Казань, Россия
УДК 342.5 Государственная власть. Государственные органы
Введение: в статье проводится анализ нормативной правовой базы, регулирующей деятельность по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и правонарушений на дорогах российского государства. Отмечается важная роль федеральных целевых программ в деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения. Материалы и методы: материалами исследования стали нормы федерального законодательства и подзаконных актов, регулирующих деятельность по предупреждению дорожно-транспортных правонарушений; статистические данные в области дорожного движения; научные публикации по анализируемой проблеме. Автором использовались методы системного анализа, толкования права, диалектический, формально-юридический, логический и другие методы исследования. Результаты исследования: раскрываются основные направления государственной политики по предупреждению правонарушений на дорогах страны, отмечается постоянное совершенствование норм права, направленных на предотвращение дорожно-транспортного травматизма; обозначаются проблемы правового регулирования, требующие скорейшего разрешения. Обсуждение и заключение: на основе проведенного анализа правового регулирования мер превенции в области дорожного движения формулируются предложения по совершенствованию действующего законодательства. Вместе с этим автор полагает, что проблемы обеспечения безопасности дорожного движения необходимо разрешать комплексно, только такой подход позволит сократить количество дорожно-транспортных происшествий и правонарушений.
безопасность дорожного движения; правонарушения; дорожно-транспортные происшествия; правовое регулирование; предупреждение
Введение
Дорожное движение является важной составляющей обеспечения жизнедеятельности не только самого государства, но и общества. Дорожное движение осуществляется с использованием источников повышенной опасности – автомобилей, в связи с этим обеспечение безопасности дорожного движения (далее – БДД) является одним из приоритетных направлений государства. Дорожно-транспортные происшествия (далее – ДТП) и их последствия наносят большой ущерб (как материальный, так и моральный) участникам дорожного движения. Поэтому эффективное правовое регулирование деятельности по предупреждению правонарушений на дорогах должно занимать важное место в государственной политике нашей страны.
Анализ статистических данных свидетельствует о росте совершаемых правонарушений и ДТП в Российской Федерации в 2023 году: выявлено 149 356 020 нарушителей Правил дорожного движения (далее – ПДД), совершено 132 466 ДТП, тогда как за 2022 год – 130 741 483 нарушителей ПДД, 126 705 ДТП. Несмотря на то, что в 2024 г. наблюдается снижение количества правонарушений и ДТП: по состоянию на 1 октября 2024 года совершено 96 389 ДТП, в которых погибли 10 422, ранено 120 152 человека1, положительные прогнозы по итогам текущего года строить еще рано.
Обзор литературы
Значительное внимание вопросам профилактики дорожно-транспортных преступлений и административных правонарушений уделил профессор В.И. Майоров. Выявляя криминогенные условия, способствующие проявлению автотранспортной преступности, автор указывает на несовершенство организационного и нормативно-правового обеспечения [1, с. 105]. Ряд ученых полагает, что «имеющаяся правовая база в сфере обеспечения БДД, в которой по-прежнему превалирует ведомственное нормотворчество при отсутствии оптимальных форм взаимодействия между различными министерствами, не создает условий для эффективного управленческого воздействия на снижение уровня дорожно-транспортной аварийности [2, с. 191]. Между тем В.М. Палий и Е.И. Панасов утверждают, что «проблему профилактики ДТП следует решать, полагаясь не только на меры административного и уголовного воздействия, но и уделять особое внимание качеству и количеству имеющихся, а также строящихся автомобильных дорог, их оснащению» [3, с. 164]. По мнению Е.В. Куракиной и А.А. Скляровой, «повышение уровня БДД зависит от выработки эффективной стратегии, консолидации и усилий профильных структур и результатов целенаправленных действий» [4, с. 491]. На наш взгляд, предупредительная деятельность в области БДД должна носить комплексный характер и включать, помимо правового регулирования, различные направления, обеспечивая тем самым целостный подход к разрешению проблемы дорожно-транспортного травматизма.
