UDK 343.85 Предупреждение преступлений. Уголовная профилактика. Социальные меры предупреждения. Профилактика преступности несовершеннолетних
Introduction: the article is devoted to the criminological analysis of juvenile involvement in self-destructive behavior in conditions of information globalization that determines the appearance of new types of this behavior and ways of involvement, requiring improvement of preventive measures at the present stage of society development. Materials and Methods: the methodological basis of the study consisted of general scientific and special scientific methods of knowledge: system-structural analysis, synthesis, comparative legal method, dialectical method, thematic content-media analysis, analytical and statistical research. Results: the conclusion was substantiated, according to which, a systemic, multilevel program of effective preventive impact of juvenile involvement in self-destructive behavior was proposed. Discussion and Conclusions: the conclusions about the necessity of further improvement of preventive measures of the considered phenomenon are formulated.
prevention; juvenile involvement; destructive activity; self-destructive behavior; activity; leading to suicide
Введение
Аутодеструктивное поведение представляет собой отклоняющееся от медицинских и психологических норм поведение, угрожающее целостности и развитию самой личности, включающее суицидальное поведение, пищевую и химическую зависимость, членовредительство, деятельность с выраженным риском для жизни [1, c. 113]. Кроме того, оно связано с разными формами саморазрушений: от высокорискованных действий, нацеленных на поиск ощущений, до самоповреждений и суицидальных актов. Проявления у несовершеннолетнего подобного поведения могут стать источником повышенной опасности как для него самого, так и для его близких, окружающих и общества в целом. Игнорирование или несвоевременное выявление признаков аутодеструктивного поведения у ребенка нередко приводит к причинению им физического вреда самому себе, окружающим, суицидальным поступкам, появлению зависимостей (токсикомания, алкоголизм, наркомания) [2, с. 6-7]. В связи с этим особую значимость своевременного предупреждения вовлечения несовершеннолетних в аутодеструктивное поведение придает факт связи несуицидальных самоповреждений с последующим возникновением суицидальных мыслей и действий.
Материалы и методы
Материальную основу исследования составили отечественные научные труды в области предупреждения вовлечения несовершеннолетних в различные формы аутодеструктивного поведения, фундаментальные труды криминологов, девиантологов, психологов и педагогов. Отраженные результаты подкреплены актуальными материалами правоприменительной практики, данными статистики и социологического опроса. Опрос проведен в период с декабря 2021 г. по март 2022 г. среди слушателей факультета профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации КЮИ МВД России, студентов колледжа РПА Минюста (более 100 человек).
Применяемые в процессе настоящего исследования системно-структурный анализ, синтез, тематический контент-анализ СМИ, сравнительно-правовой, диалектический, аналитический и статистический методы позволили проанализировать и обобщить существующие подходы к предмету исследования, а также сформулировать необходимые выводы и предложения.
Обзор литературы
Изучению данной проблемы посвящены научные труды криминологов: Г.А. Аванесова, М.М. Бабаева, А.Н. Варыгина, Я.И. Гилинского, Е.В. Демидовой-Петровой, А.И. Долговой, Н.Ф. Кузнецовой, А.Е. Шалагина; кроме того, научные работы в области психологии и девиантологии несовершеннолетних: А.Г. Амбрумова, Ф.К. Зиннурова, Е.В. Змановской, Ю.А. Клейберга, Ю.Ю. Комлева, М.Н. Кузнецовой, Н.А. Польской, Е.Г. Трайнина, Л.Б. Шнейдера и др.
К фундаментальным исследованиям, рассматриваемой проблемы следует отнести следующие работы: «Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других отклонений» (Я.И. Гилинский, 2007), «Предупреждение преступлений в подростково-молодежной среде» (А.Е. Шалагин, 2022), «Преступность несовершеннолетних в современной России: вопросы изучения и предупреждения» (Е.В. Демидова-Петрова, 2021) [3], «Теория и практика профилактики девиантного поведения подростков в условиях социокультурной деятельности: история и современность» (Ф.К. Зиннуров, 2019), «Основы психологии девиантного поведения: монография» (Ю.А. Клейберг, 2014), «Девиантное поведение личности и группы» (Е.В. Змановская, В.Ю. Рыбников, 2019).
