УДК 343.235 Отягчающие обстоятельства
Введение: статья посвящена вопросам назначения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью за преступления против интеллектуальной собственности, совершенные виновным с использованием служебного положения. Автор рассматривает указанную проблему с нескольких сторон. Во-первых, им оценивается зависимость применения такого наказания от механизма совершения преступления. Во-вторых, исследуется вопрос о корректности того, как такое наказание представлено в санкциях конкретных статей о преступлениях против интеллектуальной собственности. Материалы и методы: применялись метод системного анализа, а также изучение и обобщение судебной практики. Результаты исследования: лишение права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью как наказание должно иметь связь с механизмом совершения преступления и назначаться тогда, когда преступление совершено с использованием прав и возможностей, которые дает служебное положение. На основании такого подхода предлагаются корректировки действующего уголовного законодательства. В частности, предлагается в ч. 2 ст. 183 УК РФ предусмотреть лишение права в качестве дополнительного обязательного наказания ко всем основным наказаниям, указанным в санкции, поскольку данное преступление совершается исключительно с использованием служебного положения. Из санкции ч. 3 ст. 183 УК РФ предлагается исключить указание на данное преступление, поскольку это преступление может совершаться как с использованием служебного положения, так и без него. Обсуждение и заключение: автор предлагает к обсуждению изменения в действующее уголовное законодательство, учитывающие полученные результаты исследования в отношении использования в санкциях статей УК РФ наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и использования данного наказания правоприменителями.
интеллектуальная собственность; авторские права; коммерческая тайна; использование служебного положения; преступление против интеллектуальной собственности; лишение права занимать определенные должности; лишение права заниматься определенной деятельностью
Введение
Одной из новелл УК РФ 1996 года явилось наказание в виде лишения права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью (ч. 1 ст. 47 УК РФ).
Воздействие такого наказания на личность является разноплановым – от ограничения трудовых прав до моральных издержек и оценок окружающих [1, с. 63 – 65].
В настоящее время использование этого наказания связано с дискуссиями. А.И. Рарог, например, указывает на бессистемность и отсутствие понятной логики его применения [2, с. 156]. В то же время отмечается увеличение количества вынесенных приговоров к этому уголовному наказанию [3, с. 30].
Представляется своевременным исследование использования этого наказания в двух аспектах. Во-первых, представленность этого наказания в санкциях норм о преступлениях против интеллектуальной собственности, совершаемых с использованием должности. Во-вторых, проблемы практики назначения данного наказания в качестве дополнительного и обоснованности неназначения данного наказания с учетом рекомендаций высшей судебной инстанции.
Обзор литературы
В юридической литературе проблеме учета использования виновным служебного положения при совершении преступлений посвящены труды Н.В. Мирошниченко, Т.В. Непомнящей, В.И. Тютюгина, В.М. Хомича и др.
Материалы и методы
Методологическую основу исследования составил диалектический метод познания. Дополнительно были использованы различные общие и частные научные методы, в первую очередь анализ и синтез, системно-структурный и формально-логический методы, исследование и обобщение судебной практики.
Материалами исследования послужили нормы уголовного законодательства Российской Федерации, материалы судебной и правоприменительной практики, научная литература.
Результаты исследования
В настоящее время рассматриваемое наказание представлено только в двух санкциях за преступления против интеллектуальной собственности. Это части 2 и 3 статьи 183 УК РФ, предусматривающие наказание за незаконные действия в отношении коммерческой тайны. Это наказание предусмотрено здесь как дополнительное обязательное наказание к штрафу.
Использование служебного положения как конструктивный признак основного состава либо как квалифицирующий признак предусмотрено в настоящее время более чем в 80 составах преступлений. Если оценить, в каких случаях за совершение таких преступлений предусмотрено наказание в виде лишения права, сложно проследить какую-либо четкую зависимость. Это видно уже по самым общим цифрам. В большинстве случаев при наличии признака использования служебного положения наказание в виде лишения права вообще не включено в санкцию. В 10 случаях оно включено как основное наказание, в 9 случаях как дополнительное обязательное наказание и в 29 случаях как дополнительное факультативное наказание.