Материалы и методы
Наряду с исследованием научных работ проведен анализ российского законодательства, регулирующего деятельность по обеспечению БДД. Автором использовались как общенаучные, так и частнонаучные методы: диалектический, формально-юридический, методы системного анализа, толкования права, логический и другие методы, позволившие раскрыть основные направления государственной политики по предупреждению ДТП и правонарушений на дорогах России.
Результаты исследования
Правовые основы предупреждения ДТП и правонарушений включают в себя как федеральное законодательство, в котором одним из ключевых нормативных актов является Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»2, так и подзаконные акты.
В целях предотвращения ДТП и сокращения смертности на дорогах России государством разрабатываются федеральные целевые программы, однако срок действия последней программы закончился в 2020 г.3 Ряд факторов, в том числе и пандемия коронавируса (COVID-19), способствовал промедлению принятия новой программы. По мнению профессора В.И. Майорова, и мы с ним солидарны, установившийся с 2021 г. вакуум в плане реализации программных мероприятий отрицательно сказывается на БДД [5, с. 71-72]. Этот пробел частично восполняется региональными программами. Например, в Республике Татарстан в соответствии с республиканской подпрограммой «Повышение безопасности дорожного движения в Республике Татарстан на 2014-2025 годы» ежегодно утверждается Программа «Повышение безопасности дорожного движения в г. Казани»4, целями которой являются повышение БДД и снижение уровня дорожно-транспортного травматизма в городе. Безусловно, в государственном управлении используется принцип сочетания централизации и децентрализации. Тем не менее считаем, что для достижения целей превенции в обеспечении БДД основы правового регулирования должны устанавливаться федеральными органами власти.
Принятая Правительством Российской Федерации «Стратегия безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018-2024 годы» придала большое значение повышению уровня защищенности пешеходов и определила следующие основные направления ее реализации:
- изменение поведения участников дорожного движения с целью безусловного соблюдения норм и ПДД;
- повышение защищенности от ДТП и их последствий наиболее уязвимых участников дорожного движения, прежде всего детей и пешеходов;
- совершенствование улично-дорожной сети по условиям безопасности дорожного движения, включая развитие работ по организации дорожного движения;
- совершенствование организационно-правовых механизмов допуска транспортных средств и их водителей к участию в дорожном движении;
- совершенствование системы управления БДД;
- развитие системы оказания помощи и спасения пострадавших в результате ДТП5.
В 2019 г. был принят национальный проект «Безопасные качественные дороги» до 2030 г., за время своего действия подвергавшийся изменениям. Проект включает в себя следующие федеральные проекты:
1. Региональная и местная дорожная сеть.
2. Безопасность дорожного движения.
3. Развитие общественного транспорта.
4. Общесистемные меры развития дорожного хозяйства.
5. Автомобильные дороги Минобороны России.
6. Развитие федеральной магистральной сети.
В рамках реализации федеральных проектов предполагается, что:
1. Удовлетворенность качеством и доступностью автомобильных дорог повысится с 50% (2024 г.) до 60% (2030 г.).
2. Удовлетворенность безопасностью дорожного движения повысится с 49% (2024 г.) до 58% (2030 г.), а количество погибших в ДТП на 100 тыс. населения снизится с 8,4 (2024 г.) до 4 (2030 г.) человек.
3. Доля транспортных средств в городских агломерациях (автобусы, трамваи, троллейбусы, пригородный железнодорожный подвижной состав), обновленных в рамках федерального проекта и имеющих срок эксплуатации не старше нормативного, увеличится с 11,4% (2024 г.) до 16,9% (2030 г.).
4. Доля контрактов жизненного цикла, предусматривающих выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог регионального (межмуниципального) значения увеличится с 30% (2024 г.) до 40% (2030 г.).
5. Доля автомобильных дорог Минобороны России, соответствующих нормативным требованиям, увеличится с 60% (2024 г.) до 85% (2030 г.).
