сотрудник с 01.01.2012 по настоящее время
Россия
УДК 34 Право. Юридические науки
Введение: в статье раскрывается динамика пересмотра подходов к внешней политике и национальной идее при построении постсоветской системы российской государственности. Материалы и методы: в качестве эмпирической основы в статье использованы нормативные правовые акты, в том числе Конституция Российской Федерации. Методологию исследования составила совокупность общенаучных и специальных юридических методов. Результаты исследования: рассмотрены политико-правовые особенности формирования национальных приоритетов с учетом их влияния на социально-экономическое развитие страны. Обсуждение и заключение: автор статьи приходит к выводу, что вопросы переосмысления исторического выбора, стратегии сохранения национальной идентичности и национальной безопасности России в настоящее время приобретают особую актуальность и это обусловливает анализ результатов социально-экономического и политических трансформаций России на современном этапе, а также поиск и предложение конкретных концепций развития.
национальная идея; «мягкая сила»; идеология; российская государственность; национальная безопасность; социально-экономическое развитие
Введение
Понятие политики «мягкой силы» было введено в оборот американским политологом Джозефом Наем во второй половине 80-х годов ХХ века. В целом в международной политике давно зрела необходимость предложить что-то альтернативное, кроме «жесткой силы», «права силы», навязывания своих ценностей под угрозой уничтожения. В ответ на американскую доктрину мягкого привязывания государств и народов к своему центру силы стали институционализироваться концепции «мягкой силы» других государств, по всему миру стали открываться Британские советы, институты Сервантеса, институты Конфуция, Русские дома… Конечно, концепция «мягкой силы» рождена была далеко не в ХХ веке; одним из примеров, безусловно, являются трансконтинентальные торговые и гуманитарные артерии Великого Волжского и Великого шелкового путей. Трансформировалась политика государств на просторах этих путей, одни цивилизации и правители сменяли друг друга, а через эти «артерии» происходило культурное обогащение народов в направлении с Запада на Восток и с Востока на Запад.
Материалы и методы
На основании современных концепций и доктрин, в том числе Концепции гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом, утвержденной указом Президента Российской Федерации от 05.09.2022 № 611 «Об утверждении Концепции гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом», Конституции Российской Федерации рассмотрен современный вектор развития гуманитарной политики России (концепции «мягкой силы»). Методологию исследования составили общенаучные и специальные юридические методы, в частности метод сравнительного правоведения.
Результаты исследования
Понимание того, что государствам необходимо инстуционально подходить к вопросу применения продуманной гуманитарной политики в международных отношениях, стало особенно очевидно в эпоху стремления «коллективного Запада» к распаду Советского Союза и всей социалистической системы. Полились рекой на просторы союзных республик «ценности» западного мира в виде рекламы Макдональдса, ковбоев Мальборо, американских боевиков… Все это, прежде всего, стирало культурный слой, десятилетиями создававшийся в советской стране, и взломало в итоге сознание молодого поколения, так рьяно желавшего избавиться от «пут социализма», низвергать все до последнего и построить новый мир. Переоценке было подвергнуто все. Слом советской социалистической системы привел к полному разрушению всей системы ценностей и приоритетов развития. Как следствие, разрушилась не только вся государственная система, но и вся четко функционирующая система социальных отношений. Идеология, дающая приоритет трудящемуся пролетариату с системой социальных лифтов, социальной кооперацией, качественным и бесплатным здравоохранением, образованием, одной из лучших в мире наукой, рухнула, приведя тем самым к хаосу все общество. 90-е годы характеризовались ростом преступности и развращением молодого поколения. Уважение к рабочим специальностям, учителям, научным сотрудникам было не просто утрачено, а заменено пренебрежением в массовом сознании. Взамен были провозглашены либеральные ценности, основу которых составила европейская философия глобального общества. По своей сути Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 году, предусматривала отказ от государственной идеологии и провозгласила новую «идеологию» космополитизма в российской внутренней и внешней политики.
Зарождение идей о глобальном обществе было представлено еще в работах И. Канта. По его мнению, каждый мог реализовывать свои права, не оглядываясь на государство и человеческие кооперации [1]. Индивидуальные права человека были объявлены высшей ценностью. Такая система ценностей дала соответствующие плоды в западном обществе, среди которых уничтожение национальных идентичностей отдельных государств в результате неконтролируемой миграции и религиозной, национальной, культурной и сексуальной толерантности.
