UDK 343.4 Преступления против основных прав граждан. Преступления против прав человека
UDK 338 Экономическое положение. Экономическая политика. Управление и планирование в экономике. Производство. Услуги. Цены
Introduction: currently, the state integrated information system for public finance management «Electronic Budget» is being implemented in the implementation of budgetary relations, which is interesting in the criminological aspect for the prevention of criminal encroachments on budgetary funds. Materials and Methods: the study was conducted on the basis of an analysis of the legal framework for the use of the "Electronic Budget" system, the results of a survey of employees of internal affairs bodies engaged in countering crimes in the budgetary sphere, as well as an analysis of judicial practice in cases related to work in the «Electronic Budget» system. Results: the importance of fulfilling the requirements of legislation on the introduction and application of the «Electronic Budget» system, as well as filling information interaction with subjects of budgetary relations to protect budget funds from criminal encroachments is considered. Discussions and Conclusions: the positive aspects and disadvantages of the «Electronic Budget» system for the implementation by the internal affairs bodies of the prevention of criminal encroachments on budgetary funds have been identified.
«Electronic budget» system, internal affairs bodies, countering criminal encroachments on budgetary funds
Введение
В последние годы, отвечая современной тенденции информационной глобализации, бюджетные отношения, как и многие общественные отношения, стали осуществляться с помощью информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в частности таких ее информационных ресурсов, как сайты закупок1, торгов2, государственных и муниципальных учреждений3.
Для упрощения работы с такими информационными потоками в 2011 году Министерством финансов Российской Федерации была разработана государственная интегрированная информационная система управления общественными финансами «Электронный бюджет», объединяющая информацию указанных сайтов4. С 2015 года она стала активно применяться участниками бюджетных отношений, что было рекомендовано постановлением Правительства Российской Федерации5.
Материалы и методы
Система «Электронный бюджет» – это интернет-площадка для государственных органов, органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных и муниципальных учреждений по управлению государственными и муниципальными (общественными) финансами6.
Система предназначена для обеспечения прозрачности, открытости и подотчетности деятельности указанных государственных и муниципальных органов и учреждений.
Что дает эта система:
1) информационную мобильность – система содержит информацию о финансово-хозяйственной деятельности участников бюджетного процесса, причем предусмотрена актуальность такой информации, так как система работает в режиме реального времени;
2) возможность удаленного взаимодействия участников бюджетного процесса – система позволяет объединить информацию, поступающую из разных регионов, осуществлять их взаимодействие;
3) взаимосвязь между сведениями об исполнении бюджета и результатами деятельности участников сферы государственного управления;
4) открытость бюджетных данных для заинтересованных пользователей;
5) система служит единой площадкой для электронного документооборота, введена юридическая значимость задействуемых документов, юридически значимый документооборот.
Для правоохранителей, осуществляющих противодействие посягательствам на бюджетные средства, в том числе при реализации национальных проектов, такие возможности системы «Электронный бюджет» имеют значение – система интересна как информационный ресурс и как возможность получения юридически значимой документации.
Так, предоставление в систему участниками бюджетных правоотношений всей информации, загрузка документации в систему позволяют органам внутренних дел осуществлять работу по предупреждению и выявлению преступлений в бюджетной сфере.
Полнота содержащейся в системе информации (загружаемых документов) обеспечивается установленным порядком, регулируемым комплексом нормативных правовых актов, среди которых:
– приказ Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2016 № 243н «О составе и порядке размещения и предоставления информации на едином портале бюджетной системы Российской Федерации»7;
– Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ, которым установлена ответственность за ненаправление, несвоевременное направление или направление недостоверной информации или документов, содержащих недостоверную информацию (ст. 7.31)8.
Результаты исследования
Для установления, как исполняются требования законодательства по внедрению системы «Электронный бюджет», наполняется информационное взаимодействие и отражается на охране бюджетных средств использование системы «Электронный бюджет», проведен анализ судебной практики по делам, связанным с работой в данной системе9, в результате чего:
1) приговоров по совершению преступлений в отношении бюджетных средств с использованием системы «Электронный бюджет» не выявлено;
2) установлено, что основную часть судебных решений, связанных с работой системы «Электронный бюджет», составляют решения судов по обращениям должностных лиц, привлеченных к административной ответственности за непредоставление сведений и документов в данную систему. Позиция таких правонарушителей – малозначительность непредоставления ими сведений. Здесь следует обратить внимание на то, что такая позиция подобна тем факторам, мотивам, которые исследователями в данной области выявлены как способствующие совершению преступных посягательств на бюджетные средства, в том числе их хищений. К подобным факторам и мотивам относится равнодушное отношение должностных лиц к бюджетным средствам [1], отнесенность бюджетных средств к государственной или муниципальной собственности [2].
Вместе с тем часть судов соглашается с малозначительностью совершаемых правонарушений, часть оставляет в силе решение о привлечении к ответственности, так как справедливо учитывает значение необходимости в своевременной загрузке достоверных сведений и документов, понимая дальнейшее значение этого для предупреждения более общественно опасных правонарушений, коррупционных и иных преступлений в отношении бюджетных средств.
Следует отметить, что такое непредоставление информации может быть простым упущением, ошибкой в работе либо свидетельствовать о намерениях совершить преступление в отношении бюджетных средств или уже о таком совершенном преступлении. Данные факты важно выявлять и проверять органам внутренних дел, чтобы предупредить преступное посягательство на бюджетные средства, пресечь или задокументировать уже совершенное преступление.
