Criminal Threats and Criminogenic Risks of Crimes Committed Against Minors Online
Abstract and keywords
Abstract (English):
Introduction: the author considers the protection of minors against the negative effects of digital influence, including the criminal threat and criminogenic risks that can be detected in a digitally transformed environment. The search for legal solutions to decrease criminal threat and criminogenic risks is also addressed. Materials and Methods: the study materials included the law providing criminological security of minors, a public opinion poll, and statistical data on police-recorded juvenile crimes committed online. The study employed a variety of methods, including empirical and linguistic methods, scientific and analytical methods, as well as specific juridical methods, such as sociological, juridical, comparative legal, etc. Results of the study indicated that criminal threats and criminogenic risks associated with unsupervised use of the Internet, social networks, and messengers by minors have been on the rise, as evidenced by the upward trend in online crimes committed against minors observed in 2023, similar to the previous years. Currently, the most significant risk is sexual abuse against minors online, as it has the most detrimental impact on the physical, sexual, psychological, and moral development of adolescents. The reduction of this type of crime will necessitate the allocation of special attention and the collaboration of law enforcement with network operators and providers in order to construct a robust and effective system for regulating the consumption of information products by minors. It is of the utmost importance to ensure that the system does not impede the development of the younger generation. Discussion and Conclusions: given the current level of criminal threats and criminogenic risks for minors, including attacks on their biosocial nature online, low detection rates and high levels of latency of this type of crime, it is imperative to improve the educational process for specialists working with minors, as well as for parents. This should include teaching minors themselves to use the Internet, social networks, and messengers. The author devotes particular attention to the inter-agency, intra-agency, and international interaction between law enforcement agencies.

Keywords:
criminal threats; criminogenic risks; minors; digital technologies; criminological security; victimological prevention
Text
Text (PDF): Read Download

Введение

В период развития современного общества одними из приоритетных направлений деятельности государства являются сохранение генофонда страны, гармоничного развития несовершеннолетних и защита их от новых вызовов и угроз. Цифровизация и внедрение в повседневную жизнь общества цифровых технологий становятся доступными для населения почти всего мира, в том числе и несовершеннолетних. В России по итогам 2023 г. насчитывается 127,6 млн интернет-пользователей, таким образом, распространение Интернета составило 88,2%1.

В соответствии с данными, представленными Федеральной службой государственной статистики Российской Федерации, в России проживают около 146 млн чел., из них более 32 млн несовершеннолетних, большая часть которых ежедневно и ежечасно пользуется сетью Интернет, социальными сетями и мессенджерами, современными цифровыми продуктами, не обладая соответствующими знаниями пользователя сети Интернет, и иными сетями, которые наполнены информацией, заключающей риски и угрозы для развития и становления несовершеннолетних. Именно этим на протяжении последних трех лет обусловлен рост преступности, совершаемой в отношении несовершеннолетних с использованием цифровых технологий.

Известно, что сеть Интернет оказывает существенное влияние на все сферы жизнедеятельности и процессы социализации современного человека, всестороннее развитие личности. Перед интернет-пользователями открываются новые возможности расширения круга виртуального общения, поиска необходимой информации, совершенствования навыков самовыражения, самореализации, социальной адаптации с помощью цифровой среды, приобретения различных товаров на торговых онлайн-площадках и прочее. Расширяется не только онлайн-торговля, глобальная сеть Интернет позволяет более эффективно применять спектр возможностей для саморазвития, воплощения творческих идей для приобретения опыта деятельности, онлайн-обучения, взаимодействия с другими людьми. Для российских школьников сеть Интернет становится одним из основных источников информации.

Обзор литературы

Изучению данной проблемы посвящены работы ряда криминологов и криминалистов: С.Л. Банщикова, М.С. Власенко, И.Ю. Гальтяпина, Л.Л. Ефремова, Д.Ф. Мухаметова, Р.Н. Нынюк, К.С. Тарабрина, А.А. Чеботарева и др. В публикациях этих авторов затрагиваются отдельные теоретические подходы и раскрыты вопросы защиты несовершеннолетних от рисков и угроз, с которыми они встречаются в сети Интернет, социальных сетях и мессенджерах, от насильственных действий сексуального характера и преступлений против общественной нравственности. Вместе с тем с учетом результатов социологических исследований необходимо дополнить ранее проводимые исследования новыми подходами к вопросам защиты несовершеннолетних в цифровой среде.

