Russian Federation
UDK 343.97 Преступление как общественное явление. Сравнительная преступность. Причины и последствия преступлений. Социальные факторы преступления. Социальное окружение
Introduction: the article will be on the analysis of the change in the level, structure, dynamics of the military crime and persons committing it during special military operation. Materials and Methods: Main Informational and Analytical Centre statistics from 2017 to 2023, the Ministry of Defense of the Russian Federation data, the Ministry of Finance of the Russian Federation, the Federal Antimonopoly Service of the Russian Federation (data valued according to statistical method) were empirical basis for the study. Results: since the inception of the special operation, a general decline in crime has been observed in Russia. However, an increase in criminal activity has been noted with regard to crimes against military service, as defined in Chapter 33 of the Russian Criminal Code, and individual criminal encroachments related to the implementation of the state defense order. Crimes committed in conditions of armed conflict or warfare are of particular concern due to their potential impact on the combat capability and combat readiness of the Armed Forces of the Russian Federation. This article presents a statistical analysis of the dynamics of military crime, including abuses in the field of state defense orders, for the period 2022-2023. The authors examine the organisational and legal measures implemented by the state with the objective of reducing the number of crimes committed in the context of a special military operation. Discussion and Conclusions: the author's findings led to the following conclusions: 1. The quantitative characteristics of the crimes outlined in Chapter 33 of the Russian Federation's Criminal Code demonstrate a discernible increase since the commencement of the special military operation. 2. A distinct category of criminal acts pertains to the perpetration of illicit activities in accordance with the directives of the state defense order, which collectively constitute a novel phenomenon in the context of criminality. During the period spanning 2022 to 2023, there has been a notable rise in the number of criminal acts pertaining to the misappropriation or embezzlement of budgetary resources within the context of the state defense order and the military-industrial complex.
special military operation; military crime; crimes against military service; military personnel; state defense order; armed forces; statistical data
Введение
Третий год продолжается специальная военная операция [1, с. 14]1 (СВО), объявленная Президентом России в феврале 2022 г. По данным Минобороны России, в зоне операции в совокупности находятся 617 тыс. военнослужащих, в том числе 244 тыс. мобилизованных. Протяженность линии боестолкновения в зоне военных действий составляет 2 тыс. км2.
Своим указом от 1 декабря 2023 г. Президент России установил новую штатную численность Вооруженных сил – «2,2 млн единиц, в том числе 1,3 млн военнослужащих». По сравнению с аналогичным документом, подписанным Главой государства в августе 2022 г., количество солдат, сержантов, прапорщиков и офицеров в армии увеличилось почти на 170 тыс. человек. Данное решение обусловлено «ростом внешних угроз, связанных с проведением специальной военной операции и продолжающимся расширением НАТО». Эти же факторы также стали причиной того, что в 2023 г. было принято решение о новом военно-административном делении страны. В частности, с 1 марта 2024 г. «Донецкая и Луганская народные республики, Запорожская и Херсонская области вошли в границы Южного военного округа». Помимо военно-административных изменений, осуществлено формирование новых объединений и соединений. По данным Минобороны России, в 2023 г. в Вооруженных силах сформированы полностью укомплектованные и оснащенные две общевойсковые армии, смешанный авиационный корпус, 50 соединений и воинских частей, в том числе четыре дивизии, 18 бригад, 28 полков, а также Азовский военно-морской район3.
Несмотря на общее снижение количества регистрируемых преступлений в России (-1% к 2022 г., а за последние 10 лет на -11,12%), произошел заметный прирост числа деяний, предусмотренных главой 33 УК РФ4. Общественная опасность таких преступлений состоит, прежде всего, в нарушении порядка прохождения военной службы и причинении вреда военной безопасности России или создании угрозы его причинения, выражающихся в снижении боеготовности и боеспособности Вооруженных Сил Российской Федерации, других воинских (специальных) формирований и органов, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства, в которых предусмотрена военная служба. Преступления, совершенные в период мобилизации либо в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий, характеризуются повышенной общественной опасностью. Эти периоды устанавливаются соответствующим указом Президента Российской Федерации и заканчиваются датой и временем их отмены5.
Материалы и методы
В исследовании в качестве эмпирической основы использованы данные из отчетов ГИАЦ МВД России за период с 2018 по 2023 год. Для анализа этих данных применен статистический метод, позволяющий систематически оценивать и интерпретировать количественные характеристики преступности в указанный период.
Обзор литературы
В статье использованы различные нормативные правовые акты, в частности регламентирующие вопросы освобождения от уголовной ответственности участников СВО, а также особенности прохождения военной службы и выполнения государственного оборонного заказа.
Отдельные статистические выводы, сделанные в ходе исследования, подтверждаются сообщениями из средств массовой информации и вынесены в сноски. Рассмотрены научные исследования, касающиеся преступности в условиях СВО, в частности преступности против военной службы, преступности, связанной с выполнением государственного оборонного заказа, а также характеристики осужденных за участие в военных действиях.
Результаты исследования
Проведенный нами статический анализ показал, что за период с 2021 по 2023 год количество преступлений против военной службы выросло в 7,6 раз (с 1,5 тыс. по 11,5 тыс.) (рис.). Таким образом, наиболее существенный прирост их числа произошел за последние два года. Указанный временной интервал связан с началом проведения СВО.
