УДК 343.9 Криминология. Криминалистика
Введение: в статье рассматриваются проблемы профессиональной деятельности адвоката в части реализации функций субъекта информационного противодействия преступности. В условиях информационного общества и стремительного развития информационных технологий роль адвоката как неспециализированного субъекта противодействия преступности возрастает, а его профессиональная деятельность содержит существенный потенциал информационного противодействия преступности. Рассмотрены различные аспекты процессуальной и непроцессуальной деятельности адвоката, позволяющие осуществлять информационное противодействие преступности на общесоциальном, специально-криминологическом и индивидуальном уровнях. Материалы и методы: методологическую основу исследования составили всеобщий диалектический метод познания, предполагающий изучение процесса деятельности адвоката по противодействию преступности во всей полноте взаимосвязей общественных отношений, а также системный подход, позволяющий исследовать деятельность адвоката в системе субъектов противодействия преступности. Системный подход позволил исследовать деятельность адвоката в системе субъектов противодействия преступности. Использование совокупности общенаучных (анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, структурный метод и др.) и частнонаучных (логический, формально-юридический, статистический и др.) методов познания позволили исследовать профессиональную деятельность адвоката в контексте статики и динамики общественных отношений в сфере противодействия преступности. Эмпирической базой исследования послужили результаты контент-анализа материалов, отражающих состояние преступности в стране, а также деятельность адвокатуры как института гражданского общества. Результаты исследования: потенциал информационного противодействия преступности непосредственно зависит от наличия у адвоката соответствующих информационных ресурсов, возможность сбора необходимой информации обеспечивается правовым статусом и предусмотренными законодательством полномочиями адвоката; деятельность адвоката как субъекта противодействия преступности охватывает информационное воздействие на криминогенные процессы и явления, ее порождающие, включая факторы детерминации отдельных видов преступности, причины и условия и иные факторы совершения конкретных преступлений и формирования личности преступника. Обсуждение и заключение: реализация адвокатом функции предупреждения преступности осуществляется посредством информационного воздействия на факторы детерминации преступности, личность преступника, жертву преступления, а также иных участников процесса; информационное противодействие преступности на индивидуальном уровне осуществляется адвокатом преимущественно в такой форме профессиональной деятельности, как устное консультирование, а на общесоциальном уровне в форме непроцессуальной деятельности.
адвокат; адвокатская деятельность; противодействие; преступность; информация; информационные технологии
Введение
Эффективное противодействие преступности возможно только при консолидации усилий всех специализированных и неспециализированных субъектов. Системный подход к исследованию и противодействию преступности [1, с. 54-55; 2, с. 125-128] определяет необходимость реализации комплекса различных по содержанию и направленности мер, в том числе мер информационного характера.
Преступность сегодня поразила все сферы функционирования общества. Не является исключением в данном плане и информационная сфера. Вхождение человечества в эпоху информационного общества и интенсивное развитие информационных технологий детерминировало, с одной стороны, трансформации преступности, появление новых сфер, видов и способов преступной деятельности [3, с. 34 – 40; 4, с. 82 – 89], с другой – повлияло на развитие технологий противодействия преступности.
Роль адвоката как неспециализированного субъекта противодействия преступности заключается в том, что он, являясь представителем такого института гражданского общества, как адвокатура, оказывает на профессиональной основе квалифицированную юридическую помощь физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию1. Поскольку профессиональная деятельность адвоката связана преимущественно с вовлеченностью в информационные отношения, а информация играет ключевую роль в составе различных элементов ее обеспечения [5, с. 5, 11], данная деятельность содержит существенный потенциал информационного противодействия преступности.
Обзор литературы
Многочисленным аспектам профессиональной деятельности адвоката, в том числе вопросу о повышения ее эффективности, посвящены исследования: Б.Ф. Абушахмина, Я.С. Авраха, Б.С. Антимонова, М.Ю. Барщевского, А.Д. Бойкова, Д.П. Ватмана, Л.Е. Владимирова, А.А. Власова, С.Н. Гаврилова, С.Л. Герзона, А.А. Ерошенко, Я.С. Киселева, А.Г. Кучерены, Е.Ю. Львовой, М.С. Мельниковского, А.Д. Прошлякова, Т.Л. Пуховой, Г.М. Резника, И.В. Решетниковой, К.И. Скловского, Д.Д. Штейнберга и др.