Материалы и методы

Методология и методы исследования основаны на диалектическом методе научного познания объективной действительности, а также современных положениях теории криминологии. В качестве методологической основы исследования использовались общенаучные методы познания, а также частнонаучные методы (системно-структурный, формально-логический, экстраполяции; прогностический; документальный анализ; статистический; интервьюирование и др.).

Результаты исследования

Обеспечение криминологической безопасности является одной из основных задач государства в условиях цифровой трансформации. Особое внимание в этой деятельности должно уделяться защите личности, в том числе личности несовершеннолетнего от негативного воздействия, содержащегося на вредоносных сайтах сети Интернет, в социальных сетях и мессенджерах. Все чаще представители поколения Z в этих сетях встречаются с негативным контентом, культом насилия и жестокости, наживы и сексуальной распущенности, а также негативного отношения к закону, морали, общепризнанным человеческим ценностям, что оказывает деструктивное влияние на поведение несовершеннолетних.

В современной России 75% несовершеннолетних (от 14 до 17 лет) ежедневно используют глобальную сеть Интернет. Ее использование дает им возможность получения новых знаний, общения со сверстниками и пр. При этом несовершеннолетние применяют сеть Интернет, различные социальные сети и мессенджеры, видеохостинги прежде всего для общения (86,9%), и образования (80,6%), реже – просмотра новостных репортажей (31,9%); самореализации или дополнительного заработка (21,3%); проведения онлайн-занятия с репетитором (0,2%).

Такое поведение несовершеннолетних вызывает интерес у преступников, а несовершеннолетние становятся легкой добычей для груминга, шантажа, сексуального насилия, кибербуллинга и т. д. Количество цифровых преступлений, сопряженных с использованием цифровых технологий в отношении несовершеннолетних, с каждым годом увеличивается (в 2020 г. их было 1,0 тыс., в 2021 г. – уже 8,2 тыс., в 2022 г. – 8,9 тыс., 2023 г. – 19,5 тыс. преступлений). Прогноз правоведов отрицательный, тенденции роста подобных преступлений требуют получения новых знаний о современной преступности и криминогенных рисках, а также о повышении эффективности предупредительного воздействия в рассматриваемой сфере.

Особого внимания заслуживает вопрос межличностного общения подрастающего поколения в сети Интернет, поскольку несовершеннолетние полноценно не обладают цифровой грамотностью и знаниями в области информационной безопасности. С помощью социальных сетей и мессенджеров они укрепляют дружеские связи независимо от географических барьеров, расширяют сотрудничество в образовательных и творческих проектах. В современных реалиях возможно наблюдать неоднозначные последствия массового внедрения глобальной сети в общество.

В то же время в современных реалиях возможно наблюдать неоднозначные последствия массового внедрения глобальной сети. Несмотря на множество ее преимуществ, крайне низким остается уровень информационной безопасности несовершеннолетних. Так, согласно исследованию, проведенному «Лабораторией Касперского», почти каждый второй ребенок (49%) знакомится с новыми людьми в социальных сетях и больше трети из них (36%) встречаются с новыми знакомыми в реальности2.

Постоянное и длительное нахождение в сети Интернет несовершеннолетних зачастую приводит к негативным последствиям. В сети Интернет распространяется различная информация, в том числе негативная, агрессивная или вредоносная, которая порой содержит скрытые угрозы и вызовы для нормального развития несовершеннолетних, поскольку они в силу своего возраста не осознают возможной опасности и ежедневно используют для общения социальные сети и мессенджеры, а также пользуются игровыми онлайн-площадками.

Неоднократно специалисты обращали внимание на то, что социальные сети и мессенджеры деструктивно влияют на развитие детей, их социализацию и общение со сверстниками в объективной действительности. Так, А.В. Карагодин, Н.В. Муленко указывают, что «новые технологии предоставляют возможность для реализации деструктивных идей и преступных деяний, позволяют действовать анонимно, скрываясь за множеством прокси-серверов, ложных данных в социальных сетях, проводить преступные операции удаленно, при этом бесследно привлекать детей и подростков к преступным организациям путем психологического воздействия, осуществляемого при помощи мессенджеров и различных сообществ в социальных сетях» [1, с. 75]. Данные процессы у несовершеннолетних вызывают агрессию, появляются депрессивные состояния, которые могут вызвать девиантное поведение. В большей части это происходит из-за неокрепшей психики несовершеннолетних, при повышении негативных информационных потоков.