В первый год проведения СВО (2022 г.) «в структуре военной преступности наибольший прирост имели деяния, предусмотренные ст. 332 («Неисполнение приказа») – 26 и 334 («Насильственные действия в отношении начальника») УК РФ – 78 (Таблица 1)» [2, с. 143]. Эти преступные деяния всегда формировали структуру преступности военнослужащих. «Внутри системы имеют место повышенная внимательность и требовательность за неисполнение приказов. Увеличение межличностных конфликтов при определенных условиях может породить преступления» [3, с. 113].
В 2023 году рост числа военных преступлений продолжился, в том числе, по таким статьям, как «Неисполнение приказа» (ст. 332 УК РФ) (529, +1934,61%), «Самовольное оставление части или места службы» (ст. 337 УК РФ) (9820, +350,67%) и «Дезертирство» (ст. 338 УК РФ) (603, +1575%).
Причем если в 2019 г. по ст. 332 УК РФ не было выявлено ни одного лица, то в 2022 г. – уже 13, а в 2023 г. – 387 лиц (+2876,92%)6. Рассматривая диспозицию ст. 332 УК РФ, отметим, что после начала СВО она была дополнена частями 2.1-2.2, предусматривающими ответственность за неисполнение приказа начальника в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий, а также в случаях отказа от участия в боевых действиях7. Полагаем, указанные обстоятельства, а также действие иных внешних факторов увеличили регистрацию числа таких преступлений.
Несмотря на снижение в 2023 г. показателей регистрации преступлений, связанных с насильственными действиями в отношении начальника (ст. 334 УК РФ), наблюдается положительная динамика выявления лиц, их совершивших (с 50 до 62, +24%)8.
Важной тенденцией, наметившейся в 2022 г. и сохранившейся в 2023 г., является увеличение количества лиц, совершивших преступления, предусмотренные ст. 337 («Самовольное оставление части или места службы») и ст. 338 УК РФ («Дезертирство») УК РФ (Таблица 1). Анализ приведенных данных свидетельствует о значительном приросте по ст. 337 («Самовольное оставление части или места службы») (+338,42% к 2023 г.) и 338 («Дезертирство») УК РФ (+197,87% к 2023 г.).
Говоря о возрастных характеристиках лиц, совершивших преступления, предусмотренных ст. 337-338 УК РФ, отметим, что наибольшая криминальная активность наблюдается у лиц возрастной категории 18-24 года (Таблица 2). С увеличением возраста военнослужащего наблюдается снижение количества лиц, совершающих преступления, среди иных возрастных групп (25-29 лет, 30-49 лет, 50 лет и старше). Полагаем, это обстоятельство связано с тем, что в более зрелом возрасте человек характеризуется большей ответственностью и способностью к самоконтролю, в том числе в ситуациях, требующих быстрого принятия решений (например, в условиях боевых действий).
Наибольший массив выявленных лиц в возрастных границах (18-24 года) объясняется тем, что военнослужащими чаще всего становятся выпускники школ, а также ссузов и вузов, достигшие призывного возраста.
Проанализировав образовательные характеристики лиц, совершивших «Самовольное оставление части и места службы» (ст. 337 УК РФ) и «Дезертирство» (ст. 338 УК РФ), можем констатировать, что они совершаются лицами со средним профессиональным и общим образованием.
Как показал анализ данных Таблицы 3, если в 2022 г. по ст. 337 УК РФ («Самовольное оставление части и места службы») было выявлено всего 115 лиц, ранее совершавших преступления, то в 2023 г. – уже 1232 лица (+ 971,3 %). Их удельный вес среди всех выявленных по ст. 337 УК РФ лиц составил 26%. Количество ранее судимых лиц также имеет тенденцию к росту: в 2022 г. 27 лиц, а в 2023 г. – уже 272 лица (+ 907,4 %). Количество лиц, которые задерживались, либо в отношении них избиралась мера пресечения в виде заключения под стражу, также имеет положительную динамику: в 2022 г. – 17 лиц, а в 2023 г. – 215 лиц (+1164%).
В свою очередь, по ст. 338 УК РФ («Дезертирство») было выявлено 34 лица, ранее совершавших преступления (+240% к 2022 г.). Их удельный вес среди всех выявленных по данной статье лиц достиг 26%. Наблюдается тенденция увеличения лиц, ранее судимых за совершение преступлений, предусмотренных ст. 338 УК РФ: 2022 г. – 3 лица, 2023 г. –12 лиц (+300%). Количество лиц, которые задерживались либо в отношении них избиралась мера пресечения в виде заключения под стражу, также увеличилось на 440% (2022 г. – 10 лиц, 2023 г. – 54 лица).
Значительный темп прироста ранее судимых лиц обусловлен, в том числе, принятием Федерального закона № 270, предусматривающего основания освобождения от уголовной ответственности лиц, призванных на военную службу либо заключивших контракт о прохождении военной службы либо проходящих военную службу в период мобилизации, военного положения или в военное время9. Лица, освобожденные от уголовной ответственности по указанным основаниям, поступали на военную службу в качестве ранее судимых или совершавших преступления, увеличивая статистические показатели.
