Казань, Россия
УДК 34 Право. Юридические науки
Введение: в статье рассматривается проблема, связанная с формированием в общественном сознании образа сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, отвечающего запросам гражданского общества. Обращено внимание на положительные и отрицательные признаки личности защитника правопорядка. Материалы и методы: в основе проведенного исследования – диалектический метод познания действительности; авторами применялись общенаучные и частнонаучные методы (опрос, анкетирование, логический, формально-юридический, системно-структурный анализ). Использовались труды известных ученых в области социологии, психологии, криминологии, педагогики. Результаты исследования: проанализированы и обобщены анкеты курсантов и слушателей Казанского юридического института МВД России, сформированные для изучения их литературных и кинематографических предпочтений, выбора социальных сетей и профессиональной заинтересованности. Обсуждение и заключение: авторы приходят к выводу, что необходима целенаправленная и продуктивная работа по созданию в общественном сознании образа полицейского, готового прийти на помощь людям, умело и ответственно выполняющего служебные задачи, проявляющего смелость и отвагу, благородство и доблесть, честность и справедливость. Сформулированы рекомендации для курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России в части приобретения знаний, умений и навыков по профессии «Полицейский».
образ сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации; средства массовой информации; полиция; имидж; черты личности; литература; кинематограф; здоровый образ жизни
Введение
Проблема формирования положительного образа сотрудников органов внутренних дел не нова, но ее актуальность на современном этапе реформирования ведомства чрезвычайна.
27 марта 2012 года на заседании Общественного совета при МВД России обсуждался вопрос об ударе, нанесенном репутации правоохранительной системе, в связи с резонансными делами в отношении сотрудников полиции. Выступая от имени кинематографистов, актер В.С. Лановой, в чьей кинокарьере были роли сотрудников милиции, отметил, что в 70-80-е годы ХХ века по инициативе Министра МВД СССР Н.А. Щелокова произошла настоящая «культурная революция» в министерстве – стал активно создаваться положительный образ сотрудника милиции в журналистике, литературе, кино, живописи. Такой деятельностью преследовалась благородная цель – воспитать милиционера, внутренне не способного совершить преступление [1].
В Федеральном законе от 7 февраля 2011 г. № 3 «О полиции» перечислены принципы ее деятельности: законность, соблюдение прав и свобод человека (гражданина), беспристрастность, открытость, публичность, общественное доверие, поддержка граждан, взаимодействие и сотрудничество, использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем. Представляется, что доверие населения можно заслужить исключительно ежедневной, самоотверженной, результативной работой.
По мнению О.В. Ушаковой, образ сотрудника органов внутренних дел – это сложная социально-психологическая категория, отражающая представления различных слоев населения о деятельности полицейских, их образовательном, нравственном, культурном развитии, личностных и деловых качествах [2, c. 10]. Формирование положительного образа сотрудника полиции связано с обеспечением общественной безопасности и охраной правопорядка, отчетностью перед населением, укреплением взаимодействия с органами местного самоуправления и общественными организациями. Крайне осуждаются равнодушие, хамство, безответственность, халатность, безразличие, грубость, фамильярность. К отрицательным качествам личности полицейского относят черствость, излишнюю раздражительность, агрессивность, мстительность, зависть, жадность, заносчивость.
Как отмечает А.В. Суровцев, положительный образ защитника правопорядка складывается из его интеллектуальных, аналитических, прогностических способностей, уравновешенности, самообладания, наблюдательности, патриотизма, организаторских качеств, владения современными информационными технологиями [3, c. 10]. Стереотипы общественного мнения возникают на основе представлений предыдущих периодов, публикаций в средствах массовой информации, художественных образов, обычаев, традиций и их сложнее всего преодолеть.
Образ сотрудника органов внутренних дел с позиции психологического восприятия складывается из особенностей профессиональной деятельности, представлений о личностных качествах, мотивации и ценностных ориентирах полицейских, характеристик их поступков и образа жизни. По мнению И.Е. Ширшова, сформировать положительный образ защитника правопорядка, отвечающего современным требованиям, – это задача государства и граждан, проживающих в нем [4, c. 114].