Вопросы информационного обеспечения адвокатской деятельности рассматривали в своих трудах К.А. Абульханова-Славская, О.С. Анисимов, Л.И. Анцыферова, А.А. Бодалев, B.А. Бодров, А.С. Гусева, А.А. Деркач, С.А. Дружилов, С.Г. Караханян, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, А.Н. Лисняк, А.К. Маркова, В.С. Мерлин, В.Б. Нарушак, К.К. Платонов, Ю.П. Поваренков, И.С. Пряжников, Л.А. Степнова и др.
Отдельные аспекты информационного обеспечения превентивной деятельности адвоката рассматривались в работах Ю.В. Хан.
Материалы и методы
Методологическую основу исследования составил всеобщий диалектический метод познания, предполагающий изучение процесса деятельности адвоката по противодействию преступности во всей полноте взаимосвязей общественных отношений, в том числе связей между развитием информационного общества и информационных технологий, преступностью и антикриминальной деятельностью. В работе применяется системный подход, позволяющий исследовать деятельность адвоката в системе субъектов противодействия преступности. Методологическую базу исследования составила также совокупность общенаучных (анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, структурный метод и др.) и частнонаучных (логический, формально-юридический, статистический и др.) методов познания, которые позволили исследовать профессиональную деятельность адвоката в контексте статики и динамики общественных отношений в сфере противодействия преступности. Эмпирической базой исследования послужили результаты контент-анализа материалов, отражающих состояние преступности в стране, а также деятельность адвокатуры как института гражданского общества.
Результаты исследования
Информационное противодействие преступности предусматривает любое использование информации, т.е. сведений о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления, в целях воздействия на факторы детерминации преступности и минимизации ее проявлений до социально приемлемого уровня.
Как отмечает С.Г. Караханян, «эффективность деятельности адвоката, выполняющего конституционную миссию, предусмотренную ст. 48 Конституции Российской Федерации, зависит от квалификации юриста, определяемой, в том числе, соответствующим уровнем его информационной оснащенности» [5, с. 4]. Для оказания квалифицированной профессиональной помощи адвокат должен иметь надлежащий уровень информированности (обладать обширными общенаучными, юридическими, специализированными, конкретно-фактическими сведениями), иметь доступ к различным информационным ресурсам, в том числе базам данных, государственным реестрам.
На значимость информационного обеспечения адвокатской деятельности указывает законодательная инициатива по дополнению Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее – Закон об адвокатской деятельности и адвокатуре) главой «Комплексная информационная система адвокатуры России», определяющей состав и функциональные возможности данной системы, пользователей и поставщиков информации, состав сведений, а также цели ее создания, среди которых: повышение профессионального уровня адвокатов, организация информационного обеспечения адвокатов, а также обеспечение всех предусмотренных законом видов информационного взаимодействия (обмена) адвоката с органами публичной власти, юридическими и физическими лицами2.
В соответствии с действующим законодательством адвокат является независимым профессиональным советником по правовым вопросам. Оказывая юридическую помощь, адвокат дает консультации и справки как в устной, так и в письменной форме.
Указанная деятельность адвоката имеет ресурсное обеспечение, гарантированное государством. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре «в целях обеспечения доступности для населения юридической помощи и содействия адвокатской деятельности органы государственной власти обеспечивают гарантии независимости адвокатуры, осуществляют финансирование деятельности адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также при необходимости выделяют адвокатским образованиям служебные помещения и средства связи»3. Это определяет потенциальную масштабность превентивной информационной деятельности адвоката.
