from 01.01.2022 to 01.01.2024
Moscow, Russian Federation
UDK 34 Право. Юридические науки
Introduction: this article examines trafficking in human beings as a transnational criminal phenomenon and a global social problem, reflecting the existing demand in society for various forms of human exploitation and requiring constant review and strengthening of responses by national governments and the international community. Materials and Methods: the material for the study was the legislative and other provisions of the European Union (EU) and individual Member States in combating trafficking in human beings. The study is based on the results of a combination of general and specific methods. The method of generalisation and comparative analysis was used to generalise and analyse the provisions on the subject under study. The functional method was used to identify the fundamental values and objectives in the field of combating human trafficking, while the structural method was used to identify the relationships between different legal phenomena. Results: a review of the legal basis for anti-trafficking legislation in the EU Member States and the national anti-trafficking plans of Italy, Germany and France was carried out. In recent years, the EU has actively strengthened anti-trafficking legislation in response to increasing statistics on human trafficking, changes in the way victims are recruited for criminal exploitation and the emergence of new forms of human exploitation. Discussion and Conclusions: a special category of victims of human trafficking worldwide are children, whose vulnerability is particularly increased during legal and illegal migration. Against the backdrop of a deteriorating geopolitical situation, increasing and widening migration flows, growing digital methods of recruiting people for the purpose of exploitation, and taking into account the global nature of the criminal phenomenon of trafficking in human beings, the analysis of foreign experiences of legal regulation can make a significant contribution to the development of international, uniform and effective strategies to combat trafficking in human beings, especially minors.
human trafficking; child victims; exploitation; directive; national plan; right
Введение
Торговля людьми обусловлена множеством причинных факторов. Законы, устанавливающие суровое наказание за торговлю несовершеннолетними и высокий уровень привлечения к ответственности лиц, причастных к этому преступному явлению на всех этапах, являются основными сдерживающими факторами для обеспечения защиты интересов личности, общества и государства [1, с. 298].
Ежегодно в Европейском союзе (далее – ЕС) регистрируется более 7 000 жертв торговли людьми. Только в 2022 году число зарегистрированных жертв достигло 10 093 человек. Большинство жертв составляют женщины и девочки. К основным целям торговли людьми относят сексуальную эксплуатацию (жертвами являются преимущественно женщины и дети), принудительный труд (жертвы, в основном из развивающихся стран, которых заставляют выполнять тяжелый труд или содержат в качестве домашней прислуги), донорство органов (жертвы часто практически не получают компенсации и сталкиваются с рисками для здоровья)1. Торговля людьми осуществляется практически в каждой стране, но, как правило, более распространена в развивающихся странах, где у правоохранительных органов меньше ресурсов, а низкий уровень социально-экономического развития повышает вероятность обращения людей к незаконным профессиям2. Особо уязвимы в таких ситуациях женщины и дети, чьи права на свободу, жизнь и охрану здоровья грубо нарушаются [2, с. 73]. Торговцы людьми пользуются уязвимостью человека, которая может быть физической, психологической, эмоциональной, семейной, социальной или экономической, чтобы привлечь потенциальных жертв и завербовать для последующей коммерческой эксплуатации.
С распространением новых практик вербовки граждан, особенно несовершеннолетних, с целью последующей продажи международное сообщество должно ускорить принятие более решительных и скоординированных мер реагирования на торговлю людьми в результате внедрения передовых инструментов3.
Обзор литературы
Изучение проблем противодействия торговле людьми имеет междисциплинарный характер, который отражен в работах российских ученых: З.В. Васильевой, А.В. Зуева, И.В. Ковылова, О.В. Костылевой, И.В. Крылатых, А.В. Саранова, С.А. Силаева и др. Как явление транснациональной преступности, торговля людьми изучается в трудах зарубежных авторов. Так, проблемам насилия, связанного с торговлей людьми, посвящено крупнейшее исследование «Торговля людьми и насилие: крупнейшая глобальная база данных жертв торговли людьми» (Хайди Штёкль, Камилла Фаббри, Гарри Кук, Клэр Галез-Дэвис, Наоми Грант, Юки Ло, Лигия Кисс и Кэти Циммерман), содержащее результаты анализа базы данных жертв торговли людьми Международной организации по миграции.
Материалы и методы
Методологическую основу научного исследования составили методы сравнительно-правового исследования, позволяющие проводить функциональный и структурный анализ современных международных практик, направленных на противодействие торговле людьми. В качестве эмпирической основы исследования выступили правовые положения ЕС и отдельных государств – участников в сфере противодействия торговле людьми.
