Развитие политико-культурной идентичности как направление государственной политики в сфере образования
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Введение: в статье анализируются понятие политико-культурной идентичности, его содержательные аспекты. Обосновывается положение о развитии политико-культурной идентичности как важного направления государственной политики, в том числе и в сфере образования. Анализируются представленные в официальных документах новые стандарты государственной политики в сфере образования, а также проблемы их реализации в учебном процессе образовательных организаций высшего образования, в том числе и образовательной деятельности вузов системы МВД России. Материалы и методы: при написании статьи проанализирован ряд работ, исследующих различные теоретические аспекты политической культуры, сущность и виды социальной идентификации, особенности национально-культурной идентичности и ее уровни; официальные документы органов государственной власти в сфере национальной политики и государственного строительства. Применение совокупности общенаучных и специальных методов исследования позволило предложить ряд методических рекомендаций по организации и совершенствованию образовательной деятельности, направленной на развитие политико-культурной идентичности. Результаты исследования: политико-культурная идентичность – значимое звено системы социальной идентификации. Ее поддержание и развитие способствует интеграции общества на основе общих традиционных культурных, политических ценностей справедливости, гуманности, межэтнического согласия, конструктивного политического взаимодействия. Развитие политико-культурной идентичности требует активного государственного регулирования. К настоящему времени в целом сформированы концептуальные основы политики, направленной на обеспечение социально-политического единства. Значительная роль отводится системе образования. Разработанные стандарты образовательной деятельности нуждаются в рациональном, оптимальном использовании в рамках учебного процесса и в воспитательной работе. Обсуждение и заключение: специфика образовательной деятельности образовательных организаций системы МВД России определяется особенностями профессиональной подготовки курсантов и слушателей и требованиями, предъявляемыми к будущим сотрудникам органов внутренних дел. Этим определяются и особенности методов учебной и воспитательной деятельности вузов системы МВД России. Важными задачами выступают формирование государственно-правового мировоззрения, соответствующих навыков осуществления социально-правового обслуживания населения. Кроме того, в условиях роста числа политических правонарушений актуализируется задача повышения политической грамотности сотрудников органов внутренних дел. Развитие политико-культурной идентичности курсантов и слушателей осуществляется как в рамках учебного процесса, так и во внеаудиторной работе. Организация учебной работы требует применения многокомпонентных методов, сочетания фронтальных и индивидуальных форм взаимодействия. Большое значение приобретает воспитательная работа, направленная на формирование соответствующих поведенческих навыков курсантов и слушателей.

Ключевые слова:
политическая культура; социальная идентификация; гражданская идентичность; политико-культурная идентичность; органы внутренних дел; профессиональная подготовка; образовательная деятельность; воспитание
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Введение

Современный этап общественного развития характеризуется размыванием системы традиционных ценностей и социальных идентификаций, что дезориентирует человека в выборе системы координат культурного бытия. Одной из наиболее уязвимых социальных групп в этом отношении предстаёт молодежь. Основным социальным институтом, способным обеспечить защиту традиционной национальной культуры, становится государство, с обеспечением суверенитета и целостности которого связаны перспективы национального развития. Политико-культурная идентичность служит важным интегрирующим фактором, закладывает ценности и установки политического социального взаимодействия. Формируемая в процессе социализации политико-культурная идентичность выступает одним из приоритетных объектов правового регулирования. Одним из направлений ее развития является образовательная деятельность, специфика которой определяется соответствующим уровнем образования. Это актуализирует проблему исследования государственной политики в этой сфере, разработку методических основ образовательной деятельности вузов, в том числе ведомственных.

Современное общество испытывает значительное воздействие нарастающей глобализации во всех сферах жизни: экономической, политической и социокультурной, меняющей сознание людей, набор ценностных установок, определяющих их образ жизни, поведение. В научной литературе доминирует мнение о формировании человека постмодерна, сознание которого интегрирует различные типы культурных установок, не имеет уже четких идентификационных маркеров, системы ценностей. Человек становится чрезвычайно управляемым, поскольку в угоду собственным потребительским интересам он способен поддержать любой призыв, любую идею, бросая вызов традиционным ценностям.

