, так и психологическими характеристиками личности.
Таким образом, практическая значимость стимулирования просоциальной направленности личности осужденных обусловливается необходимостью восстановления деформированных преступлением социальных отношений и формирования социально-психологических качеств в интересах правопорядка и благополучия в обществе.
Обсуждение и заключение
Уголовное и уголовно-исполнительное законодательство ориентирует правоприменителя на необходимость при назначении наказания, разрешении вопросов, связанных с его исполнением и отбыванием, учёте вектора и траектории социально-психологической направленности личности осужденных.
Просоциальная направленность личности осужденных выражается в правопослушном поведении (несовершении преступлений) и ценностно-одобряемых социально-полезных поступках (уважительном отношении к социальным ценностям), проявляясь в условиях применения средств исправления, направленных на формирование уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирования правопослушного поведения.
Об эффективности пенитенциарного процесса свидетельствует активное и инициативное использование осужденным своих прав и законных интересов, заслуживающее поощрения за участие в решении вопросов организации труда, быта и досуга при исполнении и отбывании наказания, взаимодействие с общественностью и подготовку к освобождению.
В настоящее время деятельность уголовно-исполнительной системы России находится на новом этапе осмысления состояния и перспектив совершенствования порядка отбывания и исполнения наказания в виде лишения свободы. Впервые не только на ведомственном, но и на государственном уровне наметилась тенденция развития правовых основ пробации. Соответствующий закон предусматривает решение актуальных вопросов ресоциализации и социальной адаптации осужденных как на этапе отбывания наказания, так и после освобождения.
Национальным законодательством и международными актами акцентируется внимание на необходимости формирования, поддержания и развития социально ориентированной личности осужденных. В работе с осужденными приоритет отдается педагогическим и психологическим методам воздействия, установлению доверительных отношений между осужденными и гражданским обществом, решению социальных вопросов. Учет указанных факторов в условиях отбывания и исполнения наказания позволяет качественно улучшить состояние социально-психологического климата в исправительных учреждениях, заложить фундамент правопослушного поведения осужденных после освобождения.
В практическом плане уголовное законодательство ориентировано на учет сведений о просоциальной позиции и социальных перспективах лица, выраженных в положительных характеристик осужденного и его социально-полезном, активном поведении. Привилегии предусмотрены для беременных женщин и женщин, имеющих ребенка в возрасте до трех лет, находящегося в доме ребенка исправительного учреждения (ч. 3.1 ст. 79 УК РФ), а также для несовершеннолетних при условно-досрочном освобождении от отбывания наказания (ст. 93 УК РФ). Подобный подход имеет, на наш взгляд, перспективы к расширению законодательной регламентации. Обоснованным представляется установление льготных условий условно-досрочного освобождения от отбывания наказания для тяжело больных осужденных.
1. Таганцев Н.С. Смертная казнь: сб. ст. Н.С. Таганцева. Санкт-Петербург: Гос. тип., 1913. 177 с.
2. Правкина Я.Ю., Зайцев Д.В, Склярова Т.В. Менеджмент социальной сферы. Саратов: КУБиК, 2021. 104 с.
3. Оботурова Н.С. Философско-антропологические основания методологии психотерапии осужденных. Вологда: Вологодский ин-т права и экономики ФСИН, 2019. 186 с.
4. Сочивко О.И. Психологические особенности осужденных женщин с расстройствами личности, влияющие на адаптацию к местам лишения свободы: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.06 - Юридическая психология. Москва, 2019. 179 с.
5. Рогач В.Г. Психология переживаний у осужденных мужского пола, отбывающих длительные сроки лишения свободы. Вологда: Вологодский ин-т права и экономики ФСИН, 2019. 181 с.
6. Дагель П.С. Учение о личности преступника в советском уголовном праве. Владивосток: Дальневост. гос. ун-т., 1970. 132 с.
7. Айнутдинова К.А. Роль личности виновного лица: к вопросу об индивидуализации наказания в уголовном законодательстве РФ // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2017. № 3 (29). С. 98-104.
8. Становский М.Н. Назначение наказания. Санкт-Петербург: Юридический центр Пресс, 1999. 458 с.
9. Зверева О.Н. Реализация принципа индивидуализации наказания при исполнении лишения свободы. Липецк: Липецкий фил. Владимирского юрид. ин-та, 2006. 152 с.
10. Акчурин А.В., Миролюбов С.Л. Вопросы криминалистической характеристики умышленного причинения тяжкого вреда здоровью осужденными, отбывающими наказание в исправительных колониях // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2017. № 2 (28). С. 117-124.
11. Истомин А.А. Система ценностных ориентаций осужденных к лишению свободы: дис. ... канд психол. наук: 19.00.06 - Юридическая психология. Рязань, 2011. 220 с.
12. Русинова С.В. Трансформация ценностных ориентаций несовершеннолетних осужденных в условиях воспитательной колонии: на материалах Георгиевской воспитательной колонии: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Нальчик, 2005. 185 с.
13. Полянин Н.А., Пестриков Д.В. Гуманистическая направленность личности и ее актуализация у осужденных молодежного возраста в условиях лишения свободы. Москва: Проспект, 2017. 176 с.
14. Рубинштейн С.Л. Проблема деятельности и сознания в советской психологии // Ученые записки Моск. ун-та. 1945. Вып. 90. С. 10-18.
15. Сомиков К.А. Правовой выбор и реализация права: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01 - Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве. Нижний Новгород, 2011. 200 с.
16. Типикина Е.В. Заслуга как основание для правового поощрения. Москва: Юрлитинформ, 2010. 158 с.