Результаты исследования
Для государств – членов ЕС общие правила по предотвращению торговли людьми изложены в Директиве 2011/36 / ЕС о предупреждении торговли людьми и борьбе с ней и защите ее жертв (далее – Директива 2011/36 / ЕС). Директива – это законодательный акт, устанавливающий цель, которой должны достичь страны ЕС. Однако отдельные страны сами должны разработать свои законы о достижении этих целей4.
Директива 2011/36 / ЕС содержит 25 статьей и имеет определяющее значение для формирования национального законодательства в государствах – членах ЕС. В Директиве 2011/36 / ЕС закреплен перечень нормативных положений, раскрывающих основные понятия в сфере торговли людьми и предлагающих меры по противодействию этому явлению и защите пострадавших. Особо следует отметить положения директивы, касающиеся защиты и обеспечения прав жертв торговли людьми. Констатируя уязвимость детей-жертв торговли людьми, документ обязывает предусмотреть дополнительные меры их защиты во время собеседований, являющихся частью уголовных расследований и разбирательств. Все интервью с ребенком-жертвой или при необходимости с ребенком-свидетелем могут записываться на видео для использования в качестве доказательств в уголовном судебном разбирательстве. Таким образом, ребенок-жертва может быть заслушан в зале суда без его присутствия. В целях защиты и обеспечения прав жертв торговли людьми национальные компетентные органы должны гарантировать, что жертвы не будут подлежать преследованию в судебном порядке и наказанию за участие в преступной деятельности, к совершению которой они были принуждены вследствие эксплуатации при торговле людьми, а уголовное преследование будет продолжаться, даже если жертва отозвала свои показания. Жертвам торговли людьми также гарантирована юридическая, медицинская, психологическая и иная помощь до, во время и после уголовного разбирательства. В соответствии с рассматриваемой директивой детям и подросткам (младше 18 лет) оказывается физическая и психосоциальная поддержка, обеспечивается доступ к образованию и возможность назначения опекуна или представителя. Кроме того, жертвы торговли имеют право на защиту со стороны полиции и юридическую помощь, позволяющую им требовать компенсацию. Профилактические мероприятия стран ЕС должны включать в себя меры по противодействию спросу, который поощряет торговлю людьми; информационные кампании и тренинги для должностных лиц, позволяющие им выявлять жертв и потенциальных жертв торговли людьми5.
В целях исполнения Директивы 2011/36 / ЕС во многих государствах – членах ЕС были разработаны и утверждены национальные планы. Так, в Итальянской Республике введен в действие Национальный план по борьбе с торговлей людьми на 2022 – 2025 гг., сформированный в соответствии с четырьмя руководящими принципами, на которых основывается стратегия борьбы с торговлей людьми: предотвращение, уголовное преследование, социальная защита и интеграция, сотрудничество. План содержит 10 содержательных разделов. Во введении подробно приведены сведения о принципах, целях и структуре плана. Отдельный раздел посвящен анализу результатов действия плана в 2016 – 2018 гг.6 В данном контексте представляет особое значение отчет о деятельности функционирования круглосуточного номера 1522 для жертв торговли людьми, который бесплатно 24 часа в сутки принимает информацию от жертв насилия и преследования. Изначально номер 1522 был активирован в 2006 году Департаментом равных возможностей с «целью разработки широких системных действий по возникновению и противодействию феномену внутрисемейного и внебрачного насилия в ущерб женщинам». В 2009 году номер стал использоваться для поддержки жертв преследования. Прием звонков ведется на итальянском, английском, французском, испанском, арабском, фарси, албанском, украинском, русском, португальском, польском языках7. Также заслуживают внимания приложения национального плана, касающиеся определения стандартных операционных процедур по выявлению несовершеннолетних жертв торговли людьм, и руководящие принципы определения быстрого механизма выявления жертв торговли людьми и их эксплуатации, а также по выявлению, защите и помощи жертвам трудовой эксплуатации в сельском хозяйстве8.
В Германии борьба с торговлей людьми является общей задачей, реализующейся в тесном сотрудничестве с гражданским обществом9. Имеющийся Национальный план действий на 2024 – 2027 годы предусматривает четырехлетний срок и содержит 5 разделов. В первом разделе «Национальная и международная координация и сотрудничество» определены график действий, ответственный исполнитель и показатели реализации мероприятий, направленных на укрепление национальной координации и сотрудничества, усиление сотрудничества и координации в ЕС и укрепление международного сотрудничества. Во втором разделе «Профилактика» перечислены меры, направленные на повышение осведомленности общественности о проблеме торговли людьми, повышение осведомленности и обучение по всем направлениям торговля людьми среди отдельных профессиональных групп, усиление мер по борьбе с торговлей людьми в целях трудовой эксплуатации, укрепление правовой базы. Положения третьего раздела «Защита пострадавших» направлены на улучшение алгоритма раннего обнаружения и идентификации жертв торговли людьми, их социальной интеграции и меры по защите пострадавших детей, улучшения компенсации для пострадавших от торговли людьми. Четвертый раздел посвящен совершенствованию правоохранительных мер, пятый – мониторингу и дальнейшему развитию комплексной статистической отчетности, обзору и оценке мер противодействия торговле людьми10.