Одной из актуальных проблем современной России является обеспечение социального единства, основанного на взаимном доверии и согласии различных социальных групп и политических сил, сближении их позиций по принципиальным вопросам общественного развития. Важной частью общенациональной культуры, играющей ведущую роль в механизме социальной интеграции, является политическая культура. Политико-культурная идентичность представляется одним из наиболее значимых элементов множественной системы социальных идентификаций, выступающих как главный объяснительный принцип социального поведения и межгруппового взаимодействия [1]. Политико-культурная идентичность формируется в ходе социализации, социального взаимодействия. Она не задана изначально. Развитие политико-правовой идентичности − одно из важнейших направлений государственной политики. Особым ее направлением выступает государственная политика в сфере образования. Ориентированность системы образования на развитие политико-культурной идентичности личности значительно актуализируется в современных условиях, когда Россия, столкнувшаяся с рядом прямых вызовов и угроз, отстаивает свое право на самостоятельное развитие, сохранение исторической преемственности традиционных национальных культурных ценностей.

В статье анализируется понятие политико-культурной идентичности, его содержательные аспекты, представленные в официальных документах, новые стандарты государственной политики в сфере образования и проблемы их реализации в учебном процессе образовательных организаций высшего образования, в том числе и образовательной деятельности вузов системы МВД России.

Обзор литературы

К настоящему времени аккумулирован значительный материал, исследующий проблемы формирования различных элементов социальной идентичности: гражданской, национально-государственной, культурной и других. В связи с этим определенный интерес представляют работы английского политолога П.У. Престона [2], российских исследователей: С.И. Рудакова и К.Н. Филипцева [1], В.В. Титова [3, 4], С.Ю. Белоконцева и З.Р. Усмановой [4] и др.

Особенности развития политической культуры в молодежной среде рассматриваются Т.Е. Ключниковой и Е.Ю. Исаевой [5] и др.

Актуальные вопросы совершенствования профессиональной подготовки кадров в системе МВД России рассматриваются в работах Г.К. Бисеровой [6], О.П. Карнаухова [7] и др.

Материалы и методы

При написании статьи использован широкий круг различных источников. Особое значение имели работы зарубежных и отечественных авторов, рассматривающих проблемы политической культуры, социальной идентичности, вопросы развития политической культуры в рамках образовательного процесса в высших учебных заведениях. Значительное внимание уделено официальным актам органов государственной власти: Президента России, Правительства России, ведомственным нормативным правовым актам. При написании статьи использованы системный подход, диалектический метод научного познания, сравнительно-правовой и историко-правовой методы исследования.

Результаты исследования

Политическая культура является важным фактором обеспечения социального единства. С одной стороны, она выражается в объективно функционирующих политических институтах, деятельности отдельных субъектов политического процесса. Вместе с тем политическая культура представляет ряд исторически оформившихся ментальных установок, знаний о политике, стилей поведения в политическом процессе, выражается в единстве политического сознания и поведения.

Важнейшим компонентом политического сознания выступают политические ценности, мотивирующие и наполняющие смыслом деятельность в мире политики. Ценностный компонент политической культуры представлен такими базовыми ценностями, как свобода, равенство, порядок, справедливость и т.п. Их вариативность составляет предмет различных идеологий, политических учений, пронизывает глубинные пласты национального сознания, определяет политические традиции. Политическая культура отражается в политическом поведении, определяющем степень участия в политической жизни, взаимодействие с институтами гражданского общества, электоральную активность и т.п., в результатах политической деятельности. Политическая культура формируется исторически, ее феноменами выступают национальный характер, стереотипы мышления, политическая мифология, образцы поведения, все то, что определяет внутреннюю идентичность национальной жизни, обеспечивает национальное единство общества. В различные исторические периоды могут претерпевать трансформации отдельные компоненты политической культуры, формироваться новые ценности и поведенческие стереотипы. В этом случае и вся культурная система претерпевает изменения. Целостность системы возможна, пока не затронуто само политико-культурное ядро, сохраняются важнейшие скрепы идентичности. В противном случае система дезинтегрируется, разрушается механизм социальной интеграции в целом.

