MORAL AND SEXUAL EDUCATION OF MINORS AS A FORM OF PREVANTION OF CRIMES IN THE SPHERE OF SEXUALIZED VIOLENCE
Abstract and keywords
Abstract (English):
Introduction: the article examines moral and sexual education as an important tool for preventing crimes in the area of sexualized violence against minors. The theoretical foundations of moral and sexual education, its goals, objectives and principles, as well as its role in forming a culture of consent, respect for personal boundaries and preventing sexualized violence are analyzed. Materials and Methods: the work uses general scientific and specific scientific methods, including system-structural analysis, survey, generalization, etc. The research materials are scientific literature in the field of criminology and medicine. Literature Review: the scientific basis for the study is the works of Ya. I. Gilinsky, G. B. Romanovsky, A.V. Polshikov and others. Results: the article analyzes the feasibility of moral and sexual education of minors, considers its socially useful functions that will help reduce the level of sexualized violence against minors. Discussion and Conclusions: the author concludes that a comprehensive approach is needed, including interaction between family, school, state and civil society, to create a safe and supportive environment for children and adolescents. The author offers specific recommendations for improving moral and sexual education, including the introduction of an “All-Russian lesson for schoolchildren over 14 years old on moral and sexual education,” the development of scientifically based programs, advanced training for teachers and expanded access to information on sexual safety for children and adolescents.

Keywords:
moral and sexual education; sexualized violence; prevention; personal boundaries; sex education; child protection; culture of consent; sexual violence
Text
Text (PDF): Read Download

Введение

Сексуализированное насилие представляет собой серьезную социальную проблему, наносящую значительный ущерб жертвам и негативно влияющую на общественное благополучие. Термин «сексуализированное насилие» является достаточно новым и был впервые юридически закреплен российским законодателем в «Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2023-2030 годы»1. Рассматриваемая категория является более широкой, нежели «сексуальное насилие». Она включает в себя, помимо физического насилия (изнасилование, насильственные действия сексуального характера, сексуальное рабство), более «безобидные» действия: провоцирование сексуальной переписки, онлайн-груминг, сексуальные перверсии (эксгибиционизм, вуайеризм), словесные домогательства и др.

Предотвращение сексуализированного насилия в отношении несовершеннолетних требует комплексного подхода, включающего законодательные меры, правоохранительную деятельность, психосоциальную поддержку жертв и, что особенно важно, профилактические меры, направленные на изменение социальных норм и установок, способствующих совершению такого насилия. Согласно статистическим данным, чаще всего жертвами сексуализированного насилия становятся несовершеннолетние. По официальным данным ГИАЦ МВД России и Следственного комитета, процентное соотношение жертв сексуализированного насилия распределилось таким образом, что от 75 до 90% жертв – несовершеннолетние девушки2.

Насильственные посягательства на половую свободу и половую неприкосновенность несовершеннолетних оказывают деструктивное воздействие на нормальное физическое, психическое и духовно-нравственное развитие детей и подростков, что может привести к формированию у жертв насилия комплекса проблем, негативно влияющих на их дальнейшую жизнь [1, с. 46].

Обзор литературы

Проблематику полового воспитания несовершеннолетних в своих трудах рассматривали многие ученые: Я.И. Гилинский [2, с. 38], Н.М. Паршин [3, с. 126], А.В. Польшиков [4, с. 154], А.М. Смирнов [5, с. 64], И.Л. Третьяков [6, с. 92] и другие. Однако данная тема, несмотря на свою разработанность, до сих пор является предметом оживленной полемики.

Материалы и методы

В процессе исследования автор применял общенаучные и частнонаучные методы: системно-структурный анализ, контент-анализ, обобщение, сравнение, дедукции, индукции, аналитический метод и иные методы исследования.

Результаты исследования

На наш взгляд, одним из факторов, который способствует сохранению или увеличению уровня преступности в области сексуализированного насилия над несовершеннолетними, является отсутствие нравственно-полового воспитания среди несовершеннолетних, что подтверждается данными исследования «Сексуализированное насилие над детьми и подростками», участие в котором приняло более 17 000 респондентов3. Согласно результатам исследования, люди, у которых в детстве присутствовало половое воспитание, реже сталкивались с угрозой или фактом сексуализированного насилия.

