Совершенствование законодательства, направленного на сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Введение: статья посвящена анализу законодательства Российской Федерации и правоприменительной практики, а также освещению актуальных вопросов совершенствования мер, направленных на сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Особое внимание уделено законодательной инициативе, направленной на отнесение информации, пропагандирующей добровольный отказ от рождения детей, к информации, запрещенной для распространения среди детей. Материалы и методы: исследование проведено с использованием общенаучных методов получения новых научных знаний, в частности, системно-структурного анализа, формальной логики и других методов. Эмпирическая основа исследования представлена статистическими данными Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, интернет-источниками. Результаты исследования: в целях сохранения и укрепления традиционных российских духовно-нравственных ценностей в последнее десятилетие на федеральном уровне принят комплекс правовых мер. Вместе с тем резервы по совершенствованию законодательства в рассматриваемой сфере имеются. В частности, автором отмечается, что в настоящее время в целях создания дополнительных гарантий в рассматриваемой сфере необходимо принятие законодательных мер по противодействию пропаганде добровольного отказа от рождения детей. Обсуждение и заключение: обосновывается вывод, согласно которому разработанный в настоящее время законопроект, направленный на отнесение информации, пропагандирующей добровольный отказ от рождения детей, к информации, запрещенной для распространения среди детей, содержит ряд концептуально юридически значимых недостатков, требующих устранения. Сформулированы предложения по совершенствованию законодательства, направленного на сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, в контексте противодействия пропаганде добровольного отказа от рождения детей.

Ключевые слова:
несовершеннолетние; традиционные семейные ценности; деструктивная информация; идеологическое воздействие; отказ от рождения детей; чайлдфри
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Введение

Базовые, формировавшиеся на протяжении столетий отечественной истории духовно-нравственные и культурно-исторические ценности, нормы морали и нравственности являются основой российского общества, которая позволяет сохранять и укреплять суверенитет Российской Федерации, строить будущее и достигать новых высот в развитии общества и личности1.

В условиях все большего распространения в сети Интернет информации низкого нравственно-этического содержания дети в связи с нестабильностью эмоциональной сферы и недостаточным уровнем критичности восприятия и обработки информационного потока находятся в группе потенциального риска для негативного воздействия и интернет-манипуляций с последующим вовлечением их в деструктивные сообщества [1, с. 56].

Нередко в театральных постановках распространяется информация, отрицающая семейные ценности, формирующая неуважение к семье, родителям, оправдывающая противоправное поведение, побуждающая детей к употреблению психоактивных веществ, к иным антиобщественным поступками. Для некоторых театров нормой стали ненормативная лексика, эротика на грани пошлости, демонстрация насилия на сцене. Допускаются злоупотребления свободой творчества, нарушаются традиционные нормы общественной нравственности эпатажными постановками с использованием провокационных приемов [2, с. 5].

В новой геополитической обстановке разработка и реализация эффективных мер государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей являются крайне важными задачами.

Обзор литературы

Неслучайно проблемы сохранения и укрепления традиционных российских духовно-нравственных ценностей привлекли повышенное внимание ученых различных областей науки. Так, разработку указа Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» по поручению Министерства культуры Российской Федерации осуществлял Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева. Обозначенная проблематика активно прорабатывалась директором данного института В.В. Аристарховым [3, 4], а также П.А. Шашкиным, А.Б. Рудаковым, С.Г. Волобуевым, А.В. Посадским [5, 6].

Изучению различных аспектов реализации государственной политики Российской Федерации по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей посвящены работы С.Т. Адамянц [7], В.Н. Корнева [8], С.Н. Бабурина [9]. Так, профессором С.Н. Бабуриным отмечается, что возвращение в текст Конституции Российской Федерации традиционных духовно-нравственных ценностей российского общества, наполнение реальным содержанием социального характера современного российского государства производится при понимании, что нация в России есть цивилизационный союз многих народов [9, с. 3].

В условиях стремительного развития информационных технологий проблемы обеспечения информационной безопасности как одного из направлений сохранения традиционных российских духовно-нравственных ценностей разрабатывали Н.М. Кропачев, В.В. Архипов [10], И.С. Маслов [11], Е.И. Галяшина, К.М. Богатырев [12]. В работах О.В. Пристанской вопросы сохранения и укрепления традиционных российских духовно-нравственных ценностей исследовались с позиции формирования безопасного для несовершеннолетних информационного пространства [13].