Как замечает П.У. Престон, политико-культурная идентичность проявляется на нескольких уровнях: личностном, групповом и коллективном. На первом уровне демонстрируется отношение индивида к социальной общности, членом которой он является; на втором – процесс формирования отдельных социальных групп; на третьем – проявляются взаимоотношения социальных групп [2]. Базовое значение имеет личностный уровень, поскольку именно на нем формируются политические представления индивидов о социальной общности, собственное отношение к ней и окружающему миру. В качестве осей координат таких представлений можно рассматривать отношение к частному и публичному, общественному и официальному. Соответственно, политико-культурная автономность индивида определяется близостью его представлений к сфере частной жизни, и, наоборот, близость к сфере официальной идеологии определяет степень конформности его поведения.

В официальных документах государства заданы ключевые аспекты, характеризующие, в том числе, и особенности политической культуры России. В частности, указывается, что многовековое межкультурное межэтническое взаимодействие на исторической территории России сформировало единый культурный (цивилизационный) код, ценностными компонентами которого выступают стремление к правде и справедливости, уважение этнической самобытности и интеграция общих культурных ценностей в единую российскую культуру. Подчеркивается историческая системообразующая роль русского народа в формировании российской государственности, призванной оберегать и развивать историко-культурное наследие всех народов России1.

Кроме того, утверждаются «глубокие исторические связи с традиционной европейской культурой и другими культурами Евразии», что определяет особое положение России как «самобытного государства-цивилизации, обширной евразийской и евро-тихоокеанской державы, сплотившей русский народ и другие народы, составляющие культурно-цивилизационную общность Русского мира»2.

Бесспорна роль образования в усвоении политических представлений, ценностных ориентиров, социальных ролей, знаний, навыков политической деятельности. Особое место в процессе формирования общекультурной и политико-культурной идентичности занимают образовательные организации высшего образования. В условиях современного кризиса идентичности одной из наиболее уязвимых групп становятся обучающиеся образовательных организаций высшего образования. Представители этой социальной группы не имеют четких ориентиров, находясь в сложной ситуации выбора, испытывая давление со стороны средств массовой информации, массовой культуры, проповедующих главенство идеалов материального благополучия. Это обстоятельство определяет весьма значимую роль образовательных организаций в развитии политико-культурной идентичности обучаемых. Рационально-эмоциональная сопричастность к политико-культурному наследию своей страны, усвоение системы традиционных ценностей региональной, национальной и мировой культур, соответствующих навыков социального общения и поведения – факторы, свидетельствующие о приобщении к национальной политической культуре. Выявление путей формирования политико-культурной идентичности обучаемых – проблема сложная, многоаспектная, решение которой должно осуществляться как в рамках учебного процесса, так и в контексте различных социокультурных практик.

В настоящее время принимается ряд мер по совершенствованию учебных программ и стандартов высшей школы, направленных на развитие и формирование наиболее значимых элементов системы социальных идентификаций, в частности гражданской идентичности. Особое место в силу своей значимости для развития личности в таком направлении принадлежит истории. Российский гражданин должен уметь осмысливать процессы, события и явления в своей стране и мире в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципом историзма, формулировать и аргументированно отстаивать патриотическую позицию по проблемам отечественной истории3. Министерством образования и науки Российской Федерации разработана Концепция преподавания истории для неисторических специальностей и направлений подготовки. В ряду прочего документ указывает на целесообразность уделить особое внимание истории политической: проблемам государственного строительства, многонациональном и поликонфессиональном характере российского государства и социума, достоинствам и противоречиям государственной политики по достижению межнационального мира и согласия, роли русского народа, русского языка и культуры в формировании общероссийской идентичности. Отдельно в Концепции рассматривается преподавание региональной истории как органической части истории России. При этом вузам предлагается самостоятельно разработать отдельные программы по истории регионов в контексте общей концепции преподавания истории. Допускается изучение региональной истории в рамках проектной деятельности4.