По результатам изучения судебной практики можно сделать вывод, что процесс внедрения в бюджетные отношения системы «Электронный бюджет» и исполнение требований по своевременной загрузке документов и информации контролируются государственными органами, нарушения выявляются, то есть принимаются меры для обеспечения полноценной работы системы «Электронный бюджет», что важно в рассмотренном аспекте предупреждения преступности.
Обсуждение и заключения
Таким образом, в криминологическом аспекте в аспекте противодействия преступности в бюджетной сфере система «Электронный бюджет» имеет ряд несомненных достоинств:
во-первых, она осуществляет предупредительную функцию посредством открытости и прозрачности осуществляемых в системе бюджетных отношений;
во-вторых, активное взаимодействие в системе участников бюджетных отношений и загрузка их документов позволяет органам внутренних дел выявлять и предупреждать преступления в бюджетной сфере;
в-третьих, система предоставляет правоохранительным органам возможность контролировать трансферты по реализации национальных проектов, система сама выявляет несоответствия между сведениями о планировании и результатах, а также предоставляет возможность выявления случаев непредоставления или предоставления недостоверной информации, что может быть отображением совершаемого или подготавливаемого преступного посягательства на бюджетные средства;
в-четвертых, система способствует предотвращению коррупции и других злоупотреблений в отношении бюджетных средств.
В то же время следует учитывать, что злоумышленники могут получить доступ к информации о финансово-хозяйственной деятельности организаций, содержащейся в закрытой части системы «Электронный бюджет», незаконным способом. В условиях существующих и наблюдаемых нами кибератак возможны угрозы внешних атак. Так, по данным РБК в конце 2021 года в отношении Сбербанка извне России были осуществлены кибератаки, которые успешно отражены10. Однако такие факты свидетельствуют о существовании мотивов и причин посягательств на российские финансовые системы.
По результатам проведенного опроса сотрудников, осуществляющих противодействие преступлениям в информационно-телекоммуникационной сфере, сделан вывод, что незаконного воздействия на систему "Электронный бюджет" не совершалось.
Кроме того, в ходе исследования опрошены правоприменители – сотрудники, осуществляющие противодействие преступлениям в бюджетной сфере и применяющие для этого систему «Электронный бюджет»11. Ими отмечены недоработки системы и ее сервисных подсистем:
– недостаточный объемом информационных ресурсов;
– несовершенство предоставления сервиса и ограниченный функционал
– несвоевременность и неполнота сведений, что не позволяет в полной мере задействовать систему и ее сервисные подсистемы для противодействия преступлениям в бюджетной сфере.
Эти недостатки, конечно же, влияют на предупредительную и вспомогательную функцию системы, поэтому следует отметить, что в криминологическом аспекте система «Электронный бюджет» имеет потенциал для дальнейшего развития и совершенствования. В то же время данная система даже в том виде, как она действует сейчас, вносит определенный вклад в предупреждение преступности в бюджетной сфере.
Кроме того, систему «Электронный бюджет» можно признать новым средством, пополняющим криминалистическое обеспечение деятельности подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции. В связи с этим следующим шагом в развитии такого обеспечения является разработка криминалистической методики применения системы «Электронный бюджет» для противодействия преступным посягательствам на бюджетные средства, в том числе их хищениям. Необходимость в развитии криминалистического обеспечения деятельности ЭБиПК, равно как и в совершенствовании нормативно-правовой базы, в настоящее время также отмечается в научных исследованиях [3, 4, 5, 6] и является актуальной для противодействия преступлениям данного вида.
1. Grigor'eva I.V. Ugolovno-pravovye mery protivodejstviya hishcheniyam byudzhetnyh sredstv: dis. ... kand. yurid. nauk: 12.00.08 / Moskva, 2019. 250 s.
2. Rezyuk V.I. Otnoshenie k gosudarstvennoj i municipal'noj sobstvennosti kak faktor, vliyayushchij na dolzhnostnoe hishchenie byudzhetnyh sredstv // Vestnik Kazanskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. 2022. T. 13. № 1 (47). S. 83-88. DOI
3. Ivanov P.I. Zashchita v agropromyshlennom komplekse vsekh form sobstvennosti ot prestupnyh posyagatel'stv (stepen' ego kriminalizacii i mery operativno-rozysknogo protivodejstviya) // Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii. 2020. № 2 (54). S. 131-141.
4. Kolesnikova E.N., Trushina N.N. Ekonomiko-pravovye aspekty rassledovaniya prestuplenij, svyazannyh s dvizheniem denezhnyh sredstv i raschetov v byudzhetnoj sfere // Finansovaya ekonomika. 2018. № 7. S. 1228-1231.
5. Mangasarov R.A. Organizaciya protivodejstviya hishcheniyam byudzhetnyh denezhnyh sredstv // Akademicheskaya mysl'. 2019. № 1 (6). S. 24-27.
6. Rasskazov A.A. O nekotoryh voprosah sovershenstvovaniya zakonodatel'stva v sfere protivodejstviya prestupleniyam, sovershaemym pri realizacii nacional'nyh proektov Rossii // Vestnik Kazanskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. 2022. T. 13. № 1 (47). S. 77-82. DOI:https://doi.org/10.37973/KUI.2022.31.63.011