Sankt-Peterburg, St. Petersburg, Russian Federation
Russian Federation
VAK Russia 5.1.2
VAK Russia 5.1.4
UDC 343.9
Introduction: this study reveals issues related to the problems of ensuring occupational safety in the coal industry, as well as the safety of specialized production, the prevention of violations, crimes committed by persons authorized to occupational safety and safety at work who contribute to injuries and victims, as this problem has been of concern to Russia and the entire world community throughout the history of development industries. The article demonstrates an analysis of the content of the national criminal policy in this area. Results: in the course of the study, the current aspects of the prevention of crimes in the field of labor protection in the coal industry were analyzed with the justification of the main directions of the implementation of criminological knowledge in the practical activities of subjects of the prevention of crimes in the field of labor protection in the coal industry of the Russian Federation. In accordance with the above, at the present stage, crime prevention in the Russian coal industry is implemented by a system of entities, the main of which include: the Prosecutor's Office for supervision of the enforcement of laws in the coal mining industry; the Ministry of Internal Affairs of Russia; the Investigative Committee of the Russian Federation; Rostechnadzor; the Office for Supervision of the Coal Industry operating as part of the Federal Service for Environmental, Technological nuclear supervision; heads of enterprises; employees who are required to comply with requirements in the field of occupational safety and security of professional activity; collective formations of the coal industry (trade unions, etc.). Discussion and Conclusions: the authors note the main directions of the national criminal policy in this area. The conceptual provisions aimed at improving the national crime prevention system of this type are defined. The scientific novelty of the study is due to the analysis of national statistical information on the status and dynamics of the acts under investigation provided by the Prosecutor General's Office of Russia. This fact indicates that there is no information about these crimes, as well as in general, in the category of attacks that violate labor protection requirements and special safety rules.
crime prevention; crimes in the field of labor protection; coal industry; subject of prevention
Введение
Проблемы обеспечения охраны труда в угольной промышленности, безопасности профильного производства, а также профилактики преступлений уполномоченных к охране труда и обеспечению безопасности на производстве лиц являются актуальными и приоритетными.
Особое значение обозначенных проблем подтверждает научный анализ, осуществленный посредством применения историко-правового метода, позволяющего свидетельствовать: в Российской Империи значительные полномочия в сфере профилактики преступности в отрасли были возложены на горную полицию.
Возникновение и развитие данной институции обусловлено:
строительством горно-металлургических заводов, включая казенные заводы Каменского и Невьянского (начиная с 1700-1701 гг.), Алапаевского и Уктусского (с 1704 г.), Демидовых (с 1702), основная часть которых осуществляла деятельность до событий 1917 г.;
необходимостью обеспечения в горном производстве государственных интересов и реализации в названной экономической сфере полицейско-надзорных функций (повышение эффективности добычи полезных ископаемых, развитие горнозаводской промышленности, противодействие общеуголовным преступлениям, осуществление технического надзора в горно-полицейских округах в отношении профилактики нарушений в сфере охраны труда).
На различных этапах функционирования профессиональной горной полиции (1806 – 1865 гг., 1866 – 1917 гг.) ее организация, система компетенций находилась в корреляции от определенного исторического этапа, и, соответственно, формирования особенностей политики государства в политической, экономической и в социальных сферах. Названные процессы отражались на коррективах в деятельности государственного аппарата на различных уровнях, включая систему управления горнозаводской промышленностью (от министерств до горнозаводских округов, заводов, рудников) и на развитии законодательной базы в отношении организации и структуры, задач, возлагаемых на национальную горную полицию, на систему компетенций, демонстрирующих пределы государственного вмешательства в частную сферу производства, включая добычу угля и драгоценных металлов.
Правовое регулирование деятельности горной полиции осуществлялось с 1806 г., в том числе, в соответствии с «Проектом Горного положения для управления заводов хребта Уральского»1, в силу которого при формировании данных органов учитывалась система горных заводов: частные и государственные. В связи с указанным горная полиция реализовывала профессиональную деятельность по профилактике нарушений в двух видах подразделений: во-первых, горная полиция (заводская и окружная), созданная на казенных горных заводах и горнопромысловых округах, которую возглавлял горный исправник либо уездный начальник (в Семипалатинском, Акмолинском округах), и, во-вторых, горная полиция частных горных заводов и горнопромысловых округах [1, с. 113].
На современном этапе Российская Федерация, несмотря на то, что государство – один из мировых лидеров по производству и экспорту угля, занимающий шестое место по отношению к объемам добычи сырья после таких государств, как Китай, США, Индия, Австралия и Индонезия, и третье место в отношении экспорта данной продукции после Индонезии, Австралии (15% – на международном рынке) [2, с. 31], горная полиция в системе МВД России не создана.
