from 01.01.2011 to 01.01.2018
Saratov, Russian Federation
UDK 342 Государственное право. Конституционное право. Административное право
Introduction: the article discusses the jealousy as a motive for criminal acts; the correlation of jealousy with other motives, such as revenge and hatred. Materials and Methods: methodological basis for the study were comparative legal and logical research methods, analysis and synthesis, induction and deduction, logical, systemic, structural-functional, linguistical and technical juridical methods. Results: the authors analyzed theoretical and practical aspects of motivational sphere of human activity. The authors considered the motive for criminal acts, its correlation with other motives, figured out the correlation of the motive with emotional state of mind, defined the need of further scientific studies as the motive of committing crimes. Discussion and Conclusions: the necessity of an integrated approach in the study of the motivational sphere of a person from the perspective of criminal law and criminology is substantiated.
motive; emotions; motive of jealousy; state of affect; crimes committed on the motive of jealousy
Введение
Поведение человека и позиционирование его в обществе, как правило, обусловлено внутренними потребностями индивида. Взаимодействуя с внешним миром, человек выбирает для себя определенную линию поведения, которая зависит от различных факторов биологической и социальной направленности.
Человек – не рядовое явление в картине мира, а субъект, способный к изменению мира и самого себя. Западная антропология покоится на трех постулатах: человека характеризуют разум, способность к языку и к общественной жизни. Традиция определения человека как разумного существа появилась еще в древнегреческой философии.
В античной философии разум выступал управляющим центром и являлся главным арбитром в вопросах истины. Концепция человека в средневековый период теоцентрична – потусторонний мир, как и сам человек, рассматривался в качестве юдоли греха и печали только на момент движения к Богу. Противопоставлялись бессмертная душа, обращенная к потустороннему, подлинно духовному миру, и смертная плоть.
В Новое время человек – главный феномен, заслуживающий большого внимания; появляется стремление понять его как явление посюсторонней реальной жизни, не вторгаясь в область божественного [1, с. 3-5].
Позднее представители немецкой классической философии определяли человека как общественное существо, являющееся представителем какой-либо прослойки общества [1, с. 10].
Человек – живое разумное существо, способное вступать в различные общественные отношения, выстраивать свою линию поведения в них. В контексте рассматриваемой проблемы особый интерес в первую очередь представляет лицо, совершившее преступление, либо группа лиц, если имеет место групповое преступление.
Любое преступное поведение мотивировано какими-либо факторами, как субъективного, так и объективного характера, безмотивного преступного поведения не бывает. Именно мотив является внутренней причиной любого преступления, определяет, в том числе, направленность и общественную опасность действий правонарушителя. Изучая мотивационную сферу, мы тем самым изучаем и саму личность преступника. Поэтому при криминологическом анализе любой личности преступника невозможно оставить без внимания мотивы его преступных действий.
Среди множества мотивов преступных действий представляется необходимым остановиться на таком мотиве, как ревность, определить его содержание и соотношение с другими мотивами преступлений. Несмотря на то, что данный мотив достаточно распространен, прежде всего в насильственном преступном поведении, он остается недостаточно, на наш взгляд, исследованным как в уголовно-правовом, так и криминологическом аспектах, что и послужило основанием выбора тематики статьи.
Обзор литературы
Изучением данной проблемы занимались ученые в области криминологии и уголовного права: Г.А. Аванесов, Ю.М. Антонян, С.В. Бородин, С.А. Венедиктов, А.Ф. Зелинский, Н.П. Галаганова, Н.И. Загородников, Е.И. Думанская, В.Н. Кудрявцев, Т.В. Круглова, В.В. Лунеев, А.Г. Мустафазаде, А.В. Наумов, Э.Ф. Побегайло, Я.Я. Соотак, И.Б. Степанова, С.А. Тарарухин, Л.В. Франк, Т.Н. Харитонова, Д.А. Шестаков и другие.
Материалы и методы
Рассматриваемая в рамках статьи проблема и характер связанных с ней социальных институтов определили использование таких общенаучных и частнонаучных методов, как сравнительно-правовой и формально-логический методы исследования, анализ и синтез, индукция и дедукция, логический, системный, структурно-функциональный, лингвистический, формально-юридический методы. Материалами исследования выступили нормы уголовного законодательства, судебно-следственная практика, научные работы, посвященные проблемам мотивационной направленности личности, мотиву ревности, преступлениям, совершаемым по мотиву ревности.
Результаты исследования
Поведение человека – это образ его действий, на который могут оказывать влияние различные факторы – как объективные (внешние), так и субъективные (внутренние)1. Нарушение уголовно-правового запрета позволяет констатировать общественно опасную направленность личности индивида, в том числе в контексте вероятности совершения им преступного деяния. По мнению ученых, именно «факт совершения преступления характеризует личность как антиобщественную» [2, с. 12]. Серьезное значение, характеризующее поведенческие акты человека, должно отводиться психологическим аспектам, то есть внутренним составляющим субъективного плана. Причиной, побуждающей лицо к тому или иному выбору поведения (правопослушному или противоправному), выступает внутренняя потребность, сформированная в сознании человека.
