Kazan', Russian Federation
UDK 343.98 Криминалистика. Криминалистическая техника и тактика
Introduction: article discusses specificities of forest fires. The authors prove the need for in-depth study reasons lowering comprehensiveness of the evidence during conduct of investigation and pre-investigation actions. Materials and Methods: to identify features of the given type of investigation the authors used comparative analysis in the methods of a fire place, specific approaches in fire investigation and arsons. The authors used the method of morphological analysis of regulatory acts to identify regulatory challenges in social relations that emerge in criminal detection and investigation of forest damage and destruction caused by careless handling of fire, arson or fire security regulations. Results: basing on the study the authors concluded that low crime detection of fire crimes relates to incomplete evidence. Discussion and Conclusions: According to the authors’ view the main reason is improper interactions between the Ministry of Internal Affairs, the Russian Forestry Agency, the Prosecutor-General's Office, the Ministry of the Russian Federation for Civil Defence, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters, lack of ongoing interagency crime scene investigation team. Lack of expertise of inquiry officers and investigators involved in fire investigation exposed the need for a specialized department for initial investigation of environmental crimes in the Investigation department of the Ministry of Internal Affairs and its subdivisions.
forest fund; forest fires; fire safety; evidence; detection rate; investigation; regulatory legal acts
Введение
Леса, кроме природного богатства, являются культурной и эстетической ценностью стран, ими обладающих. В России лесами покрыта около половины ее территории, что благоприятно влияет на окружающую среду. Кроме того, лес – база социально-экономического развития государства. Поэтому сохранность лесов в существующих масштабах является одной из приоритетных задач государства.
Проблема сохранности лесов во многих регионах России непосредственно связана с их защитой от пожаров, ежегодно возникающих в период пожароопасного сезона. Так, в 2021 году наиболее пострадавшими от лесных пожаров стали: Уральский (4 661 ед.), Дальневосточный (3 806 ед.), Сибирский (2 807 ед.) федеральные округа Российской Федерации1, что составило 33%, 25%, 19% соответственно от общего количества лесных пожаров (15 112 ед.), возникших на территории России.
Лесные пожары наносят значительно больший ущерб народному хозяйству страны и личной собственности населения, по сравнению с другими видами пожаров, так как охватывают большие лесные массивы. Например, за 2021 год в России площадь лесного покрова, пострадавшего от пожаров, составила 18,8 млн га, нанесенный ущерб – около 20 млрд рублей2. Особую опасность такие пожары представляют для населенных пунктов, находящихся в районах возможной доступности распространения пожара.
Причины лесных пожаров различны: последствия природных аномалий (засушливое и жаркое лето); халатное отношение некоторой части населения к природе (оставление стеклянной тары и мусора после отдыха, не до конца затушенный костер и др.); халатное отношение должностных лиц, в обязанности которых входит надзор за пожарной безопасностью и ее обеспечение средствами защиты; умышленные поджоги; из-за криминализации и наличия теневого рынка в сфере природопользования сокрытие следов иного преступления (незаконной вырубки).
Любая из указанных причин может привести к уничтожению лесных насаждений в значительных масштабах и даже гибели людей. Реальная возможность наступления указанных последствий требует особого внимания со стороны федеральных органов государственной власти и местного самоуправления, а именно – осуществление на землях лесного фонда мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров3.
Особенную роль в снижении количества пожаров этой категории играет выявление причин их возникновения, что может быть определено только при проведении своевременного, в полном объеме и с соблюдением всех процессуальных норм предварительного расследования. При этом отметим, что процент раскрываемости преступлений, предусмотренных ст. 261 и ст. 219 УК РФ4, является невысоким. На это указывают данные статистики 2021 года относительно переданных в суд дел5: по ст. 261 УК РФ по ч. 1 осуждено 3 лица, по ч. 3 – 1 лицо, по ч. 4 – 0; по ст. 219 УК РФ по ч. 1 – 0, по ч. 2 – 7, по ч. 3 – 2 лица.
Таким образом, особая общественная значимость охраняемых законом объектов и низкие показатели раскрытия уголовных дел рассматриваемой категории преступлений указывают на актуальность определения особенностей их расследования и выявления возникающих с этим проблем.