Результаты исследования
Проведенный нами анализ правоприменительной практики с 2018 года свидетельствует, что в настоящее время в субъектах Российской Федерации увеличивается количество случаев травмирования и гибели несовершеннолетних в результате высокорискованных действий, связанных с разными формами саморазрушения, нацеленных на поиск новых ощущений, включая самоповреждения и суицидальные акты [4, с. 341] (далее – аутодеструктивное поведение (деятельность). Ежегодно количество поступающих в правоохранительные органы сообщений о суицидах детей составляет более четырех тысяч, схожие данные озвучиваются средствами массовой информации и независимыми исследованиями1. Во многом распространению такого поведения способствуют доступность и анонимность социальных сетей для несовершеннолетних (существуют отдельные сообщества и чаты по таким направлениям, как трейнсерфинг, руфинг и др.). Например, все большее число подростков в школах, детских оздоровительных лагерях, спортивных секциях участвуют в групповых «играх», связанных с целенаправленным сдавливанием сонной артерии для наступления кратковременной потери сознания. Согласно проведенному нами опросу молодых людей в возрасте от 18 до 25 лет, 77,8% из них знают о подобных «играх», видели их, принимали в них участие до наступления совершеннолетия.
Вместе с тем латентность таких девиаций и недостаточная работа систем профилактики приводит к увеличению числа подростков, придерживающихся аутодеструктивной субкультуры, приводящей к травмам и гибели несовершеннолетних.
Так, в 2020 г. в Республике Башкортостан в результате указанных выше действий путем сдавливания шеи руками одного из подростков погибла восьмилетняя девочка. Как было установлено следственными органами, после того как ребенок потерял сознание и не приходил в чувства, ее друзья пытались сокрыть содеянное, сняв с нее одежду и поместив тело в водоем2. В январе 2021 г. в г. Орске было обнаружено тело одиннадцатилетней школьницы, погибшей в результате удушья от самоповешивания в сарае3.
Такие негативные направления, как зацепинг, руфинг, приводят к тяжелым травмам и к гибели несовершеннолетних. Например, в феврале 2021 в Липецкой области на железнодорожной станции «Казинка» четырнадцатилетний подросток, забравшись на крышу грузового вагона, получил черепно-мозговую травму и термические ожоги4.
Кроме того, нередки случаи вовлечения несовершеннолетних через переписку в социальных сетях в совершение опасных действий на крышах и окнах, в результате которых, при наличии подтвержденного фотоотчета или прямой трансляции, подростки получают вознаграждение.
В целях установления детерминант рассматриваемой формы аутодеструктивного поведения и организации эффективного предупредительного воздействия в отношении него необходимо обратить внимание на окружение и семью погибших. В первом рассматриваемом нами случае несовершеннолетний, совершивший удушение, проживал с отцом, ранее ограниченным в родительских правах в связи с неоднократным привлечением к административной и уголовной ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей. Более того, органами и учреждениями системы профилактики не были организованы учет и работа с данной неблагополучной семьей. Во второй ситуации родственники погибшей знали об ее увлечении асфилоксией, однако обращений к психологу не было. Работа органов опеки и попечительства с посещением данной семьи не проводилась в связи с распространением коронавирусной инфекции.
Таким образом, на основании приведенных примеров можем заключить, что развитие личности, особенно динамично происходящее в детстве, отрочестве и юности, в связи с агрессивно-негативным воздействием семейной, образовательной и информационной среды приводит не только к снижению уровня физического и психического здоровья, но и часто к развитию аутодеструктивного и суицидального поведения несовершеннолетних.