Реализация информационного противодействия непосредственно зависит от наличия у адвоката соответствующих информационных ресурсов. Возможность сбора необходимой информации обеспечивается правовым статусом и предусмотренными законодательством полномочиями адвоката:
- собирать в установленном законом порядке сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций;
- опрашивать с их согласия лиц, предположительно владеющих информацией, относящейся к делу, по которому адвокат оказывает юридическую помощь;
- собирать в порядке, установленном законодательством, предметы и документы, которые могут быть признаны вещественными и иными доказательствами;
- привлекать на договорной основе специалистов для разъяснения вопросов, связанных с оказанием юридической помощи;
- совершать иные действия, не противоречащие законодательству4.
Поскольку личность преступника является носителем причин преступлений и играет ключевую роль в механизме совершения преступления [6, с. 12], меры информационного воздействия должны быть направлены на преступника. Целью такого воздействия должно быть формирование позитивных (антикриминогенных) качеств личности, как у лиц, уже совершивших преступление, так и потенциальных преступников, а также недопущение их преступного поведения.
Профессиональные доверительные отношения адвоката с клиентом при соблюдении принципа конфиденциальности как необходимой предпосылки и условия их договорных отношений позволяют получать в полном объеме информацию, необходимую для осуществления эффективного индивидуального предупреждения.
Стоит учитывать, что адвокат вправе «беспрепятственно встречаться со своим доверителем наедине, в условиях, обеспечивающих конфиденциальность (в том числе в период его содержания под стражей), без ограничения числа свиданий и их продолжительности»5. Это дает возможность осуществлять превентивное информационное воздействие на доверителя на всех стадиях процесса.
Информационное противодействие преступности на индивидуальном уровне осуществляется адвокатом преимущественно в такой форме профессиональной деятельности, как устное консультирование. Устное консультирование позволяет оперативно осуществлять правовое информирование доверителя, определять и согласовывать с ним оптимальную, соответствующую целям защиты и процессуальному статусу доверителя стратегию поведения, а также осуществлять информационное превентивное воздействие на него.
Имея возможность личного общения как с доверителем, так и иными участниками процесса, адвокат может удержать данных лиц от совершения различного рода преступлений, используя весть арсенал мер индивидуального воздействия (убеждение, оказание помощи, стимулирование, поощрение, принуждение), в частности посредством убеждения их в недопустимости противоправного поведения, информирования о мерах ответственности за такое поведение и неизбежности ее наступления и т.п.
Эффективность индивидуального превентивного информационного воздействия зависит от компетентности и добросовестности адвоката, что требует обладания соответствующими методиками поиска и анализа информации, а также коммуникационными компетенциями.
Информированность адвоката об обстоятельствах и материалах дела подразумевает его инициативность и активность по использованию разнообразных способов и эффективных алгоритмов поиска и извлечения из всех имеющихся материалов максимального объема информации, имеющей значение для дела, а также применение на всех этапах получения информации аналитического подхода с целью объективной оценки источника информации [5, с. 11].
Реализация адвокатом функции индивидуального предупреждения преступности осуществляется не только по отношению к преступнику, но и по отношению к жертве преступления (индивидуальное виктимологическое предупреждение).
Необходимость превентивного воздействия на жертву преступления обусловлена ее ролью в механизме совершения преступления. В тех преступлениях, механизм совершения которых отягощен наличием такого элемента, как жертва преступления [7], жертва должна рассматриваться не только во взаимосвязи и взаимодействии с преступником, но и как самостоятельный объект превентивного воздействия.
Превентивное информационное воздействия адвоката на жертву преступления позволяет осуществлять индивидуальное виктимологическое предупреждение, направленное на недопущение рецидива виктимизации, а также предупреждение проявлений преступного поведения со стороны жертвы, что способствует минимизации проявлений так называемого «феномена теневой юстиции».
Деятельность адвоката как субъекта противодействия преступности охватывает информационное воздействие на криминогенные процессы и явления, ее порождающие, включая факторы детерминации отдельных видов преступности, причины и условия и иные факторы совершения конкретных преступлений и формирования личности конкретного преступника.
