employee from 01.01.2022 to 01.01.2025
Kazan, Kazan, Russian Federation
employee from 01.01.2018 to 01.01.2025
Kazan, Kazan, Russian Federation
VAK Russia 5.1.2
VAK Russia 5.1.4
UDC 342
UDC 351.741
Introduction: the article is devoted to the presentation of positive experience of comprehensive training of officers of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Tatarstan to participate in the protection of public order during large public events on the example of the BRICS Summit in 2024. Materials and Methods: in the course of the study such methods of scientific knowledge as observation, analysis, synthesis, induction were applied. The author's sociological research conducted in the territory of the Republic of Tatarstan formed the empirical base. Results: the algorithm of training and support of employees involved in the organization of large public events is presented. The possibility of implementing the developed algorithm in the training of employees for participation in similar events in other subjects of the Russian Federation is considered. Discussion and Conclusions: the authors of the article come to the conclusion that the process of selection, training and supervision of employees is a complex, compound character, which creates a positive effect only as a result of compliance with all the main components identified and verified by their own experience and methodological support.
selection and preparation of officers for service; mobile complex of psychological regulation; moral and psychological training; training; integrated approach; training algorithm; BRICS Summit
Введение
Сегодня в условиях сложившейся непростой внешнеполитической ситуации, нестабильного экономического развития и террористических угроз мирному существованию человечества потребность в безопасности как базовой первичной потребности все больше приобретает очевидную значимость.
Обеспечение общественной безопасности является непосредственным предназначением сотрудников полиции. Наряду с принятием и регистрацией заявлений и сообщений о преступлениях, выявлением причин совершения преступлений и правонарушений, принятием мер по спасению граждан и т.п., в круг обязанностей сотрудников полиции входят обеспечение безопасности граждан и охрана общественного порядка в период проведения массовых мероприятий.
Казань имеет богатый опыт организации и проведения таких крупных международных спортивных мероприятий, как Универсиада – 2013, Чемпионат по водным видам спорта FINA – 2015, Кубок Конфедерации FIFA – 2017, Чемпионат мира по футболу FIFA – 2018, Игры стран СНГ – 2021, Игры будущего – 2024 и Спортивные игры государств-участников BRICS – 2024, прошедших в Республике Татарстан.
При этом, наряду с созданием условий для безопасного и комфортного пребывания зрителей и участников при проведении массовых мероприятий, немаловажным направлением является обеспечение безопасности и самих сотрудников органов внутренних дел. Провокационное поведение со стороны агрессивно настроенных граждан, а также влияние общей геополитической обстановки в мире по отношению к России могут оказывать неблагоприятное воздействие на психоэмоциональное состояние сотрудников органов внутренних дел, что напрямую связано с эффективностью исполнения оперативно-служебных задач.
По нашему мнению, состояние безопасности сотрудника достигается посредством освоения комплекса знаний по профессиональной, психологической и правовой подготовке. Именно по таким критериям проходил отбор сотрудников для участия в охране общественного порядка (далее – ООП) в период проведения Саммита глав – государств стран BRICS осенью 2024 года в городе Казани.
БРИКС (BRICS) – это объединение стран, выступающих за многополярное мировое устройство, формирующих собственную систему экономического и политического взаимодействия.
Обзор литературы
Анализируемые в статье вопросы подготовки сотрудников к выполнению задач при проведении крупных международных мероприятий находят отражение в статьях А.Ю. Бордачева, В.Л. Шапошникова, Ю.Ю. Звертаевой, А.В. Троицкой и других исследователей. Ученые подчеркивают значимость и актуальность основных направлений подготовки. А.Ю. Бордачев обращает внимание на приоритетность практической направленности обучения, внедрение профессионально-ориентированных технологий, способствующих эффективной подготовке к оперативно-служебной деятельности, являющихся неотъемлемой частью служебной подготовки [1]. В.Л. Шапошников и Ю.Ю. Звертаева указывают на приоритетность комплексного учебного подхода, в ходе которого отрабатываются способы решения поставленных задач, совершенствуется механизм действия сотрудников в составе подразделения, в том числе при получении сигналов о групповых нарушениях общественного порядка [3]. А.В. Троицкая, в свою очередь, приоритетное внимание уделяет психологической подготовке сотрудников, приходя к выводу о том, что все составляющие профессионально-психологической подготовки взаимозависимы, а равномерное и оптимальное их проявление в личностном и профессиональном развитии определяют успешность подготовки сотрудника в целом [2].
Материалы и методы
Материалами исследования явились научные работы, статьи, учебно-методические пособия отечественных ученых, нормативные правовые акты, статистические материалы.