Подростковый возраст – один из критических переходных периодов в жизненном цикле развития личности. Данный возрастной промежуток считается кризисным, поскольку происходят резкие качественные изменения, затрагивающие все стороны психологического и физиологического развития несовершеннолетнего. Также необходимо отметить, что социальная жизнь подростка в этот период изменчива и уязвима со стороны внешнего негативного влиянии [5, с. 28.]. В связи с этим Министерством просвещения Российской Федерации были разработаны рекомендации по определению признаков формирования суицидального поведения, к которым можно отнести длительное уединение, бессонницу, отказ от питания, агрессию, проблемы с успеваемостью, попытки нанести себе увечья, появление в речи таких высказываний как «лучше смерть», «все пожалеют об этом», «я не нужен» 5.
Обсуждение и заключение
Мы определяем аутодеструктивное поведение как одну из форм проявления девиантного развития личности. Распространению девиантного поведения среди подрастающего поколения на современном этапе способствуют процессы глобализации, цифровизации, сетевизации, урбанизации, массовой миграции [6, с. 220-222], принятие ценностей «общества потребления», отрицание культурных, этических, эстетических норм [7, с. 177-181]. Развитие информационно-телекоммуникационных технологий и проникновение их в повседневную жизнь способствуют распространению негативной субкультуры. Идеи аутодеструктивной деятельности интернет-пространства набирают огромную популярность в подростковой и молодежной среде, доступ к которым практически безграничен и способствует вовлечению несовершеннолетних в противоправную деятельность. Полагаем, что термин «вовлечение» следует трактовать расширительно. Вовлечение предполагает активные действия, представляющие собой психическое или физическое воздействие на несовершеннолетнего, направленное на его склонение к какому-либо противоправному действию. Как правило, преступники для вовлечения несовершеннолетних в формы аутодеструктивного поведения прибегают к осуществлению различных подготовительных действий. Чаще всего они направлены на выбор несовершеннолетнего, который наиболее подходит для совершения аутодеструктивной деятельности; возникновение у подростка любопытства к различным формам аутодеструктивного поведения; уменьшение контроля несовершеннолетнего над своими действиями.
Проанализируем положительный опыт Республики Татарстан в предупредительном криминологическом аспекте вовлечения несовершеннолетних в различные формы аутодеструктивного поведения. В настоящее время в Республике Татарстан реализован проект «Цифровая гигиена» (https://vk.com/gigyena), целью которого является формирование модели профилактики отрицательного влияния информации на психическое, физическое и социальное благополучие подростков, профилактика заболеваний и несчастных случаев среди подростков, связанных с информацией, оздоровление окружающей информационной среды6. В рамках проекта на платформах «YouTube» и «Вконтакте» были размещены видеоролики по обеспечению безопасности и сохранению личных данных, кибербуллингу, кибермошенничеству. На момент проведения исследования указанные видеоролики имели более 40 тысяч просмотров7. Кроме того, более 20 лет республиканское добровольческое правоохранительное объединение учащейся, студенческой и работающей молодежи движение «Форпост» (https://rcforpost.tatarstan.ru) осуществляет профилактику правонарушений и преступлений совместно с органами внутренних дел8. Ежегодно в мероприятиях движения принимают участие более 250 несовершеннолетних, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних, в результате 12% из них снимаются с учета в связи с исправлением. С 2019 года с положительной стороны зарекомендовал себя проект «Пилот-Т». Целью проекта является организация комплексной межведомственной профилактической работы в образовательных организациях, в которых по результатам мониторинга активности обучающихся в социальных сетях выявлялись группы риска несовершеннолетних с высоким риском деструктивного поведения. Благодаря данному проекту были выявлены несовершеннолетние, подписанные на группы футбольных фанатов «ультрас», «скулшутинга» (запрещено на территории Российской Федерации), «А.У.Е» (запрещено на территории Российской Федерации), «группы смерти»9.
