UDK 34.07 Внешняя организация права. Административные органы. Внешние формы. Компетенция. Правовые действия
Introduction: the author considers certain organisational aspects of public security management by law enforcement bodies of Russia, geopolitical influence and other factors on the activities of law enforcement bodies in the field of public security. The author also analyses challenging problems of the work of internal affairs bodies and suggests measures to solve them. Materials and Methods: system approach and dialectical methods of cognition, which allowed to reveal the substance and content of the management of the activity of internal affairs bodies and to suggest ways of its improvement. Results: the command post exercise plays a significant role in improving the efficiency of the management by force and means of internal affairs bodies in extraordinary circumstances and feeds the formulation of results and performance indicators when assessing their activity. The author focuses on the proactive adaptation method based on the relationships between the subject and object of management, forward and backward linkages, which allow to improve the effectiveness of the management system. Discussion and Conclusions: in order to achieve the strategic goals of law enforcement, it is necessary to quickly organise the transition to a qualitatively new level of management, which responds to the contemporary challenges and requires the improvement of the process.
internal affairs bodies; public security; management organization; teaching; law enforcement
Введение
Происходящие в настоящее время события свидетельствуют о серьезных изменениях в сфере государственного управления Российской Федерации. В связи с этим вопросы государственного управления приобретают большую актуальность. На этом фоне приоритетом выступают формирование управленческого потенциала страны и методология современного управления, от которых зависит благополучие всего общества.
Также важно, чтобы сложная геополитическая ситуация не привела к глобальному системному кризису. В связи с этим мы согласны с А.М. Вороновым в том, что понимание значимости обеспечения общественной безопасности позволяет формировать новое направление правоохранительной политики и определять систему стратегических и тактических мер [1].
Как отметил Президент Российской Федерации В.В. Путин, «нельзя допустить повторения трагических событий прошлого»1. Поэтому, на наш взгляд, необходимо, чтобы реализация поставленных государственных задач не носила краткосрочный характер, а была нацелена на долгосрочную перспективу. В этом направлении, по нашему мнению, необходимо сосредоточить основные усилия деятельности органов внутренних дел.
Процессы управления взаимосвязаны и взаимообусловлены, поэтому их надо рассматривать и в историческом аспекте, и в качестве причинно-следственных связей. Общество живет определенными стереотипами, представляющими совокупность социальных взглядов, идеологических представлений и настроений, отражающих социальную реальность. В условиях информационных войн под влиянием ложных установок, в том числе в молодежной среде, на наш взгляд, сохраняется воздействие на значительную часть общества. Негативные настроения в обществе могут быть связаны с недовольством государственной политикой, коррумпированностью, социальной несправедливостью и другими обстоятельствами. Подобными настроениями могут воспользоваться деструктивные силы, в связи с этим необходима выработка новых управленческих решений, адекватных вызовам времени.
Результаты исследования
Систему обеспечения общественной безопасности следует рассматривать через призму процессного подхода в управлении, способствующего развитию системных представлений в области правоприменительной деятельности.
Остановимся более детально на некоторых вопросах организации управления органами внутренних дел. В настоящее время эффективность деятельности территориальных органов МВД России осуществляется на основе ведомственной оценки, исходя из статистических показателей и непосредственно экспертной оценки управленческой деятельности руководителей по различным направлениям оперативно-служебной деятельности. Также отметим и вневедомственную оценку деятельности на основе социологической информации, отражающей мнение населения о деятельности полиции2.
Подчеркнем, что одним из индикаторов эффективности управленческой деятельности является принятие руководителем адекватных управленческих решений и их исполнение, в том числе при осложнении оперативной обстановки. При этом отметим, что руководитель, прежде чем принять такое решение, обязан всестороннее оценить обстановку, а также принять соответствующие меры для исполнения принятого решения. Важное значение имеет и дисциплина в вверенном ему подразделении, за которую он несет персональную ответственность3. В связи с этим принятие адекватных управленческих решений и способность объективно оценить ситуацию позволяют минимизировать ошибки в организации управления силами и средствами.