В России функционируют 20 вузов, подчиненных Министерству внутренних дел Российской Федерации. Ежегодно фиксируется высокий конкурс среди абитуриентов, выбравших профессию юриста и желающих стать полицейскими. Однако проблема кадрового некомплекта в Министерстве внутренних дел Российской Федерации как никогда актуальна. И одной из причин «утечки» молодых сотрудников является своеобразный конфликт между романтизируемым образом полицейского и реальной ситуацией существования данного образа в бытовом восприятии.
Осознанное отношение к обучению и освоению профессии «Полицейский» складывается из стремления к получению новых знаний, умений и навыков, самообразования, занятий по правовой, служебной, огневой, физической, морально-психологической подготовке, а также изучения передового отечественного и зарубежного опыта в сфере предупреждения, выявления и пресечения преступлений, использования современных инновационных технологий при расследовании уголовных дел. В современных условиях сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации должны учитывать появление новых угроз и вызовов, в том числе в цифровой среде, быть готовыми к их минимизации.
При этом важно, чтобы сотрудники с гордостью и достоинством носили форму полицейского, считали себя частью правоохранительной системы, без которой невозможно торжество закона.
В оценке деятельности полицейского со стороны граждан нет мелочей – существенное значение имеют не только профессиональные, интеллектуальные, волевые качества личности, а также нравственный, этический, культурный уровень сотрудника органов внутренних дел, внешний вид, манера разговора. К положительным качествам личности сотрудника органов внутренних дел относятся вежливость, внимательность, готовность прийти на помощь, компетентность, объективность, справедливость, честность, неподкупность. Граждане желают видеть отважных, физически развитых, юридически подготовленных, харизматичных, культурных, коммуникабельных, честных, мужественных, способных ориентироваться в постоянно меняющихся условиях полицейских [5, c. 225].
Полицейский должен уважать права и свободы граждан, не терять выдержку и самообладание, достойно выглядеть при разрешении конфликтных ситуаций. Публикации в социальных сетях и средствах массовой информации, отражающие непрофессиональные или аморальные действия полицейских, наносят существенный вред имиджу и репутации всего ведомства. Многочисленные отрицательные комментарии формируют недоверие к представителям органов внутренних дел, способствуют падению авторитета и престижности правоохранительной деятельности.
На формирование позитивного образа защитника правопорядка оказывают влияние публикации в средствах массовой информации, освещающие героические поступки, результаты оперативно-служебной деятельности, действия сотрудников органов внутренних дел в особых условиях, взаимодействие полиции с институтами гражданского общества [6].
Одним из важнейших критериев оценки эффективности деятельности полиции является общественное мнение. Значительная роль в формировании образа сотрудника полиции принадлежит кинематографу, который способен оказывать существенное воздействие на сознание людей. Положительный образ сотрудника органов внутренних дел удалось передать в телевизионных сериалах «Место встречи изменить нельзя», «Улицы разбитых фонарей», «Убойная сила», «Ликвидация», «Участок», «Каменская». В отдельных российских сериалах показаны не лучшие качества полицейских «Глухарь», «Ментовские войны», «Карпов», «Метод», «Оффлайн», «Химера», а некоторые телевизионные фильмы сложную и ответственную работу полиции показывают в юмористическом виде «Полицейский с Рублевки», «Инспектор Гаврилов» и др.
Обзор литературы
Проблеме формирования профессиональных, нравственных, интеллектуальных, культурных качеств сотрудников правоохранительных органов свои научные исследования посвящали Г.А. Аванесов, Н.Е. Браженская, М.А. Бучакова, А.А. Воронов, С.Е. Денисенко, А.И. Долгова, Ф.К. Зиннуров, Н.П. Каданцева, С.Я. Казанцев, Ю.Ю. Комлев, Д.А. Корецкий, В.Л. Кубышко, В.Н. Кудрявцев, Н.Ф. Кузнецова, С.Я. Лебедев, И.М. Мацкевич, А.В. Суровцев, О.В. Ушакова, Г.Г. Чанышева, И.Е. Ширшов, В.Е. Эминов и др.