Обзор литературы
На тему расследования лесных пожаров опубликовано большое количество научных статей, что подтверждает актуальность рассматриваемой проблемы. В ряде научных трудов [1-3] раскрываются недостатки, связанные с некачественным проведением сбора следов в ходе осмотра места пожара (ОМП), а также доказательной информации, необходимой для возбуждения уголовного дела по статье 261 УК РФ и проведения следственных проверок с целью подтверждения выдвинутых на первоначальном этапе версий. Авторы анализированных научных статей [2, 4] связывают проблемы, возникающие при возбуждении уголовных дел и дальнейшего их расследования, лишь с недостаточным соблюдением методических рекомендаций по осмотру места пожара, а также процесса дознания (следствия). Все авторы в своих работах справедливо отмечают проблему низкой раскрываемости преступлений этой категории. На это также указывают статистические данные, представленные В.О. Лапиным в своей статье [5, с. 476]: «В 2019 году из 131 возбужденных МВД России уголовных дел, предусмотренных статьей 261 УК РФ, к нераскрытым по причине неустановленности лица, подлежащего к привлечению в качестве обвиняемого, отнесено 84, что составило 64,1%».
На наш взгляд, проблема имеет более сложный характер, что в первую очередь связано с особенностями расследования этих видов преступлений и сложностями получения доказательной информации, ее объемом, отсутствием межведомственного взаимодействия.
Материалы и методы
Материалами исследования явились порядок и организация доследственных и следственных действий, сбор на этих этапах доказательной информации. Для выявления особенностей расследования лесных пожаров использовался логический метод сравнительного анализа частной методики «Расследования лесных пожаров и поджогов» с методиками, рекомендованными для расследования других видов пожаров, осмотра места пожара.
Для выявления проблем, связанных с нормативно-правовым регулированием общественных отношений, которые возникают в сфере расследования и раскрытия преступлений, касающихся уничтожения или повреждения лесных насаждений от неосторожного обращения с огнем, поджога или нарушения требований пожарной безопасности лицами, на которых возложена обязанность их соблюдения, использовался метод функционального анализа нормативных правовых актов.
Используемые методы позволили определить подходы к решению исследуемых проблем.
Результаты исследования
В ходе проведенного исследования выделен ряд особенностей первоначальных доследственных действий. К одной из особенностей можно отнести получение информации о лесном пожаре и ее проверке. Это заключается в том, что координатором проверки, оповещения иных служб и их взаимодействия по организации тушения лесного пожара являются региональные диспетчерские службы лесного хозяйства или непосредственно диспетчерские службы лесничеств6. Сообщения, поступающие от граждан или юридических лиц на номер «112» или прямую линию лесной охраны (8-800-100-94-00), экстренно передаются в эту службу. Далее диспетчерская служба проверяет поступившую информацию, используя наземные службы и организации, осуществляющие авиационные работы по охране и защите лесов: малую авиацию, беспилотные летательные аппараты (БПЛА) малых и средних классов7, положительно зарекомендовавших себя при мониторинге лесопользования и выявлении правонарушителей. В отдельных случаях задействуют спутниковую дистанционную систему мониторинга (ИСДМ-Рослесхоз) [6].
После подтверждения информации диспетчерская служба оповещает пожарно-спасательный гарнизон – подразделения и организации, выполняющие функции профилактики и тушения пожаров, а также проведения аварийно-спасательных работ (независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности)8.
Кроме указанного, диспетчерская служба должна проинформировать задействованные подразделения о наличии и состоянии сил и средств пожаротушения в районе пожара9.
Необходимо отметить, что обязанности сотрудников органов лесной охраны не ограничиваются профилактикой и тушением пожаров, в их функции также входит обнаружение и задержание лиц, подозреваемых в совершении правонарушений или преступных деяний, фиксации и сохранности следов преступления10.