Еще одним показателем оценки деятельности территориальных органов МВД России является готовность к действиям при чрезвычайных обстоятельствах (ситуациях). В связи с этим вопросы проведения командно-штабных учений (штабных тренировок) (далее – учения) занимают важнейшее место в деятельности руководителя. На базе Академии управления МВД России проводятся крупномасштабные учения, способствующие формированию таких навыков, которые используются в практической деятельности органов внутренних дел.
Задачами проведения учений являются: готовность сотрудников выполнять поставленные перед ними боевые задачи, умение взаимодействовать, координировать и правильно организовывать управление силами и средствами, необходимыми для предотвращения, пресечения или ликвидации различных негативных явлений, грамотного проведения незамедлительных мероприятий, ведения документации, организовать согласованные действия функциональных групп, ставить им задачи, принимать эффективные управленческие решения, рассчитать и обеспечить необходимыми силами и средствами.
В условиях, требующих принятия органами внутренних дел чрезвычайных мер, знание, умение, навыки руководителя имеют важное значение. Согласимся с Б.А. Тарчоковым в том, что сегодня предъявляются все возрастающие требования к служебной подготовке сотрудников силовых ведомств в особых условиях [3]. Последовательность действий проведения специальной операции (мероприятия) во многом определяет ее эффективность в аспекте предупреждения, пресечения и ликвидации негативных последствий. Большой объем мероприятий требует четкого понимания алгоритма действий, так как допускаемые ошибки и некорректная формулировка задач могут привести к различным угрозам для жизни и здоровья граждан и сотрудников полиции. Причем алгоритм действий должен быть адаптирован к конкретным условиям, реальному времени и быть гибким в случае изменения ситуации. Уяснение и понимание его реализации требует высокой квалификации руководителей территориальных органов МВД России.
Алгоритм работы руководителя территориального органа МВД России рассмотрен В.Б. Княжевым, Л.Л. Грищенко, К.А. Егоровым [4], применение которого, с нашей точки зрения, позволяет четко ориентироваться в сложной оперативной обстановке.
В управлении специальными операциями (мероприятиями) важная роль отводится приказам и распоряжениям МВД России – это официальные документы, в которых содержатся конкретные предписания необходимых действий и целей, которых требуется достичь в зависимости от обстоятельств произошедшего.
Задачи, которые необходимо выполнить в особых условиях:
– обеспечение защиты от угроз различного характера;
– планирование и координация действий;
– эвакуация людей и имущества;
– оказание необходимой помощи пострадавшим;
– проведение разведывательных мероприятий;
– ресурсное обеспечение;
– установление эффективной системы управления;
– обеспечение координации действий и связи.
И это только часть задач, которые необходимо выполнить в особых условиях деятельности органов внутренних дел.
Важно уяснить каждую отдельно стоящую задачу, понять ее суть и содержание, правовую основу ее выполнения, порядок действий, распределение сил и средств, стратегию и тактику действий. В особых условиях деятельности правоохранительных органов осуществляется также развертывание дополнительных сил и средств, специального снаряжения, техники, ограничивается свобода передвижения граждан. Проводится мониторинг социальных сетей для пресечения распространения ложной информации.
Необходимым элементом является оценка оперативной обстановки, которая включает сбор и анализ данных о текущей ситуации; определение угроз и рисков общественной безопасности; вероятное развитие обстановки; имеющиеся ресурсы и возможности; готовность сотрудников полиции и других сил к пресечению незаконных действий правонарушителей; разработка тактики действий.
В ходе проведения специальной операции (мероприятия) осуществляются постоянный мониторинг и анализ результатов, оцениваются эффективность принятых мер, а также корректировка действий. Члены созданного оперативного штаба постоянно осуществляют и представляют информацию о масштабе, характере и динамике произошедшего события; оценивают предполагаемые последствия и готовность к выполнению задач, в том числе взаимодействующих сил; разрабатывают план действий, механизм координации совместной работы, при необходимости вносят корректировку тактики действий.
По единому замыслу, разработанному членами оперативного штаба, реализуются основные приоритетные направления и методы действий, устанавливается последовательность выполнения задач. В стратегии и плане действий на основе текущей ситуации определяются цели, проблемные вопросы и факторы, влияющие на эффективное решение задач, ресурсное обеспечение, ответственные лица и сроки выполнения. Ожидаемые результаты должны соответствовать поставленной цели. Важно учесть, что замысел действий должен быть четким, логичным, содержать достаточно информации для понимания плана действий по проведению операции (мероприятия).
