Уфа, Россия
УДК 34 Право. Юридические науки
Введение: в статье рассматриваются особенности реализации прав, ограничений, обязанностей и ответственности, установленных советским законодательством в отношении руководителей предприятий народного хозяйства СССР в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Материалы и методы: в качестве материалов исследования выступили нормативные правовые акты советского законодательства военного периода, регламентировавшие правовой статус управленческих кадров промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Расширение обязанностей и ответственности руководителей в условиях военного времени подтверждено материалами периодической печати и мемуарной литературы. Исследование основано на системном и историческом методе, формальной логике, анализе нормативных правовых актов. Результаты исследования: анализируется эволюция содержания основных элементов, составляющих правовой статус руководителей предприятий народного хозяйства Советского Союза, оценивается соразмерность поставленных задач и потенциальных возможностей управленческих кадров в их выполнении. Обсуждение и заключение: возложение на руководителей советских предприятий в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. дополнительных обязанностей и полномочий способствовало поддержанию необходимого уровня производительных сил советской экономики, обеспечивая ее мобилизационный характер.
правовой статус; юридическая ответственность; СССР; Великая Отечественная война; народное хозяйство; эвакуация
Введение
Начало Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. потребовало от руководства Советского Союза чрезвычайных мер по обеспечению перевода народного хозяйства на «военные рельсы», создания прочного, организационного тыла, способного бесперебойно удовлетворять важнейшие потребности фронта. В самые сжатые сроки в условиях дефицита людских и материальных ресурсов осуществлялась перестройка народного хозяйства, сущность которой заключалась в переводе промышленных предприятий на выпуск военной продукции с одновременным сокращением объемов выпуска гражданской; массовом перемещении промышленных предприятий вместе с рабочими в тыловые регионы, ускоренном строительстве новых предприятий, мобилизации материальных и трудовых ресурсов в сельском хозяйстве. Выполнение этих задач сопровождалось возложением дополнительных обязанностей на руководителей предприятий народного хозяйства, наделением их широкими полномочиями, а в случаях срыва плановых показателей производства или несоблюдения требований директивных актов, партийных и правительственных решений – привлечением к юридической ответственности. От качества работы руководителей промышленных и сельскохозяйственных предприятий зависело удовлетворение потребностей фронта в вооружении и боеприпасах, продовольствии и амуниции. Перед руководителями предприятий народного хозяйства стояла ответственная задача по проведению массово-разъяснительной работы среди трудящихся, мобилизации их на успешное выполнение хозяйственно-политических задач, качественное выполнение работ специального оборонного значения в условиях войны.
Обзор литературы
Анализ научной литературы по проблемам организации народного хозяйства в годы Великой Отечественной войны позволил установить, что правовой статус руководителей промышленных и сельскохозяйственных предприятий в рассматриваемый период не выступал в качестве самостоятельного предмета исследований. Этот факт, с одной стороны, обусловливает актуальность заявленной темы, с другой – ограничивает авторов в привлечении альтернативных взглядов на поднимаемые проблемы. В советской историографии (Г.И. Шигалин, П.Т. Тронько, В.П. Горшков, Е.М. Скляренко, Л.С. Комаров, Е.Г. Ховив, Н.И. Заржевский, Н.И. Иванов) рассмотрение вопросов управления народным хозяйством в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. сводилось к перечислению количественных показателей и достижений отдельных отраслей либо истории конкретных предприятий, с наделением коммунистической партии ролью «вдохновителя и организатора борьбы советского народа против гитлеровских захватчиков» [1, с. 283]. Современные исследователи (В.А. Рубин, А.В. Чуриков) не упустили из внимания вопросы экономического и социально-демографического развития тыловых городов в период Великой Отечественной войны, а также организационно-производственные и социальные проблемы эвакуации и реэвакуации тяжелой промышленности в тыловые регионы.