Поэтому говорить следует, скорее, не о закономерности, системе или алгоритме построения санкции в зависимости от квалифицирующего признака, а о наборе существующих вариантов такого построения.
В определенных случаях преступление непосредственным образом связано со служебной деятельностью и без занятия определенной должности совершено быть не может. Иными словами, использование служебного положения является не отягчающим обстоятельством, а конструктивным признаком основного состава преступления, причем признаком безальтернативным. В этом случае лишение права предусматривается как альтернативное основное наказание, конечно, если преступление не относится к тяжким или особо тяжким (ст. 136, ч. 1 ст. 169, ст. 170 УК РФ).
В случае же если использование служебного положения является альтернативным конструктивным признаком основного состава, то есть преступление может быть совершено и без использования служебного положения, лишение права включается в санкцию в виде дополнительного альтернативного наказания (ст. 155 УК РФ).
Рассмотрим ситуацию, когда использование служебного положения является квалифицирующим признаком, в зависимости от того, является ли этот квалифицирующий признак альтернативным или безальтернативным.
В случае если использование служебного положения является безальтернативным квалифицирующим признаком, то есть состав не имеет иных квалифицирующих признаков, лишение права предусмотрено как основное альтернативное наказание (ч. 2 ст. 138 УК РФ) либо дополнительное факультативное наказание (ч. 2 ст. 144 УК РФ). Кроме того, имеется единственный случай, когда это наказание может быть назначено и как основное альтернативное, и как дополнительное обязательное, и как дополнительное факультативное (ч. 2 ст. 137 УК РФ).
Если же состав содержит иные квалифицирующие признаки, лишение права назначается как основное альтернативное наказание (ч. 3 ст. 160 УК РФ), как дополнительное обязательное наказание (п. «а» ч. 4 ст. 148 УК РФ) либо как дополнительное факультативное наказание (п. «в» ч. 2 ст. 1271 УК РФ).
Таким образом, в действующей редакции уголовного закона строгая зависимость включения в санкцию статьи наказания в виде лишения и права и признаком использования виновным служебного положения не прослеживается.
В соответствии со ст. 47 УК РФ это наказание может назначаться как в качестве основного, так и в качестве дополнительного наказания, причем и в тех случаях, когда оно указано в санкции статьи Особенной части УК РФ, так и в случаях, когда оно в санкции отсутствует. Таким образом, при исследовании системности в конструировании санкций статей Особенной части УК РФ следует отметить, что наказание в виде лишения права может быть назначено за преступления против интеллектуальной собственности в качестве дополнительного наказания, но не может быть назначено в качество основного наказания.
Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью предусмотрено в ряде статей о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина и преступлениях в сфере экономической деятельности как в качестве основного наказания (ст. 136, ч. 2 ст. 137, ч. 2 ст. 138, ч. 3 ст. 139, ч. 2 ст. 1411, ч. 3 ст. 142, ч. 1 ст. 145, ч. 1 ст. 184, ч. 1 ст. 189 УК РФ), так и в качестве дополнительного наказания (ст. 140, ч. 2 ст. 142, ч. 2 ст. 169 УК РФ).
Пытаясь решить вопрос о том, в каких случаях наказание в виде лишения права должно носить характер обязательного, а в каких дополнительного, Т.В. Непомнящая указывает, что целесообразно введение лишения права в санкции норм об ответственности за преступления, связанные с выполнением профессиональных функций, занятием профессиональной и иной деятельностью [4, с. 39].
В науке и документах высших судебных инстанций нет однозначного толкования того, должно ли наказание в виде лишения права быть обусловлено характером совершенного преступления. Большая часть исследователей считают, что такая связь необходима [5, с. 17].
Так, Верховный Суд РСФСР отмечал, что это наказание «назначается с учетом характера совершенного преступления, когда преступные действия непосредственно были связаны с данным видом работы»1.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации также высказывался по этому поводу в постановлениях № 2 от 11.01.20072 и № 20 от 29.10.20093.
Между тем оба этих документа в настоящее время не имеют силы в связи с выходом постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.12.2015 № 58 «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания»4. В этом документе довольно четко и логично изложена позиция пленума по данному вопросу. Пункт 8 гласит, что данное наказание назначается в случаях, когда преступление связано с должностью или деятельностью преступника.