В последнее время наблюдается рост вербальной агрессии и негативизма среди несовершеннолетних, а также увеличение сторонников различных сексуальных отклонений, подрывающих традиционный институт семьи. Среди определенной части российских несовершеннолетних девиантное поведение становится нормой в различных социальных группах, причем традиционные девиации активно заменяются на новые, такие как анорексия, булимия, кибербуллинг, виртуальное мошенничество, деструктивный стриминг, скулшутинг, течение чайлдфри и т.д. [2, с. 110 − 119]. В ходе проведения пилотного социологического исследования установлено, что 94% несовершеннолетних ежедневно используют сеть Интернет, из них:

1) 44,2% респондента – от 1,5 ч. до 4 ч.;

2) 32,2% – от 5 ч. до 8 ч.;

3) 15,6% – более 8 ч.;

4) 6,5% – от 30 мин. до 1 ч.

Известно, что расширение возможности пользоваться сетью Интернет, социальными сетями и мессенджерами позволило их применять не только в благих целях, но и в преступных, что обусловлено, прежде всего, обеспеченностью анонимности преступника, возможностью при желании расширить круг разобщенной интернет-аудитории и в результате не только облегчить совершение преступлений, но и избежать уголовной ответственности. В отношении незащищенных представителей общества с применением этих технологий можно совершить практически любые противоправные деяния, используя возможности социальных сетей и мессенджеров. Преступники, начиная от оскорблений, угроз и мошеннических действий, переходят к более серьезным посягательствам, таким как шантаж, насильственные или развратные действия сексуального характера, распространение экстремизма или терроризма [3, с. 174 – 179] и т. д.

Вызывает беспокойство кибербуллинг, поскольку у преступника имеется возможность анонимизации своей личности, отсутствия ограничений во времени и пространстве при посягательствах, а также большей жестокости интернет-травли в силу отсутствия непосредственного контакта с жертвой посяга­тельства (обратной связи) [4, с. 91 – 97]. Жертвами преступника становятся несовершеннолетние в таких социальных сетях, как «ВКонтакте» (80,0%) и запрещенной на территории Российской Федерации сети «Инстаграм» (16,9%). Представляет научный интерес факт: из тех людей, кто вел себя агрессивно по отношению к другим, только 15% получили удовлетворение от своих действий, 26% почувствовали неправильность своих действий, а 25% испытали стыд. Можно сделать вывод, что кибертравля не воспринимается как эффективная форма разрешения конфликта и не приводит к эмоциональной разрядке [5, с. 158 – 161]. В то же время у несовершеннолетних происходит изменение поведения в общении с друзьями, родственниками, родителями, одноклассниками. Не исключено появление депрессивных состояний и девиантного поведения, повышенной агрессии, вызванных негативными информационными потоками, которые способствуют росту девиантного поведения, становятся нормой, а в связи с цифровизацией общества они получили новую окраску, способствуя появлению булимии, кибербуллинга, деструктивного стриминга, виртуального мошенничества, скулшутинга и т.д. [6, с. 84 – 85]. На этом фоне среди несовершеннолетних мы наблюдаем рост вербальной агрессии и негативизма, а также увеличение сторонников различных сексуальных отклонений, подрывающих традиционный институт семьи.

Такие проявления несовершеннолетних требуют особого реагирования всех субъектов виктимологической профилактики, поскольку они способствуют в современных условиях распространению новых форм девиации, максимально используя для этого возможности цифровых технологий.

В научной литературе отмечается, что кибербуллинг представляет собой отдельное направление травли, которая предполагает преднамеренные, систематические и целенаправ­ленные действия преступни­ка или определенной группы лиц в отношении одного из своих сверстников (жертв) в сети Интернет: интернет-травля при отсутствии обратной связи [7, с. 91 − 97; 8, с. 351; 9, с. 147 − 154]. В повседневной жизни несовершеннолетние могут встретиться с такими формами кибербуллинга, как троллинг, флейминг, харассмент или притеснение, киберсталкинг, клевета, аутинг, исключение (отчуждение, остракизм, изоляция) хеппислепинг, фрейпинг и самозванство, кетфишинг и гриферство [7, с. 91 − 97; 8, с. 351; 9, с. 147 − 154].

Насилие, в том числе и сексуальное, совершаемое в отношении несовершеннолетних, в связи с активным развитием технологий приобретает новые формы, поскольку несовершеннолетние в виртуальном пространстве наиболее уязвимы для совершения в отношении них противоправных действий.