Федеральным законом от 23.03.2024 № 64-ФЗ10 Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РФ были дополнены нормами об освобождении от уголовной ответственности и наказания для участников СВО. Так, согласно ст. 781 УК РФ, от уголовной ответственности освобождается лицо, совершившее преступление и призванное на военную службу в период мобилизации или в военное время либо заключившее контракт о прохождении военной службы в указанный период (далее - мобилизованное лицо). К их числу также относятся лица, в отношении которых осуществлялось уголовное преследование на территориях Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей до 30 сентября 2022 г. Закон не распространяется на подозреваемых, обвиняемых и отбывающих наказание за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, терроризм, отдельные преступления против общественной безопасности и против конституционного строя и безопасности государства.
В силу ст. 802 УК РФ мобилизованное лицо, отбывающее наказание за совершение преступления, освобождается от наказания условно. Если условно освобожденный будет награжден государственной наградой в период прохождения военной службы или уволен с военной службы по возрасту, по состоянию здоровья или в связи с окончанием периода мобилизации, он будет освобожден от наказания. В случае совершения им нового преступления он подлежит уголовной ответственности за совершенное преступление с присоединением неотбытой части наказания, от которого ранее он был освобожден. Контроль за поведением такого лица осуществляется командованием воинской части.
В соответствии с ч. 3.1 статьи 86 УК РФ судимость мобилизованного лица погашается, если он будет награжден государственной наградой в период прохождения военной службы или уволен с нее по возрасту, по состоянию здоровья или в связи с окончанием периода мобилизации.
В 2023 г. преступления против военной службы совершили 7 женщин (2022 г. – 3). Наблюдается их незначительный, но всё же имеющий тенденцию к росту удельный вес (0,12%) в структуре всех выявленных лиц по Главе 33 УК РФ. Несмотря на наличие военно-учетной специальности11, «в рамках частичной мобилизации призыв женщин не осуществляется и не планируется. Это касается всех без исключения женщин вне зависимости от их семейного положения, наличия детей и иных личных обстоятельств»12. Преступления женщин против военной службы были сформированы за счет ст. 336 («Оскорбление военнослужащего») и 337 УК РФ («Самовольное оставление части или места службы») УК РФ13.
В ходе изучение тенденций военной преступности следует также остановиться на динамике преступлений, связанных с выполнением гособоронзаказа (ГОЗ), а также в сфере оборонно-промышленного комплекса (ОПК)14, имеющих приоритетное значение в условиях СВО (Таблица 4).
В 2023 г. наблюдался прирост числа преступлений, связанных с освоением или хищением бюджетных средств в рамках государственного оборонного заказа (+ 27,9%). Отметим, что «одним из важнейших направлений деятельности в указанной сфере является перевооружение армии, оснащение ее новой военной техникой и современным оружием» [4,65] и, соответственно, дополнительным выделением бюджетных средств на такого рода расходы. Преступные действия в сфере ГОЗ зачастую квалифицировались по ст. 159 УК РФ («Мошенничество») и 160 УК РФ («Присвоение и растрата»).
Между тем еще в 2022 г. в УК РФ были введены специальные нормы, предусматривающие ответственность за нарушения в сфере ГОЗ15: ст. 2012 УК РФ («Нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу либо условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа»), ст. 2013 УК РФ («Отказ или уклонение лица, подвергнутого административному наказанию, от заключения государственного контракта по государственному оборонному заказу либо договора, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа»), ст. 2854 УК РФ («Злоупотребление должностными полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа»), ст. 2855 УК РФ («Нарушение должностным лицом условий государственного контракта по государственному оборонному заказу либо условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа») и ст. 2856 УК РФ («Отказ или уклонение должностного лица, подвергнутого административному наказанию, от заключения государственного контракта по государственному оборонному заказу либо договора, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа»). «Причины такого правотворческого решения следует искать в непростой внешнеполитической ситуации, в связи с чем возросла значимость уголовно-правовой охраны общественных отношений в сфере ГОЗ» [5, с. 10].
Анализ данных формуляров статистического наблюдения дает основание утверждать, что из всех вышеперечисленных преступных деяний, определяющих ответственность за несоблюдение правил государственного оборонного заказа, их количественную характеристику статистика фиксирует только по ст. 2854 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа».
По ст. 2012, ст. 2013, ст. 2855, 2856 УК РФ статистическая информация отсутствует, несмотря на то, что в формах учета такие позиции по указанным деяниям предусмотрены. На этом основании мы сделали вывод – правоприменительная практика еще не сформировалась. По ст. 2854 УК РФ наблюдается следующая числовая динамика (Таблица 5).
Особо подчеркнем, что, несмотря на многочисленные нарушения, выявляемые контролирующими органами в сфере ГОЗ3, количество преступлений по новым статьям УК РФ остается на низком уровне, о чем свидетельствует статистическая ситуация. Вполне очевиден рост случаев злоупотребления должностными полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа в 2022 г., поскольку количество самих фактов выполнения плана по государственному оборонному заказу в рамках СВО в целом увеличилось.
Отметим, что сегодня имеются отдельные судебные прецеденты по случаям нарушения правил выполнения гособоронзаказа, но по другим составам преступлений, таким, например, как ст. 2011 УК РФ. Так, в мае 2023 г. Батайский городской суд в Ростовской области приговорил к 5 годам условно бывшего руководителя оборонного предприятия АО «ОКТБ "Вектор"» М. по п. «б» ч. 2 ст. 2011 УК РФ («Злоупотребление полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа»). Это первый в России приговор по данной статье. По версии следствия, на протяжении двух лет он умышленно включал в стоимость продукции гособоронзаказа фиктивные затраты. Столь мягкое наказание обусловлено признанием М. своей вины и возмещением причиненного ущерба4. По ст. 2011 УК РФ в 2022 г. выявлено 23 преступления, в 2023 г. было зарегистрировано 53 преступления (увеличение в 2 раза). Тенденция роста указывает на существующую проблему в злоупотреблениях при поставке товаров, выполнение работ или оказание услуг для обеспечения обороны и безопасности России.