6. Протяженность построенных и реконструированных федеральных автомобильных дорог увеличится 6.
Таким образом, проблема обеспечения БДД не остается без внимания государства. Более того, законодательство, регламентирующее правоотношения в области дорожного движения, постоянно совершенствуется. Обозначим некоторые положения. Так, в целях повышения уровня подготовки будущих водителей приказом МВД России от 20 февраля 2021 г. № 807 с апреля 2021 года был введен новый порядок приема экзамена на право управления транспортным средством. В соответствии с ним была введена новая схема сдачи экзаменов, состоящая из двух этапов: теории и практики. Если ранее практический экзамен проводился сначала на автодроме (площадке), то теперь эта часть объединена с экзаменом в условиях дорожного движения (в городе) с исключением некоторых упражнений, при этом маршрут движения может быть не знаком экзаменуемому. Такие нововведения направлены на улучшение навыков вождения транспортного средства именно в условиях городского движения в целях предотвращения ДТП с участием водителей с небольшим стажем вождения.
В 2024 г. в приказ были внесены существенные изменения в правила проведения экзаменов и выдачи водительских удостоверений8. Они были основаны на внесенных изменениях в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», вступивших в силу с 1 апреля 2024 г.9 Так, например, обучающиеся автошкол, в которых учебно-материальная база не соответствует предъявляемым требованиям, не могут быть допущены к сдаче экзамена на право управления транспортным средством. Увеличилось количество баллов (с 5 до 7), вычитающихся за допущенные нарушения (ошибки) при сдаче практического экзамена. Вместе с этим лицо, использовавшее три попытки и не сдавшее практический экзамен, сможет его пересдать не ранее чем через шесть и не позднее девяти месяцев (ранее было соответственно 1 – 3 месяца). Изменений коснулись также вопросы выдачи водительских удостоверений лицам, имеющим иностранные водительские удостоверения, ограничения допуска к сдаче экзамена, расширился перечень документов для сдачи экзамена и др.
Вместе с некоторым упрощением сдачи практического экзамена новые положения федерального законодательства предписывают ужесточение требований к будущим водителям. Такие меры направлены на формирование большей осознанности и ответственности при получении и в дальнейшем использовании права на управление транспортным средством.
Контрольно-надзорная деятельность Госавтоинспекции играет важную роль в предупреждении ДТП и совершении противоправных деяний. Правовое регулирование этого направления также подвергается постоянному совершенствованию. Так, приказ МВД России от 13 декабря 2021 г. № 102510 в 2023 г. был дополнен новыми индикаторами риска нарушения обязательных требований (пункты 3-5). В целях профилактики нарушений при проведении технического осмотра транспортных средств подготовлен новый проект, предполагающий дополнить рассматриваемый приказ пунктами 6-12. Помимо фактов нарушений, зафиксированных техническим экспертом, и внесении их в Единую автоматизированную информационную систему, к индикатору риска отнесено увеличение количества нарушений, связанных с выездом на железнодорожный переезд.
Первостепенной государственной задачей в сфере обеспечения безопасности населения стоит профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Она обусловлена тем, что, несмотря на положительные результаты осуществления целевых программ, дети по-прежнему остаются самыми незащищенными заложниками обстоятельств ДТП, при этом показатели детской смертности на дорогах России на много превышают показатели в европейских странах. В связи с этим в течение семи лет до 2020 г. это направление реализовывалось согласно комплексному проекту профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, основанному на целевой программе. Проект представлял собой систему взаимодействия всех заинтересованных субъектов профилактики, направленную на повышение эффективности работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и обеспечение снижения его уровня11. По результатам проведения фундаментальной работы по реализации проекта можно сделать вывод об его эффективности. Тем не менее проблема детского травматизма по-прежнему остается актуальной. Несмотря на отсутствие нового проекта, считаем, что работа в данном направлении должна продолжаться.
