УДК 343.9 Криминология. Криминалистика
Введение: статья посвящена исследованию актуальной проблемы, связанной с формированием эффективной системы мер предупреждения общественно опасной деятельности физических и юридических лиц, действующих в качестве иностранных агентов. Материалы и методы: материалами для научного исследования выступили российское уголовное и иное законодательство, официальная судебная статистика, теоретические работы, касающиеся вопросов предупреждения указанной общественно опасной деятельности. При подготовке статьи использовались устоявшиеся методы криминологических исследований, включая диалектический метод и метод системно-структурного анализа. Результаты исследования: выделены особенности общественно опасной деятельности лиц, действующих в качестве иностранных агентов, и недостатки существующих превентивных мер в данной области, сформулированы выводы и предложения по их совершенствованию. Обсуждение и заключение: совершенствование мер предупреждения указанной общественно опасной деятельности должно иметь не только постоянный, но и системный характер, что позволит сформировать единую и согласованную основу для эффективного противодействия угрозам безопасности России, реализуемым недружественными странами через физических и юридических лиц, попадающих в сферу их влияния.
иностранный агент; общественно опасная деятельность; предупреждение
Введение
В связи с тем, что в настоящее время в отношении России и ее граждан рядом недружественных стран осуществляются деструктивные действия, в том числе информационно-идеологического характера, особое внимание правоохранительных органов должно быть уделено предупреждению общественно опасной деятельности, реализуемой физическими лицами и их объединениями при поддержке зарубежных сторонников [1, с. 5-6]. Такими объединениями, в частности, являются некоммерческие организации, действующие в качестве иностранных агентов, деятельность которых потенциально представляет опасность для правоохраняемых интересов общества и государства, прежде всего, в связи с ее направленностью на дестабилизацию деятельности государственных и общественных институтов, подрыв доверия граждан к должностным лицам и органам власти, формирование у населения определенных взглядов, идей и мнений относительно происходящего в стране и в мире, выгодных конечным «бенефициарам» данных некоммерческих организаций. Для контроля за деятельностью лиц, действующих в качестве иностранных агентов, и недопущения их противоправной активности реализуется комплекс организационно-правовых мер.
Обзор литературы
В ходе исследования нами проанализированы теоретические труды А.Н. Артамоновой, В.В. Гончарова, В.В. Красинского, С.Л. Нуделя, С.Ю. Пояркова, рассматривавших проблемные вопросы обеспечения безопасности государства и предупреждения соответствующих угроз, в том числе исходящих от лиц, действующих в качестве иностранных агентов.
Материалы и методы
При подготовке статьи использован комплекс методов, традиционно применяемых в криминологических исследованиях, включая всеобщий диалектико-материалистический метод, общенаучные и частнонаучные методы, в том числе правовое моделирование, метод системно-структурного анализа и формально-логический метод. Автор проанализировал теоретические труды по исследуемой теме, а также опубликованную судебную практику апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции за 2020-2023 годы.
Результаты исследования
Отметим, что правовые основы для указанного выше контроля установлены Федеральным законом от 14 июля 2022 г. № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием»1. Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 1 данного Федерального закона иностранными агентами признаются лица, получившие поддержку и (или) находящиеся под иностранным влиянием в иных формах и осуществляющие деятельность, виды которой предусмотрены в ст. 4 этого закона, включая политическую деятельность, целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности России, распространение или участие в создании сообщений и материалов, ориентированных на неограниченный круг лиц. Иностранным агентом может признаваться российское или иностранное юридическое лицо вне зависимости от его организационно-правовой формы, общественное объединение, действующее без образования юридического лица, а равно другое объединение лиц, иностранная структура без образования юридического лица либо физическое лицо независимо от его гражданства или его отсутствия. В ч. 3 ст. 1 данного закона указано, какие юридические и физические лица не могут признаваться иностранными агентами, в том числе органы публичной власти России, зарегистрированные в установленном порядке религиозные организации и политические партии.
На Минюст России возложена функция ведения реестра иностранных агентов, а также единого реестра лиц, аффилированных с последними. Существует два альтернативных порядка включения сведений в реестр иностранных агентов: 1) добровольный (заявительный) порядок, когда само лицо, намеревающееся действовать в данном качестве, заявляет об этом в территориальный орган Минюста России2; 2) императивный – по решению уполномоченного органа Минюста России, выявившего соответствующие организацию или физическое лицо, при этом решение о включении в реестр сведений об иностранном юридическом лице, иностранной структуре без образования юридического лица орган Минюста России принимает по согласованию с МИД России.