Кроме того, серьезная работа по предупреждению криминализации подростковой среды проводится сотрудниками органов внутренних дел. Сотрудниками полиции проводится разъяснительная работа с детьми и родителями в непрерывном взаимодействии с администрациями учебных заведений в целях своевременного реагирования на девиантное поведение школьников и студентов. В 2021 году в Республике Татарстан количество уголовных дел по преступлениям с участием несовершеннолетних снизилось на 20,5% (с 873 до 694). Несовершеннолетними меньше совершено преступлений: в составе групп (-21,3%, с 338 до 266), совместно со взрослыми лицами (-30,8%, со 172 до 119), в общественных местах (-26,6%, с 518 до 380), в состоянии алкогольного опьянения (-42,2%, со 144 до 83), в состоянии наркотического опьянения (-50%, с 4 до 2), с участием судимых лиц (-27,7%, со 195 до 141)10. Однако необходимо учитывать, что в общей статистике преступности несовершеннолетних не отражается количество преступлений, совершаемых подростками, не достигших возраста уголовной ответственности.
Таким образом, эффективная программа профилактики вовлечения несовершеннолетних в формы аутодеструктивного поведения, по нашему мнению, может выглядеть следующим образом:
универсальная профилактика. Она должна быть направлена на повышение осведомленности о существующей проблеме аутодеструктивного поведения, о формах проявления и методах вовлечения, наступлении возможных последствий (например – 10 сентября – Всемирный день предотвращения самоубийств) [8, с. 62]. В связи с этим могут применяться меры по распространению наглядной информации на открытых онлайн-площадках в форме мероприятий, подготавливаемых различными некоммерческими организациями. Кроме того, на этом этапе необходимо осуществлять мониторинг сети Интернет на предмет выявления деструктивных интернет-сообществ, которые осуществляют вовлечение несовершеннолетних в свою противоправную деятельность. Еще одной формой универсальной профилактики является проведение профилактического информирования, например, в виде тематических лекций, семинаров, конкурсов и других мероприятий, направленных на обучение безопасному использованию интернет-пространства с разъяснением негативного влияния различных деструктивных интернет-сообществ. В связи с этим в рамках данной формы профилактики необходимо адресно доводить информацию о порядке обращения в территориальные органы МВД России, медицинские организации и другие органы профилактики при обнаружении признаков вовлечения несовершеннолетних в деструктивные интернет-сообщества. Кроме этого, следует разработать и запустить специализированные линии доверия, аффилированные с МВД России, для лиц, столкнувшихся с пропагандой и вовлечением в аутодеструктивную деятельность, буллингом в образовательных учреждениях, семьях и ином окружении, с кибербуллингом, с домогательством в социальных сетях, либо с возникшими сомнениями о доброжелательности незнакомых лиц;
специальная профилактика – работа с несовершеннолетними, относящимися к группе риска и являющимися потенциальными участниками деструктивных молодежных групп. Основной целью данной профилактической работы является выработка определенной модели поведения, при которой несовершеннолетний будет ощущать себя значимым как для общества в целом, так и для отдельных индивидуумов [9, с. 127-130]. Для достижения указанной цели необходимо проводить работу по созданию условий по переориентации подростков в позитивное русло, а именно творчество, спорт, интеллектуальное развитие и т.д. Кроме того, профилактическую деятельность необходимо проводить не только индивидуально с несовершеннолетним, но и с его родителями или законными представителями, с целью разъяснения признаков асоциальных групп и негативного влияния их на личность подростка, способов вовлечения несовершеннолетних в данные группы, акцентируя внимание на необходимости контроля круга общения подростка как в реальной жизни, так и в социальных связях в сети Интернет.
