Уголовно-правовое противодействие преступлениям с признаками экстремистской деятельности, совершаемым с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Введение: в статье представлен курс государственной политики в области противодействия нелегальному использованию информационных технологий. Представлено авторское понимание содержания уголовно-правового противодействия преступлениям с признаками экстремистской деятельности и классификация исследуемых деяний. Дана краткая криминологическая характеристика состояния преступности в исследуемой области, в том числе обремененной противоправным использованием телекоммуникаций. Материалы и методы: доктринально-эмпирической основой проведенного исследования выступили научные разработки, нормативные акты и документы национального стратегического планирования Российской Федерации, данные судебной статистики. Результаты исследования: предложена авторская классификация преступлений с признаками экстремистской деятельности, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, основанная на положениях ст. 1 Федерального закона от 25.06.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». Обсуждение и заключение: подтвержден рост общественной опасности экстремизма и, как следствие, рост угроз основам конституционного строя и безопасности государства, что требует симметричного политико-юридического реагирования, в том числе путем развития и совершенствования уголовно-правовых механизмов в противодействии исследуемой группе деяний, совершаемых с использованием телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет.

Ключевые слова:
экстремизм, преступления с признаками экстремистской деятельности, телекоммуникационные сети, сеть Интернет, противодействие, общественная опасность, конституционный строй, безопасность государства
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Введение

Президент Российской Федерации В.В. Путин на расширенном заседании коллегии МВД России 20 марта 2023 года определил в качестве приоритетной задачу борьбы с криминальным (противоправным) использованием информационных технологий1.

Приоритет задачи подтверждается и результатами деятельности Следственного комитета Российской Федерации за 2022 год. Количество расследованных преступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий и в сфере компьютерной информации, возросло на 29%. На 59% увеличилось число дел экстремистской направленности, направленных в суд2.

Cчитаем методологически верным в начале своего исследования представить авторское понимание содержания уголовно-правового противодействия преступлениям с признаками экстремистской деятельности, их классификацию, на основе которой продемонстрировать краткую криминологическую характеристику состояния преступности в выбранной для исследования области, в том числе обремененной противоправным использованием телекоммуникаций.

Обзор литературы

Подчеркнем, что отсутствие в борьбе с преступностью профессионального научного обеспечения оценки криминального поведения, законотворчества и правоприменения, игнорирование масштабов ее общественной опасности оказывают разрушительное влияние на правопорядок [1, с. 3 – 13]. Особенно это прослеживается на примере преступлений по мотивам ненависти или вражды, ставящих в опасность основы конституционного строя и безопасности государства, и юридико-технических механизмах противодействия им. Всплеск экстремистской активности может быть связан с социальным переломом, основой которого выступает качественно иная форма социальной материи [2, с. 6]. Детерминируется такого рода деструктивное поведение беспрецедентным влиянием науки на производство, и, как следствие, возникает конкуренция в перераспределении экономических ресурсов. Это повлекло существенное реформирование отечественного законодательства и судебно-следственной практики в сфере противодействия различным проявлениям экстремистской деятельности, что можно определить как прогрессивное явление в развитии уголовного законодательства и уголовно-правовой доктрины. Поэтому противодействие экстремизму – это аксиома [3, с. 10 – 16] не только в разрезе обеспечения национальной безопасности, но и основ конституционного строя и безопасности государства.

Специализированные нормотворческие акты, целью которых выступает снижение преступности в соответствующих областях правового регулирования, активно используют рассматриваемую дефиницию, выделяя ее соответствующие характеристики3456789. Проведение их компаративистского анализа позволяет выделить базовые признаки противодействия, определяемые законодателем, и сформулировать различия со смежным понятийным инструментарием.