Подобная позиция преобладает и в доктрине уголовного права [6, с. 12; 7, с. 34; 8, с. 209; 9, с. 57].
Н.В. Мирошниченко отмечает во всех ситуациях включения этого наказания в санкции суть преступления состоит в злоупотреблении или небрежении профессиональными или должностными обязанностями [10, с. 341–342].
Лишение права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью как наказание должно иметь связь с механизмом совершения преступления. В связи с этим в качестве основного наказания либо дополнительного обязательного наказания оно должно предусматриваться в тех случаях, когда совершение преступления всегда предполагает использование прав и возможностей, которые дает служебное положение. В качестве дополнительного факультативного наказания оно должно предусматриваться в тех случаях, когда использование служебного положения является одним из возможных вариантов совершения преступления.
В связи с этим представляется небесспорной санкция ч. 2 и ч. 3 ст. 183 УК РФ. В случае назначения наказания в виде штрафа за это преступление лишение права является обязательным, а в случае назначения наказания в виде лишения свободы – нет.
При этом стоит признать, что состав сконструирован таким образом, что в отношении коммерческой тайны соответствующие преступные деяния непременно совершаются с использованием служебного положения. Об этом свидетельствует специальное уточнение в ч. 2 ст. 183 УК РФ: «лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе».
Подтверждением тому служит судебная практика.
С. на протяжении 10 месяцев оказывала заказчику услуги, в том числе услуги, связанные с оформлением сим-карт. При этом она несколько раз передала неизвестным лицам за вознаграждение персональные данные абонентов.
Суд квалифицировал действия С. по ч. 2 ст. 272 и по ч. 3 ст. 183 УК РФ. По обеим статьям она была приговорена к лишению свободы.
При этом суд пришел к убеждению, что в целях исправления подсудимой и восстановления социальной справедливости на основании ч. 3 ст. 47 УК РФ ей следует назначить дополнительное наказание в виде лишения права заниматься деятельностью, связанной с обработкой персональных данных5.
В другом деле Д., занимающий должность специалиста в офисе продаж, используя свое служебное положение, дважды скопировал информацию, содержащую сведения о дате и времени соединений, номерах исходящих и входящих соединений различных абонентов сотовой связи и передал их неустановленным лицам.
Суд действия Д. квалифицировал по ч. 2 ст. 138 и по ч. 2 ст. 183 УК РФ и приговорил его к штрафу.
При этом суд отметил, что санкция ч. 2 ст. 183 УК РФ предусматривает в качестве дополнительного наказания лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, в связи с чем суд считает необходимым назначить Д. по каждому преступлению дополнительное наказание в виде лишения права занимать должности, связанные с допуском к коммерческой тайне на определенный срок6.
Следует отметить существенную разницу приговоров. Несмотря на то, что деятельность виновных в обоих случаях связана с доступом к личным данным, они приговорены к разным наказаниям: С. – к лишению права заниматься определенной деятельностью, а Д. – к лишению права занимать определенные должности. Связано это с тем, что первая оказывала услуги по гражданско-правовому договору, а второй по трудовому договору. Это еще раз свидетельствует о зависимости назначаемого наказания от механизма преступления.
Указанная особенность представляется важной для настоящего исследования, поэтому мы оставим в стороне оценку законности именно такого решения. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 9 постановления от 22.12.2015 № 58 «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания» обращал внимание судов на то, что лишение права занимать определенные должности состоит в запрещении занимать должности только на государственной службе или в органах местного самоуправления.
Представляется, что во втором случае суд более точно определил ограничения, налагаемые на виновного. Опасность совершаемых в указанных случаях деяний заключается в передаче третьим лицам сведений, составляющих коммерческую тайну. Именно это свойство сведений определяет квалификацию. И не только квалификацию, но и превентивные свойства назначаемого наказания. В связи с этим ограничение на доступ к коммерческой тайне является более правильным, чем запрет на доступ к персональным данным (которые не всегда выступают коммерческой тайной).
В плане выработки подходов к построению санкций приведенные примеры показательны тем, что суды в равной мере обоснованно приходят к выводу о необходимости назначения наказания в виде лишения права – как при назначении в качестве основного наказания штрафа, так и при назначении лишения свободы.