В заключение отметим, что Федеральным законом от 24.09.2022 № 365-ФЗ5 была ужесточена уголовная ответственность за отдельные преступления против военной службы и введены новые составы.
Прежде всего, это касается неисполнения подчиненным приказа начальника в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий, отказа от участия в военных действиях, самовольного оставления воинской части или места службы, дезертирства, уклонения от воинской службы путем симуляции болезни, нарушения правил несения службы, повреждения (уничтожения) военного имущества или его утрате, добровольной сдачи в плен (при отсутствии признаков госизмены) и мародерстве. При этом граждане во время прохождения военных сборов несут ответственность за самовольное оставление части наравне с военнослужащими-контрактниками. К отягчающим обстоятельствам, учитывающимся при назначении наказания, отнесли совершение преступления в период мобилизации, военного положения или военного времени (п. «л» ч. 1 ст. 63 УК РФ).
В ноябре 2023 г. Государственной Думой Российской Федерации в первом чтении принят законопроект о привлечении к уголовной ответственности добровольцев за преступления, совершенные в период мобилизации или военного положения, военное время либо в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий16. Ранее, в соответствии со ст. 221 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне», Министерством обороны России были созданы добровольческие формирования, содействующие выполнению отдельных задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, в зоне СВО. Такие формирования обеспечиваются вооружением, военной техникой, материально-техническими средствами, а граждане, пребывающие в них, наравне с военнослужащими участвуют в боевых действиях. При этом, согласно ст. 28 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», гражданин, пребывающий в добровольческом формировании, в зависимости от характера и тяжести совершенного им правонарушения привлекается не только к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой, но и уголовной ответственности в соответствии с другими федеральными законами. В соответствии с Федеральным законом № 58-ФЗ17 за публичное распространение под видом достоверных сведений заведомо ложной информации об оказании добровольцами (или их формированиями, организациями) содействия Вооруженным Силам Российской Федерации или их дискредитацию грозит уголовная ответственность по ст. 2073 и 2803 УК РФ.
Так, по 2073 УК РФ в период проведения военной операции в 2022 г. зарегистрировано 187 преступлений; в 2023 г. – 149 преступлений (-20,32%), по ст. 2803 УК РФ в 2022 г. зарегистрировано 62 преступления, 2023 г. – 140 преступлений (+125,8%).
В представленной статье не нашла отражение такая категория лиц, способных в том числе совершать воинские преступления, как ранее судимые, но принятые в ряды Вооруженных Сил Российской Федерации в условиях действия СВО18. В настоящее время такая категория лиц статистически не учитывается. «Ожидать от них добросовестного несения службы и соблюдения дисциплины вряд ли возможно» [6, с. 45].
Обсуждение и заключение
В завершение исследовательской мысли отметим, что в условиях СВО наблюдается и сохранится тенденция к росту уровня воинской преступности на территории Российской Федерации. Данная позиция основывается на предположении о том, что продолжение вооруженного конфликта способствует возникновению и усилению комплекса факторов, криминогенно воздействующих как на военнослужащих, так и на должностных лиц руководящего состава Вооруженных Сил Российской Федерации. К числу таковых факторов относится, прежде всего, ослабление социального контроля, когда традиционные механизмы социального регулирования, такие как семья, общественное мнение, правовые институты, утрачивают свою эффективность, что создает благоприятную почву для различных форм девиации. Другим немаловажным фактором является доступность оружия и боеприпасов. Наличие оружия всегда увеличивает вероятность его применения в криминальных целях, особенно в условиях стресса и психологической нестабильности у отдельных военнослужащих. В связи с этим «назрела необходимость разработки эффективного виктимологического направления профилактика преступности вооеннослужащих» [7, с. 233]. «Истоки причин исследуемой нами преступности следует искать в процессе функционирования общественных механизмов» [8, с. 210], происходящих в условиях СВО.
Эмпирическая проверка данной гипотезы требует проведения дальнейшего комплексного исследования, включающего анализ статистических данных о воинской преступности, а также оценку организационно-правовых мер, предпринимаемых государством в целях профилактики преступлений, совершаемых в условиях СВО.
Введение
Третий год продолжается специальная военная операция [1, с. 14]1 (СВО), объявленная Президентом России в феврале 2022 г. По данным Минобороны России, в зоне операции в совокупности находятся 617 тыс. военнослужащих, в том числе 244 тыс. мобилизованных. Протяженность линии боестолкновения в зоне военных действий составляет 2 тыс. км2.