В современной художественной литературе к образу сотрудника органов внутренних дел обращались Ч. Абдуллаев, А. Аввакумов А. Бушков, И. Деревянко, М. Есаулов, Д. Корецкий, А. Кивинов, А. Константинов, Н. Леонов, А. Маринина, В. Пронин, Е. Топильская и др. [7, c. 13-14]. Особый интерес представляют документальные произведения о выявлении, пресечении, расследовании преступлений прошлых лет, а также легендарных сотрудниках правоохранительных органов (Ф.И. Раззаков «Бандиты времен социализма. Хроника российской преступности 1917-1991 гг.»; С.А. Холодов «История уголовного розыска. 1918-1999», «История ОБХСС и экономическая преступность в России в ХХ веке», «Москва преступная: от Хитровки до Черкизона»; С.А. Кредов «Дзержинский», «Щелоков», «Вилен Апакидзе – сыщик, опередивший время»; А.Д. Константинов «Бандитский Петербург», «Коррумпированная Россия»; В.М. Карышев «Современные тюрьмы: от авторитета до олигарха», «Криминальная история России. 1989-1993», «Русская мафия 1991-2021»; Е.М. Меркачёва «Град обреченных: честный репортаж о семи колониях для пожизненно осужденных», «Громкие дела. Преступления и наказания в СССР», А.А. Сафаров «Закат «казанского» феномена. История ликвидации организованных преступных формирований Татарстана», М.В. Беляев, А.А. Шептицкий «Бандитская Казань», «Бандитский Татарстан», Р.Ш. Мугинов «О старых ментах замолвите слово: воспоминания», «Записки старого юриста») и др.
Материалы и методы
Методологическую основу научного исследования составили общенаучные и частнонаучные методы познания, а также анализ, синтез, обобщение, систематизация, интерпретация эмпирических данных. Авторами использовались труды известных ученых в области социологии, психологии, криминологии, педагогики. Проведено анкетирование 36 курсантов и 50 слушателей.
Результаты исследования
В феврале-марте 2023 года авторами проведено анкетирование курсантов факультета подготовки специалистов по программам высшего образования (ФПС по ПВО) и слушателей факультета профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации (ФППП и ПК) Казанского юридического института МВД России. Цель анкетирования – изучение профессиональных, литературных и кинематографических предпочтений обучающихся, их нахождение в профессиональных социальных сетях.
Респондентам было предложено ответить на 13 вопросов, связанных с профессиональной деятельностью. Ряд вопросов касался литературных предпочтений (Любите ли Вы читать детективы? Какой детектив посоветовали бы почитать? Любимая книга о сотрудниках ОВД? Какая книга (фильм) повлияли на выбор профессии?).
Отвечая на вопрос о чтении детективной литературы, только половина опрашиваемых в каждой группе выразила положительное отношение к чтению (59% курсантов, 50% слушателей). Среди любимых литературных произведений о сотрудниках органов внутренних дел слушатели указали «Я – оперуполномоченный» (А. Ветер, В. Стрелецкий), «Старший оборотень по особо важным делам» (М. Есаулов, А. Романов), «Дело частного обвинения» (Н. Филатов), «Организация преступного сообщества» (П. Агапов), «40 лет среди грабителей и убийц» (И.Д. Путилин), «Банда» (В. Пронин), «Красные пинкертоны» (В. Белоусов), «Рок-н-ролл под Кремлем», «Антикиллер» (Д. Корецкий), «Бандитская Казань», «Бандитский Татарстан» (М. Беляев, А. Шептицкий), «Закат «казанского» феномена. История ликвидации организованных преступных формирований Татарстана» (А. Сафаров).
Слушатели рекомендуют к прочтению как классические детективы А. Конан-Дойля, А. Марининой, так и современные детективы с элементами триллера «Гипнотизер» (Л. Кеплер), «Девушка с татуировкой дракона» (С. Ларсон), «Дело частного обвинения» (Н. Филатов), «Внутри убийцы» (М. Омер), «Ветреная река» (Т. Шеридан), «Опередить дьявола» (М. Хайдер), «Семь смертей Эвелины Хардкасл» (С. Тёртон), «След убийства» (Б. Пирс), «Щипач. Зверский детектив» (А. Старобинец).