Прошло почти 30 лет движения России по пути этих ценностей, и что мы видим в действительности? Россия оказалась на грани пропасти, и прежде всего в идеологическом и стратегическом планах. Чрезмерное увлечение европейскими ценностями почти привело страну к утрате суверенитета, средства от продажи ресурсов оставались в европейских банках, собственные производства были уничтожены, и на их место вставали технологии западных концернов во всех сферах – от сельского хозяйства до космоса. Параллельно с этим «западная идеология» проникала в школы, институты, в умах молодого поколения переписывалась история Великой страны с ее победами и испытаниями, заменялся «культурный код», молодежь была устремлена на запад, лучшие умы покидали страну… При этом границы военно-политического блока «коллективного Запада» стремительно продвигались к суверенным границам России. Заверения лидеров европейский стран о том, что НАТО станет политической организацией, а со временем будет и вовсе ликвидирована, оказались не соответствующими действительности.
После распада советской системы мир стал не более безопасным, а, скорее, еще более уязвимым. Кризис современной системы международных отношений начался не год и не два года, а, как минимум, 30 лет назад. И ключевой вопрос этого кризиса – куда сегодня движется Россия, какой путь развития выбирает, каких союзников, друзей и партнеров.
С точки зрения внешней политики очевидной представляется ориентация страны на евразийство. ЕврАзЭС, БРИКС, Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) становятся «лакомствами» этого процесса. В частности, членами ШОС являются Индия, Казахстан, Китай, Киргизия, Россия, Таджикистан, Пакистан и Узбекистан, в процессе вступления в организацию Иран и Белоруссия. Устремлены к сотрудничеству в статусе партнеров и наблюдателей Азербайджан, Армения, Камбоджа, Непал, Египет, Катар и Саудовская Аравия. Таким образом, ШОС – это крупнейшая в мире международная организация, включающая в свои ряды более половины населения планеты. Вот он, вектор внешней политики.
Еще одним ключевым звеном современной внешней политики является признание Россией стратегической важности международного гуманитарного сотрудничества. 5 сентября 2022 года впервые в современной России была принята Концепция гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом, по своей сути, доктрина «мягкой силы», призывающая наращивать горизонтальные связи народов через институты гражданского общества в сфере науки, культуры, образования, развития туризма. Цель данной концепции – формирование «русского мира» на основе уважения и диалога между культурами, религиями и цивилизациями. Очевидно, что концепция эта принята очень поздно, несколько десятилетий назад страна должна была осознать необходимость данной работы с молодым поколением близких к России стран. Для того чтобы избежать «горячих конфликтов», которые являются трагедией для народов, необходимо было тратить усилия на «мягкое присутствие» в странах, потенциально испытывающих к России союзнические симпатии.
Но одним лишь принятием концепций и формированием региональной архитектуры международных организаций Россия не сможет создать «русский мир». То, что формировало образ Советского Союза как великой державы с точки зрения «мягкой силы», – это преемственность уникальной русской культуры, лучшие в мире наука, здравоохранение и образование. И еще, безусловно, уважение к труду, к людям труда.
Обсуждение и заключение
Конечно, многое необходимо менять во внутренней политике, но очевидно, что должен быть главный вектор развития в целях сохранения и развития России как геополитической державы, страны-цивилизации. Опыт многих стран дает основание утверждать, что качественные изменения в развитии страны (в частности, опыт Сингапура и идеолога «сингапурского чуда» Ли Куан Ю) возможны, если идеологией становится стратегия на тотальное искоренение коррупции и переориентация всех благ на развитие качества образования. В конечном счете за десять-пятнадцать лет страна, ориентированная на молодое поколение, качественное образование и профессионализм, будет иметь предпосылки рывка в развитии по всем направлениям. Воспитывая сегодня патриотов, профессионалов, культурно-обогащенных людей, мы завтра увидим совершенно другую страну. Но для этого необходимы определенные действия. Наука и образование, причем все его ступени, должны быть определены приоритетом, избавлены от бюрократии, учитель доложен получить моральный и материальный авторитет. Культура и образование формируют и развивают нравственную сердцевину любого народа и любой страны. «Нравственный идеал, выполняя системообразующую, целеполагающую и прогнозирующую функцию, мобилизует личность на непрерывное саморазвитие. Именно в этом и заключается его главная ценность и предназначение» [2, с. 80].