Своим указом от 1 декабря 2023 г. Президент России установил новую штатную численность Вооруженных сил – «2,2 млн единиц, в том числе 1,3 млн военнослужащих». По сравнению с аналогичным документом, подписанным Главой государства в августе 2022 г., количество солдат, сержантов, прапорщиков и офицеров в армии увеличилось почти на 170 тыс. человек. Данное решение обусловлено «ростом внешних угроз, связанных с проведением специальной военной операции и продолжающимся расширением НАТО». Эти же факторы также стали причиной того, что в 2023 г. было принято решение о новом военно-административном делении страны. В частности, с 1 марта 2024 г. «Донецкая и Луганская народные республики, Запорожская и Херсонская области вошли в границы Южного военного округа». Помимо военно-административных изменений, осуществлено формирование новых объединений и соединений. По данным Минобороны России, в 2023 г. в Вооруженных силах сформированы полностью укомплектованные и оснащенные две общевойсковые армии, смешанный авиационный корпус, 50 соединений и воинских частей, в том числе четыре дивизии, 18 бригад, 28 полков, а также Азовский военно-морской район3.
Несмотря на общее снижение количества регистрируемых преступлений в России (-1% к 2022 г., а за последние 10 лет на -11,12%), произошел заметный прирост числа деяний, предусмотренных главой 33 УК РФ4. Общественная опасность таких преступлений состоит, прежде всего, в нарушении порядка прохождения военной службы и причинении вреда военной безопасности России или создании угрозы его причинения, выражающихся в снижении боеготовности и боеспособности Вооруженных Сил Российской Федерации, других воинских (специальных) формирований и органов, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства, в которых предусмотрена военная служба. Преступления, совершенные в период мобилизации либо в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий, характеризуются повышенной общественной опасностью. Эти периоды устанавливаются соответствующим указом Президента Российской Федерации и заканчиваются датой и временем их отмены5.
Материалы и методы
В исследовании в качестве эмпирической основы использованы данные из отчетов ГИАЦ МВД России за период с 2018 по 2023 год. Для анализа этих данных применен статистический метод, позволяющий систематически оценивать и интерпретировать количественные характеристики преступности в указанный период.
Обзор литературы
В статье использованы различные нормативные правовые акты, в частности регламентирующие вопросы освобождения от уголовной ответственности участников СВО, а также особенности прохождения военной службы и выполнения государственного оборонного заказа.
Отдельные статистические выводы, сделанные в ходе исследования, подтверждаются сообщениями из средств массовой информации и вынесены в сноски. Рассмотрены научные исследования, касающиеся преступности в условиях СВО, в частности преступности против военной службы, преступности, связанной с выполнением государственного оборонного заказа, а также характеристики осужденных за участие в военных действиях.
Результаты исследования
Проведенный нами статический анализ показал, что за период с 2021 по 2023 год количество преступлений против военной службы выросло в 7,6 раз (с 1,5 тыс. по 11,5 тыс.) (рис.). Таким образом, наиболее существенный прирост их числа произошел за последние два года. Указанный временной интервал связан с началом проведения СВО.
В первый год проведения СВО (2022 г.) «в структуре военной преступности наибольший прирост имели деяния, предусмотренные ст. 332 («Неисполнение приказа») – 26 и 334 («Насильственные действия в отношении начальника») УК РФ – 78 (Таблица 1)» [2, с. 143]. Эти преступные деяния всегда формировали структуру преступности военнослужащих. «Внутри системы имеют место повышенная внимательность и требовательность за неисполнение приказов. Увеличение межличностных конфликтов при определенных условиях может породить преступления» [3, с. 113].
В 2023 году рост числа военных преступлений продолжился, в том числе, по таким статьям, как «Неисполнение приказа» (ст. 332 УК РФ) (529, +1934,61%), «Самовольное оставление части или места службы» (ст. 337 УК РФ) (9820, +350,67%) и «Дезертирство» (ст. 338 УК РФ) (603, +1575%).
Причем если в 2019 г. по ст. 332 УК РФ не было выявлено ни одного лица, то в 2022 г. – уже 13, а в 2023 г. – 387 лиц (+2876,92%)6. Рассматривая диспозицию ст. 332 УК РФ, отметим, что после начала СВО она была дополнена частями 2.1-2.2, предусматривающими ответственность за неисполнение приказа начальника в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий, а также в случаях отказа от участия в боевых действиях7. Полагаем, указанные обстоятельства, а также действие иных внешних факторов увеличили регистрацию числа таких преступлений.
Несмотря на снижение в 2023 г. показателей регистрации преступлений, связанных с насильственными действиями в отношении начальника (ст. 334 УК РФ), наблюдается положительная динамика выявления лиц, их совершивших (с 50 до 62, +24%)8.
Важной тенденцией, наметившейся в 2022 г. и сохранившейся в 2023 г., является увеличение количества лиц, совершивших преступления, предусмотренные ст. 337 («Самовольное оставление части или места службы») и ст. 338 УК РФ («Дезертирство») УК РФ (Таблица 1). Анализ приведенных данных свидетельствует о значительном приросте по ст. 337 («Самовольное оставление части или места службы») (+338,42% к 2023 г.) и 338 («Дезертирство») УК РФ (+197,87% к 2023 г.).
Говоря о возрастных характеристиках лиц, совершивших преступления, предусмотренных ст. 337-338 УК РФ, отметим, что наибольшая криминальная активность наблюдается у лиц возрастной категории 18-24 года (Таблица 2). С увеличением возраста военнослужащего наблюдается снижение количества лиц, совершающих преступления, среди иных возрастных групп (25-29 лет, 30-49 лет, 50 лет и старше). Полагаем, это обстоятельство связано с тем, что в более зрелом возрасте человек характеризуется большей ответственностью и способностью к самоконтролю, в том числе в ситуациях, требующих быстрого принятия решений (например, в условиях боевых действий).