После подтверждения информации о лесном пожаре сотрудники региональной диспетчерской службы незамедлительно оповещают об этом органы Федерального агентства лесного хозяйства, Государственный пожарный надзор Федеральной пожарной службы, дежурную часть органов внутренних дел Российской Федерации (ОВД РФ) и органы Государственного пожарного надзора Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации (ОГПН ФПС МЧС России). Выбор оповещения последних двух органов зависит от предполагаемой подследственности11 преступления, основанной на первичной версии. Так, согласно ч. 3 п. 1 ст. 150 и ч. 3 п. 6 ст. 151 УПК РФ, предварительное расследование уголовных дел по ч. 1 ст. 261 и ч. 1 ст. 219 УК РФ производится органами дознания в форме дознания. Этот орган входит и в структуру МВД России, и в структуру ОГПН ФПС МЧС России. При версии о преступлениях, предусмотренных частями 3, 4 ст. 261 УК РФ, частями 2, 3 ст. 219 УК РФ, проводится предварительное расследование в форме следствия следственными органами ОВД РФ (ч. 2 п. 3 ст. 151 УПК РФ). Во всех случаях на ОМП выезжает следственно-оперативная группа из районного отделения полиции или городского или регионального управления МВД России, в состав которой входит специалист-криминалист по пожарам. В случаях охвата большой площади возгорания и предположении нанесении лесному хозяйству крупного ущерба подключаются мобильные пожарно-технические лаборатории, имеющиеся в криминалистических центрах УМВД и МЧС России.
Другой особенностью доследственных действий до возбуждения уголовного дела является необходимость сбора информации до прекращения горения, т.е. когда разрушающее воздействие еще не прекращено и последствия еще не ясны. В этот период особенно важно выяснить причину и обстоятельства возникновения пожара. С этой целью дознаватель или следователь направляет запросы в разные ведомства для получения необходимой информации. Например, чтобы получить информацию о должностных правонарушениях, послуживших возникновению или быстрому распространению пожара, следователь (дознаватель) направляет запрос в лесхоз или в орган исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющий государственный лесной надзор (лесную охрану), где эти данные должны регистрироваться ответственными лицами в «Журнале учета предостережений» на бумажном носителе либо в электронном виде12. Также направляются запросы: в метеорологическую службу с целью получения информации о метеорологических условиях в рассматриваемый период по месту обнаружения лесного пожара; в ИСДМ Рослесхоза для получения данных (снимков), фиксирующих процесс распространения пожара во времени; в органы, отвечающие за эксплуатацию электросетей и оборудования, на предмет наличия аварийных режимов их работы. В лесничестве истребуется лесная карта подведомственного участка с указанием особенностей рельефа, расположения просек, дорог, противопожарных обустройств, в том числе минерализованных полос, плановых вырубок лесных насаждений. Кроме указанного, проводятся опросы летчиков-наблюдателей баз авиационной территориальной охраны лесного участка. От участкового и лесничего истребуются рапорты о задержании нарушителей. Проводятся те мероприятия, которые позволяют получить информацию по всем возможным версиям возникновения пожара. Дознаватель дает задание на проведение оперативно-розыскных мероприятий по установлению виновного(ых) лица. С этой целью собирается информация об автомобильном транспорте, въезжающем в предполагаемый период на территорию леса, идет проверка грибников, охотников, отдыхающих и др.
После тушения пожара неотъемлемой и важной частью доследственных действий является осмотр его места. При этом необходимо отметить, что осмотр места лесного пожара требует дополнения к общим правилам рекомендованной методики, определяющей особенности тактики этого следственного действия. Кроме поиска и сбора следов, указывающих на квалификацию преступления и лицо, его совершившего, устанавливается очаг возгорания, вид пожара, материалы для проведения пожарно-технической экспертизы. К протоколу осмотра пожара прилагается рапорт должностного лица с описанием процесса тушения пожара и всех временных параметров его тушения.
До возбуждения уголовного дела по ч. 3 и 4 ст. 261 проблемой является установление ущерба, нанесенного пожаром.
Далее при наличии оснований к возбуждению уголовного дела по ст. 261 или ст. 219 УК РФ проводится предварительное расследование.
О проблеме получения полного объема информации свидетельствуют данные13. Так, в 2021 году от общего числа проводимых проверок по фактам возгорания (15 112 ед.) по ст. 261 УК РФ возбуждено 709 уголовных дел, что составило 4,7%.