Материалы и методы
Основы правового статуса руководителей промышленных и сельскохозяйственных предприятий в годы войны были закреплены в директивных актах и решениях партийных организаций, советского правительства, а также чрезвычайных органов власти (государственного комитета обороны, городских комитетов обороны). Анализ нормативных актов, содержащихся в сборниках опубликованных документов исследуемого периода, основанный на использовании научных принципов историзма и объективности, позволил проследить эволюцию правового статуса управленческих кадров советского народного хозяйства на всем протяжении военных лет. С помощью системного метода правовой статус руководителей советских предприятий рассмотрен как совокупность составных элементов этого понятия, находящихся во взаимных связях и отношениях. Исследованию подвергнуты не только обязанности и нормативные основания для привлечения к юридической ответственности руководителей, но и возникновение дополнительных прав и возможностей, получивших закрепление в правовых актах и позволивших выполнить поставленные перед должностными лицами важные государственные задачи.
Результаты исследования
В первые дни войны добровольцами на фронт ушли десятки тысяч тружеников сельского хозяйства, квалифицированных рабочих промышленных предприятий Советского Союза. В целях обеспечения выполнения производственных заданий, связанных с нуждами военного времени, Президиум Верховного Совета СССР в июне 1941 г. предоставил директорам предприятий промышленности, сельского хозяйства право устанавливать, с разрешения Совнаркома СССР, как для всех рабочих и служащих предприятий, так и для отдельных цехов, участков и групп рабочих и служащих, обязательные сверхурочные работы продолжительностью от 1 до 3 часов в день (не более 2 часов в день для лиц, не достигших 16 лет)1.
С мая 1942 г. руководителям предприятий было предоставлено разрешение на период военного времени принимать для индивидуального и бригадного обучения и последующей работы на предприятиях лиц, достигших 14-летнего возраста, при наличии у них медицинского заключения о состоянии здоровья2.
В целях выполнения поставленных правительственных задач и полного использования промышленных мощностей в условиях военного времени руководителям предприятий предлагалось организовать двухсменную работу.
Особый производственный режим устанавливался для предприятий в городах и прилегающих районах, представляющих ближайший тыловой район фронта. На таких территориях вся гражданская и военная власть сосредотачивалась в городских комитетах обороны, созданных 23-24 октября 1941 г. Горкомитеты обороны следили за обстановкой в городах, социальными проблемами, чрезвычайными происшествиями, работой промышленности. Так, постановлением Тульского городского комитета обороны от 13 ноября 1941 г. директор патронного завода обязывался организовать на заводе ремонт танков, обеспечив немедленное проведение ремонта по заявкам воинских частей [2, с. 100]. Постановлением Тульского городского комитета обороны от 15 ноября 1941 г. директор оружейного завода обязывался организовать ремонт стрелкового оружия на заводе по заявкам воинских частей [2, с. 101]. В дни обороны Тулы, в ноябре 1941 г., Тульским городским комитетом обороны на руководство патронного завода была возложена обязанность восстановления турбины мощностью 1000 киловатт Каширской электростанции, разрушенной в районе боев под Каширой [2, с. 117]. Полученной электроэнергией была обеспечена работа мельницы, водопровода, хлебозаводов и связи. Кроме того, рабочие тульских промышленных предприятий, сами испытывая большую нужду, осуществляли всенародную помощь фронту – в ноябре 1941 г. на заместителей директоров тульских заводов была возложена обязанность по организации среди рабочих сбора валенок для бойцов, командиров и политработников – защитников Тулы [2, с. 118]. Кроме того, в соответствии с указанием Тульского областного комитета партии, на предприятиях района создавались отряды народного ополчения и истребительные батальоны для борьбы с диверсантами и парашютными десантами противника.
Составной частью военной перестройки народного хозяйства было беспрецедентное по своим масштабам и срокам перебазирование производительных сил СССР с территорий, находящихся под угрозой оккупации, вглубь станы. На директоров предприятий возлагалась ответственность за проведение эвакуации, обеспечение людей в пути следования питанием, медицинским обслуживанием и т.п. [3, с. 16].