Представляется логичным устранение непоследовательности в построении санкции ч. 2 и 3 ст. 183 УК РФ. Следует признать, что совершение преступления по ч. 2 ст. 183 УК РФ всегда сопряжено с доступом к той или иной тайне, поскольку это прямо указано в диспозиции. При этом санкция предусматривает наказание в виде лишения права как обязательное дополнительное наказание лишь к штрафу, хотя санкция содержит еще три вида основных наказания.
Представляется, что логичным было бы предусмотреть лишение права в качестве обязательного дополнительного ко всем четырем основным наказаниям. В результате санкция получит последовательный и логически обоснованный вид. При этом не будет нарушена рекомендация высшей судебной инстанции о нецелесообразности применения этого наказания в отношении лица, для которого соответствующая деятельность связана с его единственной профессией. Это связано с тем, что доступ к коммерческой тайне не имеет четкой привязки к какой-либо профессии.
Совершенно иначе обстоит дело с ч. 4 ст. 183 УК РФ. Она содержит квалифицированный состав как собирания сведений, так и их разглашения. Однако сказанное относительно специального субъекта преступления в отношении ч. 2 ст. 183 УК РФ не относится к деяниям, связанным с собиранием сведений, составляющих коммерческую тайну. Ч. 1 ст. 183 УК РФ не предполагает обязательного наличия специального субъекта. В связи с этим представляется необоснованным наличие в санкции ч. 3 ст. 183 УК РФ лишения права в качестве дополнительного обязательного наказания.
Обсуждение и заключение
1. Лишение права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью как наказание должно иметь связь с механизмом совершения преступления. В связи с этим в качестве основного наказания либо дополнительного обязательного наказания оно должно предусматриваться в тех случаях, когда совершение преступления всегда предполагает использование прав и возможностей, которые дает служебное положение. В качестве дополнительного факультативного наказания оно должно предусматриваться в тех случаях, когда использование служебного положения является одним из возможных вариантов совершения преступления.
2. Учитывая, что из всех преступлений против интеллектуальной собственности всегда совершается с использованием служебного положения лишь незаконное разглашение и использование коммерческой тайны (ч. 2 ст. 183 УК РФ), представляется логичным дополнить статью указанием на назначение лишения права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью в качестве обязательного дополнительного наказания ко всем основным наказаниям, представленным в санкции.
3. С учетом того, что квалифицированный состав незаконного получения и разглашения сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну (ч. 3 ст. 183 УК РФ), не предполагает обязательного использования виновным служебного положения, представляется логичным исключить указание в санкции статьи на назначение лишения права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью в качестве обязательного дополнительного наказания. В необходимых случаях оно может назначаться на основании ч. 3 ст. 47 УК РФ.
1. Наказания, не связанные с лишением свободы / под ред. И.М. Гальперина. Москва: Юридическая литература, 1972. 149 с.
2. Уголовно-правовое воздействие / под ред. А.И. Рарога. Москва: Проспект, 2012. 288 с.
3. Питкевич Л.П. Уголовное наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью // Российский судья. 2021. № 11. С. 30 - 32.
4. Непомнящая Т.В. Мера уголовного наказания: проблемы теории и практики: автореф. дис. … д-ра юрид. наук: 12.00.08. Екатеринбург, 2010. 412 с.
5. Пичугин С.А. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью: вопросы нормативной регламентации и правоприменительной практики // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2021. № 11. С. 16-24.
6. Тютюгин В.И. Назначение наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Харьков: Юрид. ин-т, 1976. 37 с.
7. Гальперин И.М., Мельникова Ю.Б. Дополнительные наказания. Москва: Юридическая литература, 1981. 120 с.
8. Бажанов С.В. Назначение наказания по советскому уголовному праву. Киев: Вища шк., 1980. 216 с.
9. Становский М.Н. Назначение наказания. Санкт-Петербург: Юрид. центр - Пресс, 1999. 480 с.
10. Мирошниченко Н.В. Преступления, связанные с нарушением профессиональных функций: проблемы уголовно-правовой теории и практики: дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.08. Москва, 2015. 480 с.