Материалы и методы

Как отмечалось ранее, в сети Интернет увеличивается количество информации низкого нравственно-этического содержания, о чем свидетельствуют данные, представленные в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее – Роскомнадзор), о размещении в сети Интернет противоправной информации. По данным Роскомнадзора, число блокировок сайтов с информацией, направленной на привлечение детей к противоправной деятельности, в 2022 г. выросло в 4 раза по сравнению с показателями 2020 г. и на 41% к уровню 2021 г. В 2022 г. ведомство обнаружило 20 706 страниц в Интернете с призывами несовершеннолетних к участию в противоправной деятельности, представляющей угрозу для чьей-либо жизни. В 2021 г. таких страниц было выявлено 14 658, в 2020 г. – лишь 4921. По факту проверки эти материалы были либо добровольно удалены владельцами сайтов по требованию Роскомнадзора, либо заблокированы по требованию регулятора провайдерами или операторами связи2.

Согласно данным доклада Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации «Детский Рунет – 2019», наиболее распространенными потенциальными угрозами в сети Интернет, по мнению родителей, являются порнография и эротический контент (14,9%); контент о суициде и «группы смерти» (10,8%); контент, содержащий жестокость и агрессию (9,9%); информация не соответствующая возрасту ребенка (8,8%)3.

Указанные данные коррелируют с результатами проведенного в 2022 г. мониторинга ценностных ориентаций современной молодежи, согласно которому 38% опрошенных родителей не контролируют, чем занят ребенок в сети Интернет, 31% контролируют содержание контента (ресурсов, видео и др.), 29% ограничивают время пользования Интернетом4.

Результаты исследования

В целях формирования безопасного для несовершеннолетних информационного пространства в Российской Федерации созданы законодательные гарантии и организационно-правовые механизмы защиты детей от информации, причиняющей вред их физическому, психическому, социальному, нравственному и духовному здоровью и развитию [3, с. 5].

Особо необходимо отметить, что в 2023 году приняты Стратегия комплексной безопасности детей в Российской Федерации на период до 2030 года5, а также обновленная Концепция информационной безопасности детей в Российской Федерации, которая определила долгосрочные цели и задачи в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, с учетом глобальных вызовов современности6 [17].

Адекватной защитной мерой является принятие Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей7, а также изменений в федеральное законодательство о запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений и (или) предпочтений, педофилии и смены пола8.

В июле 2023 года Советом по межнациональным отношениям и взаимодействию с религиозными объединениями при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечена необходимость разработки и реализации эффективных системных мер государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, в том числе в сферах образования и воспитания, просветительской деятельности, науки и культуры, межнациональных и межрелигиозных отношений, работы с молодежью, деятельности средств массовой информации и массовых коммуникаций. Последовательное проведение такой политики будет способствовать формированию на международной арене образа Российского государства как хранителя и защитника традиционных общечеловеческих духовно-нравственных ценностей, упрочнению мира и взаимопонимания между государствами и народами, повышению роли России в мировом гуманитарном пространстве9.

Конституцией Российской Федерации установлены обязанности государства по созданию условий, способствующих всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей; защите семьи, материнства, отцовства и детства, института брака как союза мужчины и женщины, а также по проведению в России единой социально ориентированной государственной политики в области поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей (ч. 4 ст. 671, п. «ж1» ч. 1 ст. 72, п. «в» ч. 1 ст. 114).

Конституционный Суд Российской Федерации указал, что характер и содержание правового регулирования в сфере государственной защиты прав несовершеннолетних должны в приоритетном порядке гарантировать им защиту достоинства личности, права на жизнь, права на свободу и личную неприкосновенность, с тем чтобы обеспечить безопасность каждого ребенка как непосредственно от преступных посягательств, так и от неблагоприятного воздействия на его нравственность и психику, которое может существенным образом повлиять на развитие личности, даже не будучи выраженным в конкретных противоправных деяниях10.