К литературным предпочтениям курсантов относятся: «Эра милосердия» (братья Вайнеры), «Преступный мир: воспоминания сыщика В.В. фон Ланге», «Тульский-Токарев», «Свой-чужой» (А. Константинов), «Нейтральной полосы нет» (Е. Леваковская), «Кодекс чести русского офицера» (В. Кульчицкий). Достойны быть рекомендованными к прочтению, по мнению курсантов, такие детективы, как «Убийство в Восточном экспрессе» (А. Кристи), «Приключения Шерлока Холмса» (А. Конан-Дойль), романы Д. Чейза, «Повседневная жизнь Петербургской сыскной полиции» (Н. Свечин), «Рокировка», «Каникулы строгого режима», «Трудно быть мачо» (А. Кивинов), «Исчезновение Мэдлин» (Э. Саммерс, Р. Суон), «Внутри убийцы» (М. Омер), «Каштановый человечек» (С. Свейструп), «Яды. Полная история. От мышьяка до «Новичка»» (К. Привалов), «Записки профайлера» (А. Филатов).
Необходимо отметить, за очень незначительным исключением, список литературных детективов, рекомендуемых обучающимися на ФППП и ПК и ФПС по ПВО, значительно отличается: слушатели, проходящие первоначальную подготовку, представили более широкий спектр литературных произведений, преимущественно зарубежных авторов. В своем большинстве данные книги имеются в формате электронной книги и аудиокниги, которым респонденты отдают предпочтение в первую очередь.
Второй блок вопросов был связан с обликом полицейского в литературе и кинематографе: «Какого героя книги или фильма о полицейских Вы могли бы назвать «героем нашего времени». Почему?», «Какой персонаж книги или фильма, по Вашему мнению, позорит органы внутренних дел? Почему?», «Нужен ли нашему зрителю положительный образ полицейского? Почему?». Отвечая на эти вопросы, курсанты и слушатели были единодушны в своей негативной оценке кинематографического образа полицейского – из сериалов «Глухарь», «Пес» (И. Гнездилов – речь, поведение), «Полицейский с Рублевки» (Г. Измайлов – вседозволенность, полковник полиции В. Яковлев – взяточничество), «Карпов», «Реализация» (С. Колос – аморальное поведение, коррупционер), «Девушки с Макаровым», отмечая, что фильм не соответствует действительности, зрителям неприятно, когда на экране преобладает негативный образ полицейского-взяточника, лишенного многих профессиональных качеств.
Положительным, по мнению опрошенных молодых сотрудников полиции, являются герои сериалов «Участок» (персонаж С. Безрукова одержим работой, любит свое дело, справедлив, честен), «Место встречи изменить нельзя» (Г. Жеглов – человек решительный, готов нести ответственность за принятое решение, у него есть устойчивые моральные принципы), «Реализация» (Д. Малышев пресек преступления среди руководства ОВД).
Ответы на вопрос – «Нужен ли нашему зрителю положительный образ полицейского? Почему?» – были самыми развернутыми: очевидно, что данная проблема остро воспринимается и слушателями, проходящими первоначальную подготовку, и курсантами очной формы обучения. «Чтобы уважение было у людей», «необходимо изменить представление граждан о сотрудниках полиции с негативного на положительное», «в современных телесериалах сотрудников ОВД показывают некомпетентными, ведущими аморальный образ жизни, склонными к коррупционным поступкам. Необходимо повысить степень доверия и уважения населения», «люди должны восхищаться теми, кто их защищает», «полицейский должен быть в глазах людей положительным героем», «чтобы люди не боялись полицию, знали наверняка, что полицейские всегда придут на помощь», «для поднятия авторитета этой профессии», «о проколах (ошибках) в деятельности сотрудников полиции в СМИ публикуют охотно и много, а о положительных фактах – значительно меньше», «нужны примеры для подражания подрастающему поколению», «чтобы избавляться от стереотипов», «необходима пропаганда добропорядочного образа полицейского, чтобы привить населению уважение к правопорядку, органам государственной власти, соблюдению законности». Эти ответы демонстрируют явное недоверие молодых и будущих сотрудников полиции к стереотипам полицейских, представленных отечественным кинематографом. В настоящее время уже неуместно отрицать, что через кино и видеоигры происходит изменение восприятия молодежью истории, государственного управления, общественной ситуации в России, как расставляются акценты, например, в попытке запада переформатировать представление об истории Великой Отечественной войны, достижениях прошлых поколений и навязать свою позицию населению. Поэтому распространенное кинематографическое изображение полицейского не следует рассматривать как отображение реальной действительности.