В исследовании использован системный подход, применялись такие методы, как наблюдение, анализ, синтез, индукция, опрос, интервьюирование. Особое внимание уделено методу моделирования, давшему возможность выстроить модель внедрения приобретенного опыта для отбора и подготовки сотрудников, привлекаемых к ООП при проведении подобного рода мероприятий.
Результаты исследования
В период организации и проведения Саммита BRICS управлением по работе с личным составом МВД по Республике Татарстан (далее – Управление) проделан значительный объем работы по отбору и подготовке сотрудников для обеспечения высокого уровня готовности личного состава при выполнении профессиональных задач в местах несения службы. С учетом статуса мероприятия, требовалось отобрать высококомпетентных, стрессоустойчивых сотрудников, способных адаптироваться к меняющейся обстановке, с твердыми знаниями правового поля, включая отдельные нормы международного права и нормы профессиональной этики.
В подготовительный период во взаимодействии с ФСО и ФСБ России была организована работа по аккредитации личного состава и служебного автотранспорта, задействованных в обеспечении ООП на объектах проведения Саммита, численность аккредитованных сотрудников составила 5 988 человек, служебного автотранспорта – 339 единиц. В рамках процесса аккредитации осуществлялся сбор массива сведений о персональных данных сотрудников, введение их в программу-персонификатор Аккредитационного Центра ФСО России, расстановка по режимным объектам, делегирование полномочий в соответствии с назначением групп, а также проведение своевременного ПЦР-тестирования личного состава и руководителей ведомства.
Особенностью вышеуказанного направления являлась необходимость оперативной адаптации в условиях резко меняющейся ситуации и алгоритмов, постановки срочных задач, внеплановых замен и дополнительной аккредитации сотрудников помимо утвержденных расстановок.
В результате успешного межведомственного взаимодействия, грамотного руководства и высокого профессионализма рабочей группы все сотрудники, задействованные в расстановках, были своевременно аккредитованы и несли службу на объектах проведения мероприятия.
В целях всестороннего информирования и обеспечения готовности сотрудников проводились учебные занятия с привлечением профессорско-преподавательского состава Казанского юридического института МВД России и руководящего состава профильных подразделений МВД по Республике Татарстан, 374 сотрудника прошли специализированное обучение для работы с лучевыми досмотровыми установками. Разработаны 3 уникальных комплекта методических рекомендаций по психологической подготовке сотрудников, по соблюдению дисциплины и законности и по обеспечению готовности к решению служебных задач, в том числе связанных с применением физической силы и специальных средств. Кроме этого, были специально изготовлены и размещены в пунктах временной дислокации личного состава информационные плакаты, посвященные истории образования органов полиции, применению боевых приемов борьбы, физической подготовке, порядку получения и сдачи оружия, проверки его на незаряженность.
Особого внимания заслуживает направление психологической подготовки, основными этапами которого являлись отбор, подготовка и сопровождение сотрудников, задействованных в ООП. На этапе отбора психологами были обследованы 4 024 сотрудника, диагностика велась по методикам: «Оценка локуса контроля по Е. Бажину и др. (уровень субъективного контроля), вариант с дихотомическим выбором», «Выявление акцентуированных черт личности в русле теории К. Леонгарда (опросник Г. Шмишека для взрослых)» и «Шкала проявлений личностной тревожности MAS Ж. Тэйлора (в адаптации В. Норакидзе)». На этапе подготовки сотрудники в обязательном порядке принимали участие в учебных тренингах и семинарах, посвященных взаимодействию с различными категориями граждан, рассматривали всевозможные конфликтные ситуации и способы их разрешения, методы оказания экстренной психологической помощи и т.д. В рамках процесса сопровождения были организованы: индивидуальные психокоррекционные мероприятия, психологические консультации, инструктажи.
По нашему мнению, именно грамотно подобранный и подготовленный личный состав является гарантом достижения безопасности и формирования позитивного имиджа сотрудника полиции в глазах общества при проведении масштабных массовых мероприятий.
Актуальной особенностью поддержания психоэмоционального состояния и возможности восстановления сотрудников во время несения службы явилась модель применения мобильного комплекса психологической регуляции на базе автомобиля «Газель», позволяющая оперативно выполнять психокоррекционные мероприятия. Состав комплекса: многофункциональный аппарат аудиовизуальной стимуляции «Nova Pro – 100», аппарат психоэмоциональной коррекции «АПЭК», основанный на цветотерапии, массажер шейно-плечевого отдела «Beurer», светодинамический проекционный прибор «Цветодин», аромолампа с набором эфирных масел и психофизиологический тренажер, предназначенный для обучения навыкам саморегуляции «Релана».