За нарушение установленных правил эвакуации ответственные должностные лица привлекались к ответственности. Так, в августе 1941 г. был исключен из партии заместитель управляющего трестом Свердловскпромстрой (г. Свердловск) С.М. Кричевский, ответственный за своевременный прием эшелонов и размещение эвакуированных предприятий. По его вине прибывший в Свердловск эшелон в количестве семнадцати вагонов с эвакуированными рабочими и их семьями простоял на железнодорожных путях двое суток. В вагонах находились уставшие за дорогу женщины и дети [4, с. 17].
Партийные органы на постоянной основе обращали внимание руководителей промышленных предприятий на необходимость ответственного исполнения мобилизационного заказа, проявления нетерпимости к отсутствию запасов сырья и материалов. 24 июня 1941 г. Бюро обкома ВКП(б) Башкирской АССР, заслушав сообщение директора Уфимской швейной фабрики им. 8 Марта, обязало его обеспечить ускорение доставки на фабрику сырья для выполнения государственного заказа, добиться полного выполнения плана II квартала каждым цехом, сменой и фабрикой в целом, шире развивать соревнование и стахановское движение среди рабочих и работниц, добиваясь максимального повышения производительности труда, увеличения выпуск продукции, повышения качества пошива. Руководителю предприятия и его заместителю было указано на необходимость строжайшего контроля и наблюдения за всем ходом работы, состояния оборудования и силового хозяйства, проведения противопожарных мероприятий, решительного пресечения действий, имеющих возможность нанести любой вред производственным мощностям фабрики3.
В феврале 1942 г. коллегия Наркомата текстильной промышленности рассмотрела вопрос «О размещении эвакуированных предприятий текстильной промышленности». Коллегия дала задание директорам фабрик форсировать восстановление эвакуированных предприятий в целях быстрейшего удовлетворения потребностей фронта в пошиве форменного обмундирования [3, с. 64].
Особое внимание государство уделяло вопросам организации мобилизационных мероприятий. Так, в целях проведения мобилизации населения и поддержании морального состояния, в соответствии с постановлением бюро Дубоссарского райкома КП (б) Молдавии от 25 июня 1941 г. «Об итогах проведения мобилизации», на председателей колхозов-коммунистов возлагалась обязанность по ежедневному проведению политинформации [5, с. 63].
Потребность действующей армии в качественном призывном контингенте могла быть удовлетворена посредством проверенного еще в годы гражданской войны всеобщего военного обучения. Предусматривалась необходимость организации при всех предприятиях, колхозах обязательной подготовки к противовоздушной и противохимической обороне всего взрослого населения в возрасте от 16 до 60 лет. Детей от 8 до 16 лет предписывалось обучать пользованию средствами индивидуальной защиты при воздушных нападениях4. Обучение работающего контингента граждан предполагалось организовывать по месту работы. На руководителей предприятий и колхозов была возложена обязанность по подготовке групп самозащиты местной противовоздушной обороны, привлекая для их комплектования рабочих и колхозников. Всего за годы войны через семь очередей обучения прошли почти 10 млн советских граждан.
На всем протяжении военных лет к числу первостепенных обязанностей руководителей советских предприятий относилось обеспечение достойного уровня жизни рабочих и членов их семей, повышении их материального достатка и благополучия, высокого уровня медицинской помощи. Указанные вопросы находились на постоянном контроле партийных органов. Так, Пленум райкома партии в августе 1941 г. обязал заместителя директора Уралмашзавода В.И. Жихарева к 10 сентября закончить ремонт котельной и родильного дома [4, с. 18].
В 1943 г. на директоров заводов была возложена обязанность по полному обеспечению подсобных хозяйств рабочих посадочным материалом картофеля и семенами овощных культур, собственной рассадой ранней капусты и помидоров, а также планомерному развитию производства ранних овощей, выращивания редиса, салата и других ранних овощей на утепленных грядах открытого грунта, доведя в 1943 г. в каждом подсобном хозяйстве площадь утепленных гряд до размеров не менее 10% от площади закрытого грунта парников и теплиц5.
В 1944 г. Горьковский горком партии принял специальное решение об улучшении общественного питания на предприятиях Горького. В этом решении директорам заводов было предложено отчитаться на рабочих собраниях о бытовом обслуживании рабочих [6, с. 110]. Указанные меры свидетельствовали о повышенной ответственности руководителей предприятий перед своими подчиненными.
