Implementation of WorldSkills Competencies in the Educational Process of Departmental Educational Institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Abstract and keywords
Abstract (English):
Introduction: the article deals with the positive experience of conducting championships according to the WorldSkills standards in the competency T11 Law Enforcement (Police Officer). Materials and Methods: the article uses the provisions of the current state educational standards, as well as the data of the author's sociological research conducted in the territory of the Republic of Tatarstan. The work used a set of general scientific and special scientific methods: descriptive, method of logical understanding, abstraction and generalization, analysis, synthesis, systematic approach, method of sociological questioning, method of sociological interviewing. Literature review: special attention is paid to the works of B.S. Aleshin, L.V. Semenova, Y.V. Ushanova and other researchers who consider the implementation of WorldSkills standards in the educational process of educational institutions of higher education. Results: the possibility of implementing WorldSkills standards in the educational process of departmental educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Discussion and Conclusions: the authors conclude that WorldSkills technology is one of the most promising forms of education, which is justified by its increased practice-oriented approach. It is proposed to hold annual local competitions on competence T11 Law Enforcement (Police Officer) in educational organizations of the the Ministry of Internal Affairs of Russia, as well as to develop and implement a new competence Open-Source Intelligence (Cyberpolice), in which competitors will compete in search and accumulation of data on open sources of information.

Keywords:
professional development, career guidance, training standards, educational organizations of the Russian Interior Ministry, law enforcement, national championship, WorldSkills
Text
Text (PDF): Read Download

Введение

В настоящее время безопасность является неотъемлемой частью жизнедеятельности общества и, являясь второй по значимости в пирамиде потребностей А. Маслоу, выступает в качестве необходимо обусловленного явления в жизни каждого человека.

В соответствии со ст. 45 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на защиту своих прав и свобод любыми не запрещенными законом способами. При этом, согласно ст. 52 Конституции Российской Федерации, потерпевшие от противоправных посягательств имеют право на государственную защиту. Реализация указанных положений основного закона России возложена на правоохранительные органы, одним из которых является Министерство внутренних дел Российской Федерации (далее – МВД России).

Развитие системы профессиональной подготовки является одним из основных направлений обеспечения государственной и общественной безопасности. В этом смысле профессиональная подготовка сотрудников органов внутренних дел должна рассматриваться как приоритетное направление, так как от уровня профессиональной подготовленности личного состава зависит не только обеспечение защиты общества, но и личная безопасность сотрудников полиции.

В связи с этим возникает необходимость в подготовке высококвалифицированных кадров, способных оперативно и гибко реагировать на вызовы современности, а также эффективно выполнять возложенные на них задачи. Одним из способов решения указанной проблемы выступает трансформация образовательных технологий, в том числе посредством внедрения компетенций WorldSkills.

Обзор литературы

Анализируемые в статье вопросы применения стандартов WorldSkills в образовательном процессе находят отражение в статьях Б.С. Алешина, Л.В. Семеновой, Ю.В. Ушанова и других исследователей. Ученые акцентируют внимание на внедрении стандартов WorldSkills в образовательный процесс по различным направлениям обучения. На важность совершенствования образовательных технологий обращает внимание Б.С. Алешин, указывая, что данный способ обучения в средних профессиональных учебных учреждениях способствует повышению уровня успеваемости обучающихся [1]. Продолжая и развивая мысль Б.С. Алешина, Л.В. Семенова и Ю.В. Ушанов предлагают интегрировать технологию WorldSkills в образовательный процесс образовательных организаций высшего образования, обосновывая её эффективность на примере опыта организации на базе Института рекреации, туризма и физической культуры Балтийского федерального университета им. И. Канта [2]. При этом, как отмечает М.А. Иванова, демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills является инновационным элементом системы независимой оценки качества современного образования, особенно на международном рынке труда [3].

Материалы и методы

Материалами исследования послужили научные публикации по теме исследования. В работе применялась совокупность общенаучных и частнонаучных методов: метод логического осмысления, на основании которого авторы последовательно изложили материал; анализ и синтез, обеспечившие достоверность выводов; системный подход, необходимый для раскрытия взаимосвязей между явлениями; социологическое анкетирование респондентов, позволившее повысить валидность проведённого исследования; метод моделирования, применявшийся при выстраивании модели внедрения стандартов WorldSkills в качестве формы обучения.

Результаты исследования

В соответствии с действующим федеральным государственным стандартом по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность устанавливаются специальные требования к получению обучающимися профессиональных знаний и компетенций при реализации программ высшего образования в образовательных организациях высшего образования МВД России.

В соответствии с указанным стандартом обучающиеся в процессе освоения образовательной программы должны освоить универсальные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции, необходимые для успешного прохождения службы в органах внутренних дел.

Помимо обязательных общепрофессиональных компетенций, выпускники должны также овладеть и универсальными навыками, которые включают в себя умения по разработке и реализации профильных проектов, наличие навыков коммуникации, межкультурного взаимодействия, проявления функций командной работы и лидерства, а также наличие системного и критического мышления, сформированной гражданской позиции и инклюзивных компетенций.

В связи с этим возникает необходимость внедрения новых способов обучения кандидатов на вакантные должности органов внутренних дел, аттестации выпускников для успешной реализации возложенных на них служебных обязанностей.

По нашему мнению, одним из таких способов выступает внедрение стандартов WorldSkills по направлению «Правоохранительная деятельность (Полицейский)» в образовательный процесс по освоению выпускниками ведомственных образовательных организаций высшего образования прикладных дисциплин.

Рассмотрим положительный опыт внедрения указанной компетенции в образовательный процесс средних профессиональных учебных учреждений.