Этими целями обусловлена также необходимость использования в правовом регулировании оптимального правового инструментария, позволяющего ограждать ребенка от воздействия информации, способной причинить вред его здоровью и развитию, в частности информации, сопряженной с агрессивным навязыванием конкретных моделей сексуального поведения, формированием искаженных представлений о социально признанных моделях семейных отношений, соответствующих общепринятым в российском обществе нравственным ценностям11.

Защита несовершеннолетних от негативного информационного воздействия выделена в качестве ключевых задач в многочисленных документах стратегического планирования Российской Федерации, в том числе в ранее упомянутой Стратегии комплексной безопасности детей в Российской Федерации на период до 2030 года12, Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года13, Концепции информационной безопасности детей в Российской Федерации14, Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года15 и др.

Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» установлена обязанность органов государственной власти Российской Федерации принимать меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от информации, пропагандирующей либо демонстрирующей нетрадиционные сексуальные отношения и (или) предпочтения или способной вызвать у детей желание сменить пол (п. 1 ст. 14). Федеральным законом от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее – закон № 436-ФЗ) к информации, запрещенной для распространения среди детей, отнесена, в том числе, информация, отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи (п. 4 ч. 2 ст. 5).

Проведенное нами исследование демонстрирует, что должная охрана традиционных семейных и духовно-нравственных ценностей невозможна без дальнейшего совершенствования законодательства в этой сфере.

Несмотря на установленные федеральным законодательством запреты, широкое распространение среди российской молодежи получила противоестественная деструктивная зарубежная субкультура «чайлдфри» (в пер. с англ. – свободный от детей), противоречащая традиционным российским семейным, социально-культурным и духовно-нравственным ценностям.

В связи с этим 20 июня 2023 г. в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации Государственным Собранием – Курултаем Республики Башкортостан и депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Э.Р. Аиткуловой повторно внесен проект Федерального закона № 303039-8 «О внесении изменений в статьи 2 и 5 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и статью 14 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (далее – законопроект).

Законопроектом предлагается внести в вышеназванные федеральные законы изменения, направленные на отнесение информации, пропагандирующей добровольный отказ от рождения детей, к информации, запрещенной для распространения среди детей.

В целом концепция законопроекта представляется актуальной, соответствующей направленности государственной политики Российской Федерации на защиту здоровья16 (в том числе репродуктивного), психического, физического, нравственного и духовного развития детей, формирование безопасного для несовершеннолетних информационного пространства, ориентированного на традиционные семейные и духовно-нравственные ценности.

В новой редакции законопроекта от 20.06.2023 учтена критика со стороны Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла (совершенно обоснованная, на наш взгляд), согласно которой принятие законопроекта в первоначальной его редакции привело бы к запрету информации о монашеском образе жизни, исключающем деторождение. После проведения консультаций с представителями духовенства, общественными организациями из предлагаемого законопроектом запрета пропаганды бездетности было исключено распространение информации, направленной на формирование у детей положительного образа бездетности и сознательного желания не иметь детей, связанного с религиозными убеждениями17.

Однако, несмотря на указанные изменения, внесенные в законопроект, новая его редакция сохраняет ряд юридически значимых недостатков, требующих, по нашему мнению, устранения.

Так, в соответствии с проектируемой редакцией п. 4 ч. 2 ст. 5 закона № 436-ФЗ, к информации, запрещенной для распространения среди детей, предлагается отнести информацию, «отрицающую семейные ценности и формирующую неуважение к родителям и (или) другим членам семьи, направленную на пропаганду добровольного отказа от рождения детей» (абз. 4 ст. 1 законопроекта). Проектируемая редакция указанной нормы существенно сужает область применения действующих положений п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона № 436-ФЗ, ограничивает содержание закрепленных в федеральном законодательстве понятий «семейные ценности» и «информация, отрицающая семейные ценности» исключительно целью пропаганды добровольного отказа от рождения детей.

Предлагаемая законопроектом юридико-лингвистическая конструкция указанной нормы противоречит Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года18, относящей к традиционным семейным ценностям ценности брака, понимаемого как союз мужчины и женщины, основанный на государственной регистрации в органах записи актов гражданского состояния, заключаемый в целях создания семьи, рождения и (или) совместного воспитания детей, основанный на заботе и уважении друг к другу, к детям и родителям, характеризующийся добровольностью, устойчивостью и совместным бытом, связанный с взаимным стремлением супругов и всех членов семьи к его сохранению.

