Гарантии прав человека как элемент российской конституционной идентичности
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Введение: в статье анализируется понятие конституционной идентичности, рассматривается генезис становления конституционных гарантий. Материалы и методы: при написании статьи проанализированы действующее российское законодательство, судебная практика, научные статьи и исследования; использованы общенаучные и специальные методы: диалектический, дедукции, индукции, формально-юридический. Результаты исследования: в настоящее время в науке возникла необходимость понимания конституционной идентичности России, разработка доктрины которой до сих пор продолжается учеными-правоведами. Как явление многомерное и многокомпонентное, идентичность определяется через различные аспекты, в том числе и гарантии прав и свобод человека. Обсуждение и заключение: в работе обосновывается вывод, согласно которому гарантии прав и свобод человека имеют давнюю историческую традицию, сложились в результате многовекового предшествующего государственного развития, исторических и культурных традиций, поэтому являются элементом российской конституционной идентичности.

Ключевые слова:
Конституционный Суд Российской Федерации; конституционная идентичность; Европейский суд по правам человека; правовые гарантии; права и свободы
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

Введение

В настоящее время осуществляется постоянный процесс интернационализации экономической, финансовой, правовой, культурной, социальной деятельности человечества. Все это трансформируется в формирование глобального информационного пространства. В условиях глобализации как новой системы отношений важно при пересмотре иерархии ценностей не утратить свои традиции, культуру, историю, национально-государственный суверенитет. В связи с этим вполне понятны стремления отечественного законодателя защитить и сохранить собственную идентичность. Особенно ярко такая необходимость проявляется в условиях экономической нестабильности, современных мировых катаклизмов, опасностей, назревания острых вооруженных внутригосударственных и межгосударственных конфликтных ситуаций, перераспределения сил и влияний в мире, а также на фоне неоднократной критики и последствий санкций в отношении Российской Федерации со стороны стран Европы и США.

В целом внесение поправок в Конституцию 2020 года о Боге, преемственности, памяти предков свидетельствуют о стремлении государства к закреплению своих ценностей. Россия продолжает отстаивать свою идентичность [1, с. 68] в контексте поправки к статье 79 Конституции, согласно которой решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров, противоречащих Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению1. По мнению Конституционного Суда Российской Федерации, базовыми элементами конституционной идентичности являются внутригосударственные нормы о фундаментальных правах человека и гражданина, а также гарантирующие эти права нормы об основах конституционного строя2.

Обзор литературы

В настоящее время концепцию конституционной идентичности разрабатывают Е.В. Виноградова, Г.А. Гаджиев, В.Д. Зорькин и др. В научной среде ведутся дискуссии о структурных элементах российской конституционной идентичности.

Материалы и методы

Материалами исследования послужили положения российского законодательства, международных нормативно-правовых актов, судебная практика Конституционного Суда Российской Федерации, Европейского суда по правам человека, научные статьи и исследования по рассматриваемой проблематике. При написании статьи использованы диалектический метод, методы дедукции, индукции, формально-юридический метод.

Результаты исследования

Такое новое для российской правовой действительности понятие, как конституционная идентичность, требует детального рассмотрения. Выработке концептуальных подходов к ее пониманию способствовало дело «Константин Маркин против Российской Федерации»3. Свое становление в России концепция конституционной идентичности начала в связи с периодически возникавшими конвенционно-конституционными коллизиями [2, с. 302]. Несомненно, противопоставление универсальных ценностей национальным устоям, традициям государств стало тенденцией последних лет. Следует понимать, что нельзя буквально и прямолинейно толковать примат международного права в том смысле, что национальные нормы находятся в зависимости от норм международного права. Поэтому конституция национального государства, являющаяся основой его суверенитета, не может автоматически подчиниться нормам международного права [1, с. 69]. Россия нашла способ защиты от выходящей за пределы разумного наднационализации в области прав человека с помощью концепции конституционной идентичности [3]. Первым о ней заговорил председатель Конституционного Суда Российской Федерации В. Зорькин, заявив о необходимости ее уважения Европейским судом по правам человека4.

Концепция конституционной идентичности рассматривается с лингвистической [4, с. 34], философской [5, с. 43] точек зрения. Авторы также разграничивают понятия «конституционная идентичность» и «конституционная самобытность» [6, с. 45], «конституционная идентичность» и «идентичность конституции» [7, с. 22], «конституционная идентичность» и «национальная идентичность» [8].