Широкой огласке придавались предприятия, не осуществляющие должного внимания к проблемам рабочих. Например, хозяйственные руководители комбината «Карагандауголь» (Казахская ССР) в годы войны плохо занимались материально-бытовым устройством шахтеров, в особенности вновь пришедших кадров рабочих (неудовлетворительные условия мест жительства, столовых, бань, слабая организация питания и торговли), подземным рабочим не создавали лучших условий по сравнению с работающими на поверхности, на что неоднократно указывалось в решениях партии и правительства.
Постановлением СНК Молдавской ССР и ЦК КП(б) Молдавии от 9 июня 1944 г. «Об участии народных комиссариатов, республиканских управлений, учреждений, организации Молдавии в хозяйственном, бытовом и культурном обеспечении семей красноармейцев, сержантского и офицерского состава, призванных в Красную Армию и Военно-Морской флот» устанавливалась обязанность директорам предприятий и правлений колхозов государственное и бытовое обеспечение семей военнослужащих. Бюрократизм, волокита, бездушное отношение, проявленное к нуждам и запросам военнослужащих, должны были рассматриваться как тягчайшие преступления, и виновные в таких действиях должны были привлекаться к «партийной и государственной ответственности» [5, с. 392]. Исключительность этой категории граждан подтверждается тем, что руководители промышленных предприятий при наборе рабочей силы по вольному найму на постоянные, сезонные и временные работы должны были отдавать преимущество членам семей призванных в армию и партизан [5, с. 393].
В сложных условиях военного времени осуществлялось производство сельскохозяйственной продукции. Советская периодическая печать военного времени продвигала в массы идею о том, что «колхоз – крупное социалистическое хозяйство. Руководить таким хозяйством – большое серьезное дело. Многое требуется от председателя колхоза. Он должен быть подлинным организатором общественного хозяйства, инициативным, умеющим наиболее разумно расставить людей, полностью использовать производственные возможности, резервы артели. Хороший, опытный председатель знает способности каждого колхозника, - кому какую работу поручить, чтобы человек мог лучше и быстрее проявить себя»6.
В сельской местности остро стоял вопрос дефицита топлива, запасных частей для техники. В этих условиях проблема экономии, борьбы с разбазариванием и хищением горючего и масла в МТС и совхозах приобретала исключительно важное значение уже с первых военных лет. Постановлением СНК и ЦИК ВКП(б) от 20 июня 1942 г. № 1000 на директоров МТС и совхозов была возложена обязанность регулярной проверки (каждые 5 дней) расходования горючего тракторными бригадами, а также ежемесячной ревизии расходования нефтепродуктов, с обязательным снятием натуральных остатков горючего7. В соответствии с этим правовым актом прокурору СССР было предложено привлекать к «судебной ответственности директоров МТС и совхозов, виновных в бесхозяйственном хранении и расходовании горючего и масел» по статьям 109 или 111 Уголовного кодекса РСФСР, относящимся к должностным (служебным) преступлениям8. Указанные меры были вызваны возросшими потребностями Красной аАрмии в топливе, а также выявленными фактами бесхозяйственного использования нефтепродуктов в ряде предприятий, требующими дополнительных лимитов и завоза горючего и масел в отдельные регионы страны, что в условиях военного времени расценивалось как тяжелое должностное преступление.
В связи с нехваткой рабочих рук в апреле 1942 г. в колхозах был увеличен в 1,5 раза, по сравнению с предвоенным годом, обязательный минимум трудодней, который впервые распространялся на подростков 12-16 лет. Для председателей правлений колхозов устанавливалась уголовная ответственность за уклонение от предания суду трудоспособных колхозников, не вырабатывающих минимума трудодней9. Кадровый дефицит на селе председатели колхозов с апреля 1942 г., могли уменьшить за счет привлечения к мобилизации на сельскохозяйственные работы трудоспособного населения городов и сельских местностей. Обеспечив прибывших жильем и общественным питанием, оплачивая труд мобилизованных по действующим нормам выработки и расценкам наравне с колхозниками, председатели колхозов и директора совхозов включали их в существующие бригады и звенья или образовывали из них новые10.