Наибольший массив выявленных лиц в возрастных границах (18-24 года) объясняется тем, что военнослужащими чаще всего становятся выпускники школ, а также ссузов и вузов, достигшие призывного возраста.
Проанализировав образовательные характеристики лиц, совершивших «Самовольное оставление части и места службы» (ст. 337 УК РФ) и «Дезертирство» (ст. 338 УК РФ), можем констатировать, что они совершаются лицами со средним профессиональным и общим образованием.
Как показал анализ данных Таблицы 3, если в 2022 г. по ст. 337 УК РФ («Самовольное оставление части и места службы») было выявлено всего 115 лиц, ранее совершавших преступления, то в 2023 г. – уже 1232 лица (+ 971,3 %). Их удельный вес среди всех выявленных по ст. 337 УК РФ лиц составил 26%. Количество ранее судимых лиц также имеет тенденцию к росту: в 2022 г. 27 лиц, а в 2023 г. – уже 272 лица (+ 907,4 %). Количество лиц, которые задерживались, либо в отношении них избиралась мера пресечения в виде заключения под стражу, также имеет положительную динамику: в 2022 г. – 17 лиц, а в 2023 г. – 215 лиц (+1164%).
В свою очередь, по ст. 338 УК РФ («Дезертирство») было выявлено 34 лица, ранее совершавших преступления (+240% к 2022 г.). Их удельный вес среди всех выявленных по данной статье лиц достиг 26%. Наблюдается тенденция увеличения лиц, ранее судимых за совершение преступлений, предусмотренных ст. 338 УК РФ: 2022 г. – 3 лица, 2023 г. –12 лиц (+300%). Количество лиц, которые задерживались либо в отношении них избиралась мера пресечения в виде заключения под стражу, также увеличилось на 440% (2022 г. – 10 лиц, 2023 г. – 54 лица).
Значительный темп прироста ранее судимых лиц обусловлен, в том числе, принятием Федерального закона № 270, предусматривающего основания освобождения от уголовной ответственности лиц, призванных на военную службу либо заключивших контракт о прохождении военной службы либо проходящих военную службу в период мобилизации, военного положения или в военное время9. Лица, освобожденные от уголовной ответственности по указанным основаниям, поступали на военную службу в качестве ранее судимых или совершавших преступления, увеличивая статистические показатели.
Федеральным законом от 23.03.2024 № 64-ФЗ10 Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РФ были дополнены нормами об освобождении от уголовной ответственности и наказания для участников СВО. Так, согласно ст. 781 УК РФ, от уголовной ответственности освобождается лицо, совершившее преступление и призванное на военную службу в период мобилизации или в военное время либо заключившее контракт о прохождении военной службы в указанный период (далее - мобилизованное лицо). К их числу также относятся лица, в отношении которых осуществлялось уголовное преследование на территориях Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей до 30 сентября 2022 г. Закон не распространяется на подозреваемых, обвиняемых и отбывающих наказание за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, терроризм, отдельные преступления против общественной безопасности и против конституционного строя и безопасности государства.
В силу ст. 802 УК РФ мобилизованное лицо, отбывающее наказание за совершение преступления, освобождается от наказания условно. Если условно освобожденный будет награжден государственной наградой в период прохождения военной службы или уволен с военной службы по возрасту, по состоянию здоровья или в связи с окончанием периода мобилизации, он будет освобожден от наказания. В случае совершения им нового преступления он подлежит уголовной ответственности за совершенное преступление с присоединением неотбытой части наказания, от которого ранее он был освобожден. Контроль за поведением такого лица осуществляется командованием воинской части.
В соответствии с ч. 3.1 статьи 86 УК РФ судимость мобилизованного лица погашается, если он будет награжден государственной наградой в период прохождения военной службы или уволен с нее по возрасту, по состоянию здоровья или в связи с окончанием периода мобилизации.
В 2023 г. преступления против военной службы совершили 7 женщин (2022 г. – 3). Наблюдается их незначительный, но всё же имеющий тенденцию к росту удельный вес (0,12%) в структуре всех выявленных лиц по Главе 33 УК РФ. Несмотря на наличие военно-учетной специальности11, «в рамках частичной мобилизации призыв женщин не осуществляется и не планируется. Это касается всех без исключения женщин вне зависимости от их семейного положения, наличия детей и иных личных обстоятельств»12. Преступления женщин против военной службы были сформированы за счет ст. 336 («Оскорбление военнослужащего») и 337 УК РФ («Самовольное оставление части или места службы») УК РФ13.
В ходе изучение тенденций военной преступности следует также остановиться на динамике преступлений, связанных с выполнением гособоронзаказа (ГОЗ), а также в сфере оборонно-промышленного комплекса (ОПК)14, имеющих приоритетное значение в условиях СВО (Таблица 4).
В 2023 г. наблюдался прирост числа преступлений, связанных с освоением или хищением бюджетных средств в рамках государственного оборонного заказа (+ 27,9%). Отметим, что «одним из важнейших направлений деятельности в указанной сфере является перевооружение армии, оснащение ее новой военной техникой и современным оружием» [4,65] и, соответственно, дополнительным выделением бюджетных средств на такого рода расходы. Преступные действия в сфере ГОЗ зачастую квалифицировались по ст. 159 УК РФ («Мошенничество») и 160 УК РФ («Присвоение и растрата»).