Нравственно-половое воспитание играет ключевую роль в профилактической работе рассматриваемых преступлений, формируя у детей и подростков знания, навыки и ценности, необходимые для защиты себя и других от сексуализированного насилия. Обсуждение данного вопроса всегда вызывает полемику среди общественных деятелей. В начале февраля 2025 года депутатом Госдумы Ж.А. Рябцевой было высказано предложение о необходимости введения уроков полового просвещения в школах4. Однако оно сразу же было раскритиковано многими общественными представителями.

Как правило, противники рассматриваемой инициативы аргументируют свою позицию тем, что данные знания ребенок должен получать от родителей или после совершеннолетия. Вместе с тем 13 февраля 2025 года И.Ю. Коган, российский ученый-гинеколог, член-корреспондент РАН, на общероссийском конференц-марафоне «Перинатальная медицина» озвучил, что средний возраст начала половой жизни для россиян на данный момент составляет 16 лет5, следовательно, предположение о том, что знания о половой жизни и ее отдельных аспектах человеку должны быть доступны после 18 лет, являются необоснованными. Возраст сексуального согласия также составляет 16 лет.

В ходе исследования мы опросили 264 родителя несовершеннолетних. На вопрос о том, считают ли респонденты необходимым проведение в школах уроков нравственно-полового воспитания, положительный ответ дали лишь 24,2%. Остальные сослались на то, что такая интимная и сокровенная тема должна освещаться только родителями – 70,6%; отсутствие доверия к учителям высказали 53% и возникновение необходимости разговора на такие темы только после достижения ребенком 18 лет поддерживают 46,2% (респонденты могли давать несколько ответов на вопрос). Кроме того, из всех опрошенных только 23,5% когда-либо разговаривали со своим ребенком на темы, связанные с половым воспитанием и репродуктивным здоровьем.

Родители несовершеннолетних против уроков на темы нравственно-полового просвещения, которые могли бы проводиться в школах, также они бойкотируют самостоятельное воспитание детей в рассматриваемой сфере. Возникает вопрос: «Где или от кого подросткам узнать достоверную информацию по поводу своего репродуктивного здоровья, полового созревания, защиты своих личных границ?»

Гормональная перестройка организма и половое созревание приходятся на возраст 12 – 17 лет [7, с. 45]. Свой интерес к сексуальной жизни подростки утоляют через Интернет (просмотр порно, сексуальные игры симуляторы и т.д.), фильмы и сериалы, а также через друзей, что приводит к сексуальной неграмотности и потокам дезинформации в такой важной области жизнедеятельности для каждого человека. Отсутствие нравственно-полового воспитания несовершеннолетних может привести к следующим рискам:

– незнание своих прав и границ (несовершеннолетние, не получившие необходимой информации, могут не осознавать, что имеют право на отказ от сексуальных контактов, прикосновений или других действий, которые им неприятны);

– неспособность распознавать опасные ситуации (дети и подростки, не знающие о различных формах насилия и способах его распознавания, могут не замечать признаков надвигающейся угрозы и не предпринимать необходимых мер предосторожности);

– сложности в общении и установлении границ (недостаток знаний и навыков в области межличностных отношений может затруднять установление здоровых границ и выражение своих потребностей и желаний);

– боязнь обратиться за помощью (несовершеннолетние, подвергшиеся сексуализированному насилию, могут бояться рассказать об этом взрослым из-за стыда, страха или незнания, к кому обратиться за помощью).

– повышенная восприимчивость к манипуляциям (преступники часто используют манипуляции, чтобы подчинить жертву своей воле. Отсутствие критического мышления и способности распознавать манипулятивные тактики делают несовершеннолетних более уязвимыми).

Представляется, что нравственно-половое воспитание является неотъемлемой частью общего воспитательного процесса. Цель такого воспитания – способствовать гармоничному развитию подрастающего поколения, повышению сексологических знаний, полноценному формированию детородной функции, чувства ответственности за здоровье и благополучие будущей жены (мужа), детей, т.е. укреплению брака и семьи [8, с. 25];

Полагаем, необходимо ввести на государственном уровне программу единого всероссийского урока для школьников старше 14 лет о нравственно-половом воспитании (выбран средний возраст полового созревания у современных подростков). Введение таких уроков в школах на постоянной основе невозможно в силу многих обстоятельств: консервативности родителей и опекунов несовершеннолетних, отсутствия в школе компетентных работников, которые бы могли проводить подобные занятия на постоянной основе, загруженности учебной программы и др.