Субъективная мотивационная сфера зависит от истинного восприятия нравственных ценностей и ориентиров, выступающего сдерживающим фактором. «Нравственные отношения – это отношения, в которые вступают люди, совершая те или иные социальные поступки» [3, с. 25]. В идентичных условиях один индивид будет воздерживаться от нарушения уголовно-правового запрета, а другой совершит преступление. Характерно, что мотивы, которыми руководствуется человек, могут носить как позитивный, так и негативный характер. В некоторых случаях лицо может даже руководствоваться несколькими мотивами и тогда следует выяснять, какой мотив был доминирующим, ибо мотив оказывает существенное влияние на психическое отношение виновного к результату совершенного преступления.
Мотив – побудительная причина, повод к какому-нибудь действию2. Поведение человека в конкретной ситуации обусловливается наиболее сильным мотивом, который при сложившихся обстоятельствах является самым перспективным для достижения человеком поставленной цели [4, с. 63].
Мотив преступления сопряжен с виной человека в совершении общественно опасного деяния. Он является внутренней детерминантой его негативного отношения к объектам уголовно-правовой охраны, имеющей особое выражение по отношению к умышленной и неосторожной формам вины.
Как правило, мотив представляет собой факультативный признак субъективной стороны состава преступления, однако в некоторых случаях служит обязательным криминообразующим фактором, подлежащим обязательной уголовно-правовой оценке при квалификации. По сути, безмотивных преступлений не существует, мотив подлежит обязательному установлению в процессе сбора доказательственной базы по конкретному уголовному делу.
В последнее время в связи с развитием информационного пространства, внедрением в различные сферы жизнедеятельности общества искусственного интеллекта человечество сталкивается не только с появлением ранее не известных видов преступности, но и трансформацией традиционных. Изменяются криминологические составляющие различных видов преступности, способы совершения конкретных деяний, модифицируются характеристики лиц, их совершающих. В связи с этим приобретает актуальность разработка новых подходов к борьбе с преступностью, позволяющих купировать причины и условия преступлений, в том числе с учетом мотивации совершаемых преступлений.
В науке принято делить мотив преступлений по различным основаниям. Такие мотивы, как месть, ревность, зависть, относят к мотивам с антиобщественным содержанием. Характерно и то, что данные мотивы не реализуются в чистом виде, их часто сопровождают иные побуждения. Но один из них всегда будет доминирующим. Например, мотив ревности нередко сопровождают мотивы мести, зависти; ревность влечет за собой возникновение личных неприязненных отношений. Так, гр. Ж., пользуясь свободным доступом к имуществу совместно проживающего с ней лица, взяла его мобильный телефон и, просмотрев хранящуюся в его памяти информацию, обнаружила фотографию своей знакомой в обнаженном виде. В целях мести виновная разместила указанную фотографию на странице в социальной сети Интернет со ссылкой на страницу потерпевшей, сопроводив комментариями негативного характера3.
В подобных случаях основным доминирующим фактором, который движет преступным поведением лица, выступает ревность. Ревность имеет разное значение и может восприниматься как в негативном, так и позитивном смысле. Например: 1) ревность – страстная недоверчивость, мучительное сомнение в чьей-нибудь верности, в любви; 2) ревность – боязнь чужого успеха, опасение, что другой сделает лучше, мучительное желание безраздельно владеть чем-нибудь; 3) ревность – усердие, старательность, рвение4.
С мотивом тесно связано такое понятие, как эмоция – особое психическое состояние лица, совершившего преступление. Эмоция – душевное переживание, волнение, чувство (часто сопровождаемое какими-нибудь инстинктивными выразительными движениями)5. Эмоция – определенное состояние, коррелирующее с оценкой значимости для индивида и действующих на него причин и условий. Она находит выражение вовне в форме переживаний относительно удовлетворения потребностей индивида. Эмоции появляются тогда, когда конкретные события или результаты действий, сопряжены с мотивами. В процессе переживаний и волнений человека затрагиваются его мотивы, что образовывает их. В чрезвычайных условиях, когда человек не справляется с возникшей конкретной ситуацией, развивается аффект, являющийся одной из форм эмоций6.
Состояние аффекта в уголовном праве – обстоятельство, смягчающее наказание только тогда, когда оно было вызвано противоправным или аморальным поведением потерпевшего [5, с. 73].Человек, находясь в таком состоянии, нередко может совершить преступления, предусмотренные ст. 107, 113 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В настоящее время в науке отсутствует универсальный подход к понятию преступлений, совершаемых по мотивам ревности, что, по нашему мнению, является логичным, поскольку в нормах уголовного закона мотив ревности не представлен в качестве квалифицирующего признака. О ревности как о мотиве преступления упоминается лишь в п. 4. постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 января 1999 г. №1 «О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ)», где ревность называется в ряду иных мотивов, таких как неприязнь, зависть, месть, не имеющих квалифицирующего значения7.