При этом следует учитывать, что в зависимости от природы происхождения и сферы проявления факторы детерминации преступности могут иметь политический, идеологический, социальный, экономический, организационно-управленческий, правовой, психологический и иной характер. Характер явлений и процессов, порождающих преступность, определяет вид и направленность мер информационного противодействия.
Деятельность адвоката по информационному воздействию на детерминанты преступности может осуществляться в форме такой непроцессуальной профессиональной деятельности, как просветительская деятельность и повышение правовой грамотности населения, реализуемая в форме выступлений в средствах массовой информации, издании правовой и учебно-методической литературы, опубликовании научных трудов, в том числе обобщающих и пропагандирующих позитивный опыт адвокатской превентивной деятельности.
Оказывая квалифицированную юридическую помощь физическим и юридическим лицам по защите их прав, свобод и интересов, а также обеспечению доступа к правосудию, адвокат способствует выявлению самого широкого спектра факторов детерминации преступности и информирует о них не только уполномоченные органы и профессиональное сообщество, но и широкую общественность, что является эффективным инструментом минимизации их криминогенного воздействия.
Информационное противодействие адвоката может выступать в качестве контрмеры относительно криминогенного информационного воздействия со стороны участников судопроизводства. Адвокат может успешно выявлять и разоблачать, предоставляя достоверную информацию, факты криминальной дезинформации, например, клеветы, заведомо ложного доноса и т.п. В свою очередь, опыт превентивной деятельности адвоката в данной сфере может существенно обогатить методики выявления и раскрытия преступлений указанного вида.
Обсуждение и заключение
Эффективность индивидуального превентивного информационного воздействия зависит от компетентности и добросовестности адвоката, что требует обладания соответствующими методиками поиска и анализа информации, а также коммуникационными компетенциями. Имея возможность личного общения как с доверителем, так и иными участниками процесса, адвокат способен удержать данных лиц от совершения преступлений, используя весь арсенал мер индивидуального воздействия, в частности посредством убеждения их в недопустимости противоправного поведения, информирования о мерах ответственности за такое поведение и неизбежности ее наступления и т.п. Превентивное информационное воздействия адвоката на жертву преступления позволяет осуществлять индивидуальное виктимологическое предупреждение, направленное на недопущение рецидива виктимизации, а также предупреждение проявлений преступного поведения со стороны жертвы, что способствует минимизации проявлений «феномена теневой юстиции». Деятельность адвоката по информационному воздействию на детерминанты преступности может осуществляться в непроцессуальной форме: в результате повышения правовой грамотности населения, пропаганды позитивного опыта адвокатской превентивной работы. Информационное противодействие адвоката может выступать в качестве контрмеры относительно криминогенного информационного воздействия со стороны участников судопроизводства.
1. Иванцов С.В. Обеспечение органами внутренних дел системного подхода в изучении и предупреждении организованной преступности: монография / под ред. С.Я. Лебедева. Москва, 2017. 287 с. EDN: ZVCYQL
2. Иванцов С.В. Теоретические предпосылки развития системного подхода в криминологических исследованиях преступности // Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 11. С. 125 - 128. EDN: THPPKX
3. Игнатов А.Н. Криминогенность техногенности // Общество и право. 2019. № 2 (68). С. 34 - 40. EDN: VBKCRG
4. Игнатов А.Н. Информационно-когнитивные технологии в арсенале способов совершения преступлений // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2020. № 11. С. 82 - 89. DOI:https://doi.org/10.23672/c1597-6466-0549-x. EDN: ASJQNV
5. Караханян С.Г. Формирование и совершенствование информационного компонента адвокатской деятельности: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.11. Москва, 2012. 46 с. EDN: QHZTST
6. Антонян Ю.М., Эминов В.Е. Личность преступника. Криминолого-психологическое исследование. Москва, 2010. 368 с.
7. Игнатов А.Н. Криминологическое исследование виктимологической составляющей механизма совершения насильственных преступлений // Общество и право. 2015. № 4 (54). С. 145 - 150. EDN: VKVKLV