Вместе с тем игнорировать сформировавшийся запрос на необходимость просвещения подростков в области репродуктивного здоровья и обеспечения безопасности половой свободы и неприкосновенности безответственно. Нравственно-половое воспитание несовершеннолетних – это полезная инициатива и благо, которое позволит школьникам получить знания о работе репродуктивной системы, навыки поведения в экстренных ситуациях, избежать опасных ошибок (вовлечение в проституцию и незаконный оборот порнографии, онлайн-груминг, нежелательная беременность, ЗППП и т.д.).

Обсуждение и заключение

Представляется необходимым разработать и ввести государственную программу всероссийского урока для школьников старше 14 лет о нравственно-половом воспитании. Данное занятие должно быть комплексным, его следует проводить совместными усилиями следующих специалистов: гинекологов, психологов, сексологов, представителей кризисных центров. Этот урок должен содержать в себе компоненты лекции и практического занятия. Специалисты должны будут рассказывать аудитории об устройстве мужского и женского тела, об их различиях; о признаках полового созревания и его влиянии на человека; о действиях в случаях экстренной ситуации: при угрозе сексуального насилия или непосредственно о действиях жертвы после такого факта; о личных границах каждого и недопустимости их нарушения.

Кроме того, необходимо рассказывать о сервисах и центрах, которые оказывают помощь жертвам сексуализированного насилия. К примеру, для минимизации последствий и защиты от сексуального насилия несовершеннолетних создан кризисный центр, который оказывает психологическую помощь несовершеннолетним, пережившим сексуальное насилие, – «Тебе поверят»6. Данный сервис психологической поддержки создан независимыми психологами и функционирует с 2019 года. На сайте центра можно оставить заявку на бесплатные сеансы с психологом, ознакомиться с информационной подборкой, освещающей темы сексуального насилия над детьми. Центр «Сестры» оказывает помощь как жертвам сексуализированного насилия, так и их родственникам вне зависимости от давности случившегося инцидента и других обстоятельств7.

На наш взгляд, уроки о нравственно-половом воспитании являются важными и призваны способствовать профилактике сексуализированного насилия над несовершеннолетними. Так, они будут выполнять следующие функции:

– формирование знаний о теле и сексуальности (уроки должны включать информацию о физическом и эмоциональном развитии, репродуктивной системе и сексуальности в целом. Это позволит подросткам понимать свое тело, распознавать признаки сексуального злоупотребления со стороны окружающих и сообщать о них);

– обучение установлению и соблюдению личных границ (важно научить несовершеннолетних определять свои личные границы, понимать, когда кто-то их нарушает, и уверенно говорить «нет». Уроки должны включать практические упражнения и ролевые игры, в которых школьники могут практиковать установление границ в различных ситуациях);

– определение и понимание согласия (уроки должны четко объяснять, что такое согласие, и что любое сексуальное взаимодействие без явного и добровольного согласия является насилием. Важно подчеркнуть, что дети имеют право говорить «нет» в любое время, даже если они ранее согласились);

– развитие навыков распознавания небезопасных ситуаций (уроки должны учить детей распознавать потенциально опасные ситуации и принимать меры предосторожности. Это может включать обсуждение правил безопасности в интернете, знакомства с незнакомцами и понимание манипулятивного поведения);

– обучение обращению за помощью (уроки должны предоставлять информацию о доступных ресурсах и способах обращения за помощью в случае сексуального насилия. Важно рассказать детям о доверенных взрослых, которым они могут рассказать о случившемся, а также о телефонах горячих линий и других организациях, оказывающих поддержку пострадавшим от насилия).

Помимо этого, полагаем, что затронутая нами тема должна найти более частое освещение в СМИ и получать регулярную государственную поддержку. Нами были выбраны некоторые векторы развития нравственно-полового воспитания, которые бы помогли минимизировать сексуализированное насилие над несовершеннолетними:

– повышение квалификации педагогов: необходима организация систематического обучения педагогов современным методикам нравственно-полового воспитания;

– разработка научно обоснованных программ нравственно-полового воспитания: создание программ, основанных на результатах научных исследований и учитывающих возрастные особенности и потребности современных подростков;

– усиление взаимодействия между различными заинтересованными сторонами: развитие партнерства между семьей, школой, государством и гражданским обществом для создания поддерживающей среды для детей и подростков;

– активное использование современных технологий: создание интерактивных образовательных платформ и мобильных приложений, позволяющих подросткам получать информацию о нравственно-половом воспитании в удобной и доступной форме;

– проведение регулярной оценки эффективности программ: разработка и внедрение методов оценки эффективности программ нравственно-полового воспитания для определения наиболее эффективных подходов и их масштабирования.