Особый научный интерес представляет онлайн-груминг (кибергруминг), или сексуальное действие, направленное на установление контакта с несовершеннолетним посредством сети Интернет с целью получения лицом, страдающим расстройством сексуального предпочтения (педофилией), сексуального удовлетворения развращением и склонением жертвы к совершению физического полового акта. В этих действиях может присутствовать и коммерческий интерес, целью которого является вовлечение несовершеннолетнего в коммерческую сексуальную эксплуатацию.

При онлайн-груминге (крибергруминге) поиск несовершеннолетних осуществляется путем использования сети Интернет, социальных сетей, мессенджеров. Прежде всего, обращают внимание на тематические форумы, популярные у несовершеннолетних, личные страницы, изучают личную переписку. При этом преступник стремится создать у ребенка ощущение заботы о нем, искренне интересуется его отношениями с родственниками, со сверстниками, пытается вызвать у несовершеннолетнего ощущение психологической связи, завоевать его доверие на основе выстраивания как бы общих интересов. Могут использоваться уговоры, шантаж, воздействие на чувство вины, угрозы поставить в известность родителей об интимной переписке и др. Подверженность несовершеннолетних онлайн-грумингу усиливается в том случае, когда у «несовершеннолетнего имеется опыт сексуальной эксплуатации в прошлом, связи с потерпевшими детьми» [10, с. 17], «социального неблагополучия, бедности, бездомности, оторванности от семьи» [11, с. 10; 12, с. 442]. Сами же несовершеннолетние, пострадавшие от онлайн-груминга (кибергруминга), испытывают: «стыд, отрицание произошедшего, ощущение предательства, утрату уверенности в собственных суждениях, одиночество, униженность, утрату репутации, чувство ловушки и невозможности обратиться за помощью» [13, с. 96].

Данный вид сексуального насилия актуален только в том случае, когда для его распространения представлены все возможности, условия:

а) активность несовершеннолетних в сети Интернет;

б) отсутствие достаточного родительского контроля не только за его времяпрепровождением в сети Интернет, социальных сетях и мессенджерах, но и за «сетевой жизнью» несовершеннолетнего;

в) поведение самих несовершеннолетних, их виктимность.

В случаях формирования несовершеннолетними ситуации повышенной криминогенности можно отметить проявление ими виктимного поведения. Вместе с тем следует отметить, что криминальное воздействие в условиях цифровизации виртуализируется и маскируется достаточно тщательно, что может остаться незамеченным даже для потерпевшего [14, с. 118].

Все чаще несовершеннолетние при общении с одноклассниками, знакомыми сверстниками в переписке с новыми онлайн-друзьями используют секстинг. Более того, незнакомые ранее лица с целью получения интимных фотографий в социальных сетях или мессенджерах с респондентами выстраивали доверительные отношения и подвергали принудительным разговорам на сексуальные темы (10%).

Секстинг – это «рассылка или публикация фото- и видеоматериалов с обнаженными и полуобнаженными людьми. Под данной формой понимается рассылка или публика­ция фотографий и видеоматериалов сексуального характера, где лицо или несколько лиц находятся в полуобнаженном или обнаженном виде» [15, с. 177 − 191].

Несовершеннолетние практически всех возрастов могут стать объектом сексуального вовлечения (секстинга). Они руководствуются своей любознательностью, легко вовлекаются в интересующие их темы сексуального характера в сети Интернет; также может влиять и отсутствие родительского контроля. В свою очередь, лица, страдающие расстройством сексуального предпочтения (педофилией), постоянно меняют тактику своих действий, место вовлечения жертвы, стремясь при этом, во-первых, избежать уголовной ответственности, во-вторых, путем манипуляций с несовершеннолетними установить доверительные отношения с потенциальной жертвой.