Во Франции Национальный план по борьбе с эксплуатацией и торговлей людьми на 2024 – 2027 годы был разработан в результате консультаций с участием более 30 ассоциаций и фондов гражданского общества, около 10 министерств, международных институциональных партнеров11 и содержит перечень мер, направленных на повышение информированности общества и улучшение профессиональной подготовки лиц, задействованных в противодействии торговли людьми, а также на усиление защиты и поддержки жертв торговли, противодействие торговле людьми в целях сексуальной эксплуатации и экономической эксплуатации, включая действия, принимаемые Францией на международном уровне по совместной работе, направленной на противодействие торговле людьми. Документ состоит из семи разделов, раскрывающих понимание преступного явления торговли людьми и необходимости противодействия принудительному труду и защиты детей. В документе подробно изложены цели создания национального плана по противодействию эксплуатации и торговле людьми на 2024 – 2027 годы и обоснована необходимость создания национального механизма отслеживания и идентификации жертв и др. В одном из разделов особое внимание уделено рискам торговли людьми и преступной эксплуатации во время крупных культурных и спортивных мероприятий, таких как Летние Олимпийские и Летние Паралимпийские игры 2024 года. План предусматривает широкую информационную кампанию для граждан страны и гостей, привлечение к совместной работе с полицией специалистов Центрального управления по борьбе с нелегальной работой и Центрального управления по борьбе с торговлей людьми12.
19 декабря 2022 года Европейская комиссия предложила усилить правила ЕС по противодействию торговле людьми с помощью введения уголовной ответственности за принудительные браки и незаконное усыновление. Также было предложено указать новые преступления, связанные с торговлей людьми, совершаемые с помощью информационно-коммуникационных технологий, включая Интернет и социальные сети. Кроме того, было предложено ввести обязательные санкции за преступления, связанные с торговлей людьми, включая лишение правонарушителей государственных льгот или временное или постоянное закрытие заведений, где совершались преступления, связанных с торговлей людьми; внедрения официальных национальных механизмов, направленных для улучшение раннего выявления и направления за помощью и поддержкой жертв; признания уголовным преступлением сознательного использования услуг, предоставляемых жертвами торговли людьми. В апреле 2024 года депутаты Европарламента проголосовали за предложенные изменения. Также было решено прямо указать эксплуатацию суррогатного материнства в качестве дополнительного вида эксплуатации, направленного против тех, кто принуждает или обманом заставляет женщин выступать в качестве суррогатных матерей. Это было важным для депутатов Европарламента, которые утверждали, что криминализация суррогатного материнства с помощью применения силы, угрозы или принуждения даст права женщинам как жертвам, в то время как виновные будут привлечены к ответственности13.
Обсуждение и заключение
Полагаем, меры, направленные на формирование скоординированного подхода к противодействию торговле людьми как явлению транснациональной преступности, подлежат регулярному пересмотру, основанному на анализе результативности ранее разработанных программ действий в целях содействия единообразному пониманию правовой базы, а также модернизации правовой системы для преодоления юридических трудностей и поиска лучших практик. Расширение способов преступной эксплуатации жертв торговли людьми способствует возникновению новых категорий преступлений и, как следствие, обновлению программы действий, направленной на повышение эффективности противодействия торговле людьми, борьбу со спросом на преступную эксплуатацию и защиту жертв торговли людьми.
1. Epifanov A.E., Alimova E.N. K voprosu o roli prava v epohu sovremennyh social'nyh transformacij // Problemy realizacii prav cheloveka i grazhdanina v usloviyah sovremennyh social'nyh transformacij: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyashchennoj pamyati professora F.M. Rudinskogo / pod obshch. red. D.A. Pashenceva, N.M. Ladnushkinoj. Saratov, 2022. S. 298 – 301.
2. Epifanov A.E., Alimova E.N. K voprosu ob obespechenii prav nesovershennoletnih na zhizn' i ohranu zdorov'ya // Vestnik Filiala Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta imeni M.V. Lomonosova v gorode Dushanbe. 2021. № 2 (18). S. 71 – 79.