Согласно ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 14 июля 2022 г. № 255-ФЗ физическое или юридическое лицо приобретает статус иностранного агента со дня, который следует за днем размещения на официальном сайте Минюста России сведений о данном лице в реестре иностранных агентов и утрачивает данный статус со дня исключения указанных сведений из этого реестра. По состоянию на 30 июня 2023 г. в данном реестре на сайте Минюста России указано 649 физических и юридических лиц3. Ведение реестра является элементом реализации информационной функции государства, посредством которой соответствующие сведения, собранные и систематизированные в установленном порядке, предоставляются для ознакомления и использования не только органам власти, но и обществу в целом [2, с. 130 – 138].
Указанная функция государства реализуется и в рамках регулирования деятельности средств массовой информации. Так, согласно ч. 9 ст. 4 закона РФ «О средствах массовой информации»4, запрещено распространять в средствах массовой информации, в том числе при размещении их публикаций в информационно-телекоммуникационных сетях, сведений об иностранных агентах, не содержащихся в единых государственных реестрах и государственных информационных системах, а также произведенных иностранными агентами материалов без указания на соответствующий статус данных лиц.
Предупреждение противоправной активности иностранных агентов начинается именно с выявления физических и юридических лиц, фактически действующих в данном качестве, и официального признания их иностранными агентами. Не менее важна своевременная и точная правовая оценка их действий, в том числе по распространению определенной информации, которая может относиться к опасной идеологии, например, экстремистского толка. В рамках этой превентивной деятельности необходимо избегать поспешных, необоснованных правоприменительных решений, поскольку таковые подрывают доверие к органам власти, причем не только в части выявления иностранных агентов и контроля за их деятельностью.
Между тем, как обоснованно пишут В.В. Гончаров, С.Ю. Поярков, В.В. Красинский, в современных условиях в рамках взаимного контроля гражданского общества и государственных институтов необходимо уделять внимание не только выявлению нарушений закона со стороны органов власти и их должностных лиц, но и негативным изменениям в общественных институтах, заключающимся, в частности, в проникновении в эти институты агентов иностранного влияния, действующих в интересах других стран, межправительственных или международных организаций и намеревающихся подорвать экономическую безопасность и обороноспособность России, ее суверенитет и независимость государственной власти, создать предпосылки для насильственного изменения основ конституционного строя [3, с. 19 – 25; 4, с. 12 – 16]. А.Н. Артамонов отмечает, что контроль за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием, осуществляемый Минюстом России по взаимодействии с другими государственными и муниципальными органами, прежде всего, с прокуратурой, Росфинмониторингом, ФСБ России, МВД России и Роскомнадзором, преимущественно сводится к выявлению фактов финансирования российских некоммерческих организаций из зарубежных источников. Эти факты выявляются в результате анализа отчетности данных организаций, а также информации, поступающей от Росфинмониторинга и других органов власти, проведения проверочных мероприятий [5, с. 47-48].
Данная деятельность, осуществляемая на постоянной, плановой основе, заключается в проверке достоверности информации, содержащейся в поступающих отчетах организаций, с учетом возможных попыток российских компаний скрыть финансирование из-за рубежа с помощью различных схем, маскирующих источники финансирования, включая посреднические услуги, заключающиеся в направлении денежных средств из другой российской организации, частично инвестируемой иностранными физическими или юридическими лицами. При этом чаще всего выявляются факты финансирования из США, Великобритании и отдельных стран Евросоюза, причем представляемые денежные средства, как правило, выделяются в качестве финансирования образовательной деятельности или пожертвований [5, с. 48].
Помимо контроля за источниками финансирования, эффективному выявлению организаций, фактически действующих в качестве иностранных агентов, способствует постоянный мониторинг социальных сетей и иных ресурсов сети Интернет, в ходе которого выявляются публикации политического содержания, размещаемые некоммерческими организациями или их руководителями (работниками), а также юридические лица, в число учредителей которых входят некоммерческие организации, финансируемые другими странами, что позволяет выявить факты опосредованного зарубежного финансирования [5, с. 48].
Основу эффективного выявления и предупреждения противоправной активности организаций и физических лиц, действующих в качестве иностранных агентов, составляет налаженное межведомственное взаимодействие и оперативный обмен сведениями с государственными органами и органами местного самоуправления. Возможными направлениями совершенствования такого взаимодействия являются подготовка и принятие межведомственных нормативных актов, регулирующих предупреждение противоправной деятельности лиц, действующих в качестве иностранных агентов, проведение совместных конференций, круглых столов и иных научно-практических мероприятий, а равно курсов повышения квалификации по соответствующей тематике.
