Москва, Россия
УДК 341.482 Единичные деяния
Введение: статья посвящена исследованию правовой природы символа воинской славы как предмета преступлений, уточнению его уголовно-правовых признаков. Обзор литературы: вопросам исследования символа воинской славы как правовой категории не уделено должного внимания в науке. Отметим единственное исследование О.Е. Спиридоновой, где автором изучен вопрос употребления термина «символ» в уголовном законодательстве Российской Федерации. Материалы и методы: в процессе исследования использовались общенаучные (диалектический, системно-структурный), частные (формально-юридический, описательно-аналитический) методы. Результаты исследования: в целях недопущения вольной интерпретации исследуемой категории автором предложено собственное определение символа воинской славы, обоснована необходимость включения его в действующие нормативные правовые акты, предложено законодательно утвердить перечень официальных символов воинской славы России. Обсуждение и заключение: детализированы уголовно-правовые признаки исследуемого понятия, выявлена группа официальных символов воинской славы.
символ воинской славы России, предмет преступлений, историческая память, реабилитация нацизма, объекты уголовно-правовой охраны.
Введение
Официальные символы воинской славы Российской Федерации являются важнейшими атрибутами суверенитета государства и исторической памяти населения страны о различных событиях военной истории. В символах воинской славы отражена многовековая военная история Отечества, отражающая связь настоящего с прошлым, ориентирующая на будущее.
Уважение к государственным символам воинской славы – часть духовной культуры общества, а защита от посягательств на символы воинской славы – обязанность государства, закрепленная в Конституции Российской Федерации. В силу ч. 3 ст. 67.1 Конституции Российской Федерации Россия чтит память защитников Отечества, обеспечивает защиту исторической правды. Умаление значения подвига народа при защите Отечества не допускается. Данное нормативное предписание призвано укрепить духовно-нравственные ценности российского общества и выразить культурно-воспитательную функцию государства, а равно регламентировать вопросы правовой охраны.
В связи с этим уголовно-правовая политика Российской Федерации направлена на обеспечение защиты исторического наследия, в том числе выраженного и в символах воинской славы государства. Так, частью 3 статьи 3541 «Реабилитация нацизма» Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) предусмотрена ответственность за осквернение символов воинской славы России, совершенное публично.
При этом, согласно статистическим данным, за период с 2020 по 2022 год количество зарегистрированных преступлений в исследуемой сфере возросло более чем в пять раз1. Рост преступности указывает на активное распространение посягательств на символы воинской славы России, а также отсутствие эффективных инструментов воздействия на них со стороны правоохранительных органов.
Осквернение символов воинской славы России образуют действия, являющиеся безнравственными, грубо издевательскими, оскорбительными для гражданских и патриотических чувств, направленными на умышленную порчу, в том числе нанесение циничных (оскорбительных) надписей, рисунков и символов на официальных символах воинской славы, а также иные пренебрежительные действия по отношению к флагу Победы (копии Знамени Победы), боевым орденам и наградам государства и т. д.
Применительно к данному проявлению реабилитации нацизма под осквернением понимаются умышленные действия, направленные на обезображивание конкретных объектов материального мира – символов воинской славы.
Основанием для квалификации данного деяния в качестве общественно опасного является наличие в законодательстве государства положений, устанавливающих специальный правовой статус символов воинской славы как предметов данного преступления.
В свою очередь, в российском законодательстве отсутствует понятие «символ воинской славы России», не указаны его признаки и правовая природа. Кроме того, утвержденный перечень или реестр символов воинской славы Российской Федерации также отсутствует. Данный пробел законодательства затрудняет процесс квалификации преступных деяний в исследуемой сфере ввиду недостаточной детализации уголовно-правовых признаков и порождает проблемы в правоприменительной практике, что, по-нашему мнению, требует особого осмысления.
Материалы и методы
Методологической основой исследования выступил диалектический метод познания. Использовались общенаучные (анализ и синтез, сравнительно-правовой) и частнонаучные (формально-юридический, описательно-аналитический) методы исследования.
Указанная методология применялась для решения поставленных в рамках научного исследования задач. В частности, методы анализа, синтеза позволили определить факторы, способствующие совершению преступлений, посягающих на символы воинской славы России. Сравнительно-правовой метод способствовал изучению вопросов, связанных с уголовной ответственностью за рассматриваемые деяния на территории России. Формально-юридический метод позволил определить понятие и содержание дефиниции «символ воинской славы России».