В преамбуле Федерального закона от 25.06.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», закрепляющего основные принципы, цели и задачи, правовые и организационные основы рассматриваемой области, отмечено, что в качестве вектора такого рода деятельности обозначено установление ответственности за указанные в ст. 1 формы противоправной деятельности с признаками экстремизма10. То есть противодействие предполагает особую форму юридико-технического реагирования путем включения в отраслевое законодательство соответствующих запретов. Вместе с тем понятие противодействия экстремизму в законе не закреплено. Однако в ст. 3 исследуемого акта к противодействию отнесены: профилактика, предупреждение, выявление и устранение причин и условий экстремизма, а также пресечение экстремистской деятельности. Данный существенный методологический пробел был устранен в результате принятия Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года11. В рамках общих положений Стратегии был расширен терминологический инструментарий, используемый в рассматриваемой области. В официальный оборот было введено понятие «противодействие экстремизму», фактически включившее в себя представленные выше характеристики. Вместе с тем оно было дополнено рядом важных элементов, уточняющих содержание рассматриваемой юридической категории. Во-первых, противодействие определено через деятельность субъектов, что предполагает исключительно активный формат поведения. Во-вторых, дополнена цель такого рода поведения субъектов противодействия, включившая, в том числе, ликвидацию и (или) минимизацию последствий экстремизма.

Такие элементы противодействия, как предупреждение, профилактика, выявление и устранение детерминант, минимизация и (или) ликвидация последствий, закреплены и в иных нормативных правовых актах, определяющих направления борьбы с другими системно-криминальными явлениями, такими как терроризм1213 коррупция14, легализация (отмывание) доходов, заведомо добытых преступным путем15. Это свидетельствует, что государство унифицированно подходит к пониманию термина «противодействие», фактически используя его как собирательное, формирующее общегосударственный политико-правовой курс на снижение разного рода криминальной активности, ставящей под угрозу наиболее значимые блага и ценности, находящиеся под охраной уголовного законодательства, тем самым создавая правовой плацдарм для обеспечения национальной безопасности и ее неотъемлемых элементов – основ конституционного строя и безопасности государства.

Результаты исследования

На основе проведенного исследования мы пришли к выводу, что уголовно-правовое противодействие преступлениям с признаками экстремистской деятельности при обеспечении основ конституционного строя и безопасности государства – это деятельность специально уполномоченных органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц, осуществляемая в целях предупреждения, профилактики, выявления и устранения детерминант, минимизации и (или) ликвидации последствий общественно опасной деятельности от преступлений с признаками экстремистской деятельности, основанная на принципах законности; гласности; неотвратимости наказания за осуществление экстремистской деятельности; приоритете обеспечения безопасности Российской Федерации и предупреждения экстремистской деятельности; сотрудничестве государства с общественными и религиозными объединениями, иными организациями, гражданами в противодействии экстремизму; признании, соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина, а равно законных интересов организаций.

Вышеизложенное ставит задачу по выработке авторской классификации преступлений с признаками экстремистской деятельности, посягающих на основы конституционного строя и безопасности государства.

Классификация основана на положениях ст. 1 Федерального закона от 25.06.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», закрепившей все формы противоправной деятельности, относящиеся к экстремизму. Сравнительно-правовой анализ положений отмеченной нормы и статей, включенных в главу 29 УК РФ, позволяет выступить с научной гипотезой о том, что в классификацию преступлений с признаками экстремистской деятельности, посягающих на основы конституционного строя и безопасности, входят статьи 277, 278, 279, 280, 2801, 2802, 2804, 282, 2821, 2822, 2823 УК РФ.

Общая криминологическая картина этих деяний на примере статистических данных в виде количества осужденных по статьям Уголовного кодекса РФ, входящих в авторскую классификацию, свидетельствует, что количество преступлений исследуемой группы и лиц, их совершивших, с 2010 по 2017 г. неуклонно росло. Спад криминальной активности экстремистской направленности с 2018 г. связан с частичной декриминализацией ответственности за возбуждение ненависти или вражды, а равно унижение человеческого достоинства. Однако резкое ее падение в 2019 г. компенсируется ростом исследуемых деяний в последующие годы. С нашей точки зрения, с учетом того, что полученные данные могут сформировать ошибочное представление об опасности экстремистской деятельности по причине доминирования в указанных данных статистики по ст. 282 УК РФ, считаем необходимым обратить внимание научной общественности на количество осужденных по ст. 280 УК РФ «Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности», являющегося более объективным индикатором масштабов и уровня общественной опасности экстремизма для основ конституционного строя и безопасности государства, так как диспозиция этой уголовно-правовой нормы предполагает противоправные призывы фактически к любому из действий, закрепленных в ст. 1 Федерального закона от 25.06.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».