Конституционная идентичность – понятие сложное, многомерное, многокомпонентное. При этом нельзя говорить о какой-то единой конституционной идентичности для всех государств. Конституционная идентичность государства всегда понимается через Основной закон государства, его историю, традиции, культуру, ценности. Ученые концептуально осмысляют конституционную идентичность, прорабатывать ее доктрину. Конституционная идентичность выкристаллизовывается каждым государством из своего уникального индивидуального опыта [9, с. 30]. Признание сложившейся российской идентичности с учетом ее исторического своеобразия стало частью конституционных гарантий, направленных на защиту прав и свобод, охраняемых государством [10].

Российская Федерация – правовое и демократическое государство, признающее высшей ценностью человека, его права и свободы. Конституционные гарантии сложились на базе предшествующего государственного развития, исторических и культурных традиций. Есть мнение, что в древние времена и в средние века гарантий прав личности не существовало в принципе. Однако сам факт закрепления гарантий в письменных источниках уже являлся отправной точкой для развития судебных гарантий в будущем [11]. С 18 века в трактатах русских правоведов закреплены идеи о правовом статусе человека. Следует отметить работы С.Е. Десницкого, внесшего значительный вклад в формирование русского конституционализма [12, с. 305-307]. Он развивал идеи равенства всех людей, неотчуждаемости прав, свободы мысли и слова.

Государством предпринимались шаги в сфере закрепления прав и свобод дворянства. В дальнейшем эти права развивались актами императоров царской России. Благодаря отмене крепостничества целое сословие получило личную независимость. Феодальные пережитки все еще оставались и серьезно ухудшали жизнь крестьян, но при этом они получили право на образование, свободу труда, возможность заключать сделки.

В результате Русской революции 1905-1907 гг. впервые в истории были предприняты попытки законодательного закрепления прав и свобод подданых государства: неприкосновенности личности, неприкосновенности жилища, свободы собраний, свободы совести и т.д.

Новым этапом в становлении прав и свобод стала Февральская буржуазно-демократическая революция 1917 г. Бесспорно, что попытка построения правового государства с гарантированными естественными правами человека не принесла положительного результата, однако и этот факт важен в истории становления конституционных гарантий прав человека.

Права и свободы в СССР носили декларативный характер, де-факто многие из них не соблюдались.

Основываясь на принципе преемственности, невозможно отрицать, что Конституция 1993 года впитала в себя передовые идеи советских конституций. При этом это первая конституция в истории России, которая закрепила принцип высшей ценности прав, свобод человека. В настоящее время одна из главных задач органов государственной власти – не утратить на практике значение этого принципа.

15 марта 2022 г. Россия вышла из Совета Европы. Это означает, что на страну перестала распространяться юрисдикция Европейского суда по правам человека. 11 июня 2022 г. президент Российской Федерации подписал законы5, в соответствии с которыми постановления Европейского суда по правам человека не подлежат исполнению.

В настоящее время при исчерпании внутригосударственных средств граждане России вправе обратиться в органы ООН:

- в Комитет по правам человека на нарушения Международного пакта о гражданских и политических правах6. Этот договор защищает все основные права, почти как и Европейская конвенция7 (кроме права на собственность). Конституционный Суд Российской Федерации определил 28 июня 2012 г., что возможен пересмотр приговора по уголовному делу по новым обстоятельствам на основании решений Комитета по правам человека ООН8;

- в Комитет против пыток на нарушение Конвенции против пыток9;

- в Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин на нарушение соответствующей Конвенции10;

- в Комитет по ликвидации расовой дискриминации – также на нарушение соответствующей Конвенции11.

Критерии для обращения в целом аналогичны требованиям к жалобам в Европейский суд. Срок для обращений в органы ООН является значительно более длительным, а отправлять обращения можно посредством электронной почты.

Комитеты также выносят временные обеспечительные меры, а их решения являются обязательными в силу международного и российского права, что неоднократно подтверждали Конституционный Суд Российской Федерации и Верховный Суд Российской Федерации. Комитеты не присуждают компенсацию. Ее могут присудить российские суды на основании решений комитета.

Однако следует согласиться с мнением Е.В. Виноградовой, что возрастание роли наднациональных органов в решении вопросов защиты личного суверенитета приведет к делегированию суверенными государствами своих прав [13]. Первоочередная задача государства вслед за провозглашением ценности прав – создать условия для их реализации. Выход Российской Федерации из Совета Европы не должен снизить гарантированный национальный уровень защиты прав и свобод гражданина. Он также продолжает обеспечиваться возможностью обращения за защитой в Конституционный Суд Российской Федерации на нарушение прав и свобод, но не органами власти, а нормой закона, примененной в конкретном деле.