Обзор литературы
Вопросам исследования символа воинской славы как правовой категории не уделено должного внимания в научной литературе. Отметим исследование О.Е. Спиридоновой, где автором изучен вопрос употребления термина «символ» в уголовном законодательстве Российской Федерации. Отмечается отсутствие единого законодательного подхода к определению сущности символа в уголовно-правовых нормах [1]. Отметим и монографическое исследование на тему «Реабилитация нацизма как преступление против мира и безопасности человечества», проведенное А.Г. Кибальником и А.Ю. Ивановым [2], в рамках которого изучались уголовно-правовые признаки деяний, предусмотренных ч. 3 ст. 3541 УК РФ. По мнению авторов, объектом данного преступления выступает общественная нравственность, нежели мир и безопасность человечества, что обусловливает перенос ч. 3 ст. 3541 в иную главу УК РФ. В то же время вопрос определения юридической природы термина «символ воинской славы России» авторами не поднимался.
Результаты исследования
Исследование следственной и судебной практики по делам о преступлениях, связанных с посягательством на символы воинской славы России, дает основание утверждать, что особенно остро стоит вопрос о разграничении преступных действий, поскольку в УК РФ установлена ответственность не только за осквернение символов воинской славы, но и за вандализм (ст. 214 УК РФ), то есть за осквернение зданий или иных сооружений, порчу имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах, а также за осквернение мест захоронения, надмогильных сооружений или кладбищенских зданий, предназначенных для церемоний в связи с погребением умерших или их поминовением (ст. 244 УК РФ).
На первый взгляд, различаются данные преступления именно по признаку их предмета. Однако изучение материалов судебной практики свидетельствует, что в понимании данного признака объекта преступления существуют определенные противоречия.
Проиллюстрируем данный тезис уголовным делом, возбужденным в отношении 23-летней жительницы Самары, которая подозревается в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 244 УК РФ. Находясь на месте захоронения на территории объекта культурного наследия федерального значения Мемориальный комплекс «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане, она совершила циничные, пренебрегающие нормами морали и нравственности действия, видеозапись которых впоследствии разместила в сети Интернет2.
Как видим, правоприменитель руководствовался тем, что предметом преступления в первую очередь является место захоронения.
Приведем пример еще одного уголовного дела. Следственным отделом по Советскому району города Красноярска ГСУ СК России по Красноярскому краю и Республике Хакасия завершено расследование уголовного дела в отношении 38-летнего жителя Красноярска. Он обвиняется в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 3541 УК РФ. По версии следствия, в ночь с 14 на 15 апреля 2023 года обвиняемый, находясь в нетрезвом состоянии на территории объекта мемориального значения МБУК «Музей «Мемориал Победы» по улице Дудинская города Красноярска, желая публично продемонстрировать собственное пренебрежительное отношение к символам воинской славы России, оскорбить память защитников Отечества, осознавая, что он находится в общественном месте, подошел к мемориальному сооружению с монументом и Вечному огню и, употребляя алкогольные напитки, сжег на открытом огне цветы, возложенные рядом с мемориалом и газеты, тем самым публично осквернил символ воинской славы России3.
В данном случае правоприменитель определил, что предмет преступления – это именно символ воинской славы, квалифицировав деяние по ст. 3541 УК РФ.
Рассмотрим еще один пример из практики.
22 октября 2020 года в 00 часов 10 минут Н. в парке «Победа» города Чебоксары на пламени Вечного огня Монумента в честь воинов – чебоксарцев, погибших в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг., на прутьях дерева пожарил колбасные изделия (сосиски). Тем самым Н. осквернил символ воинской славы России4. Отметим, что изначально деяние было квалифицировано по ст. 214 УК РФ.
Таким образом, правоприменитель определил изначально, что предмет преступного посягательства – это сооружение, расположенное в общественном месте.
Сравнивая вышеуказанные преступления, отметим, что все предметы имеют статус мемориальных сооружений, воздвигнутых в честь защитников Отечества в период Великой Отечественной войны. В то же время – это и строения в общественных местах. И даже после введения в УК РФ нормы об ответственности за осквернение символов воинской славы России (в 2014 году) случаи преступного осквернительного воздействия на объекты, установленные в честь защитников Отечества, признавались вандализмом. К тому же мемориальные сооружения вполне могут оказаться и в числе памятников истории и культуры как предмета преступления, предусмотренного ст. 243 УК РФ.
Нельзя не отметить, что мемориальный комплекс «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане установлен в честь погибших воинов при защите Отечества в период Великой Отечественной войны, и его так же можно отнести к символу воинской славы России.