В целях поощрения руководящих кадров за повышение урожайности сельскохозяйственных культур и улучшения использования машинно-тракторного парка за выполнение и перевыполнение производственных планов, за выполнение в установленные сроки плана осеннего сева и вспашки зяби директорам МТС выплачивалась премия в размере месячного оклада11.
На освобожденных от противника территориях хозяйственным субъектам необходимо было организовать восстановление объектов промышленности и сельского хозяйства. В целях широкого развертывания социалистического соревнования колхозов, МТС за быстрейшее восстановление разрушенного немецко-румынскими оккупантами сельского хозяйства Молдавии СНК Молдавской ССР и ЦК КП (б) Молдавии приняли совместное постановление от 25 мая 1944 г. «О социалистическом соревновании колхозов, МТС, сельсоветов, районов и уездов Молдавской ССР за быстрейшее восстановление сельского хозяйства». Постановлением были учреждены виды поощрений для предприятий сельского хозяйства, добившихся высоких результатов в выполнении и перевыполнении плана посева зерновых и технических культур и получение высокого урожая – денежные премии. Колхозом и МТС 50% премий расходуется на премирование по решению директора или правления колхоза лучших рабочих и колхозников [5, с. 388].
Немецко-фашистские оккупанты за время своего пребывания на советской территории разрушили тысячи промышленных, коммунальных, общественных, культурно-просветительных предприятий и учреждений. В целях быстрейшего восстановления городского и промышленного хозяйства местные партийные органы возлагают на руководителей предприятий и учреждений первоочередные задачи по его восстановлению в кратчайший срок. Постановлением общегородского партийного собрания Тираспольской городской парторганизации (Молдавская ССР) о задачах по восстановлению города от 28 августа 1944 г. директора предприятий обязывались немедленно развернуть работу предприятий, установить твердую дисциплину и распорядок дня своего предприятия, привлекая к строгой ответственности нарушителей трудовой дисциплины и дезорганизаторов производства. До 1 сентября 1944 г. необходимо было составить график первоочередных восстановительных работ и приступить к их выполнению [5, с. 457-458]. В течение сентября на крупных предприятиях необходимо было организовать детские ясли и детские учреждения с преимуществом приема в них детей из семей военнослужащих, красных партизан и инвалидов Отечественной войны, в тот же срок необходимо было развернуть работу библиотек, кинотеатров и культмагазинов.
Обсуждение и заключение
Таким образом, анализ нормативных правовых актов партийных, правительственных, чрезвычайных органов советской власти периода Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. свидетельствует, что при помощи достаточно жестких мер внесения изменений в правовой статус руководителей предприятий народного хозяйства государству удалось укрепить трудовую дисциплину, обеспечив функционирование главных отраслей. Государственная политика в сфере регулирования правового статуса руководителей промышленных и сельскохозяйственных предприятий способствовала укреплению тыла и обороноспособности страны, являясь дополнительным источником средств достижения победы над врагом.
1. Тронько П.Т., Горшков В.П., Скляренко Е.М. История завода «Арсенал» имени В.И. Ленина. Киев: Наукова думка, 1986. 560 с.
2. Битва за Тулу: сборник материалов и документов. Тула: Областное книжное издательство, 1951. 288 с.
3. Эшелоны идут на Восток: из истории перебазирования производительных сил СССР в 1941-1942 гг.: сборник статей и воспоминаний. Москва: Наука, 1966. 264 с.
4. Иванов Н.И. Завод-воин: из дневника партийного работника. Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1975. 100 с.
5. Молдавская ССР в Великой Отечественной войне Советского Союза. 1941-1945: сб. док. и материалов в 2 т. Т. 1. На фронтах войны и в советском тылу. Кишинев: Штиинца, 1975. 656 с.
6. Чернявский У.Г. Война и продовольствие. Снабжение городского населения в Великую Отечественную войну (1941-1945 гг.). Москва: Наука, 1964. 208 с.