Третий блок вопросов был связан с социальными сетями. «Какие «полицейские» группы в социальных сетях Вы знаете?», «На какие из них Вы подписаны?», «Какую полезную информацию для профессиональной деятельности Вы оттуда получаете?». Респонденты представили очень обширный перечень известных им социальных групп: «Омбудсмен полиции», «Дознаватель», «Полиция Альметьевска» (Кировской области, Нижнекамска), «Записки полицейского», «Полиция в курсе», «Полицейская жизнь», «Полисмен», «Полиция life», MVD-Russia, «Место происшествия», «Записки судмедэксперта», «Казанский феномен», «МВД РФ», «КЮИ МВД России», «МВД Татарстана» и др. Большинство опрошенных (57%) указали, что они не подписаны ни на какие группы в социальных сетях, поскольку никакой полезной информации для себя там не находят («Все, что пишут в Интернете, надо перепроверять», «Доверяю только официальным источникам» – отвечают респонденты). Интересуются новостным контентом профессиональных социальных групп 24% опрошенных. По мнению 12% респондентов, в этих пабликах они получают ценную информацию: о способах раскрытия преступлений, решении различных конфликтных ситуаций с руководством, гражданами, подозреваемыми и обвиняемыми.
В разговоре с курсантами и слушателями, анализируя их ответы в анкетах, мы услышали не только их обеспокоенность по поводу отношения к полиции со стороны общества, но и заботу о сохранении чистоты своих рядов: сотрудник органов внутренних дел должен заботиться о сохранении чести и достоинства, не принимать решений из соображений личной заинтересованности, не совершать поступки, вызывающие сомнения в его объективности (беспристрастности). Появление в средствах массовой информации, сети Интернет сведений, порочащих честь и достоинство полицейского, наносит ущерб не только деловой репутации сотрудника, но и сказывается на имидже всей службы (организации) [8, c. 16-17].
Имидж складывается из восприятия сотрудником полиции своей деятельности и оценки другими людьми его внешнего вида, поступков, манеры поведения [9, c. 46]. Позитивный имидж сотрудника органов внутренних дел повышает мотивацию к занятию физической культурой и спортом, интеллектуальному и духовному развитию личности, способствует формированию правосознания, правовой культуры, самоуважения и высокой оценки со стороны населения [10, c. 10-11]. Формирование имиджа и деловой репутации полицейского – сложный и длительный процесс, который может быть разрушен совершением аморального, антиобщественного, противоправного или коррупционного поступка.
В курсантах и слушателях образовательных организаций МВД России необходимо развивать дисциплинированность, трудолюбие, честность, уважение к человеку и закону, порядочность, скромность, благородство, а также нетерпимое отношение к пьянству, наркомании, азартным играм, хулиганским проявлениям, проституции, криминальной субкультуре, антиобщественному образу жизни.
Обсуждение и заключение
В образовательных организациях МВД России богатый профессиональный опыт передают будущим сотрудникам полиции ветераны в рамках деятельности кафедральных кружков и школ педагогического мастерства.
По результатам исследования мы сформулировали ряд рекомендаций, которые курсантам и слушателям дали ветераны органов внутренних дел в освоении профессии «Полицейский».
1. Прибывая на место происшествия, попытайтесь установить того, кому выгодно совершение преступления.
2. Наблюдайте, изучайте, исследуйте, обращайте внимание на противоречия, выявляйте обман, инсценировку. Учитесь грамотно проводить оперативно-розыскные и следственные действия.
3. Постарайтесь разговорить правонарушителя, свидетеля, потерпевшего. Расположите к себе, вызовите доверие, установите психологический контакт.
4. Не ждите, когда Вам скажут правду, отслеживайте реакции на поставленные вопросы, именно они выдадут истинные мысли правонарушителя, подскажут причины и мотивы преступления.
5. Будьте внимательны к мелочам, они помогут восстановить картину происшествия, выстраивайте причинно-следственные связи, привлекайте специалистов и экспертов.
6. Работайте в команде, развивайте коммуникабельность, компетентность, корпоративную солидарность.
7. Соблюдайте законы и не допускайте, чтобы кто-то их нарушал. Будьте выдержанными и тактичными, контролируйте свое эмоциональное состояние.
8. Умейте переключаться и не замыкайтесь в себе, не допускайте профессиональной деформации и выгорания.
9. Относитесь к людям так, как хотели бы, чтобы они относились к вам. Уважайте руководство, дорожите друзьями, берегите репутацию.
10. Будьте внимательны к своему внешнему виду, соблюдайте нравственные и этические нормы, правила ношения форменной одежды. Воздерживайтесь от сквернословия и компрометирующих связей.