Подобные предметы могут одновременно быть и местом захоронения, и символом воинской славы Российской Федерации. Кроме того, названные сооружения в действительности являются и предметом преступлений, предусмотренных ст. 214, 243 УК РФ. В случае если в отношении данного предмета совершаются осквернительные действия, то возникает вопрос, по какой статье УК РФ следует квалифицировать содеянное (214, 243, 244, 3541 УК РФ)?
Очевидно, что на данный вопрос можно ответить, точно детализировав уголовно-правовые признаки символа воинской славы как предмета преступления.
В уголовно-правовой науке под предметом преступления понимается «вещь, элемент материального мира, на который осуществляется воздействие в ходе совершения преступления» [3]. Кроме того, предмет преступления является факультативным признаком объективной стороны состава преступления. Правильное понимание предмета преступления способствует четкому уяснению сущности объекта преступного посягательства. Отметим, что если в диспозиции уголовно-правовой нормы указан предмет, то он приобретает силу обязательного факультативного признака состава преступления, в том числе влияющего и на квалификацию деяния.
Ч. 3 ст. 3541 УК РФ указывает на предмет преступного воздействия – символ воинской славы, в связи с этим отнесение того или иного элемента материального мира к данной категории составляет основание квалификации по данной статье.
Необходимо отметить, что законодатель ввел в УК РФ общеупотребительный термин, имеющий социальное содержание, не определив его правовой смысл, тем самым установив возможность его двусмысленного понимания и неоднозначного толкования. Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации, законодатель вправе прибегнуть к оценочным и общепринятым понятиям, но только в том случае, если значение таких понятий «доступно для восприятия и уяснения субъектами соответствующих правоотношений либо непосредственно из содержания конкретного нормативного положения или из системы находящихся в очевидной взаимосвязи положений, либо посредством выявления более сложной взаимосвязи положений, либо посредством выявления более сложной взаимосвязи правовых предписаний, в частности с помощью даваемых судами разъяснений по вопросам их применения»5.
Как видим, ни один из ныне действующих нормативных правовых актов не закрепляет определение термина «символ воинской славы», несмотря на то, что ряд из них оперирует данным понятием6. Кроме того, разъяснений высших судебных инстанций о толковании такого рода терминов нет. Законодатель, вводя уголовный запрет за преступное воздействие на исследуемый предмет, не исключает возможности расширительного толкования нормы и необоснованного привлечения к ответственности.
По нашему мнению, необходимы юридически выверенные определения используемых терминов, что исключит путаницу в правоприменительной практике.
Обратимся к этимологии исследуемых терминов.
Толковый словарь С.И. Ожегова определяет «символ» как «то, что служит условным знаком какого-нибудь понятия, явления, идеи»7. К. Бюлер отмечал, что символ «обладает сигнальной функцией в силу своего обращения к окружающим, чьим внешним поведением или внутренним состоянием он управляет» [4]. А.Я. Флиер уточнил, «что символизации обычно подвергаются как наиболее значимые, так и наиболее распространенные, часто встречающиеся феномены» [5]. Г.В.Ф. Гегель значительно углубил понимание символа, где определил его как «непосредственно наличное или данное созерцанию внешнее существование, которое не берется таким, каким оно непосредственно существует ради самого себя, а должно пониматься в более широком и общем виде. Кроме того, в символе различаются две стороны: смысл и выражение этого смысла» [6]. Резюмируя философское осмысление сущности символа как элемента материального мира, отметим, что это вещественный, графический или звуковой знак, служащий условным обозначением значимого феномена. Символ отражает, обобщает, передает смысл события, выражает его внутреннюю закономерность.
Слава – «почетная известность как свидетельство всеобщего уважения, признания заслуг, таланта»8. Говоря о воинской славе, отметим ее сущностью признание и поклонение героическим деяниям и достижениям военнослужащих и армий. Она основана на заслугах в боевых сражениях, отваге, мужестве, преданности и самопожертвовании военнослужащих, защищавших свою страну, народ или идеалы. Воинская слава зачастую сопровождается нравственным и культурным уважением к героическим поступкам воинов. Воинская слава считается важной частью военной традиции и культуры и способствует общественному признанию и уважению ветеранов военной службы и отечественной героической истории.
Анализ представленных содержаний терминов позволил представить следующее авторское определение символа воинской славы – это некоторый вещественный, графический или звуковой знак, выраженный в форме элемента материального мира, который используются для отображения и признания героических деяний и достижений защитников Отечества в различные периоды истории государства.