Особым смыслом обозначенная проблема наполняется, когда речь идет об образовательных организациях системы МВД России. Современным обществом востребованы сотрудники ОВД, являющиеся специалистами высокой квалификации, осуществляющие профессиональную деятельность, обеспечивая при этом сопряжение государства и общества. Формирование профессиональной идентичности сотрудников при этом должно идти в ногу с развитием их политического сознания и культуры, политико-культурной идентичности. Совершенствование профессиональной подготовки в ОВД требует формирования государственно-правового мировоззрения сотрудников, основанного на понимании роли и функций государства, значении деятельности ОВД по защите прав и свобод, интересов общества и государства. В современных условиях ОВД призваны осуществлять не только и не столько уголовно-правовое и административно-правовое регулирование, но и социально-правовое обслуживание граждан.

В условиях современного роста политической преступности сотрудники ОВД должны демонстрировать соответствующие знания и навыки их применения на практике. Зачастую значительная социальная поляризация относительно политических ценностей, проявляющаяся в агрессивном протесте, правовом нигилизме и политической инертности, способствует маргинализации политического сознания сотрудников ОВД, недостаточному пониманию текущего политического момента, неспособности к адекватным действиям. Этим негативным проявлениям призваны противодействовать интегральные политические ценности, формирующие сознание сотрудника ОВД: государственная власть, национальная идея, равенство социальных возможностей, консолидация российской нации, патриотизм.

Социальные ожидания и требования, предъявляемые к качеству подготовки выпускников ведомственных вузов МВД России, диктуют необходимость методической разработки мероприятий, направленных на развитие политико-культурной идентичности курсантов и слушателей как в контексте учебного процесса, так и в рамках работы по морально-психологическому обеспечению образовательной деятельности.

Современная концепция преподавания истории для неисторических специальностей и направлений подготовки делает акцент на высокой исторической роли государства в обеспечении социальной интеграции и решении общесоциальных задач. Вместе с тем это не должно способствовать формированию огульного этатизма, вседозволенности органов государственной власти. Современное государство не должно ассоциироваться с «левиафаном», противостоящим хаосу эгоистичной толпы, и любым способом организующим социальный порядок. Напротив, необходимо исходить из положения о высокой социальной ответственности государственных структур. Отечественная история дает множество примеров того, когда государство из высшего беспристрастного арбитра обращалось в орудие классовой борьбы, становясь стороной политического конфликта, разрешающегося либо в форме жесткой реакции, либо революции.

Раскрывая евразийскую сущность российской цивилизации, необходимо показать противоречивость развития политической культуры российского общества, для которой характерны два взгляда на государство, двойственность оценок его деятельности. Противоречия данного рода – «издержки» российского евразийства, сочетающего элементы западной и восточной политических культур, противоположные взгляды на природу государственной власти.

При изучении соответствующих тем курса истории необходим анализ социальных противоречий, важность диалога государства и общества, их взаимного партнерства для своевременного разрешения подобных проблем. Обучающиеся должны получить представление о сущности социально-политических противоречий, навыки ведения диалога и действий в случае подобных проявлений.

Важным аспектом методики преподавания истории является изучение истории соответствующего региона России в общем историческом контексте. Введение региональной компоненты предусмотрено Концепцией и требует рационального, взвешенного подхода. На протяжении 1990 – начала 2000-х гг. разработано множество региональных концептуальных моделей истории, несущих отпечаток процессов политической децентрализации, региональной территориально-этнической суверенизации. В современных условиях, когда новации в подходах к образованию зачастую приобретают масштабы информационного хаоса, возможны случаи использования в учебном процессе морально устаревших учебно-методических разработок. Не допустить этого представляется весьма важным, иначе вместо развития интегрирующей идентичности будут формироваться новые ее типы.