В случае принятия законопроекта в редакции от 20.06.2023 под запрет пропаганды добровольного отказа от рождения детей может попасть пропаганда традиционных семейных ценностей в духе, соответствующем вышеназванному их официальному определению, предполагающему рождение и совместное воспитание детей супругами, состоящими в браке.

При доработке законопроекта следует исключить ситуации, при которых проектируемые нормы могут быть применены к лицам, затрагивающим в рамках просветительской работы вопросы рождения детей вне брака как противоречащие традиционным российским духовно-нравственным ценностям.

Кроме того, под вводимый в представленной законопроектом формулировке запрет пропаганды добровольного отказа от рождения детей может попасть также публичная воспитательная и научно-просветительская деятельность педагогов, психологов и других специалистов по разъяснению несовершеннолетним нежелательности начала половой жизни и рождения детей до достижения полной биологической зрелости (полового созревания, включающего их анатомо-физиологическую способность к сексуальным контактам и деторождению, применительно к женскому организму это предполагает способность девушки к зачатию, вынашиванию плода и родоразрешению), а также психологической зрелости, предполагающей способность к осознанному вступлению в сексуальные отношения, рождению и самостоятельному воспитанию детей.

Такая просветительская деятельность среди подростков по вопросам межличностных, половых и семейных отношений является неотъемлемым компонентом воспитания, определяемого законом в качестве деятельности, направленной на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Необходимость распространения среди несовершеннолетних в воспитательных целях информации, направленной на формирование у них установок воздержания от вступления в сексуальные связи и, соответственно, от рождения детей до достижения совершеннолетия, продиктовано не только медицинскими противопоказаниями (риски осложнений беременности и родовой деятельности до достижения матерью биологической зрелости), но и недостижением, как правило, подростками полной психологической и социальной зрелости, позволяющей им самостоятельно воспитывать ребенка, заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, выступать в защиту его прав и интересов, нести ответственность за неисполнение родительских обязанностей19.

Следует отметить, что и в ст. 62 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрены ограничения в осуществлении родительских прав несовершеннолетними родителями, не состоящими в браке, в случае рождения у них ребенка и при установлении их материнства и (или) отцовства до достижения ими возраста шестнадцати лет.

Обсуждение и заключение

В целях совершенствования законодательства, направленного на сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, полагаем целесообразным дополнить анализируемый законопроект положениями, исключающими применение запрета пропаганды бездетности к информации, распространяемой в рамках информационно-просветительской и воспитательной работы с несовершеннолетними в целях профилактики рождения ими детей до достижения полной половой и психологической зрелости вне брака, как модели поведения, не соответствующей традиционным российским духовно-нравственным и семейным ценностям, а также принятым в российском обществе правилам и нормам поведения.

Учитывая изложенное, предлагаем в тексте законопроекта, внесенного в новой редакции:

абзац 3 статьи 1 законопроекта после слова «убеждениями» дополнить словами «а также с недостижением несовершеннолетним полной половой и психологической зрелости, необходимой для деторождения»;

абзац 4 статьи 1 изложить в следующей редакции:

«2) пункт 4 части 2 статьи 5 изложить в следующей редакции:

«4) отрицающая семейные ценности, в том числе направленная на пропаганду добровольного отказа от рождения детей, а также формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;».

Кроме того, полагаем целесообразным рассмотреть вопрос о дополнении ч. 5 ст. 151 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» положением об установлении запрета к распространению в сети Интернет информации, направленной на пропаганду добровольного отказа от рождения детей. Следует отметить, что подобный запрет установлен в отношении информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения и (или) предпочтения, педофилию, смену пола, которая имеет сходную с информацией, направленной на пропаганду добровольного отказа от рождения детей, степень общественной опасности с точки зрения последствий для демографической безопасности, подрыва традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

Учет и реализация вышеуказанных предложений по совершенствованию законодательства в рассматриваемой сфере, на наш взгляд, позволят оградить детей от воздействия информации, способной причинить вред их здоровью и развитию, а также создать дополнительные гарантии по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных и семейных ценностей.

Список литературы

1. Капинус О.С. Совершенствование мер по предотвращению вовлечения несовершеннолетних в противоправную деструктивную деятельность // Законы России: опыт, анализ, практика. 2022. № 4. С. 59 - 64.