Полагаем, что в рамках специальной профилактики целесообразно возрождение института школьных инспекторов в подразделениях по делам несовершеннолетних. Школьные инспекторы будут выступать связующим звеном между семьей, школой и органами внутренних дел. Только достижение слаженной совместной работы всех субъектов системы профилактики приведет к положительному эффекту от предупредительной деятельности вовлечения несовершеннолетних в аутодеструктивное поведение. В свою очередь, комплексная работа родителей, педагогов, психологов и сотрудников полиции по формированию и развитию семейных, патриотических, нравственных, религиозных, мировоззренческих ценностей у несовершеннолетнего должна проходить постоянно, особенно следует уделить внимание детям в более раннем возрасте.
Нельзя не отметить еще одно важное направление в профилактической деятельности рассматриваемых противоправных деяний - сотрудничество с различными молодежными и общественными организациями правоохранительной направленности, волонтерами в рамках предупреждения вовлечения несовершеннолетних в деструктивные интернет-сообщества экстремистской направленности. В соответствии с официально опубликованными данными ГУОООП МВД России в интернет-среде имеется свыше 200 сайтов, в которых граждане с активной жизненной позицией, молодежные блогеры, общественные организации при поддержке региональных властей осуществляют публикацию информации, как для несовершеннолетних, так и для их родителей11.
Таким образом, программа предупреждения вовлечения несовершеннолетних требует объединения усилий всех институтов гражданского общества; кроме того, она должна быть системной и многоуровневой, учитывать влияние и взаимодействие различных факторов: социальных, гендерных, возрастных, психологических, организационно-управленческих и других и включать детальную, кропотливую работу по постоянному повышению квалификации специалистов специальных служб и педагогического сообщества, превентивную систематическую работу с законными представителями несовершеннолетних, совершенствование законодательной базы, регламентирующей вопросы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, разработку специальных мер, направленных на снижение уровня криминогенного воздействия взрослых на подростков, повышение уровня правовой культуры несовершеннолетних, в том числе и в вопросах уголовной ответственности.
1. Zmanovskaya E.V., Rybnikov V.YU. Deviantnoe povedenie lichnosti i gruppy: uchebnoe posobie. Sankt-Peterburg: Piter, 2019. 352 s.
2. Pol'skaya N.A. Autodestruktivnoe povedenie v podrostkovom vozraste:profilaktika i osnovy psihologo-mediko-pedagogicheskoj pomoshchi. Moskva: Centr zashchity prav i interesov detej, 2019. 58.
3. Demidova-Petrova E.V. Prestupnost' nesovershennoletnih v sovremennoj Rossii: voprosy izucheniya i preduprezhdeniya: monografiya. Kazan': KYUI MVD Rossii, 2021. 464 s.
4. Kuznecova M.N. Obzor teoreticheskih aspektov destruktivnogo povedeniya lichnosti // Uchenye zapiski universiteta im P.F. Lesgafta. 2018. № 2 (156). S.340-343.
5. Regush L.A. Psihologiya sovremennogo podrostka. Sankt-Peterburg: Rech',2005. 386 s.
6. SHalagin A.E., Idiyatullov A.D. Zarubezhnyj opyt preduprezhdeniya prestupnosti v XXI veke // Vestnik Kazanskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. 2020. T. 11, № 2. S. 219 - 225. DOI:https://doi.org/10.37973/KUI.2020.67.83.012
7. Gilinskij YA.I. Deviantnost', prestupnost', social'nyj kontrol' v obshchestve postmoderna: sbornik statej. Sankt-Peterburg, 2017.S.177-181.
8. SHCHetinina E.V. Problemy razvitiya kul'tury nasiliya v internet-prostranstve // Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovaniya. 2018. № 2 (18). S. 127-130.
9. Fedyaj D.S., Fedotova E.P., Nelyubova YA.K. Profilaktika destruktivnogo povedeniya u detej i podrostkov kak napravlenie social'no-psihologicheskogo soprovozhdeniya uchastnikov obrazovatel'nyh otnoshenij: uchebno-metodicheskoe posobie. Saratov: GAU DPO «SOIRO», 2020. 80 s.