В ходе исследования также были выяснены особенности расследования лесных пожаров: отсутствие личности потерпевшего (в большинстве случаев), так как лесной фонд, уничтожаемый пожаром, является достоянием государства, а потерпевшим считается все общество; большое число подозреваемых; большое число пострадавших (в ряде случаев); необходимость сбора большого объема доказательств из разных источников и ведомств.
Указанное побуждает следователя к выдвижению большого количества версий и, соответственно, их проверке.
Для подтверждения или исключения версий преступлений, отнесённых к ст. 261 УК РФ, следователю (дознавателю) необходимо дополнительно провести ряд проверок, позволяющих установить личность подозреваемого: нарушившего правила, ограничивающие пребывание граждан на этом участке леса или въезда на транспортном средстве (за интересующий период); имеющего мотив и цели в умышленном поджоге; заинтересованного в нарушении использования лесных ресурсов определенным способом (например, сокрытие следов незаконной вырубки леса путем поджога).
С целью подтверждения (исключения) версий относительно уголовного преступления по ст. 219 УК РФ следователь (дознаватель) должен провести ряд проверок деятельности должностных лиц, в обязанность которых входит обеспечение и соблюдение требований пожарной безопасности. Устанавливаются лица, ответственные за противопожарное обустройство участка леса, соблюдение норм по наличию средств пожаротушения, если это привело к распространению пожара. Проверяется соблюдение правил тушения лесных пожаров и мероприятий по координации работ, связанных с их тушением. При этом устанавливаются ответственные за это лица.
Собранные доказательства позволяют квалифицировать преступление и выявить круг подозреваемых лиц. Далее ставится задача оперативной службе по поиску и задержанию подозреваемого (мых).
Обсуждение и заключение
По результатам проведенного исследования следует заключить: основной сложностью при раскрытии и расследовании лесных пожаров является невозможность проведения в полном объеме следственных действий одним следователем и в рамках одного ведомства. На наш взгляд, эффективное раскрытие и расследование подобных преступлений возможно лишь при создании постоянно действующей межведомственной следственно-оперативной группы (СОГ), специализирующейся на раскрытии рассматриваемых видов преступлений. Правовая регламентация производства предварительного следствия следственной группой сформулирована в ст. 163 УПК РФ. Исходя из практики расследования дел по горячим следам, координирующую функцию во взаимодействии между подразделениями и ведомствами может выполнять дежурная часть МВД России, УМВД России.
В настоящее время в структуре Следственного комитета России создан отдел по расследованию экологических преступлений. Считаем это недостаточным, так как задачей этого отдела является раскрытие особо тяжких преступлений. В связи с этим имеется необходимость создания подобных отделов в структуре Следственного департамента МВД России и Главных следственных управлениях ГУ МВД России. При этом не исключается тесное взаимодействие с Рослесхозом, МЧС России, Генпрокуратурой России и другими ведомствами, участие которых важно для выполнения единой задачи. Однако реальность создания подобных групп можно подвергнуть сомнению, так как уже существующий проект о взаимодействии указанных ведомств14 до сих пор не утвержден.
На основании результатов анализа указанных проблем, для улучшения качества расследования и его своевременности следует внести предложение о создании в структуре лесного хозяйства органа дознания на базе внутриведомственного надзора по пожарной безопасности, по аналогии ОГПН ФПС МЧС России, что обусловлено наличием в Рослесхозе большей доли информации, необходимой для возбуждения и расследования дел по лесным пожарам. Однако в этом случае возникнет вопрос о независимости функции надзора относительно предмета пожарной безопасности, что предполагает его вневедомственность15. В настоящее время «полномочия в области лесных отношений, пожарной опасности в лесах и лесных пожарах» являются предметом федерального органа исполнительной власти и субъектов Российской Федерации16. В соответствии со ст. 91 ЛК РФ «органами государственной власти, осуществляющими управление в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов» создан «Государственный лесной реестр». Этот реестр представляет собой свод документированной информации о лесах, их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах, данных мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожарах (перечисленная информация в обязательном порядке предоставляется Рослесхозом и лесными хозяйствами). Из сведений государственного лесного реестра формируются лесные карты, составленные на картографической основе и тематические карты.
