УДК 159.9 Психология
УДК 343.915 Несовершеннолетние преступники. Преступность несовершеннолетних
Введение: в статье рассматриваются актуальные вопросы влияния молодежных субкультур на поведение подростков. Материалы и методы: методологической основой исследования явились общенаучные и частнонаучные методы познания, в частности диалектико-материалистический, сравнительно-правовой и формально-логический методы. Материалами исследования выступили действующее белорусское законодательство, а также опубликованные научные труды по проблеме исследования. Результаты исследования: проанализировано понятие субкультуры, определены ее особенности, охарактеризованы некоторые виды молодежных субкультур. Особое внимание уделено имеющей деструктивный характер субкультуре «ЧВК Редан», которая в Республике Беларусь внесена в список официально запрещенных молодежных движений. Обсуждение и заключение: молодежная субкультура провоцирует противоправное поведение в подростковой среде, девальвируя ценности и нормы официальной культуры, насаждая в ней свои правила и символику. При этом молодежная субкультура выступает одним из средств самоутверждения, компенсации неудач подростков. Противоправное поведение несовершеннолетних выражается в неоправданном риске, совершении действий, имеющих экстремальный характер, снятии моральных и правовых ограничений и запретов.
подросток; несовершеннолетний; правонарушитель; отклонения в поведении; субкультура; противоправное поведение
Введение
Одним из направлений создания благоприятных условий для всестороннего и гармоничного развития личности ребенка является борьба с противоправным поведением в подростковой среде. Широкий круг мероприятий, проводимых в последнее время в сфере воспитания подрастающего поколения, предполагает и повышение эффективности системы предупредительных мер специального характера. Важным звеном в этой работе является нейтрализация негативного влияния лиц, пропагандирующих нормы и ценности асоциальных субкультур, вовлекающих в свои ряды несовершеннолетних. Нередко в ходе постоянного и непосредственного общения в рамках субкультуры подросток усваивает антиобщественные взгляды, стремления, ориентации и т.д.
Обзор литературы
Изучению данной проблемы посвящены труды Е.В. Демидовой-Петровой, Н.Е. Колесниковой, С.И. Левиковой, М.А. Мазаевой, В.С. Пашина и других.
Материалы и методы
Методологическую основу исследования составил диалектико-материалистический метод познания. Дополнительно были использованы различные общие и частные научные методы, в первую очередь анализ и синтез, сравнительно-правовой и формально-логический методы. Материалами исследования выступили действующее белорусское законодательство, а также опубликованные научные труды по проблеме исследования.
Результаты исследования
Учеными и практиками неоднократно отмечается, что появление и активное распространение новых современных социальных явлений в подростковой среде требует изучения, определения степени их общественной опасности, а также необходимости предупреждения их распространения. В настоящее время особое внимание следует обратить на криминологически значимые реалии, связанные с объединениями лиц, не достигших 18-летнего возраста, в молодежные субкультуры. В научной литературе под субкультурой понимается независимое целостное образование, которое отличается собственными ценностными обычаями, традициями и строем. Молодежные субкультуры оказывают непосредственное влияние на социализацию подростков, определяя тип сознания, потребностей и интересов, формируют своеобразные манеры поведения, стиль одежды, формы проведения досуга, а также собственное мировоззрение [1, с. 9-10].
Субкультура, в том числе и молодежная, имеет некоторые особенности:
- во-первых, это неформальное добровольное объединение с устойчивым интересом к определенной идее;
- во-вторых, в основе ее деятельности лежит потребность в самоутверждении и соперничестве [2, с. 193].
Согласно теории В. Тернера, молодежная субкультура создает пространство, в котором подростки могут чувствовать себя комфортно и быть полномочными субъектами, в то время как в семье или в школе они ощущают себя чужими. Молодежная субкультура обеспечивает для подростков некоторую стабильность, предоставляя широкий спектр ролей и ценностей [3].
Анализ исследований, посвященных данному вопросу, позволяет сделать вывод, что основной предпосылкой вступления несовершеннолетних в субкультуру является их стремление приобрести внешние атрибуты и характеристики, предоставляющие возможность выделиться из общей массы населения. При этом подростки, которые характеризуются отсутствием личностной самоидентификации, в субкультуре получают возможность разнообразить свой досуг в коммуникативной сфере.
Согласно отношению молодежных субкультур к общественным устоям и традициям, их принято разделять на относительно безопасные, близкие к опасным и социально опасные [4, с. 148].
К относительно безопасным субкультурам относятся:
- байкеры (любят скорость, мотоциклы и все, что с ними связано);
- готы (мрачное, депрессивное и мистическое восприятие мира, равнодушие к повседневности);
- эмо (противостоят несправедливости, самовыражаются выплеском эмоций и чувственного мироощущения);
- хип-хоп (уличная культура, подростки проявляют себя в танце и граффити);
- и другие.
Близкими к опасным считаются:
- футбольные фанаты (активные футбольные болельщики, которые в случае проигрыша любимой команды могут устраивать массовые беспорядки);
- панки (любители панк-рока, зачастую сочетают музыкальную деятельность с драками, битьем стекол и т.д.)
- и другие.
К социально опасным субкультурам вполне оправданно можно отнести следующие:
- скинхеды (пропагандируют пронацистские идеи, нападают на людей с другим цветом кожи, граждан без определенного места жительства, лиц нетрадиционной сексуальной ориентации);
- сатанисты (противопоставляют себя христианской морали и этике, практикуют некрофилию, осуществляют насилие в отношении женщин и детей, приносят в жертву младенцев Сатане);
- гопники (малообразованные представители маргинальной молодежи, низкого социального статуса, не имеющие моральных ценностей, занимающиеся уличными грабежами и хулиганством);
- и другие.