Предупреждению общественно опасной деятельности лиц, действующих в качестве иностранных агентов, также способствуют установление и реализация взаимосвязанных мер административной и уголовной ответственности за нарушения законодательства в данной области. В частности, для предотвращения общественно опасной деятельности подобных организаций в ст. 239 УК РФ предусмотрена ответственность за такие виды противоправных действий, как создание некоммерческой организации (включая некоммерческую организацию, действующую в качестве иностранного агента) либо структурного подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации, деятельность которых сопряжена с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению иных противоправных деяний, а равно руководство такой организацией либо её структурным подразделением (ч. 2); участие в деятельности данных организаций, а равно пропаганда указанных деяний (ч. 3).
Отметим, что состав преступления, в настоящее время предусмотренный ч. 2 ст. 239 УК РФ, был введён в эту статью в 2012 г.5, при этом авторы соответствующего комплексного законопроекта связали его общую цель с обеспечением открытости и публичности в деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, а также с организацией необходимого общественного контроля за деятельностью таких организаций, финансируемых из зарубежных источников и осуществляющих на территории России политическую деятельность. В настоящее время ч. 2 ст. 239 УК РФ является одним из уголовно-правовых средств противодействия противоправной активности со стороны организаций, признанных иностранными агентами в связи с тем, что они, получая поддержку и (или) находясь под иностранным влиянием в других формах, осуществляют политическую и иную деятельность, способную дестабилизировать обстановку в обществе, оказать влияние на выработку и реализацию государственной политики, формирование органов публичной власти, принимаемые ими решения и осуществляемые действия.
Представляется, что в текущих условиях беспрецедентного санкционного давления на Россию и нарастающей «информационной войны», характеризующейся существенным повышением общественной опасности деструктивного воздействия на население России, в том числе через различного рода религиозные и прочие общественные объединения, иные организации, необходимо пересмотреть подходы к дифференциации уголовной ответственности за преступления с участием иностранных агентов. В рамках ст. 239 УК РФ считаем криминологически не обусловленной ситуацию, при которой создание некоммерческой организации, действующей в качестве иностранного агента, намеревающейся осуществлять противоправную деятельность, наказывается менее строго, чем аналогичные действия, касающиеся организации без иностранного влияния.
Указанные выше некоммерческие организации, действующие в качестве иностранных агентов, изначально либо с течением времени могут приступить к осуществлению экстремистской деятельности, например, массово производить и распространять экстремистские материалы, призывать к экстремизму других лиц, а равно совершать иные противоправные деяния, влекущие в зависимости от конкретных обстоятельств административную или уголовную ответственность. Для предупреждения такой деятельности осуществляются меры, предусмотренные Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности»6, в том числе меры прокурорского реагирования, принятие судебного решения о приостановлении деятельности организации, ликвидации последней или запрете ее деятельности. В данных случаях организация признается экстремистской с включением таковой в соответствующий перечень7, при этом возобновление ее деятельности и участие в ней влечет уголовную ответственность, предусмотренную ст. 2822 УК РФ [6, с. 40-41; 7, с. 257 – 259].
Преступные деяния в виде организации деятельности экстремисткой организации и участия в таковой, наказуемые по ч. 1, ч. 2 или ч. 3 ст. 2822 УК РФ, взаимосвязаны с административными правонарушениями, предусмотренными ст. 20.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), заключающимися в сходных действиях, совершаемых в отношении общественного или религиозного объединения, а равно некоммерческой организации, внесенной в реестр иностранных агентов, по поводу которых имеется решение о приостановлении их деятельности. В отличие от данных административных правонарушений, преступные действия, предусмотренные ч. 1, ч. 2 и ч. 3 ст. 2822 УК РФ, касаются тех объединений и иных организаций, по поводу которых принято решение о запрете деятельности или ликвидации их как таковых в связи с осуществлением ими именно экстремистской, а не любой противоправной деятельности [8, с. 65].
Так, кассационный суд в обоснование отказа в удовлетворении жалобы на обвинительный приговор, согласно которому 6 лиц осуждены за организацию деятельности экстремистской организации, вовлечение в её деятельность и участие в таковой, сослался, в частности, на то, что в основе приговора лежит решение Верховного Суда Российской Федерации от 20 апреля 2017 г. по делу № АКПИ17-238 о ликвидации религиозной организации «Управленческий Центр свидетелей Иеговы в России» (запрещена на территории Российской Федерации) и входивших в ее структуру местных религиозных организаций в связи с осуществлением таковыми экстремистской деятельности. По делу установлено, что осуждённые были осведомлены о том, что осуществляют запрещённую деятельность, связанную с указанной религиозной организацией, и преследовали цель вовлечения в нее как можно больше последователей, для чего проводили с ними встречи и другие мероприятия, демонстрировали им видеозаписи организации, полученные на сайте, внесенном в Федеральный список экстремистских материалов8.
