ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИЗМУ И ЭКСТРЕМИЗМУ КАК ЭЛЕМЕНТ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Введение: противодействие терроризму и экстремизму рассматривается как элемент идеологической функции государства. Материалы и методы: исследование основано на использовании общенаучных методов и приемов: анализ, синтез, индукция, дедукция. Наибольшее значение получили формально-правовой и сравнительный методы, используемые для толкования положений анализируемого законодательства. Результаты исследования: автор обозначает проблематику существования угроз государству в идеологической сфере, на основании чего противодействие таким угрозам осуществляется посредством реализации идеологической функции. Актуальными угрозами в настоящее время следует считать терроризм и экстремизм, являющие собой определенные идеологические системы. Обсуждение и заключение: автор предлагает разделить формы противодействия терроризму и экстремизму на две группы: правоохранительные меры и меры в рамках идеологической деятельности государства. Под правоохранительными мерами следует понимать широкий спектр мероприятий, режимов и деятельности, которые направлены на предотвращение, пресечение и ликвидацию последствий террористических актов и экстремистской деятельности. Меры противодействия в рамках идеологической деятельности государства направлены на недопущение экстремизма и терроризма как элемента идеологической жизни общества. Таким образом, противодействие терроризму и экстремизму проявляется как в практическом аспекте (согласованной деятельности правоохранительных органов, органов власти и силовых ведомств), так и идеологическом (составляющим отдельное направление идеологической функции государства).

Ключевые слова:
терроризм; экстремизм; идеология; идеологическая функция государства; формы противодействия экстремизму и терроризму; государство
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

Введение

С момента возникновения государственности публичная власть принимает на себя выполнение ряда задач, важнейшей из которых становится обеспечение безопасности общества и государства, защиты от различного рода угроз.

Государство представляет собой целостную и согласованную систему, похожую на организм, существующий автономно и требующий постоянной защиты и восстановления. Государство сталкивается с рядом угроз, которые могут нарушить баланс в системе либо разрушить эту систему. Такие угрозы ввиду их противоречия имеющемуся правопорядку называются правонарушениями либо преступлениями.

Детерминанты и степень общественной опасности тех или иных преступлений отличаются. Некоторые имеют экономические предпосылки и причиняют вред личности и обществу, но для существования государства сами по себе не представляю большой угрозы. Другие же – в основе имеют идейные основания, угрожают легитимной публичной власти и устоявшемуся политическому устройству, поэтому обладают высшей степенью общественной опасности. Такие преступления обычно наказываются наиболее строгими видами наказания, вплоть до смертной казни. Так, в Московском государстве в ст. 9 Судебника 1497 г. смертная казнь назначалась в том числе «коромольнику» [5, с. 45], т.е. лицу. совершившему «крамолу» (бунт или мятеж против власти).

Обзор литературы

Для настоящего исследования потребовалось проанализировать литературу, посвященную проблематике экстремизма и терроризма, а также работы об идеологической деятельности и идеологической функции государства. Отметим, что работы об экстремизме и терроризме чаще всего носят прикладной характер, направлены на пресечение такой деятельности и ликвидацию ее последствий, поэтому в контексте исследования носили справочный характер. Более значимое место уделено источникам, описывающим идеологическую функцию и идеологическую деятельность государства, в том числе собственные наработки автора.

Материалы и методы

В качестве методологии использовался ряд методов формальной логики: анализ, синтез, индукция, дедукция. Наибольшее значение получили формально-правовой и сравнительный методы, используемые для толкования положений анализируемого законодательства. В качестве материалов большое значение получило специальное законодательство: Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», которые дают легальные определения и формы противодействия названным негативным явлениям, а также положения других нормативных актов.

Результаты исследования

Формы и виды антигосударственной деятельности менялись с течением времени, но не потеряли своей сути. Они стремятся подорвать легитимность государственной власти и нарушить сложившийся государственный порядок. В настоящее время одними из более опасных форм деструктивной деятельности являются терроризм и экстремизм.

Согласно Федеральному закону от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» терроризм – идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами публичной власти федеральных территорий, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.

Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» в статье 1 раскрывает множество форм проявления экстремизма, среди которых насильственное изменение основ конституционного строя, оправдание терроризма, возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни и т.п.

С.М. Кочои предлагает понимать экстремизм как «идеологию и практику противоправного воздействия на органы власти и граждан по мотивам национальной (этнической), религиозной, расовой и (или) политической ненависти», а идеологический экстремизм – как «экстремизм в идеологии, т.е. систему основанных на ненависти или вражде идей» [4, с. 243].