По словам Президента Российской Федерации В.В. Путина, «мы находимся на сложном этапе истории, когда геополитические противники делают все, чтобы развалить Россию»4. Фактически и перед органами внутренних дел поставлена задача укрепления тесной координации правоохранительных служб во взаимодействии с органами исполнительной власти на региональном и местном уровнях.
Сегодня перед лидерами страны стоит цель, заключающаяся в решении глобальных задач управления всеми общественными процессами. Концептуальные задачи по стратегическому развитию Российской Федерации заложены в стратегиях национальной безопасности, безопасности дорожного движения, антинаркотической политики, противодействия экстремизму, экономической безопасности, транспортной стратегии, пространственного развития, комплексной безопасности детей, концепции миграционной политики. При этом органы внутренних дел являются одним из значимых элементов в общей структуре управления государственными делами в сфере правоохранительной деятельности. Министерство внутренних дел Российской Федерации и другие министерства поэтапно реализуют государственную программу «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности»5.
Спрогнозировать уровень преступности в России сложно, так как она зависит от множества различных причин, но очевидно, что динамика и виды совершенных правонарушений за последние годы изменились. Так, например, сокращается количество дорожно-транспортных происшествий, преступлений, совершенных несовершеннолетними, против собственности. Вместе с тем увеличивается число преступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, возрастает количество зарегистрированных киберпреступлений6.
Важно, чтобы структура управления органами внутренних дел выполняла те поставленные задачи, которые стоят перед государством и обществом. В современную единую централизованную систему МВД России входят центральный аппарат, территориальные органы МВД России на окружном, региональном, межрегиональном и районном уровнях, размещенные в соответствии с утвержденной схемой, а также организации и подразделения, созданные для выполнения задач, возложенных на органы внутренних дел. Необходимо понимать, что эффективность системы управления МВД России состоит в едином векторе развития и взаимосвязанных глобальных перспективных задачах, решаемых на стратегическом, оперативном и тактическом уровнях.
Что необходимо сделать, чтобы перейти на новый, качественно иной уровень эффективности управления? По нашему мнению, важно не только понимание происходящих процессов в обществе и соответственное отношение ко всем этим вопросам, но и способность руководителей взять на себя ответственность за реализацию государственных задач в сфере обеспечения общественной безопасности. Как подчеркивает Э.А. Дадашева, оценка по результатам является признанным способом определения эффективности управления организацией руководителем [5].
При этом, с нашей точки зрения, эффективность управления повышается, если имеется четкая концептуальная программа и понимание ее реализации ответственными лицами и обществом в целом. Мы согласны с А.А. Лапиным, который отмечает, что целью стратегии правоохранительной деятельности является обеспечение уровня защищенности жизненно важных интересов на протяжении довольно продолжительного времени [6].
В связи с этим представляется интересным применение метода «упреждающего вписывания», основанного на общей теории управления, включающего в себя субъект, объект управления, каналы прямой и обратной связи, информацию. Иными словами, субъект, воздействуя на объект управления, при помощи информации получает обратную связь в виде определенной реакции; оценив это состояние, субъект выстраивает и корректирует вектор дальнейшего развития объекта. Чем лучше объект понимает и осознает происходящие процессы, тем эффективнее управление. Для реализации данного метода необходимы не только эффективные управленческие кадры, но и постоянное информационное воздействие на граждан с целью усиления патриотических настроений, освобождения от искаженного восприятия объективной реальности, навязанной западными странами и иными деструктивными силами. При этом, по мнению Г.И. Ковальцева, следует более активно привлекать объекты управления к совместной работе в рамках управленческой деятельности, проводимой субъектом для выработки эффективных решений [7].
Обсуждение и заключение
В заключение отметим, что информационное обеспечение в современном мире имеет важное значение и в деятельности органов внутренних дел. Но при этом, как справедливо отмечает В.И. Орлянский, информация не заменит оружия при ведении борьбы с противником на поражение, однако достоверная и полная информация открывает возможности осуществить определенные маневры и действия [8]. Современные реалии требуют иной подготовки сотрудников органов внутренних дел, действующих в особых условиях, что детерминирует и направленность образовательного процесса.