Полагаем, в ст. 2822 УК РФ целесообразно выделить самостоятельную часть, устанавливающую более строгую ответственность за совершение тех же действий относительно организации, включенной в реестр иностранных агентов и запрещенной (ликвидированной) вследствие осуществления экстремизма. Одновременно обратим внимание на то, что данные правонарушения имеют сходство с преступлениями, предусмотренными ст. 239 УК РФ, в том числе ч. 2 данной статьи. Вместе с тем сходное административное правонарушение не связано с побуждением граждан к какому-либо антисоциальному пассивному или активному поведению, поэтому не посягает ни на здоровье населения, ни на общественную нравственность, являющиеся объектами преступлений, предусмотренных ст. 239 УК РФ.
Нарушения требований законодательства, предъявляемых к оформлению и осуществлению деятельности организаций, функционирующих в качестве иностранных агентов, влекут ответственность по ст. 19.34 КоАП РФ, при этом за повторное совершение таких нарушений для физических лиц установлена уже уголовная ответственность по ч. 1 или ч. 2 ст. 3301 УК РФ. В ч. 3 данной статьи установлена более строгая ответственность за нарушения порядка представления документов, необходимых для включения в реестр иностранных агентов, если лицо собирало сведения, которые могут быть использованы иностранными источниками против безопасности России, что в сегодняшних условиях обладает повышенной общественной опасностью [9, с. 140-141].
Обсуждение и заключение
Таким образом, предупреждение общественно опасной деятельности лиц, действующих в качестве иностранных агентов, в настоящее время приобретает особую актуальность и требует непрерывного совершенствования имеющихся и формирования новых общесоциальных и специально-криминологических мер, в том числе мер административной и уголовной ответственности, имеющих большое общепревентивное значение для противодействия противоправной активности организаций и их участников, находящихся под финансовым и иным влиянием иностранных государств. Меры юридической ответственности являются важным элементом системы мер предупреждения общественно опасной деятельности иностранных агентов, поскольку они не только очерчивают границы противоправной активности данных лиц, но и позволяют задействовать иные превентивные меры, в том числе входящие в объем оперативно-розыскной деятельности, прокурорского надзора, производства в суде по делам об административных правонарушениях, гражданским или уголовным делам. С учетом изложенного совершенствование этих и других мер предупреждения данной общественно опасной деятельности должно иметь не только постоянный, но и системный характер, что позволит сформировать единую и согласованную основу для эффективного противодействия угрозам безопасности России, реализуемым недружественными странами через физических и юридических лиц, попадающих в сферу их влияния.
1. Нудель С.Л. Модернизация уголовной политики: проблемы правового регулирования // Журнал российского права. 2023. № 1. С. 5-22. DOI:https://doi.org/10.12737/jrp.2023.001
2. Кравцов А.С. Информационная функция современного государства и ее значение для государственного управления // Актуальные проблемы права: теория и практика. 2015. № 32. С. 130-138. EDN: XAYCHD
3. Гончаров В.В., Поярков С.Ю. Взаимодействие государства и гражданского общества в контексте конституционализма: теоретико-методологические проблемы и пути их разрешения // Современное право. 2015. № 5. С. 19-25. EDN: TUHJXB
4. Красинский В.В. Новые угрозы конституционному строю России в процессе подготовки и проведения выборов в процессе подготовки и проведения выборов в единый день голосования 18 сентября 2016 г. // Современное право. 2017. № 3. С. 12-18. EDN: YHZVWP
5. Артамонов А.Н. Выявление иностранных агентов как функция по защите национального суверенитета // Конституционное и муниципальное право. 2019. № 7. С. 47-50. EDN: CQPMJJ
6. Шаруха И.А. Новые позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации по вопросам уголовной ответственности за организацию деятельности экстремисткой организации и участие в ее деятельности // Криминологический журнал. 2021. № 4. С. 40-43. EDN: YUNYSS
7. Шаруха И.А. Правовые меры противодействия вовлечению в экстремистские сообщества и организации // Вестник экономической безопасности. 2022. № 4. С. 257-262. DOI:https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-4-257-262
8. Квалификация массовых беспорядков, хулиганства и преступлений экстремистской направленности: теория и практика / С.В. Борисов, А.П. Дмитренко, В.А. Осипов и др.; отв. ред. Н.Г. Кадников. Москва: Юриспруденция, 2012. - 120 с. EDN: VTAMAH
9. Пудовочкин Ю.Е., Бабаев М.М. Уголовная политика и уголовное право сильного государства // Актуальные проблемы российского права. 2023. № 2. С. 131-144. DOI:https://doi.org/10.17803/1994-1471.2023.147.2.131-144