Между тем актуальность вопросов профилактики преступности в угольной отрасли промышленности, обусловленной несоблюдением требований по охране труда и специальных правил безопасности на производстве, подчеркивается: вниманием законодателя (новеллы в сфере охраны труда и обеспечения правил безопасности, предусмотренные, в т. ч., в ст. 76, 209, 209.1, 211, 219, 214.1, 214.2 Трудового кодекса РФ2); правовыми позициями Верховного Суда Российской Федерации3; констатацией ненадлежащего исполнения уполномоченными лицами обязанностей в сфере охраны труда, правил безопасности, представляющих опасность жизни, здоровью работников отрасли.
Ситуация усугубляется стремительным ростом науки и технического прогресса, внедрением в горное производство прогрессивных технологий, требующих усиления контрольно-надзорных полномочий, повышения профессионального уровня работников, повсеместного внедрения совершенствующихся многофункциональных систем обеспечения охраны труда и промышленной безопасности4, что позволит нивелировать сложно предсказуемые явления, констатируемые в горной отрасли промышленности [3, с. 30].
Проблемы усугубляются системой объективных рисков, связанных со спецификой угольной отрасли: выброс метана, обвал породы, иные явления, в т.ч. связанные с воздействием на жизнь, здоровье работника машин и механизмов. Названные риски, например взрывы (вспышки) метана, как демонстрирует практика, происходят по определенным субъективным причинам: нарушения в сфере эксплуатации взрывозащищенного электрооборудования; несоблюдение требований утвержденной проектно-технической документации; реализация несвоевременного ремонта, в т.ч. системы вентиляционных механизмов; отсутствие контроля за изменяющейся аэрологической обстановкой на территориях выработок; опасная концентрация взрывоопасных масс в виде метановоздушной смеси; неэффективный контроль за пылеотложением, периодически констатируемом в выработках угля.
Систему причин травматизма, как и смертельных случаев в горной отрасли, связанных с обвалами горной породы, и, соответственно, преступности в исследуемой сфере составляют следующие субъективные причины: нарушения установленных требований в сфере безопасности; несоблюдение паспортов крепления в области горных выработок и паспортов выемочных участков горных пород; пренебрежение должностными инструкциями; недостаточная производственная и трудовая дисциплина работников угольной отрасли, их несовершенная квалификация; не соответствующее установленным требованиям содержание рабочего места работника-горняка. К основным причинным факторам смертельного травматизма, обусловленного воздействием машин и механизмов в угольной отрасли, относятся несовершенное обеспечение уполномоченными лицами безопасности условий и охраны труда в процессе эксплуатации шахт; неэффективность производственного контроля за процессом реализации мер по охране труда и промышленной безопасности; несовершенства в обучении работников отрасли безопасным способом, методам трудовой деятельности, отразившиеся на нарушениях технологий работ [4, с. 215].
Во всех случаях нарушений, способствующих детерминантам преступности в сфере охраны труда и безопасности на производстве в угольной отрасли, ОВД России, расследующие преступления, и комиссии, исследующие причины несчастных случаев в отрасли, указывают преимущественно на низкий уровень ведомственного контроля уполномоченных лиц на эксплуатируемых промышленных объектах угольного производства за надлежащим исполнением требований в области охраны труда и промышленной безопасности.
Поскольку причинами травматизма и смертельных случаев в российской угольной отрасли, преступности, обусловленной многочисленными нарушениями установленных требований охраны труда и безопасности на производстве, признаны, прежде всего, неудовлетворительная организация трудовой деятельности и ненадлежащий уровень обеспечения контроля ответственных уполномоченных лиц за соблюдением признанных правил охраны труда и специальных требований безопасности, отраженных на законодательном уровне, содержание национальной уголовной политики в данной сфере включает следующую систему направлений:
установление принципов уголовно-правового воздействия на противоправные проявления в сфере угольной промышленности, нарушающие требования охраны труда и правил безопасности на производстве, включающие основные начала (принципы) уголовного законодательства, как и принципы, действующие в сфере правоприменения в данной отрасли промышленности;
формирование критериев преступного и уголовно-наказуемого поведения субъекта, привлекаемого к уголовной ответственности за нарушение требований охраны труда и правил безопасности в угольной отрасли, и критериев, благодаря которым возможно профилактическое воздействие;
определение системы преступлений, совершаемых в угольной отрасли промышленности при нарушении нормативных требований в обозначенной сфере (ст. 413, 216, 217 УК РФ)5:
выявление нарушений норм права в сфере охраны труда и безопасности в угольной отрасли6.
Материалы и методы
Методологическую базу исследования составили исторический, статистический методы, метод анализа и синтеза, а также метод формальной логики.