Исследуемые преступления могут носить корыстный, корыстно-насильственный «оттенок» (экономические преступления), посягать на конституционные права и свободы конкретного человека, а также совершаться в конкретной сфере общественной безопасности. Но при этом все же их основная масса носит насильственный характер (преступления против личности). К сожалению, уголовно-правовая статистика отдельно не выделяет преступления, совершаемые по мотивам ревности, и их количество можно определить лишь приблизительно по материалам уголовных дел. Так, за четыре года (2014–2017 гг.) в Саратовской области вынесено 107 приговоров по преступлениям, совершенным по мотивам ревности [6, с. 130].
К числу признаков, характеризующих большинство насильственных преступлений, следует отнести совершение таких деяний на семейно-бытовой почве; близкие отношения между потерпевшим и жертвой; ситуационный характер большинства деяний; алкогольное опьянение виновного и потерпевшего; применение в качестве орудия преступления подручных средств и некоторые другие.
Раскрываемость подобных преступлений достаточно высока, что обусловлено особыми взаимоотношениями между преступником и его жертвой.
Сложности, прежде всего, могут возникать и, как свидетельствует практика, возникают в ходе их расследования в связи с необходимостью корректной квалификации таких деяний (например, разграничением преступлений, предусмотренных ст. 105 УК РФ и ст. 107 УК РФ; ст. 111 УК РФ и ст. 113 УК РФ; разграничением преступлений, совершаемых по мотиву ревности и мотиву мести), что обусловлено, по мнению некоторых ученых, именно отсутствием легальной дефиниции мотива ревности [7, с. 229].
Несмотря на существующие сложности в определении мотива ревности при совершении преступления и трудности, возникающие при квалификации таких деяний, а также острой потребности в изучении данной проблемы, научных работ, посвященных ревности как мотиву преступления, единицы, по крайней мере, диссертационных [8]. Последние из них были подготовлены в начале 2000-х годов [9]. Изложенное указывает на необходимость проведения уголовно-правовых и криминологических исследований ревности как мотива совершаемых преступлений.
Обсуждение и заключения
Потребности человека выступают отправной точкой, позволяющей определить истинное отношение к явлениям и предметам реальной действительности, обусловлены его внутренними и внешними составляющими как биологического, так и социального характера.
Преступное поведение, в свою очередь, связано с реализацией антисоциальных потребностей и криминальным поведением личности преступника.
Одним из достаточно распространенных мотивов преступления является ревность, которая может быть связана и с иными мотивами, в частности мести, ненависти, и нередко обусловлена психотравмирующей ситуацией, созданной потерпевшим. Мотив преступления, в том числе ревность, является своего рода «первопричиной» преступного поведения, однако до настоящего времени в уголовно-правовой и криминологической науке мотив ревности остается малоисследованным и, соответственно, требующим более пристального внимания со стороны ученых.
Следует также отметить, что преступления, совершаемые по мотиву ревности, не ограничиваются лишь преступлениями против личности; их реализация имеет широкую сферу распространения в действующем уголовном законе и выходит за пределы раздела 7 УК РФ, что также указывает на необходимость уголовно-правового и криминологического исследования преступлений «ревнивцев», не только насильственного, но и иного характера.
1. Manzhora O.B. Filosofskaya antropologiya: lekciya po filosofii. Saratov: SGAP, 2000. 40 s.
2. Lichnost' prestupnika / S.B. Alimov, N.N. Kondrashkov, V.N. Kudryavcev i dr.; otv. red. V.N. Kudryavcev. Moskva: YUrid. lit., 1971. 356 s.
3. Avanesov G.A. 10 glav o motivacii i motivah. CHerez prizmu nauki kriminologii: monografiya. Moskva: YUNITI: Zakon i pravo, 2012. 301 s.
4. Sklyarov S.V. Vina i motivy prestupnogo povedeniya. Sankt-Peterburg: YUrid. centr «Press», 2004. 326 s.
5. Popov A.N. Prestupleniya protiv lichnosti pri smyagchayushchih obstoyatel'stvah. Sankt-Peterburg: YUrid. centr «Press», 2001. 465 s.
6. Sevost'yanov R.A. Revnost' kak motiv soversheniya prestupleniya // Voprosy rossijskogo i mezhdunarodnogo prava. 2018. T. 8, № 7 A. S. 128 - 134.
7. Titovec A.E. Voprosy kvalifikacii prestuplenij, sovershaemyh po motivu revnosti // Vestnik Volzhskogo universiteta imeni V.N. Tatishcheva. 2020. T. 1, № 3. S. 229 - 234.
8. Stepanova I.B. Revnost': ugolovno-pravovoj i kriminologicheskij aspekt: dis. … kand. yurid nauk: 12.00.08. Ivanovo, 1998. 224 s.
9. Kruglova T.V. Revnost' kak motiv soversheniya prestupleniya i ee ugolovno-pravovoe i kriminologicheskoe znachenie: dis. … kand. yurid. nauk: 12.00.08. Moskva, 2003. 170 s.