В 2020 году на базе МБОУ СОШ № 98 Вахитовского района г. Казани впервые прошел региональный чемпионат WorldSkills Russia по направлению «Правоохранительная деятельность (Полицейский)», в котором приняли участие пять команд в категории «юниоры». Команды соревновались в умении применять на практике нормативные правовые акты МВД России, нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие оперативно-служебную деятельность, в частности порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Также команды соревновались в практических навыках при работе в составе следственно-оперативной группы либо наряда полиции.

Таким образом, общая модель проведения соревнований по данной компетенции включает в себя демонстрацию навыков и умений в области профессиональной, тактико-специальной, оперативной и физической подготовки, а также выполнение участниками специальных приёмов.

Об эффективности внедрения указанной компетенции в образовательный процесс также свидетельствуют данные опроса, проведённого в марте 2022 года на базе образовательных организаций среднего профессионального образования. В качестве фокус-групп выступили конкурсанты, принявшие участие в 2020 и 2021 гг. в соревнованиях WorldSkills Russia Juniors в компетенции T11 Law Enforcement (Police Officer), проживающие на территории Республики Татарстан. Опрос конкурсантов был проведен в форме анкетирования, в рамках которого были заданы следующие вопросы:

1. Поддерживаете ли Вы идею внедрения в образовательный процесс стандартов WorldSkills в ходе реализации различных форм проведения учебных занятий по прикладным дисциплинам в сфере правоохранительной деятельности?

2. Легче ли стал усваиваться материал по прикладным дисциплинам в сфере правоохранительной деятельности (криминалистика и др.) после участия в соревнованиях по стандартам WorldSkills?

По результатам анкетирования установлено следующее:

1. Абсолютно все респонденты поддерживают идею внедрения в образовательный процесс стандартов WorldSkills в ходе реализации различных форм проведения учебных занятий.

2. 92% респондентов считают, что учебный материал после участия в соревнованиях стал усваиваться легче, и только 8% опрошенных отметили, что участие никак не повлияло на успеваемость1.

Помимо этого, 10 апреля 2022 года также был проведен устный опрос педагогов, по результатам которого установлено, что 85,7% преподавателей поддерживают идею внедрения в образовательный процесс стандартов WorldSkills в ходе реализации различных форм проведения учебных занятий по прикладным дисциплинам в сфере правоохранительной деятельности, что обосновывается повышенной практикоориентированностью указанной системы.2

Таким образом, исходя из результатов проведенного исследования, мы приходим к выводу, что внедрение стандартов WorldSkills в образовательный процесс образовательных организаций высшего образования МВД России весьма перспективно, так как данный формат способствует повышению практической ориентации образовательного процесса, а также уровня успеваемости конкурсантов по прикладным дисциплинам правоохранительной направленности.

Резюмируя изложенное, заключим, что WorldSkills Russia является флагманом по внедрению новых стандартов подготовки специалистов в сфере трудовой деятельности, а также по совершенствованию экзаменационной системы в среднем профессиональном образовании и популяризации рабочих профессий среди населения.

Обсуждение и заключения

По нашему мнению, технология WorldSkills заслуживает особого внимания, так как способствует совершенствованию подготовки профильных специалистов, обеспечивает практическую направленность и профессиональную ориентированность процесса обучения.

В связи с этим считаем целесообразным введение концепции соревнования в образовательные организации МВД России. На первоначальном этапе предлагается проведение ежегодных локальных соревнований по компетенции T11 Law Enforcement (Police Officer) в образовательных организациях МВД России, по результатам которых лучшие конкурсанты будут отбираться для формирования сборных команд институтов. Далее сформированные команды будут принимать участие в межвузовских соревнованиях, по результатам которых будут выявлены победители. Предлагается проведение данных соревнований в рамках практических занятий по учебным дисциплинам, включенным в перечень рассматриваемой компетенции. Помимо этого, авторами также предлагается разработать и апробировать новую специализированную компетенцию Open-Source Intelligence (Cyberpolice), в рамках которой конкурсанты будут демонстрировать навыки поиска и аккумулирования данных по открытым источникам информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Таким образом, внедрение стандартов WorldSkills в образовательный процесс образовательных организаций МВД России позволит повысить качество образовательного процесса, будет способствовать выработке эффективного механизма выявления и отбора наиболее перспективных курсантов (слушателей), увеличит мотивированность обучающихся к дальнейшему профессиональному развитию. Освещение в средствах массовой информации придаст публичный интерес соревновательному процессу, что в результате популяризирует деятельность полиции, повысит престиж службы и уровень доверия граждан к органам внутренних дел.

References

1. Aleshin B.S. Vnedrenie v obrazovatel'nyj process standartov World Skills kak faktor povysheniya urovnya kachestva obrazovaniya v ssuzah // Molodoj uchenyj. 2020. № 47 (337). S. 466-468.

2. Semenova L.V., Ushanov YU.V. Integraciya tekhnologij Vorldskills v obrazovatel'nyj process vuza // Nauka i turizm: strategii vzaimodejstviya. 2018. № 8. S. 40-46.

3. Ivanova M.A. Demonstracionnyj ekzamen po standartam WorldSkills Russia kak instrument obespecheniya sootvetstviya kachestva podgotovki vypusknikov potrebnostyam ekonomiki Rossii i element nezavisimoj ocenki kachestva obrazovaniya v sisteme srednego professional'nogo obrazovaniya // Upravlenie obrazovaniem: teoriya i praktika. 2018. № 4 (32). S. 87-100.


Login or Create
* Forgot password?