Деморализованные организаторы социально-опасных субкультур пропагандируют насилие, причинение вреда слабому, удовлетворение собственных интересов, эгоизм, правовой нигилизм и т.п. Ценности таких субкультур включают элементы соответствующей символики, подтверждающей некоторые характеристики личности, а также определяющей принадлежность к той или иной субкультуре. Это, в частности, могут быть татуировки, жаргон, элементы одежды, прическа и т.д.
В целях привлечения радикально настроенных подростков в свои ряды организаторами социально опасных субкультур совершаются акции, носящие хулиганский и антиобщественный характер, в отношении идеологических противников с последующим их освещением в средствах массовой информации, а также в интернет-пространстве. При этом полагаем важным отметить, что именно подростки в большей степени склонны к антисоциальному поведению [1, с.29].
Обсуждение и заключение
В настоящее время особую актуальность в Республике Беларусь и Российской Федерации приобрела такая молодежная субкультура, как «ЧВК Редан»1. На первый взгляд, это безопасная субкультура, подразумевающая объединение подростков – любителей аниме в возрастной категории от 14 до16 лет.
«ЧВК Редан»2 образовалась после появления японского аниме Hunter x Hunter, рассказывающем об отряде элитных бойцов «Геней Редан», отличающихся особой символикой в виде пауков с двенадцатью лапками и цифрой «4» на спине. Именно такое изображение имеется на черных балахонах, которые носят подростки, чтобы продемонстрировать свою принадлежность к данной субкультуре. Кроме того, обязательным элементом в их одежде являются клетчатые штаны. Многие подростки, относящие себя к «ЧВК Редан»3, делают татуировки с отличительной символикой и отращивают длинные волосы. В отношении идеологической составляющей подростки утверждают, что они ни в коем случае не пропагандируют никаких противоправных действий в виде насилия, суицида, терроризма и прочего, а сама аббревиатура «ЧВК» не имеет никакого отношения к частным военным компаниям4.
Однако известно, что подростки, входящие в субкультуру «ЧВК Редан»5, по призывам в социальных сетях собираются большими группами (численность которых достигает нескольких сотен) в публичных общественных местах (например, в торговых центрах), для того чтобы своими противоправными действиями дестабилизировать обстановку, провоцируя при этом драки, потасовки и другие нарушения общественного порядка. Кроме того, подростки из «ЧВК Редан» проявляют агрессию по отношению к футбольным фанатам, а также к лицам мужского пола, имеющим, по их мнению, женоподобный вид. Все свои действия «редановцы» снимают на видео с целью дальнейшего размещения видеороликов в глобальной сети Интернет для популяризации данной молодежной субкультуры6.
В начале 2023 года подобные массовые беспорядки с участием «ЧВК Редан»7 произошли в Москве, Санкт-Петербурге, Курске, Новосибирске и Казани, а 28 февраля 2023 года описанные «развлечения» достигли и Республики Беларусь. В частности, в Гомеле были задержаны и доставлены в участок 183 подростка. Необходимо отметить, что несовершеннолетние в возрасте до 16 лет в качестве наказания за свое противоправное поведение получили предупреждения с дальнейшей постановкой на учет в инспекцию по делам несовершеннолетних для проведения с ними индивидуальной профилактической работы, а лица старше 16 лет были привлечены к административной ответственности. В свою очередь, организаторам массовых беспорядков грозит уголовная ответственность8.
Оперативно распространившаяся информация о движении «ЧВК Редан»9 привела к тому, что данной субкультурой заинтересовались подростки, которые ранее не знали о ее существовании, а вспышки агрессивного и противоправного поведения «редановцев» превратили любителей японского аниме в правонарушителей.
В целях профилактики и предупреждения новых фактов нарушения общественного порядка в местах массовых скоплений людей с участием подростков из «ЧВК Редан»10 сотрудники милиции и учителя в родительских чатах распространили информацию об опасности участия в подобных молодежных формированиях, призвав родителей, воспитывающих подростков, усилить контроль за их поведением в общественных местах, а также кругом общения в социальных сетях.
Подводя итог, приходим к выводу, что любая молодежная субкультура (даже относительно безопасная) девальвирует ценности и нормы официальной культуры, насаждая в ней свои правила и символику. При этом субкультура предоставляет подросткам возможность самоутвердиться, компенсировать собственные неудачи, привлекая неоправданным риском, участием в экстремальных ситуациях, снятием моральных и правовых ограничений и запретов, что в большинстве случаев приводит к противоправному поведению.
1. Демидова-Петрова Е.В. Криминологическая характеристика молодежных субкультур криминальной, в том числе экстремистской, направленности. Казань: КЮИ МВД России, 2022. 81 с.
2. Пискунов С.Г. Молодежная субкультура (на примере рок-культуры) // Актуальные проблемы устойчивого инновационного развития Республики Беларусь: материалы науч.-практ. конф. профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов (Минск, 25 апреля 2008 г.). Минск: БИП-С, 2008. С. 193 - 195.
3. Сурвилайте Д.В. Динамические процессы в молодежной субкультуре. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dinamicheskie-protsessy-v-molodezhnoy-subkulture/viewer (дата обращения: 06.03.2023).
4. Левашова Е.Л. Типологизация молодежных субкультур в современном российском обществе // Известия РГПУ им. А.П. Герцена. 2012. № 150. С.147 - 151.