Воспитательная работа, нацеленная на формирование компонент политико-культурной идентичности, носит как групповой, так и индивидуальный характер. Она начинается в рамках аудиторных занятий, поскольку преподаватель, выстраивая подачу учебного материала, призван придерживаться традиционных целей ораторского искусства: убедить, склонить к действию или бездействию, вызвать эмоциональное одобрение, руководствуясь критериями истинности, справедливости, морали и эстетики. Большое значение имеет следование закону ораторской рефлексии.

Большое значение приобретает внеаудиторная работа, направленная на развитие политико-культурной идентичности и формирование соответствующих поведенческих навыков курсантов и слушателей. Например, в рамках работы научного кружка кафедры государственно-правовых дисциплин Казанского юридического института МВД России практикуется проведение «публичных слушаний», на которых обсуждаются наиболее актуальные вопросы государства и права, где участники приобретают навыки ведения дискуссии, анализа различных точек зрения. В планы воспитательной работы включаются проекты, направленные на осмысление личной причастности к исторической судьбе России и персональной ответственности за ее будущее. Кроме этого, положительные результаты демонстрирует опыт активной социальной просветительской деятельности курсантов и слушателей, транслирующей традиционные ценности и поведенческие модели.

Обсуждение и заключение

Проведенное исследование позволило выявить основные социально значимые аспекты политической культуры и политико-культурной идентичности. К базовым элементам ценностного компонента политической культуры отнесены свобода, равенство, порядок, справедливость, различные варианты сочетаний которых определяют приверженность индивида той или ной политической идеологии. Показано, что на политико-культурную идентичность, развивающуюся в процессе социализации, значительное влияние оказывает государственное конструирование, формирующее политическое сознание индивида, детерминирующее его поведение и взаимодействие. Проанализирован ряд официальных документов, закрепляющих базисные элементы и исторические характеристики политико-культурного развития России. Обосновано положение о кризисе социальной идентичности студенческой молодежи, обучающихся образовательных организаций системы МВД России. Кроме того, в статье представлен ряд методических рекомендаций по организации преподавания исторических дисциплин в соответствии с требованиями развития политико-культурной идентичности курсантов и слушателей; обозначены различные формы воспитательной работы.

Список литературы

1. Рудаков С.И., Филипцев К.Н. Политическая культура и гражданская идентичность как элементы политической системы общества // Философия и общество. 2020. № 1 (94). С. 25 - 36. DOI:https://doi.org/10.30884/jfio/2020.01.02

2. Герасимов В.И., Престон П.У. Политико-культурная идентичность: граждане и нации в эру глобализации // Глобализация: Контуры XXI века.; Игрицкий Ю.И., Малиновский П.В. Реферативный сборник. Сер. «Глобальные проблемы современности» Центр научно-информационных исследований глобальных и региональных проблем. Отдел Восточной Европы; ответственные редакторы Ю.И. Игрицкий, П.В. Малиновский, Москва, 2001. С. 53.

3. Титов В.В. Национально-государственная идентичность: проблема интерпретации понятия в политической науке // ЛОКУС: люди, общество, культуры, смыслы. 2016. № 3. С. 92 - 102.

4. Белоконцев С.Ю., Титов В.В., Усманова З.Р. Российская национально-государственная идентичность перед вызовами начала ХХI века // Вестник РУДН. Серия: Политология. 2019. №1. С. 90 - 98. DOIhttps://doi.org/10.22363/2313-1438-2019-21-1-90-98

5. Ключникова Т.Е., Исаева Е.Ю. Факторы трансформации политической культуры российской студенческой молодежи // Гуманитарий юга России. 2021. № 4. С. 72 - 81. DOI:https://doi.org/10.18522/2227-8656.2021.4.5

6. Бисерова Г.К. Педагогические условия формирования основ субъектной идентичности будущего сотрудника ОВД. Елабуга: ЕИ КФУ. 2015. 152 с.

7. Карнаухов О.П. Актуальные вопросы совершенствования профессиональной подготовки кадров органов внутренних дел // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2020. № 2. С. 159 - 163.


Войти или Создать
* Забыли пароль?