Об эффективности применения указанного комплекса свидетельствуют данные опроса, проведенного по окончании психокоррекционных мероприятий среди 214 сотрудников, задействованных в охране общественного порядка. Опрос был проведен в форме анкетирования, в рамках которого респондентам предлагалось оценить свое состояние по таким критериям, как самочувствие, активность, настроение до и после посещения мобильного комплекса. По результатам анкетирования установлено следующее: абсолютно все респонденты отметили улучшение настроения и самочувствия, прилив активности и жизнерадостности.
Также для повышения качества проведенного исследования проводилось интервьюирование психологической группы, работающей непосредственно с диагностируемыми сотрудниками, по результатам которого установлено, что абсолютное большинство психологов поддерживает применение комплекса психологической регуляции.
Руководящим составом Управления ежедневно проводились инструктажи и тренажи перед заступлением на службу на предмет строгого соблюдения законности, требований нормативных документов, мер личной безопасности, профессионального общения с гражданами, доводились оперативная обстановка и актуальная новостная повестка.
В целях организации надлежащего контроля за сотрудниками и недопущения чрезвычайных происшествий велась круглосуточная деятельность мобильных групп. Всего проведена 241 проверка пунктов временной дислокации и мест несения службы, изучались санитарное состояние и условия проживания, антитеррористическая защищенность, техническая укрепленность мест хранения вооружения, проводились личные беседы и инструктажи о недопустимости нарушений дисциплины и законности.
Для организации медицинского обеспечения и осуществления санитарно-эпидемиологического надзора были сформированы временные медицинские пункты, функционировали бригады неотложной помощи, проводились предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей. В период проведения Саммита зарегистрировано 26 обращений сотрудников к медицинским работникам.
Работа по организации вышеуказанных мероприятий была высоко оценена руководством ФСО России, МВД России и Республики Татарстан, что авторитетно подтверждает эффективность и результативность выработанного алгоритма по подготовке и сопровождению сотрудников.
Обсуждение и заключение
Резюмируя изложенное, мы приходим к выводу о том, что процесс подготовки сотрудников и создания условий безопасного и экологичного исполнения своих служебных обязанностей состоит из следующих компонентов:
1. Комплексный подход в обеспечении надлежащего уровня морально-психологического состояния сотрудников, выражающийся на первоначальном этапе в скрупулёзном отборе и диагностике по различным психологическим методикам, на последующем этапе – в проведении психокоррекционных мероприятий и внедрении применения комплекса психологической регуляции.
2. Заблаговременное формирование основного и резервного составов сотрудников, чтобы, наряду с последовательным прохождением обучения и медицинского осмотра, были соблюдены все условия психологической подготовленности.
3. Проведение практических тренингов, инструктажей и тренажей с наглядным усвоением тактики действий и стратегий поведения по различным вводным, привлечение узконаправленных специалистов, профессорско-преподавательского состава для обучения и обмена опытом.
4. Организация круглосуточного сопровождения сотрудников, включающая индивидуальные психологические консультации, беседы, доступное медицинское обеспечение и санитарно-эпидемиологический надзор, культурно-просветительские мероприятия.
5. Разработка методических рекомендаций на основе собственного опыта организации и проведения подобного рода мероприятий и их распространение среди привлеченного личного состава.
Таким образом, на основе положительных результатов в подготовке сотрудников и успешного достижения поставленных руководством МВД России задач с уверенностью констатируем эффективность предложенного алгоритма.
По мнению авторов, представленный в статье алгоритм подготовки и сопровождения сотрудников, привлекаемых к служебным обязанностям в период проведения крупных массовых мероприятий, заслуживает внедрения в процесс подготовки аналогичных мероприятий в других субъектах Российской Федерации.
1. Bordachev A.Yu. Osobennosti podgotovki sotrudnikov policii MVD Rossii k ohrane obshchestvennogo poryadka // Mezhdunarodnyj zhurnal gumanitarnyh i estestvennyh nauk. 2024. № 8-1 (95). S. 26 – 28. DOI: https://doi.org/10.24412/2500-1000-2024-8-1-26-28; EDN: https://elibrary.ru/NHPPUD
2. Troickaya A.V. Psihologicheskie usloviya formirovaniya professional'no znachimyh kachestv u sotrudnikov organov vnutrennih del // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2009. № 3. S. 79 – 81. EDN: https://elibrary.ru/KZQDKP
3. Shaposhnikov V.L., Zvertaeva Yu.Yu. Osobennosti obespecheniya gotovnosti sotrudnikov policii k neseniyu sluzhby v usloviyah provedeniya krupnyh sportivnyh meropriyatij // Vestnik Belgorodskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii im. I.D. Putilina. 2018. № 2. S. 54 – 58. EDN: https://elibrary.ru/XQRIJF