Сексуальное насилие (секстинг) в виртуальном мире над несовершеннолетними зачастую обусловлено:

а) отсутствием или недостаточной реализацией программ сексуального просвещения несовершеннолетних. Это приводит к тому, что они самостоятельно пытаются получать информацию обо всех гранях интимной жизни с помощью сети Интернет. С одной стороны, на первый взгляд, необходимо оградить несовершеннолетних от деструктивной информации в данной сфере, под которой, в соответствии с российским законодательством, понимаются сведения, касающиеся сексуальных отношений. С другой стороны, отсутствие профессионального подхода к сексуальному воспитанию несовершеннолетних, объяснения им «особенностей взросления, становления, развития половых отношений и их сексуальной идентификации способствует формированию у них желания получить новую недостающую информацию обо всех аспектах жизни из менее достоверных и безопасных источников» [16, с. 4], например, сети Интернет. В данном случае прослеживаются риски для несовершеннолетнего в том, что он, общаясь с незнакомыми людьми, будет задавать вопросы и получать ответы, которые затем приведут его к преступникам. Как правило, это способствует формированию виктимного поведения у несовершеннолетних;

б) отсутствием практики выявления лиц, страдающих расстройством сексуального предпочтения (педофилией);

в) общедоступностью порнографических материалов, в том числе с участием несовершеннолетних;

г) безразличием родителей или близких лиц к фактам противоправных действий со стороны правонарушителей;

д) низким нравственным и половым воспитанием несовершеннолетних.

Такая ситуация, как показывает сложившаяся практика, требует принятия эффективных мер противодействия указанным преступлениям и ужесточения контроля за распространением деструктивного и негативного контента в сети Интернет, социальных сетях и мессенджерах.

Более того, в современных условиях несовершеннолетние утрачивают традиционные ценностные ориентации, устоявшиеся нормы, мораль и нравственность. На вопрос «Отправляются ли вам в личных сообщениях социальных сетей, мессенджеров, электронной почты фото- или видеоизображения различного содержания (с изображением себя на фоне природы, в домашних условиях, с друзьями, порнографического, эротического характера)?» несовершеннолетние (4,7%) отметили, что в виртуальном пространстве интернет-пользователи в личных сообщениях социальных сетей или мессенджеров отправляют фото- или видеоизображения порнографического или эротического содержания, и несовершеннолетние получают их, а также сами (3% опрошенных) в социальных сетях и видеохостингах с целью привлечения большой аудитории (новых онлайн-друзей, подписчиков и т.д.) опубликовывают личные интимные фото- или видеоизображения; 3,5% респондентов в личных сообщениях с помощью интернет-коммуникаций добровольно обмениваются личными фото- или видеоизображениями сексуального характера (порнографического или эротического содержания) с интернет-пользователями, 93,5% опрошенных в сети Интернет не занимаются распространением названных изображений. Более того, в последние годы сами несовершеннолетние, получив фото или видео интимного, сексуального характера в виртуальной среде, продают их своим сверстникам, чем активно пользуются и преступные элементы.

Повышенная виктимность к секстингу несовершеннолетних в сети Интернет приводит к проблемам социализации и к установлению контакта и общения с реальными людьми. Опасность представляют замкнутость несовершеннолетнего, отчужденность, проблемы с гендерной самоидентификацией, чувство непонимания со стороны окружения, что может привести к депрессии. Итогом такого поведения и ощущения себя приводит к психоэмоциональным привязанностям (вплоть до зависимости) к другим людям, игромании, табачной, наркотической, алкогольной и иной зависимости. Это подтверждает тезис, согласно которому молодежная аудитория обладает повышенной виктимностью в цифровой среде в силу особенностей психофизического развития, несформированности личности, ограниченного объема знаний и умений.

Обсуждение и заключение

Результаты проведенного социологического исследования в совокупности с анализом криминальной обстановки и криминогенных рисков подтверждают вывод, что особую опасность в настоящее время представляет сексуальное насилие в отношении несовершеннолетних в цифровой среде, поскольку именно оно наносит существенный ущерб физическому, половому, психологическому и моральному развитию формирующейся личности несовершеннолетнего. Особое внимание необходимо уделять ранней профилактике с целью выявления и нейтрализации, предупреждения онлайн-рисков, связанных непосредственно с вовлечением несовершеннолетних в противоправную деятельность и совершением в отношении них преступлений. В связи с этим необходимо совершенствовать механизмы противодействия этим преступлениям и повысить уровень взаимодействия правоохранительных органов в выявлении, пресечении, профилактике и расследовании этих преступлений.

Результаты анализа преступности в рассматриваемой сфере показывают, что современные преступники быстро адаптируются к достижениям научно-технического прогресса, что вызывает тенденции увеличения числа насильственных и сексуальных преступлений в отношении несовершеннолетних с применением цифровых технологий. В связи с вышеизложенным необходима подготовка специальных образовательных программ для педагогов, родителей и несовершеннолетних.