Результаты исследования
Систему мер профилактики, помимо общих и имеющих направленность на формирование и реализацию политики государства в сфере обеспечения правил промышленной безопасности при добыче, обогащению, переработке угля, составляет комплекс контрольных и надзорных полномочий, реализуемых преимущественно Управлением по надзору во взаимодействии с ОВД России и с другими субъектами профилактики. В качестве цели профилактики признано предупреждение возможных нарушений в сфере охраны труда и безопасности на производстве. Управление по надзору обязано осуществлять систему контрольно-надзорных полномочий по соблюдению правил безопасности.
На современном этапе на объектах угольной промышленности существует возможность нивелирования отдельных противоправных проявлений в сфере охраны и безопасности посредством обеспечения контроля за осуществлением работ и реализации мер по более профессиональному управлению и технологическими, и различными производственными процессами в нормальных и в аварийных условиях. Особое значение имеет применение комплексной системы по обеспечению контроля за управлением в сфере промышленной безопасности (МФСБ).
С целью профилактики преступности и правильной квалификации деяний, ОВД России призваны учитывать, что объекты преступлений, которые подлежат квалификации по ст. ст. 216 и 217 УК РФ, несколько шире, чем в ст. 413 УК РФ, т.к. заключаются в общественной безопасности осуществления горных работ для жизни и здоровья работников. Элемент объективной стороны деяния, которое квалифицируется по ст. 143 УК РФ, – последствия, образованные после совершения преступления (причинение здоровью, жизни работника тяжкого вреда посредством нарушения правил охраны труда (наступление смерти одного и более лиц), при этом, когда деяние совершено на объекте производства, квалификация осуществляется либо по ст. 216 УК РФ, либо (и) по ст. 217 УК РФ.
Профилактика преступности обеспечивается, в том числе, посредством анализа и предотвращения рисков, активизирующихся в связи с недостаточным уровнем обновления промышленного оборудования шахт, появлением инновационных механизмов производства, подверженных воздействию многих рисков, которые терминологически могут быть определены как вероятность возникновения потерь, коррелирующих и с производственной, и с коммерческой, с иными сферами деятельности угольной организации, так и с ошибками, имеющими связь к приятием уполномоченными лицами ошибочных решений в отношении стратегических мероприятий на производстве, нарушающих охрану труда.
В экономическом научном сообществе выделяют три основные группы негативных явлений на производстве, квалифицируемых по уровню влияния на соответствующие отношения и проявляющихся в отрасли угольной промышленности: допустимые, критические и катастрофические риски. В качестве допустимых рисков признаны таковые, в процессе которых субъект, осуществляющий деятельность в угольной промышленности, возможно, будет нести потери и материальные убытки (в перспективе), однако, подобные убытки не оказывают особого негативного влияния на жизнь и здоровье работников и уровень эффективности предпринимательской деятельности. Под критической категорией рисков понимаются риски, при констатации которых существуют явные угрозы потерь и убытков, т.е. существует вероятность возникновения негативных последствий. Риски катастрофического характера, признанные детерминантами преступности (ст. 413, 216, 217 УК РФ), которые необходимо профилактировать ОВД России во взаимодействии с иными субъектами, являются наиболее опасными в угольной отрасли. Подобные риски способствуют утратам стабильности профессиональной деятельности организации отрасли, ее имущественного статуса, обусловливая наступление опасных явлений для здоровья и жизни работников, т.к. они детерминированы грубыми нарушениями в сфере охраны труда, правил безопасности и квалифицируются в качестве преступлений7.
В соответствии с отраженной классификацией рисков, выступающих в качестве детерминант преступности в сфере охраны труда и специальной безопасности в угольной отрасли (ст. 413, 216, 217 УК РФ), к катастрофической категории рисков возможно причислить риски, связанные с деятельностью транспорта, с социальной ответственностью руководителей, включая лиц, которые несут ответственность за несоблюдение требований в сфере безопасности труда и его охраны. При этом, помимо рисков, которые имеют отношение к «человеческому фактору», систему катастрофических рисков дополняют экологические риски, существующие в угольных шахтах, детерминирующие преступность по названным составам в связи с нарушениями уполномоченными лицами правил охраны труда и безопасности. Данные риски могут быть дифференцированы на семь основных групп: риски, связанные с опасностью взрыва метана и (либо) пыли; риски, обусловленные опасностью от горных ударов; риски от внезапных выбросов угля, горных пород, а также – пыли, газа; риски, опосредованные опасностью, возникающей в связи с прорывом воды и (либо) пульпы в местах подземных работ; риски, связанные с опасностью эндогенного пожара и обусловленные обрушением пород.