Считаем, что представленные результаты указывают на увеличение удельного веса и тяжести последствий преступлений с признаками экстремистской деятельности и доказывают выдвигаемую нами научную гипотезу о том, что общественная опасность экстремизма повышается и, как следствие, растет угроза основам конституционного строя и безопасности государства, что требует симметричного политико-юридического реагирования, в том числе и путем развития и совершенствования уголовно-правовых механизмов, и обосновывает обусловленность уголовно-правового противодействия исследуемой группе деяний.

В данном случае необходимо обратить внимание на использование телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, при совершении преступлений с признаками экстремистской деятельности, посягающих на основы конституционного строя и безопасности государства.

В рамках авторской классификации данный признак включен всего в четыре из 11 статей УК РФ. Учитывая складывающуюся судебно-следственную практику, считаем незаслуженным неучет информационно-телекоммуникационных сетей для дифференциации уголовной ответственности, например, за финансирование экстремистской деятельности или склонения, вербовки или иного вовлечения в деятельность экстремистской организации, либо экстремистского сообщества, так как их использование при совершении отмеченных форм криминально-деликвентного поведения встречается все чаще.

Обсуждение и заключение

Во-первых, представленные в статье официальные статистические данные указывают на активные темпы прироста преступлений с признаками экстремистской деятельности и, как следствие, на увеличение вреда от их совершения, причиняемого не только основам конституционного строя и безопасности государства, но и правам и свободам личности, а также интересам общества. Отмеченное требует незамедлительного принятия мер политико-юридического формата, нацеленных на выявление, устранение детерминант криминально-деликвентного поведения, обремененного мотивами ненависти и вражды.

Во-вторых, с учетом положений Стратегии противодействия экстремизму до 2025 года, придающих телекоммуникациям статус основных средств распространения экстремистских идеологий и вовлечения новых участников экстремистских сообществ и организаций, необходимо дополнить статей 2821, 2822 и 2823 УК РФ следующим отягчающим признаком: «совершение преступления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть Интернет». Отмеченное предполагает особое изучение личности экстремиста [4] в целях выработки не только актуальной его типологии, но и принятия адекватных мер профилактики.

В-третьих, обоснованность и обусловленность противодействия преступлениям с признаками экстремистской деятельности, посягающим на основы конституционного строя и безопасности государства, – это аксиома.

Вышеизложенное обусловливает дальнейшее развитие направления противодействия криминальному экстремизму, в том числе путем совершенствования уже имеющихся или принятия новых уголовно-правовых норм, выступающих инструментом симметричного юридико-технического реагирования на угрозы, исходящие от исследуемого деструктивного явления.

Список литературы

1. Долгова А.И. Проблемы оценки криминологической ситуации и криминологическая обусловленность закона // Криминологическая ситуация и реагирование на нее. Москва, 28 - 29 января 2014 года / Российская криминологическая ассоциация. Москва: Российская криминологическая ассоциация, 2014. С. 3 - 13.

2. Честнов И.Л. Методология и методика юридического исследования: учебное пособие. Санкт-Петербург, 2004. С. 6.

3. Емельянова Е.В., Петрянин А.В. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации: переоценка современных вызовов // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. 2021. № 4. С. 10 - 16.

4. Петрянин А.В. Личность экстремиста: криминологический аспект // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2012. № 4 (20). С. 104 - 109.


Войти или Создать
* Забыли пароль?