Важным направлением государственной деятельности становится идейное обоснование легитимности власти и государственного строя, т.е. идеологическая функция государства. Идеологическая функция государства, по нашему мнению, – это обусловленная социальным предназначением государства потребность и возможность государства осуществлять идеологическую деятельность, направленную на легитимацию государственной власти в обществе и построение определенной модели общественно-политических отношений в границах данного государства [1, c. 53].

Для современного государства применять термин «государственная идеология» мы можем лишь условно, как обозначение некоторой совокупности идеологических установок – относительно обособленных идей, принципов, ценностей, стратегических целей и задач, исходящих от государства и закрепленных в законодательстве, которые конструируют в проектируемом будущем образ государства, его внутреннее социально-политическое состояние, а также конкретные государственно значимые количественные и качественные показатели. Это своего рода «квазиидеология».

Эти идеологические установки в совокупности не являются полноценной идеологией, но по своей сути выполняют ту же роль, что и идеология, следовательно, являются основанием для идеологической деятельности государства. А это означает, что идеологическая функция государством осуществляется всегда и в любом государстве, вне зависимости от наличия официально закрепленной государственной идеологии.

Таким образом, терроризм и экстремизм представляют собой идеологические системы [2, c. 77 – 81], враждебные государственному порядку, а также системе идей, ценностей и установок, официально поддерживаемых государственной властью. В связи с чем задача государства – искоренение причин, условий и последствий терроризма и экстремизма.

С одной стороны, борьба с экстремизмом и терроризмом ведется уголовно-правовыми средствами. Так, ст. 205 Уголовного кодекса РФ определяет наказуемость террористического акта, а ст. 280 УК РФ – за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности. Кроме того, проявления экстремизма формируют объективную сторону и других преступлений. Также в системе противодействия экстремизму и терроризму задействованы нормы, устанавливающие ответственность за совершение гражданских и административных правонарушений.

С другой стороны, меры ответственности призваны бороться с последствиями названных деструктивных проявлений и лишь в некоторой степени предотвращать новые проявления терроризма и экстремизма. Такой же эффект достигается в результате практической деятельности правоохранительных органов. Но так как первопричина экстремизма и терроризма лежит в идеологической плоскости, то и борьба с ними должна вестись в рамках реализации идеологической функции государства.

Если проанализировать содержание законодательства, посвященного противодействию терроризму и экстремизму (в том числе названные специальные законы), то очевиден подход к объединению идеологии и практики терроризма и экстремизма. Безусловно, в законодательной и правоприменительной плоскости такой подход верен, однако не идеален.

В связи с этим следует разделить формы противодействия терроризму и экстремизму на две группы: правоохранительные меры и меры в рамках идеологической деятельности государства.

Под правоохранительными мерами следует понимать широкий спектр мероприятий, режимов и деятельности, которые направлены на предотвращение, пресечение и ликвидацию последствий террористических актов и экстремистской деятельности. Так, ФЗ «О противодействии терроризму» устанавливает основные принципы и понятия в рамках противодействия терроризму, но основная часть закона посвящена вопросам практической деятельности (международному сотрудничеству, установлению полномочий государственных и муниципальных органов, применению Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом, режим контртеррористической операции и т.п.). Вопросам идеологии терроризма и ее противодействию уделено незначительное место.

ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» более подробно касается идеологических аспектов, тем более что терроризм в большей степени и есть проявление экстремизма. Но как заявлено в преамбуле закона, им «определяются правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности». Здесь также определяются основные понятия и принципы, но четко определены направления противодействия экстремистской деятельности (статья 3 закона):

- принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности;

- выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц.

Таким образом, закон разделяет сущностно различные меры, а именно: меры общей профилактики экстремистской деятельности и меры, применяемые к конкретным субъектам (организациям и физическим лицам).

Меры противодействия в рамках идеологической деятельности государства направлены на недопущение экстремизма и терроризма как элемента идеологической жизни общества. Здесь целесообразно выделить несколько задач:

а) общий запрет и осуждение названных деструктивных явлений. Т.е. законодательный запрет на экстремизм и терроризм и его концептуальное обозначение;

б) профилактика терроризма и экстремизма. Так, ст. 5 ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» наделяет государственные и муниципальные органы правом осуществлять «профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности». О содержании такой работы на региональном уровне можно узнать, например, из статьи А.В. Жиркова и М.А. Будзейко «Деятельность территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и исполнительных органов власти Тамбовской области по противодействию вовлечению молодежи в экстремистскую и террористическую деятельность» [3, c. 17 – 23].

