Введение: Сталинградская битва как эпохальное событие привлекла к себе внимание (в том числе историков и писателей) уже в ходе сражения. Однако глубокий и системный анализ технологий спецпропаганды (СП) на Сталинградском фронте используется в современных работах лишь фрагментарно. Автор рассматривает действенность некоторых форм и методов СП, уделяя особое внимание динамике изменения ее тематики на фоне развития боевой обстановки. Материалы и методы: архивные материалы: военная периодика: фотографии и статьи. Репродукции плакатов, листовок и писем. Воспоминания участников событий и военные мемуары, специальная литература и аналитические статьи. Работа создана на стыке таких наук, как педагогика, психология, военное дело, политология, информатика. Методы работы включают как общенаучные методы, так и специфические, присущие указанным наукам. Автор использовал и ряд методов и принципов партийно-политической работы, применявшихся в рассматриваемое время, которые редко вспоминаются современными историками. Среди этих методов в первую очередь следует отметить «метод исторического материализма» и «принцип партийности». Результаты исследования: наступления немецких войск в 1941-1942 гг. - это не только результат сочетания качественного офицерства, техники и оружия. Временные победы обеспечивались и аппаратом пропагандистов. Поражение гитлеровцев также определялось проигрышем в идеологическом противоборстве. Победили советские политработники в результате длительной и многопрофильной работы, в ходе которой оперативно менялись и динамично совершенствовались формы и методы воздействия на противника. Характерной особенностью СП стал перенос основных усилий с идеологической работы на средства и методы психологического воздействия.
идеологическая борьба, пропаганда, агитация, солдаты, листовки, плен, психология, политработники, письма