Как подчеркивают С.А. Буткевич и А.А. Коноплева, проведение специальных операций (мероприятий) всегда сопряжено с эмоционально-психологической нагрузкой, переутомлением, повышенным риском, влиянием стресс-факторов [9]. В связи с этим остается необходимым решение немаловажных вопросов морально-психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел в особых условиях, в том числе связанной с формированием их готовности к нейтрализации противодействия информационно-психологического воздействия деструктивных сил.
Одновременно значимыми остаются вопросы комплектования органов внутренних дел, формирования кадрового ядра, нивелирования факторов, способствующих текучести кадров и влияющих на престиж профессии. И в этом аспекте мы согласны с Е.В. Костиной, которая утверждает, что применение PR-технологий, внедрение инноваций, повышение уровня правовой защищенности и психологической компетентности руководителей будут способствовать решению обозначенных проблем [10].
Сегодня нельзя допустить использование экстремистских форм и методов вмешательств, способных дестабилизировать общественные отношения, функционирование органов государственной власти и местного самоуправления. В этом контексте органы внутренних дел в своей деятельности должны учитывать множество различных факторов, причин и условий, происходящих в общественной жизни. При этом эффективность правоохранительной деятельности зависит от качественной подготовки руководителей на всех уровнях управления, от их умения реализовывать замысел в различных режимах оперативной обстановки, в особенности при возникновении чрезвычайных обстоятельств (ситуаций). Важно учитывать и обратную связь с обществом, позволяющую оценить текущее состояние ситуации, эффективность управления и прогнозировать перспективное направление.
Кроме этого, механизмы формирования имиджа сотрудника полиции, воспитание в молодежной среде ценностных ориентаций на этапе профессионального самоопределения будут способствовать снижению текучести кадров в органах внутренних дел. На основе системного подхода и лишь объединив усилия всех субъектов государственной политики, возможно достичь качественного управления системой обеспечения общественной безопасности.
1. Voronov A.M. Sistema obespecheniya obshchestvennoj bezopasnosti: problemy optimizacii // Pravo i praktika. 2012. № 2. S. 56 – 72.
2. Kashaeva D.D., Kunizhev T.A., Pronina M.A. Aktual'nost' metodov gosudarstvennogo upravleniya i ocenka ih effektivnosti // YUrist speshit na pomoshch'.2024. № 1. S. 17 – 20.
3. Tarchokov B.A. Aktual'nye voprosy podgotovki sotrudnikov OVD k deyatel'nosti v osobyh usloviyah // Obrazovanie i pravo. 2022 № 2. S. 308 – 311.
4. Knyazhev V.B., Grishchenko L.L., Egorov K.A. Algoritm raboty rukovoditelya territorial'nogo organa MVD Rossii v osobyh usloviyah // Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii. 2023. № 3 (67). S. 118 – 127.
5. Dadasheva E.A. Konceptual'nye podhody k effektivnosti upravleniya organizaciej // Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki. 2009. № 2 (19). S. 80 – 92.
6. Lapin A.A. Ponyatie strategii obespecheniya kriminologicheskoj bezopasnosti // Gumanitarnye, social'no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki. 2016. № 10. S. 103 – 106.
7. Koval'cev G.I. Obratnye svyazi v sisteme gosudarstvennogo upravleniya // Vestnik Rossijskogo ekonomicheskogo universiteta im. G.V. Plekhanova. 2015. № 5 (83). S. 70 – 76.
8. Orlyanskij V.I. Informacionnoe oruzhie i informacionnaya bor'ba: real'nost' i domysly // Voennaya mysl'. 2008. № 1. S. 62 – 70.
9. Butkevich S.A., Konopleva A.A. Moral'no-psihologicheskoe obespechenie deyatel'nosti organov vnutrennih del v osobyh usloviyah (obshcheteoreticheskij analiz) // Vestnik Krasnodarskogo universiteta MVD Rossii. 2016. № 1 (31). S. 212 – 216.
10. Kostina E.V. Fenomen prestizha sluzhby v organah vnutrennih del kak pokazatel' ocenki tekuchesti kadrov // Psihologiya i pedagogika sluzhebnoj deyatel'nosti. 2022. № 3. S. 47 – 53.