Обнадeживающей в этом плане является новость, что в рамках Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека12 планируется создать Комиссию по правам человека, а затем на ее базе суд. Существует позиция, согласно которой этот суд будет, в отличие от Европейского суда, неполитизированным и объективным13. Он будет являться еще одним элементом механизма защиты прав человека.

Обсуждение и заключение

Гарантии прав и свобод человека сложились в результате многовекового предшествующего государственного развития. Государство планомерно идет по пути построения правовой модели управления. Трактовка российской конституционной идентичности как явления, вбирающего в себя исторические и культурные традиции, конституционные ценности, позволяет утверждать, что конституционные гарантии прав человека — это ее неотъемлемый элемент.

Список литературы

1. Амануллина А.Ф. Приоритет Конституции Российской Федерации над международными договорами: теоретический и практический аспекты // Ученые записки Казанского юридического института МВД России. 2020. Т. 5. № 2 (10). С. 67 - 70.

2. Амануллина А.Ф. Конвенционно-конституционные коллизии в свете поправок в Конституцию Российской Федерации // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2021. Т. 12. № 3 (45). С. 301 - 305. DOI:https://doi.org/10.37973/KUI.2021.23.56.003.

3. Гаджиев Г.А. Конституционная идентичность и права человека в России .URL: http://www.ksrf.ru/ru/News/Documents/report_Гаджиев%20_2016.pdf (дата обращения: 14.09.2022).

4. Ряховская Т.И. Преемственность в конституционном праве в контексте конституционной самобытности // Журнал российского права. 2021. Т. 25. № 2. С. 30 - 44. DOI:https://doi.org/10.12737/jrl.2021.017.

5. Дахин А.В. Философские смыслы конституционных понятий: проблема связи цивилизационной и конституционной идентичности гражданина России // Вестник Российского философского общества. 2021. № 3-4 (97-98). С. 43-55. DOI:https://doi.org/10.21146/1606-6251-2021-3/4-43-55.

6. Писарев А.Н. Конституция как гарант сохранения преемственности развития отечественной государственности и общенациональных ценностей, определяющих конституционную идентичность России // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. 2022. № 2. С. 45. DOI:https://doi.org/10.18384/2310-6794-2022-2-42-50

7. Шустров Д.Г. Конституционная идентичность и изменение Конституции // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 2020. № 4. С. 21 - 49.

8. Разина Т.В. Национальная идентичность VS российская гражданская идентичность // Вестник Сыктывкарского университета. Серия 2: Биология. Геология. Химия. Экология. 2022. № 2(22). С. 7 - 12. DOI:https://doi.org/10.34130/2306-6229-2022-2-7.

9. Зорькин В.Д. Конституционная идентичность России: доктрина и практика // Журнал конституционного правосудия. 2017. № 4 (58). URL: http://crimescience.ru/wp-content/uploads/2020/03/%D0%96%D1%83%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BB-%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%82%D1%83%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B8%D1%8F-%E2%84%96458-%D0%B7%D0%B0-20171.pdf (дата обращения: 21.09.2022).

10. Виноградова Е.В. Российская конституционная идентичность. смертная казнь, против и... против // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2022. № 55. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rossiyskaya-konstitutsionnaya-identichnost-smertnaya-kazn-protiv-i-protiv DOI:https://doi.org/10.17072/1995-4190-2022-55-22-47 (дата обращения: 06.10.2022).

11. Ширманов И.А. Исторические аспекты развития общих и специальных конституционных гарантий прав личности // Вестник Курганского государственного университета. 2006. № 3 (7). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoricheskie-aspekty-razvitiya-obschih-i-spetsialnyh-konstitutsionnyh-garantiy-prav-lichnosti (дата обращения: 06.10.2022).

12. Десницкий С.Е. Представления об учреждении законодательной, судительной и наказательной власти в Российской империи [1768] // Избранные произведения русских мыслителей второй половины XVII в.: в 2 т. Т. I. Москва, 1952. С. 305 - 327.

13. Виноградова Е.В. Место государственного суверенитета в парадигме Российской конституционной идентичности // Вестник Всероссийского института повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации. 2022. № 2 (62). С. 14 - 17.


Войти или Создать
* Забыли пароль?