в) формирование антиэкстремистских и антитеррористических идеологических установок. Данная задача решается путем формирования в массовом сознании неприязни к экстремизму и терроризму, побуждением к общественной активности в борьбе с проявлениями этих деструктивных идей и практик;

г) замещение экстремистских идей. Одной из главных причин появления и распространения экстремистских и террористических идей является идеологический вакуум и избыточный идеологический плюрализм. Ставка на «естественный отбор», в результате которого общество отвергнет деструктивные идеи, не оправдывает ожиданий, тем более что такие идеи часто имеют внешнее происхождение и поддерживаются материально конкретными заинтересованными акторами (в том числе иностранными государствами). Таким образом, важно сделать более привлекательными для населения конструктивные идеи, отображающие официально признанную систему ценностей, нежели деструктивные взгляды экстремистских движений. В этом смысле логичным выглядит указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Всемерное продвижение идей, совпадающих с декларируемыми традиционными ценностями, и есть то замещение, которое во многом должно снизить интерес к деструктивным взглядам.

Противодействие терроризму и экстремизму в качестве элемента идеологической функции государства нашло свою формализацию в специальных документах стратегического планирования:

- Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 г. Концепция определяет основные принципы государственной политики в области противодействия терроризму в Российской Федерации, цель, задачи и направления дальнейшего развития общегосударственной системы противодействия терроризму в Российской Федерации;

- Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года», утвержденная указом Президента Российской Федерации от 29 мая 2020 г. Стратегия постоянно дополняется и обновляется. В Стратегии прямо указано, что она определяет цель, задачи и основные направления государственной политики в сфере противодействия экстремизму с учетом стоящих перед Российской Федерацией вызовов и угроз и направлен на консолидацию усилий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и граждан в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, пресечения экстремистской деятельности, укрепления гражданского единства, достижения межнационального (межэтнического) и межконфессионального согласия, сохранения этнокультурного многообразия народов Российской Федерации, формирования в обществе атмосферы нетерпимости к экстремистской деятельности и распространению экстремистских идей. В ней дается определение экстремистской идеологии: это совокупность взглядов и идей, представляющих насильственные и иные противоправные действия как основное средство разрешения политических, расовых, национальных, религиозных и социальных конфликтов.

Таким образом, противодействие терроризму и экстремизму проявляется как в практическом аспекте (согласованной деятельности правоохранительных органов, органов власти и силовых ведомств), так и идеологическом (составляющим отдельное направление идеологической функции государства).

Обсуждение и заключение

С учетом того что именно идеология составляет основу терроризма и экстремизма, государственная власть постоянно и системно ведет идеологическую работу, важнейшую значимость в которой на современном этапе приобретает компонент противодействия этим деструктивным явлениям. Недостаточность сугубо практических мер и отсутствие официально признанных доктринальных основ такого противодействия стали причиной появления документов стратегического планирования – Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации и Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации.

Идеологическую функцию государства не стоит отождествлять с идеологией, так как вне зависимости от наличия или отсутствия государственной идеологии и даже ее запрета, как в ст. 13 Конституции Российской Федерации, государство не может перестать быть участником идеологических процессов. А значит – идеологическая деятельность, реализуемая в соответствующих правовых формах определенными субъектами, постоянное и необходимое свойство любого суверенного государства. Формы, методы, средства и направления реализации идеологической функции государства могут изменяться, но сама функция неизменна.

Очевидно, что терроризм и экстремизм в настоящий исторический период представляют собой идеологический вызов для страны и угрозу национальной безопасности, в связи с этим на ближайшие годы противодействие данным деструктивным явлениям будет составлять значимое направление реализации государственной политики.

Список литературы

1. Бредихин А.Л. Понятие и содержание идеологической функции государства // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. 2021. № 1. С. 50 – 57. DOI: https://doi.org/10.17308/vsu.proc.law.2021.1/3272; EDN: https://elibrary.ru/IBTSFW

2. Галяшина Е.И., Богатырев К.М. Идеология терроризма в Российской Федерации: понятийный аппарат и особенности противодействия // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. 2021. № 1. С. 77 – 81.

3. Жиркова А.В., Будзейко М.А. Деятельность территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и исполнительных органов власти Тамбовской области по противодействию вовлечению молодежи в экстремистскую и террористическую деятельность // Вестник Национального антитеррористического комитета. 2023. № 2. С. 17 – 23.

4. Кочои С.М. О качестве уголовно-правового регулирования ответственности за экстремизм и идеологический экстремизм // Всероссийский криминологический журнал. 2022. Т. 16. № 2. С. 240 – 247. DOI: https://doi.org/10.17150/2500-4255.2022.16(2).240-247; EDN: https://elibrary.ru/BAQLYQ

5. Хрестоматия по истории государства и права СССР. Дооктябрьский период / под ред. Ю.П. Титова, О.И. Чистякова. Москва: Юрид. лит., 1990. 478 с.


Войти или Создать
* Забыли пароль?