Между тем еще в 2022 г. в УК РФ были введены специальные нормы, предусматривающие ответственность за нарушения в сфере ГОЗ15: ст. 2012 УК РФ («Нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу либо условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа»), ст. 2013 УК РФ («Отказ или уклонение лица, подвергнутого административному наказанию, от заключения государственного контракта по государственному оборонному заказу либо договора, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа»), ст. 2854 УК РФ («Злоупотребление должностными полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа»), ст. 2855 УК РФ («Нарушение должностным лицом условий государственного контракта по государственному оборонному заказу либо условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа») и ст. 2856 УК РФ («Отказ или уклонение должностного лица, подвергнутого административному наказанию, от заключения государственного контракта по государственному оборонному заказу либо договора, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа»). «Причины такого правотворческого решения следует искать в непростой внешнеполитической ситуации, в связи с чем возросла значимость уголовно-правовой охраны общественных отношений в сфере ГОЗ» [5, с. 10].
Анализ данных формуляров статистического наблюдения дает основание утверждать, что из всех вышеперечисленных преступных деяний, определяющих ответственность за несоблюдение правил государственного оборонного заказа, их количественную характеристику статистика фиксирует только по ст. 2854 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа».
По ст. 2012, ст. 2013, ст. 2855, 2856 УК РФ статистическая информация отсутствует, несмотря на то, что в формах учета такие позиции по указанным деяниям предусмотрены. На этом основании мы сделали вывод – правоприменительная практика еще не сформировалась. По ст. 2854 УК РФ наблюдается следующая числовая динамика (Таблица 5).
Особо подчеркнем, что, несмотря на многочисленные нарушения, выявляемые контролирующими органами в сфере ГОЗ3, количество преступлений по новым статьям УК РФ остается на низком уровне, о чем свидетельствует статистическая ситуация. Вполне очевиден рост случаев злоупотребления должностными полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа в 2022 г., поскольку количество самих фактов выполнения плана по государственному оборонному заказу в рамках СВО в целом увеличилось.
Отметим, что сегодня имеются отдельные судебные прецеденты по случаям нарушения правил выполнения гособоронзаказа, но по другим составам преступлений, таким, например, как ст. 2011 УК РФ. Так, в мае 2023 г. Батайский городской суд в Ростовской области приговорил к 5 годам условно бывшего руководителя оборонного предприятия АО «ОКТБ "Вектор"» М. по п. «б» ч. 2 ст. 2011 УК РФ («Злоупотребление полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа»). Это первый в России приговор по данной статье. По версии следствия, на протяжении двух лет он умышленно включал в стоимость продукции гособоронзаказа фиктивные затраты. Столь мягкое наказание обусловлено признанием М. своей вины и возмещением причиненного ущерба4. По ст. 2011 УК РФ в 2022 г. выявлено 23 преступления, в 2023 г. было зарегистрировано 53 преступления (увеличение в 2 раза). Тенденция роста указывает на существующую проблему в злоупотреблениях при поставке товаров, выполнение работ или оказание услуг для обеспечения обороны и безопасности России.
В заключение отметим, что Федеральным законом от 24.09.2022 № 365-ФЗ5 была ужесточена уголовная ответственность за отдельные преступления против военной службы и введены новые составы.
Прежде всего, это касается неисполнения подчиненным приказа начальника в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий, отказа от участия в военных действиях, самовольного оставления воинской части или места службы, дезертирства, уклонения от воинской службы путем симуляции болезни, нарушения правил несения службы, повреждения (уничтожения) военного имущества или его утрате, добровольной сдачи в плен (при отсутствии признаков госизмены) и мародерстве. При этом граждане во время прохождения военных сборов несут ответственность за самовольное оставление части наравне с военнослужащими-контрактниками. К отягчающим обстоятельствам, учитывающимся при назначении наказания, отнесли совершение преступления в период мобилизации, военного положения или военного времени (п. «л» ч. 1 ст. 63 УК РФ).
В ноябре 2023 г. Государственной Думой Российской Федерации в первом чтении принят законопроект о привлечении к уголовной ответственности добровольцев за преступления, совершенные в период мобилизации или военного положения, военное время либо в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий16. Ранее, в соответствии со ст. 221 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне», Министерством обороны России были созданы добровольческие формирования, содействующие выполнению отдельных задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, в зоне СВО. Такие формирования обеспечиваются вооружением, военной техникой, материально-техническими средствами, а граждане, пребывающие в них, наравне с военнослужащими участвуют в боевых действиях. При этом, согласно ст. 28 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», гражданин, пребывающий в добровольческом формировании, в зависимости от характера и тяжести совершенного им правонарушения привлекается не только к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой, но и уголовной ответственности в соответствии с другими федеральными законами. В соответствии с Федеральным законом № 58-ФЗ17 за публичное распространение под видом достоверных сведений заведомо ложной информации об оказании добровольцами (или их формированиями, организациями) содействия Вооруженным Силам Российской Федерации или их дискредитацию грозит уголовная ответственность по ст. 2073 и 2803 УК РФ.
Так, по 2073 УК РФ в период проведения военной операции в 2022 г. зарегистрировано 187 преступлений; в 2023 г. – 149 преступлений (-20,32%), по ст. 2803 УК РФ в 2022 г. зарегистрировано 62 преступления, 2023 г. – 140 преступлений (+125,8%).