Резюмируя, отметим, что нравственно-половое воспитание является неотъемлемой частью профилактики преступлений в сфере сексуализированного насилия. Формируя навыки уважения к личным границам и предоставление знаний о сексуализированном насилии, репродуктивном здоровье, нравственно-половое воспитание будет способствовать созданию безопасной и поддерживающей среды для детей и подростков. Для достижения максимальной эффективности необходимо преодолеть существующие проблемы (враждебность со стороны родителей подростков, государственных деятелей, нехватки компетентных лиц) и развивать сотрудничество между различными заинтересованными сторонами для создания комплексной системы нравственно-полового воспитания, отвечающей современным вызовам. Только таким образом можно добиться снижения уровня сексуализированного насилия и создания более безопасного общества для подрастающего поколения.

References

1. Kolbasin V.V. Ocenka latentnosti i fakticheskogo sostoyaniya nasil'stvennoj seksual'noj prestupnosti v otnoshenii nesovershennoletnih // Vestnik Krasnodarskogo universiteta MVD Rossii. 2024. № 1 (63). S. 46 – 50. EDN: https://elibrary.ru/ACRGBV

2. Gilinskij Ya.I. Zapret kak kriminogennyj faktor // Problemy ugolovnoj politiki, ekologii i prava: sbornik materialov mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Sankt-Peterburg, 24 – 25 maya 2010 goda. Sankt-Peterburg: OAO IPP «Iskusstvo Rossii», 2010. S. 36 – 44. EDN: https://elibrary.ru/CWWCKL

3. Parshin N.M. Polovoe i seksual'noe obrazovanie kak mera individual'noj profilaktiki seksual'nyh prestuplenij sredi nesovershennoletnih // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. 2022. № 1 (93). S. 121-127. DOIhttps://doi.org/10.35750/2071-8284-2022-1-121-127. EDN PXZUPX

4. Pol'shikov A.V. Ugolovno-pravovye i kriminologicheskie mery bor'by s izgotovleniem i oborotom materialov s pornograficheskimi izobrazheniyami nesovershennoletnih v seti «Internet»: dis. ... kand. yurid. nauk: 12.00.08. Voronezh, 2009. 232 s. EDN: https://elibrary.ru/QEIZLF

5. Smirnov A.M. K voprosu o vvedenii polovogo (seksual'nogo) obrazovaniya i vospitaniya sredi nesovershennoletnih kak sposoba profilaktiki soversheniya imi posyagatel'stv na polovuyu neprikosnovennost' i polovuyu svobodu lichnosti // Pravo i obrazovanie. 2015. № 10. S. 62 – 70. EDN: https://elibrary.ru/UIXUOJ

6. Tret'yakov I.L. Kriminal'naya pedofiliya v kiberprostranstve: voprosy protivodejstviya // Yuridicheskaya nauka: istoriya i sovremennost'. 2021. № 4. S. 87 – 94. EDN: https://elibrary.ru/FHOIXP

7. Osobennosti polovogo sozrevaniya sovremennyh moskovskih shkol'nikov / V.R. Kuchma, N.A. Skoblina, N.A. Bokareva, O.Yu. Milushkina // Rossijskij pediatricheskij zhurnal. 2012. № 6. S. 44 – 47.

8. Romanovskij G.B. O prave na polovoe vospitanie // Grazhdanin i pravo. 2016. № 2. S. 25 – 39. EDN: https://elibrary.ru/VVBZXD

9. Shumilova E.A. Duhovno-nravstvennoe i nravstvenno-polovoe vospitanie podrostka: teoreticheskie aspekty // Kant. 2023. № 3 (48). S. 282 – 285. DOIhttps://doi.org/10.24923/2222-243X.2023-48.49. EDN: https://elibrary.ru/ZTXWRV

10. Uteuliev E.S. Polovoe vospitanie, ego vliyanie na seksual'noe zdorov'e // Vestnik Kazahskogo nacional'nogo medicinskogo universiteta. 2017. № 4. S. 235 – 237. EDN: https://elibrary.ru/YOSNAO


Login or Create
* Forgot password?