Безопасность на дорогах, прежде всего, связана с дисциплиной и культурой самих участников дорожного движения. Повышение уровня правосознания не только водителей, но и пешеходов и прочих участников движения позволит сократить количество ДТП.
По мнению В.И. Майорова, высокая латентность правонарушений, совершаемых пешеходами, приводит к тому, что пешеходы остаются без внимания законодателя при рассмотрении вопросов повышения административных санкций [6, с. 24]. Часто именно пешеходы становятся виновниками ДТП, поэтому усиление административной ответственности должно касаться не только водителей транспортных средств, но и пешеходов. Применение административных санкций имеет превентивную цель в сфере БДД. В связи с этим меры административной ответственности должны быть соразмерны совершаемым противоправным деяниям, иначе цель административного наказания не будет достигнута.
В настоящее время увеличивается количество ДТП с участием таких средств передвижения, как электросамокаты. Следует отметить неурегулированность мер административной ответственности в отношении лиц, использующих средства индивидуальной мобильности (далее – СИМ). С 1 марта 2023 г. вступили в силу изменения, внесенные в ПДД12, раскрывающие понятие СИМ и порядок их использования. Однако в КоАП РФ ответственность за нарушение введенных норм так и не установлена. Несоблюдение запретов и ограничений при использовании СИМ нередко влечет за собой совершение ДТП, в том числе с причинением вреда здоровью, а в некоторых случаях и смерти. В связи с этим введение соответствующих составов правонарушений в КоАП РФ, предусматривающих ответственность за нарушение правил использования СИМ, послужит превентивной мерой в реализации ПДД.
Исходя из анализа нормативных основ, регулирующих вопросы обеспечения БДД, целесообразно сделать следующие выводы:
1. Правовое регулирование деятельности по предупреждению правонарушений в области БДД требует постоянного совершенствования с учетом развития жизнедеятельности государства и общества.
2. Важную роль в этом процессе играют федеральные целевые программы, при этом наблюдающийся в настоящее время правовой вакуум в данном направлении деятельности должен быть ликвидирован.
3. Правовое регулирование должно охватывать все направления деятельности по предупреждению ДТП и правонарушений и распространяться на всех участников дорожного движения, не оставляя без внимания их отдельных категорий.
Таким образом, об эффективности правового регулирования деятельности по предупреждению ДТП и правонарушений следует говорить тогда, когда достигаются соответствующие результаты в области БДД. Проблема правоприменения усматривается в отставании современных норм от реальных фактических отношений. Безусловно, органами государственной власти проводится фундаментальная работа по урегулированию вопросов обеспечения БДД, тем не менее своевременное устранение пробелов в правовом регулировании будет способствовать улучшению показателей в данной сфере.
1. Майоров В.И. Дорожно-транспортные правонарушения как объект междисциплинарного исследования // Евразийский юридический журнал. 2015. № 2 (81). С. 102 – 105.
2. Верзилин В.А., Бычков В.П., Прядкин В.И., Панявина Е.А., Верзилин С.В. Анализ, моделирование и оптимизация процессов и систем // Регион: системы, экономика, управление. 2019. № 1 (44). С. 185 – 192.
3. Палий В.М., Панасов Е.И. Нормативно-правовое регулирование профилактики дорожно-транспортных происшествий // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 4. С. 162 ‒ 165.
4. Куракина Е.В., Склярова А.А. Повышение уровня безопасности дорожного движения в системе «участник дорожного движения – транспортное средство – дорога – внешняя среда» // Вестник Си-бАДИ. 2020. Т. 17. № 4 (74). С. 488 – 499.
5. Майоров В.И. Новая федеральная целевая программа повышения безопасности дорожного движения: целесообразность разработки // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2021. № 3 (57). С. 69 – 79.
6. Майоров В.И. К вопросу об основных направлениях государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения // Современная наука. 2021. № 2. С. 22 – 25.