Исходя из ранее изложенного, укажем, что в Российской Федерации официального закрепленного перечня символов воинской славы нет.
Анализ национального законодательства Российской Федерации позволил выделить в качестве символов воинской славы следующие:
1. Знамя Победы.
Это символ победы Советского Союза в Великой Отечественной войне. Знамя Победы изготовлено из красного шелка и украшено золотыми нитями и надписью: «За нашу Советскую Родину!». Ч. 2 ст. 1 Федерального закона «О Знамени Победы» от 07.05.20079 устанавливает правовой статус Знамени Победы и определяет его как официальный символ Победы советского народа и его Вооруженных Сил над фашистской Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов, государственной реликвией России.
2. Эмблема Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации.
Эмблема представляет собой орла, держащего в когтях меч и лавровую ветвь. Орел символизирует силу и мощь, меч – защиту и боевую готовность, а лавровая ветвь – победу и достижения. Указом Президента Российской Федерации от 5 мая 2009 г. № 502 «Об учреждении эмблемы Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации»10 определяется, что Эмблема является официальным символом Президента Российской Федерации как Верховного Главнокомандующего, что позволяет отнести Эмблему к символам воинской славы России ввиду олицетворения ею боевой славы не только Вооруженных Сил Российской Федерации, но и их главы.
3. Знамя Вооруженных Сил Российской Федерации (знамена видов Вооруженных Сил).
Знамя Вооруженных Сил Российской Федерации представляет собой красное полотнище с главной фигурой Государственного герба Российской Федерации – золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья на его лицевой стороне. На обратной стороне полотнища изображен военный геральдический знак – эмблема Вооруженных Сил Российской Федерации: золотой двуглавый орел с распростертыми крыльями, держащий в когтях меч и лавровую ветвь.
Статья 1 Федерального закона «О знамени Вооруженных Сил Российской Федерации, знамени Военно-Морского Флота, знаменах иных видов Вооруженных Сил Российской Федерации и знамени внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации»11 устанавливает, что знамена являются официальными символами и воинскими реликвиями Вооруженных Сил Российской Федерации, Военно-Морского Флота, иных видов Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск.
4. Эмблема и флаг Министерства обороны Российской Федерации.
Флаг Министерства обороны Российской Федерации представляет собой красное полотнище с государственным флагом России в верхнем углу. В центре флага находится эмблема Министерства обороны – орел, держащий в когтях меч и лавровую ветвь, окруженные золотым кругом с надписью: «Министерство обороны Российской Федерации». Флаг символизирует защиту и безопасность страны, а также представляет авторитет и ответственность Министерства обороны Российской Федерации.
В приказе Министра обороны Российской Федерации от 14 ноября 2003 г. № 399 «Об утверждении Положения о военном геральдическом знаке – эмблеме и флаге Министерства обороны Российской Федерации и Положения о флагах войск и воинских формирований Вооруженных Сил Российской Федерации»12 регламентируется правовой статус флага и эмблемы Министерства обороны Российской Федерации.
5. Боевое знамя воинской части.
Боевое знамя воинской части – это флаг, который используется для идентификации и символизации определенной воинской единицы. Оно может быть представлено в различных формах и дизайнах, но обычно содержит герб или эмблему воинской части, а также может включать надписи или другие символы, отражающие ее историю и достижения.
Указом Президента Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 1422 «О Боевом знамени воинской части»13определяется, что Боевое знамя воинской части является официальным символом и воинской реликвией воинской части, олицетворяет ее честь, доблесть, славу и боевые традиции, указывает на предназначение воинской части и ее принадлежность к Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам. Поскольку Боевое знамя – это символ, отражающий боевую славу воинской части, полагаем, что его можно представить в качестве символа воинской славы России.
6. Знаки отличия Министерства обороны Российской Федерации.
Знаки отличия Министерства обороны Российской Федерации являются наградами, которые присуждаются военнослужащим и гражданским лицам за особые заслуги перед Российской Федерацией в области обороны. Эти знаки отличия могут быть представлены в виде медалей, значков, орденов или других символов. Они могут быть присуждены за подвиги на поле боя, долгую и безупречную службу, научные исследования, разработку новых технологий и другие достижения в области обороны. Знаки отличия Министерства обороны Российской Федерации являются высоким признанием и почетом и носят символическое значение для награжденных.