Требуется особый подход к взаимодействию правоохранительных органов и операторов сетей, провайдеров с целью построения качественной и действенной системы регулирования потребления информационной продукции несовершеннолетними, которая не навредит развитию подрастающего поколения. Это необходимо ввиду специфики цифровых технологий, позволяющих преступнику действовать анонимно, создав для несовершеннолетнего необходимый образ, коммуницировать сразу с большим количеством лиц, не достигших совершеннолетия, в цифровой среде не ограничивая себя юрисдикционными и географическими границами.

References

1. Karagodin A.V., Mulenko N.V. Negativnye aspekty vliyaniya informacionno-kommunikacionnyh tekhnologij na formirovanie soznaniya nesovershennoletnih // Administrativnoe pravo. 2022. №1. S. 74 – 79.

2. Nynyuk R.N. Informacionnaya bezopasnost' detej v Rossijskoj Federacii: problemy realizacii // Kriminalistika: vchera, segodnya, zavtra. 2023. № 2(26). S. 110 – 119.

3. Pinkevich T.V., Tarabrina K.S. Problemnye voprosy vyyavleniya prestuplenij, sovershaemyh v otnoshenii nesovershennoletnih s ispol'zovaniem informacionno-cifrovyh tekhnologij // Probely v rossijskom zakonodatel'stve. 2023. T. 16, № 7. S. 174 –179.

4. Bochkareva E.V., Strenin D.A. Teoretiko-pravovye aspekty kiberbullinga // Vserossijskij kriminologicheskij zhurnal. 2021. T. 15, № 1. C. 91 – 97.

5. Olejnikova E.P. Kiberbulling kak odna iz global'nyh problem sovremennosti // Sociologiya v sovremennom mire: nauka, obrazovanie, tvorchestvo. 2021. № 13. S. 158 –161.

6. Fursova V.V., Maslova L.P. Normalizaciya otnosheniya k deviantnomu povedeniyu v studencheskom soobshchestve (na primere tradicionnyh i novyh deviacij) // Kazanskij social'no-gumanitarnyj vestnik. 2021. № 1 (48). S. 84 – 89.

7. Bochkareva E.V., Strenin D.A. Teoretiko-pravovye aspekty kiberbullinga // Vserossijskij kriminologicheskij zhurnal. 2021. T. 15, № 1. C. 91 – 97.

8. Ajkov D.V. Komp'yuternye prestupleniya. Rukovodstvo po bor'be s komp'yuternymi prestupleniyami. Moskva: Mir, 2014. 351 s.

9. Slonje R., Smith P. K. Cyberbullying: Another main type of bullying? // Scandinavian Journal of Psychology. 2008. № 49. P. 147 – 154.

10. Sunde M.J. Child sexual grooming: An exploratory study into the grooming of sexually exploited boys // Department of Criminology and Social Sciences College of Business, Law Social Sciences. 2018. P. 17.

11. Kucak M.S., Kolpakova O.I. Profilaktika vovlecheniya podrostkov i molodezhi v seksual'nuyu ekspluataciyu: posobie dlya specialistov. Sankt-Peterburg: Stellit, 2016. S. 10.

12. Moynihan M., Mitchell K., Pitcher C., Havaei F., Ferguson M., Saewy E. A systematic review of the state of the literature on sexually exploited boys internationally // Child Abuse and Neglect. 2018. Vol. 76, № 1. P. 440 – 451.

13. Soldatova G.U., CHigar'kova S.V., Drenyova A.A., Ilyuhina S.N. My v otvete za cifrovoj mir // Profilaktika destruktivnogo povedeniya podrostkov i molodezhi v Internete: ucheb.-metod. posobie. Moskva: Kogito-Centr, 2019. 176 s.

14. ZHmurov D.V. Kiberviktimnost' kak novaya kategoriya viktimologii postmoderna // Aziatsko-Tihookeanskij region: ekonomika, politika, pravo. 2021. №. 2. S. 113 – 122.

15. Bochaver A.A., Hlomov K.D. Kiberbulling: travlya v prostranstve sovremennyh tekhnologij // Psihologiya. ZHurnal Vysshej shkoly ekonomiki. 2014. S. 177 – 191.

16. Turkulec V.A. Seksting v otnoshenii nesovershennoletnih: ugolovno-pravovoj i viktimologicheskij aspekty // YUridicheskie issledovaniya. 2020. № 5. S. 1 – 11.


Login or Create
* Forgot password?