К катастрофическим рискам, необходимым для анализа с целью профилактики преступности в угольной отрасли, относится также износ оборудования8. Действительно, российская угольная промышленность на современном этапе включает 58 шахт и 133 разрезов, около 50 процентов которых введена в деятельность в начале 2000 гг., при этом новые объекты оснащены значительным числом высокопроизводительной инновационной техники, что требует профессиональной подготовки специалистов различных направлений и контроля со стороны уполномоченных лиц. Так, в рамках новой промышленной технологии «шахта-лава», требующей высокого уровня профессионализма и профилактики нарушений и преступлений в сфере охраны труда и безопасности производства, функционируют 42 шахты (76 процентов от количества шахт России). В целом, в угольной отрасли работают около 150 000 специалистов, 500 000 лиц осуществляют полномочия в смежных отраслях [2, с. 38].
Обсуждение и заключение
В заключение отметим: несмотря на внимание Российской Федерации к вопросам и проблемам профилактики нарушений правил безопасности и охраны труда на объектах угольной отрасли промышленности, способствующих преступности, остается ряд проблем. Полагаем, увеличение эффективности угольного производства, его рентабельность, уменьшение травматизма, смертности и уровня преступности находятся в корреляции от многих фактов, комплексный учет которых позволит решать задачи, поставленные перед отраслью, и нивелировать проблемы преступности, с учетом различных факторов: 1) природные (горно-геологические, географо-климатические, гидрогеологические, криогенные); 2) социальные (состояние горнодобывающей инфраструктуры отрасли, профессиональная подготовка, переподготовка; производственные (научно-технический потенциал, инновационные решения, сырьевая и энергетическая составляющие); 3) правовые (совершенствование законодательства в направлении увеличения ответственности уполномоченных лиц, призванных к обеспечению соблюдения правил охраны труда и безопасности на угольном производстве; увеличение системы полномочий органов внутренних дел в направлении профилактики преступлений, констатируемых в сфере охраны труда и безопасности в отрасли).
Представляется: корреляция названных взаимообусловленных элементов безопасности выступает важным элементом инновационной методологии системы безопасности в горной отрасли промышленности, позволяющей решить проблемы, совершенствовать систему профилактики деяний, квалифицируемых по составам в сфере обеспечения охраны труда и правил безопасности.
Резюмируя вышеизложенное, полагаем необходимым:
во-первых, признание системы управления безопасностью на угольных объектах несовершенной;
во-вторых, потребность гарантированности работникам угольной отрасли более совершенного уровня охраны труда, безопасности на производстве;
в-третьих, воздействие на уровень безопасности системы внутренних и внешних факторов, противоречий, обусловленных сопровождением роста эффективности производства, увеличением детерминант преступности в сфере охраны труда и безопасности производства;
в-четвертых, наличие необходимого функционала в системе субъектов профилактики преступности правоохранительных органов – национальная система профилактики преступности в области охраны труда и безопасности на производстве в угольной отрасли промышленности может быть признана эффективной при комплексном подходе, реализуемом посредством:
повышения производительности труда путем совершенствования правил осуществления трудовой деятельности в горной отрасли промышленности (например, в Австралии с целью добычи 500 млн тонн угля деятельность осуществляют 38 тыс. шахтеров, в России – при добыче 400 млн тонн – 150 тыс.);
внедрения на всех без исключения объектах угольной отрасли промышленности инновационных систем безопасности;
переосмысления целей, направлений профилактики преступлений в сфере нарушения правил охраны труда и специальных правил безопасности;
увеличения полномочий органов внутренних дел государств, что позволит в необходимой степени реализовать программно-целевой подход (метод), обеспечив интегрированный характер системы мер профилактики (социально-экономических, уголовно-правовых, др.), направленных на уменьшение преступности в горной отрасли;
совершенствования институций прогнозирования детерминант преступности (на уровне всех субъектов профилактики).
1. Gornaya policiya v Rossii XIX – nachala XX vv.: dis. ... kand. yurid. nauk: 12.00.01. Nizhnij Novgorod, 2000. 196 s.
2. Tarazanov I.G., Gubanov D.A. Itogi raboty ugol'noj promyshlennosti Rossii za yanvar'-dekabr' 2020 goda // Ugol'. 2021. № 3. S. 27 – 43. DOI: https://doi.org/10.18796/0041-5790-2021-3-27-43; EDN: https://elibrary.ru/YSWCMW
3. Cheltybashev, A.A., Sudak S.N., Karnachyov I.P. Nekotorye aspekty obespecheniya bezopasnosti truda na predpriyatiyah gornoj promyshlennosti // Bezopasnost' tekhnogennyh i prirodnyh sistem. 2022. № 1. S. 26 – 30. DOI: https://doi.org/10.23947/2541-9129-2022-1-26-31; EDN: https://elibrary.ru/HUPBFS
4. Palamarchuk A.V., But N.D. Prokurorskij nadzor za ispolneniem zakonov o promyshlennoj bezopasnosti. Moskva: General'naya prokuratura Rossijskoj Federacii, Akademiya General'noj prokuratury Rossijskoj Federacii, 2015. S. 214 – 216.