В представленной статье не нашла отражение такая категория лиц, способных в том числе совершать воинские преступления, как ранее судимые, но принятые в ряды Вооруженных Сил Российской Федерации в условиях действия СВО18. В настоящее время такая категория лиц статистически не учитывается. «Ожидать от них добросовестного несения службы и соблюдения дисциплины вряд ли возможно» [6, с. 45].
Обсуждение и заключение
В завершение исследовательской мысли отметим, что в условиях СВО наблюдается и сохранится тенденция к росту уровня воинской преступности на территории Российской Федерации. Данная позиция основывается на предположении о том, что продолжение вооруженного конфликта способствует возникновению и усилению комплекса факторов, криминогенно воздействующих как на военнослужащих, так и на должностных лиц руководящего состава Вооруженных Сил Российской Федерации. К числу таковых факторов относится, прежде всего, ослабление социального контроля, когда традиционные механизмы социального регулирования, такие как семья, общественное мнение, правовые институты, утрачивают свою эффективность, что создает благоприятную почву для различных форм девиации. Другим немаловажным фактором является доступность оружия и боеприпасов. Наличие оружия всегда увеличивает вероятность его применения в криминальных целях, особенно в условиях стресса и психологической нестабильности у отдельных военнослужащих. В связи с этим «назрела необходимость разработки эффективного виктимологического направления профилактика преступности вооеннослужащих» [7, с. 233]. «Истоки причин исследуемой нами преступности следует искать в процессе функционирования общественных механизмов» [8, с. 210], происходящих в условиях СВО.
Эмпирическая проверка данной гипотезы требует проведения дальнейшего комплексного исследования, включающего анализ статистических данных о воинской преступности, а также оценку организационно-правовых мер, предпринимаемых государством в целях профилактики преступлений, совершаемых в условиях СВО.
1. The essence of the categories "war" and "special military operation" / Makoeva E.R., Kurashinova A. H. No. 9. 2022. pp.13-17.
2. Crime in the conditions of a special military operation / T. V. Molchanova, E. I. Taranina // Criminological Journal. – 2023. – No. 3. – Pp. 139-147. – DOIhttps://doi.org/10.24412/2687-0185-2023-3-139-147. – EDN KGBAWP.
3. Agarkova N.V. Circumstances generating criminality of military personnel// Law and Order: History, theory, practice No. 2 (3), 2014. pp. 113-116 p.
4. Yanin S.A. On some aspects of the organization of the investigation of crimes in the field of execution of the state defense order and in the military-industrial complex of Russia // Bulletin of the Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2016. 65-67 P.
5. Egorova N.A., Egorov A.G. New elements of crimes against the interests of the service related to the state defense order (Articles 201.2, 201.3, 285.5, 285.6 of the Criminal Code of the Russian Federation) // Bulletin of the Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023. No. 2 (65). 9-19 P.
6. Sukharenko A.N. Participation of convicts in military operations (on the example of the SVO): a reference guide. – Moscow: Blok-Print, 2023. – 72 P.
7. Onokolov Yu.P. Crime prevention of military personnel // Gaps in Russian legislation. No. 2. 2010. 233-236 p
8. Vedrintsev A.V. The current state of military crime in Russia /A.V. Vedrintsev // Bulletin of the Voronezh State Agrarian University. - 2011. — No. 3. — pp. 210-213.
9. Suharenko A.N., Molchanova T.V., Taranina E.I. Prestupnost' v Rossii v usloviyah special'noj voennoj operacii: kriminologicheskij analiz: monografiya. Moskva: Prospekt, 2024. 128 s.
10. Molchanova T.V., Taranina E.I. Prestupnost' v usloviyah special'noj voennoj operacii // Kriminologicheskij zhurnal. 2023. № 3. S. 139 – 147. DOI:https://doi.org/10.24412/2687-0185-2023-3-139-147. EDN KGBAWP.
11. Agarkova N.V. Obstoyatel'stva, generiruyushchie prestupnost' voennosluzhashchih // Pravoporyadok: istoriya, teoriya, praktika. 2014. № 2 (3). S. 113 – 116.
12. Yanin S.A. O nekotoryh aspektah organizacii rassledovaniya prestuplenij v sfere ispolneniya gosudarstvennogo oboronnogo zakaza i v oboronno-promyshlennom komplekse Rossii // Vestnik Kazanskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. 2016. № 4 (26). S. 65 – 67.
13. Egorova N.A., Egorov A.G. Novye sostavy prestuplenij protiv interesov sluzhby, svyazannye s gosudarstvennym oboronnym zakazom (st. 201.2, 201.3, 285.5, 285.6 Ugolovnogo kodeksa Rossijskoj Federacii) // Vestnik Volgogradskoj akademii MVD Rossii. 2023. № 2 (65). S. 9 – 19.
14. Suharenko A.N. Uchastie osuzhdennyh v voennyh dejstviyah (na primere SVO): spravochnoe posobie. Moskva: Blok-Print, 2023. 72 s.
15. Onokolov Yu.P. Profilaktika prestupnosti voennosluzhashchih // Probely v Rossijskom zakonodatel'stve. 2010. № 2. 233-236 s.
16. Vedrincev A.V. Sovremennoe sostoyanie voinskoj prestupnosti v Rossii // Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2011. № 3. S. 210 – 213.