Приказ Министра обороны Российской Федерации «Об учреждении медали Министерства обороны Российской Федерации «За боевые отличия»»14 устанавливает, что ведомственные знаки отличия Министерства обороны Российской Федерации являются формой признания особых личных заслуг, отличий по службе военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, безупречной и эффективной государственной гражданской службы, добросовестного исполнения трудовых обязанностей лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, а также оказания содействия в решении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, другими гражданами Российской Федерации и иностранными гражданами.
7. Георгиевская лента.
Георгиевская лента представляет собой ленту из чередующихся трех черных и двух оранжевых полос. Георгиевская лента используется во время проведения органами публичной власти торжественных мероприятий, посвященных Дню Победы, иных мероприятий, связанных с событиями Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов, мероприятий, направленных на увековечение памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России.
Федеральным законом от 29.12.2022 № 579-ФЗ «О Георгиевской ленте и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»15 установлен статус данного символа. Ч. 3 ст. 1 определяет, что Георгиевская лента является одним из символов воинской славы России.
Результаты анализа свидетельствуют: иные предметы материального мира, несмотря на то что представляют собой значимые символы, знаменующие военно-исторические события России, с точки зрения права не являются символами воинской славы России.
Следственная и судебная практика по делам об осквернении символов воинской славы дает основание утверждать, что зачастую правоприменитель предметом преступного посягательства определяет мемориальное сооружение «Вечный огонь». Для общества в целом Вечный огонь – это символ памяти и почитания погибших воинов, который горит непрерывно на мемориалах и могилах воинов-героев. Он является символом бессмертия души и вечной памяти о подвигах защитников Родины. В Российской Федерации такие сооружения установлены, например, у Могилы Неизвестного Солдата у Кремлевской стены в Москве и на Мамаевом Кургане в Волгограде.
В свою очередь, в Законе Российской Федерации от 14 января 1993 г. № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества»16 указание на то, что Вечный огонь является символом воинской славы России, отсутствует. Ч. 2 вышеназванного закона лишь устанавливает его сущность, а именно: Вечный огонь представляет собой элемент воинского захоронения или мемориального сооружения, находящегося вне воинского захоронения, который обеспечивает возможность постоянного горения огня.
Аналогично обстоит и ситуация с памятниками, мемориальными комплексами, надмогильными сооружениями, являющимися общенациональными символами победы советских воинов в Великой Отечественной войне, где в паспортах указанных сооружений не содержится информации о том, что это именно символ воинской славы.
Обсуждение и заключение
Таким образом, нами исследованы уголовно-правовые признаки предметов преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 3541 УК РФ. Отмечено, что внесение в УК РФ общеупотребительного термина «символ воинской славы» породило ряд проблем в правоприменительной практике. По нашему мнению, уточнение его определения позволило бы избежать неверную квалификацию. Представляется, что необходимо легализировать дефиницию, например, путем внесения изменений в Закон «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества».
В целях уточнения предмета преступлений на законодательном уровне следует создать официальный перечень символов воинской славы (аналогично Единому государственному реестру объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) и включить в перечень не только те символы, которые уже законодательно определены в качестве таковых, но те, которые представляют собой социальное выражение гордости и уважения к подвигам защитников Отечества (в частности, Вечный огонь).
Полагаем, предложенное поможет дифференцировать ответственность, исключит проблемы в правоприменении, что впоследствии будет иметь важное значение для сохранения и защиты исторического наследия, формирования национальной идентичности общества.
1. Спиридонова О.Е. О символах как о новом терминологическом ряде, используемом УК РФ // Актуальные проблемы уголовного права на современном этапе (вопросы дифференциации ответственности и законодательной техники). 2016. № 5. С. 145 – 154. EDN YLFPPJ.
2. Кибальник А.Г., Иванов А.Ю. Реабилитация нацизма как преступление против мира и безопасности человечества: монография. Москва: Юрлитинформ, 2019. 276 с.
3. Кузнецов И.В. Понятие и виды предметов преступлений в уголовном праве России: специальность: автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.08 – Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право. Челябинск, 2007. 26 с. EDN NJAYDP.
4. Бюлер К. Теория языка. Москва, 1993. С. 34.
5. Флиер А.Я. Символ в социальной коммуникации // Россия: тенденции и перспективы развития. 2023. № 18-2. С. 525 – 528.
6. Гегель Г.В.Ф. Лекции по эстетике. Ч. 2. Развитие идеала в особенные формы прекрасного в искусстве // Эстетика. Соч.: В 4 т. Т. 2. Москва: Искусство, 1969.