2. Прокурорский надзор за исполнением законов в сфере информационной безопасности несовершеннолетних: науч.-практ. пособие / [рук. авт. коллектива Д.И. Ережипалиев и др.]; Ген. прокуратура Рос. Федерации; Ун-т прокуратуры Рос. Федерации. Москва, 2022. 136 с.

3. Аристархов В.В. Защита традиционных духовно-нравственных ценностей в системе нормативно-правовых актов, относящихся к государственной культурно-образовательной политике // Официальный сайт федерального государственного бюджетного научно-исследовательского учреждения «Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева». URL: https://heritage-institute.ru/wp-content/uploads/2023/03/vladimir-aristarhov_zashhita-tradiczionnyh-rossijskih-duhovno-nravstvennyh-czennostej-v-sisteme-normativno-pravovyh-aktov-otnosyashhihsya-k-kulturno-obrazovatelnoj-politike.pdf/.

4. Аристархов В.В. Характеристика угроз национальной безопасности России в нормативных актах по государственной культурной политике // Прогнозируемые вызовы и угрозы национальной безопасности Российской Федерации и направления их нейтрализации: сборник материалов круглого стола, Москва, 25 августа 2021 года. Москва: Издательский дом «ИМЦ», 2021. С. 41 - 53.

5. Шашкин П.А., Рудаков А.Б., Волобуев С.Г. Показатели эффективности государственной политики в области защиты традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти. Москва: Институт Наследия, 2023. URL:https://heritage-institute.ru/?books=pokazateli-effektivnosti-gosudarstvennoj-politiki-v-oblasti-zashhity-tradiczionnyh-rossijskih-duhovno-nravstvennyh-czennostej-kultury-i-istoricheskoj-pamyati-elektronnoe-setevoe-izdanie-shashkin.

6. Волобуев С.Г., Посадский А.В., Рудаков А.Б., Шашкин П.А. Перспективы реализации государственной культурной политики: правовые основы, сферы, институциональные решения: экспертный доклад. Москва: Институт Наследия. 2022. 96 с. URL: https://heritage-institute.ru/wp-content/uploads/2022/02/perspektivy-realizaczii-gosudarstvennoj-kulturnoj-politiki.pdf?ysclid=lpwojuqcno680759598.

7. Адамянц С.Т. Духовно-нравственные ценности российского общества как объект правового обеспечения: вопросы теории и практики // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2023. № 1 (150). С. 56 - 63.

8. Корнев В.Н. Традиционные конституционные ценности как духовно-нравственная основа единения российского общества и государства // Правосудие. 2023. Т. 5. № 1. С. 8 - 15.

9. Бабурин С.Н. Конституционная реформа 2020 года в Российской Федерации как путь укрепления нации // Конституционное и муниципальное право. 2021. № 1. С. 3 - 6.

10. Кропачев Н.М., Архипов В.В. Традиционные духовно-нравственные ценности в контексте цифровой трансформации общества: теоретико-правовые аспекты // Вестник Санкт-Петербургского университета. Т. 14. Вып. 2. 2023. С. 294 - 305.

11. Маслов И.С. Укрепление российских традиционных духовно-нравственных ценностей - основа противодействия деструктивному информационно-психологическому воздействию // Право и государство: теория и практика. 2022. № 2. С. 31 - 36.

12. Галяшина Е.И., Богатырев К.М. Понятие «традиционные российские духовно-нравственные ценности» в контексте обеспечения медиабезопасности в интернет-среде // Lex Russica (Русский закон). 2022. Т. 75. № 10 (191). С. 138 - 151.

13. Пристанская О.В., Ережипалиев Д.И. Роль прокуратуры в укреплении законности в сфере информационной и духовно-нравственной безопасности детей // Правовое регулирование прокурорской деятельности: история и новации (Сухаревские чтения): сб. материалов VIII Всерос. науч. - практ. конф. (Москва, 7 окт. 2022 г.) / под общ. ред. Р.В. Жубрина; [науч. ред. А.Ю. Винокурова; сост. О.В. Боброва, Е.А. Непомнящая, Н.В. Трошина]; Ун-т прокуратуры Рос. Федерации. Москва, 2023. С. 110 - 120.


Войти или Создать
* Забыли пароль?