Исходя из того, что пожарный надзор в лесах уполномочены осуществлять федеральные органы исполнительной власти, а не Рослесхоз – выезд на ОМП и предварительное расследование по рассматриваемым преступлениям остается за подведоственной организацией – МВД России. На практике нередко в этом участвуют дознаватели органа дознания ОГПН ФПС МЧС России, несмотря на то, что лесной фонд РФ не указан в качестве предмета пожарного надзора в нормативных правовых актах этого ведомства. Недостаточная компетентность дознавателей ОГПН ФПС МЧС России и следователей МВД России в расследовании лесных пожаров подтверждает необходимость создания в структуре МВД России специализированного подразделения (отдела) по расследованию экологических преступлений, в том числе лесных пожаров.
Таким образом, выявленные в статье особенности расследования преступлений, связанных с лесными пожарами, вызывают ряд проблем:
- невозможность проведения в полном объеме доследственных и следственных действий одним следователем (дознавателем) из-за необходимости получения большого объема информации из разных ведомств;
- отсутствие организационно-распорядительного акта (Инструкции) о межведомственном взаимодействии МВД России, Рослесхоза, Генпрокуратуры, МЧС России по пресечению, расследованию и раскрытию лесных пожаров.
Решение указанных проблем мы видим в:
- разработке и утверждении Инструкции по межведомственному взаимодействию МВД России и его Главного следственного управления с Рослесхозом, Генпрокуратурой, МЧС России по пресечению, расследованию и раскрытию экологических преступлений, в том числе приведших к лесному пожару;
- создании на основе взаимодействия постоянно действующих межведомственных следственно-оперативных групп;
- создании в структуре МВД России (Следственном департаменте и его подразделениях) специализированного отдела по предварительному расследованию экологических преступлений, в том числе преступлений, приведших к лесному пожару, – с целью повышения компетентности дознавателей ОГПН ФПС МЧС России и органов дознания МВД России и его следователей в рассматриваемой сфере расследования.
1. Plotnikova G.V., Lubenec P.S. Problemy osmotra mesta proisshestviya i rassledovaniya lesnyh pozharov v Irkutskoy oblasti // Pravo. Bezopasnost'. Chrezvychaynye situacii: sbornik materialov IX Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferencii. Sankt-Peterburg. 2021. № 4 (53). S. 65 - 72.
2. Borzunova N.Yu., Yahontova O.N. Osobennosti taktiki proizvodstva sledstvennyh deystviy po ugolovnym delam ob unichtozhenii i povrezhdenii lesnyh nasazhdeniy // Problemy upravleniya rezhima v tehnosfere. Sankt-Peterburgskiy universitet Gosudarstvennoy pozharnoy sluzhby MChS Rossii. 2021. S. 124 - 131.
3. Selezneva T.N. Prokurorskiy nadzor za ispolneniem zakonov organami, osuschestvlyayuschimi doznanie po delam o lesnyh pozharah // Zakonnost' i pravoporyadok v sovremennom obschestve: sbornik materialov XXXVII Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii. Novosibirsk, 2017. S. 135 - 139.
4. Tugutov B.A. Podderzhanie gosudarstvennogo obvineniya po ugolovnym delam o lesnyh pozharah // Zakonnost'. 2012. № 6. S. 35 - 38.
5. Lapin V.O. Aktual'nye voprosy praktiki i organizacii rassledovaniya unichtozheniya ili povrezhdeniya lesnyh nasazhdeniy, sovershennyh putem podzhoga // Sbornik materialov mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii. Moskva: Akademiya upravleniya MVD Rossii, 2020. S. 472 - 482.
6. Gribunov O.P., Morozov R.O. Ispol'zovanie rezul'tatov informacionnoy sistemy distancionnogo monitoringa lesnyh pozharov pri rassledovanii unichtozheniya ili povrezhdeniya lesnyh nasazhdeniy // Kriminalistika: vchera, segodnya, zavtra. 2022. № 1 (21). S. 26 - 34.