Понятие чести и достоинства сотрудника органов внутренних дел неразрывно связано с верностью гражданскому и служебному долгу. Полицейский должен служить примером строгого и точного соблюдения законов, относиться нетерпимо к любым действиям, нарушающим права и свободы граждан, оскорбляющим и унижающим их чувства, препятствующим реализации конституционных гарантий. Забота о деловой репутации и авторитете защитника правопорядка должна способствовать профессиональным действиям, сохранению выдержки, коррекции психоэмоционального состояния [12, c. 51]. Нельзя допускать безразличного отношения к людям, человеческим страданиям, злоупотреблений и превышений должностных полномочий, служебного подлога, коррупционных действий, халатности, нарушений этического стандарта поведения государственного служащего.
Формирование положительного образа сотрудника органов внутренних дел связано с медиатехнологиями, социальными сетями, пиар-акциями, публикациями в средствах массовой информации, литературными и кинематографическими произведениями. В общественном сознании должен отображаться образ полицейского, готового прийти на помощь людям, умело и ответственно выполняющего служебные задачи, проявляющего смелость и отвагу, благородство и доблесть, честность и справедливость. На необходимость популяризации профессии полицейского указывают сегодня и руководители МВД России. Так, в интервью председатель Ассоциации профсоюзов правоохранительных органов Алексей Лобарев тоже отметил присутствие искаженного образа сотрудника ОВД как в отечественном кинематографе, так и в юмористических роликах, выкладываемых в Интернете, снятых пранкерами.
В процессе подготовки статьи мы обнаружили информацию о договоре, заключенном между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Союзом кинематографистов России о новых кинолентах о полицейских1.
Образовательным организациям МВД России отводится значительная роль в формировании положительного образа сотрудника полиции. Такая деятельность заключается во взаимосвязи учебной, методической, нравственно-психологической, научно-исследовательской, патриотической, идеологической, воспитательной, культурной работы с курсантами и слушателями. Ее цель заключается в развитии нравственных, этических и эстетических качеств обучающихся, привитии им правовой культуры и формировании правосознания, навыков добросовестного выполнения служебных обязанностей, вежливого обращения с людьми, а также в подготовке физически развитого, волевого, интеллектуального, психически устойчивого сотрудника органов внутренних дел.
1. Кредов С. Щёлоков. Москва: Молодая гвардия, 2016. 319 с.
2. Ушакова О.В. Процесс формирования образа сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации: на примере участковых уполномоченных полиции Хабаровского края: автореф. дис. … канд. социолог. наук. Хабаровск: Тихоокеан. гос. ун-т, 2015. 23 с.
3. Суровцев А.В. Формирование положительного образа сотрудника органов внутренних дел как защитника правопорядка в системе повышения квалификации: автореф. дис. … канд. пед. наук. Грозный: Чеченский гос. ун-т, 2019. 25 с.
4. Ширшов И.Е. Формирование положительного образа сотрудника полиции как одно из приоритетных направлений деятельности МВД России // Отечественная юриспруденция. 2018. №7 (32). С. 113 – 115.
5. Денисенко С.Е. Образ российского полицейского в общественном сознании // Гуманитарные и социальные науки. 2013. № 2. С. 223-230.
6. Никулин С.Г. Модель формирования социальной ответственности сотрудника ОВД в дополнительном профессиональном образовании // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2021. № 2 (111). С. 189 – 195.
7. Шалагин А.Е. Криминология и предупреждение преступлений: монография Москва: Юрлитинформ, 2021. 240 с.
8. Бучакова М.А., Дизер О.А. Защита чести и достоинства, деловой репутации сотрудников органов внутренних дел // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2017. № 3 (70). С. 16-19.
9. Браженская Н.Е., Чернобродов Е.Р. Социально-психологические особенности имиджа современного полицейского в России // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8. № 4. С. 46.
10. Каданцева Н.П. Формирование имиджа сотрудника органов внутренних дел в процессе профессионального образования в вузах МВД России: автореф. дис. … канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 2013. 24 с.
11. Воронов А.А., Никифоров С.В., Феоктистов Р.Н. Особенности обеспечения имиджа и престижа профессий сотрудников правоохранительных органов // Современное право. 2011. № 12. С. 54-58.