Криминалистические аспекты мониторинга интернет-пространства для расследования преступлений, связанных с оскорблением
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Введение: статья посвящена криминалистическим аспектам мониторинга сети Интернет при расследовании преступлений, связанных с оскорблением. Актуальность исследования рассматриваемого вопроса для практики и теории расследования оскорблений, предусмотренных статьями 148, 297, 319 и 336 Уголовного кодекса Российской Федерации, заключается в формулировании единого подхода к расследованию преступлений, в которых честь и достоинство являются основными или дополнительными объектами преступления. Материалы и методы: были использованы методы анализа, синтеза, дедукции и индукции. Материалами послужили нормативные правовые акты Российской Федерации, постановления Верховного Суда Российской Федерации, а также ведомственные приказы государственных органов. Обзор литературы: изучены научные труды Е.И. Галяшиной, Ж.Г. Ганеевой, А.В. Кутузова, А.Л. Осипенко. Результаты исследования: по результатам исследования определены наиболее проблемные аспекты, связанные с использованием средств мониторинга интернет-пространства при расследовании уголовных дел и дел об административных правонарушениях, даны практические рекомендации для сотрудников правоохранительных органов. Обсуждение и заключение: проблематика использования специальных знаний по делам об оскорблении в интернет-пространстве нуждается в дальнейшей теоретической и практической разработке, в том числе с привлечением специалистов по анализу информации.

Ключевые слова:
криминалистика; специальные знания; мониторинг; оскорбление; интернет-пространство; специалист
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

Введение

Объем информационных материалов в сети Интернет неизменно увеличивается. Социальные сети и иные ресурсы содержат массивы информации, организованные по типу больших данных. Актуальность рассматриваемого вопроса заключается в возможности использования таких источников информации в качестве ориентирующей информации для лиц, осуществляющих предварительное расследование, в конкретном доказательственном значении по уголовному делу или делу об административных правонарушениях. Основным нормативным правовым актом, регулирующим распространение информации в сети Интернет, является Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Федеральный закон № 149), в котором определен перечень информации, наличие которой будет являться основанием для включения в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет. Нарастающий объем информационных потоков порождает необходимость дополнительного регулирования правоотношений в сетевом пространстве, теоретической и практической разработки подходов к расследованию преступлений, совершенных в Интернете. Таким образом, деятельность по получению криминалистически значимой информации для установления лица-распространителя запрещенной информации, времени публикации и иных обстоятельств, предусмотренных статьей 73 УПК РФ, имеет большое значение для установления объективной истины по делу.

Актуальность исследования рассматриваемого вопроса для практики и теории расследования оскорблений, предусмотренных статьями 148, 297, 319 и 336 УК РФ, заключается в формулировании единого подхода к расследованию преступлений, в которых честь и достоинство являются основными или дополнительными объектами преступления.

Материалы и методы

Были использованы методы анализа, синтеза, дедукции и индукции. Материалами исследования послужили нормативные правовые акты Российской Федерации, постановления Верховного Суда Российской Федерации, а также ведомственные приказы государственных органов в сфере противодействия распространению информации, унижающей честь и достоинство личности.

Обзор литературы

Вопросы использования средств мониторинга служили объектами научных статей Р.Г. Налбандяна, А.Л. Осипенко, А.О. Сукмановой. Понятие «мониторинг» раскрывается в научной статье Ж.Г. Ганеевой. По ее мнению, это постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату [1].

Кутузов А.В. отмечает важность разработок в сфере мониторинга интернет-пространства и анализирует различные теоретико-методологические подходы к пониманию категории «оперативно-розыскной», «правоохранительный» мониторинг сети Интернет, а также, обобщая научные труды других ученых, дает оптимальное определение подобному термину [2]. Под ним он понимает систематическую деятельность по наблюдению за объектами и процессами в сети Интернет, осуществляемую уполномоченными субъектами, с применением специальных методов для достижения целей, поставленных перед правоохранительными органами. Следует отметить, что в статье 16.2 Федерального закона № 149 регламентируется порядок мониторинга в отношении информации и (или) информационных ресурсов в сети Интернет.

Для определения объекта данной научной статьи можно использовать термин, встречающийся в работе профессора Е.И. Галяшиной [3] – «речевые действия, образующие состав правонарушений». Данный термин, на наш взгляд, целесообразно использовать и применительно к составам преступлений, предусмотренных статьями 148, 297, 319 и 336 УК РФ1, а также статьей 5.61 и частью 3 статьи 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях2.

Результаты исследования

Оскорбление – преступление или правонарушение, направленное на унижение чести и умаление достоинства личности. 21 статья Конституции РФ3 предусматривает охрану достоинства личности государством, 23 статья также упоминает важность охраны чести, достоинства и доброго имени.

Само понятие «оскорбление» не имеет четкого определения в уголовном праве, лишь в статье 5.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях под оскорблением понимается унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной или иной противоречащей общепринятым нормам морали и нравственности форме.

Согласно статье 10.6 Федерального закона № 149-ФЗ4, владелец социальной сети обязан соблюдать требования законодательства Российской Федерации, в частности, осуществлять мониторинг социальной сети в целях выявления информации, выражающей в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации или органам, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации. Продолжая данное положение, следует сделать вывод об обязанности социальных сетей производить самостоятельный мониторинг интернет-пространства на предмет наличия оскорблений различных субъектов российского правового поля. Порядок блокировки страниц и сайтов предусмотрен статьей 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ. Одним из оснований для включения в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, будет являться требование Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Порядок рассмотрения уведомлений описан в соответствующем приказе Генеральной прокуратуры от 26.08.2019 № 5965.

Мониторинг осуществляется на основании приказа Роскомнадзора от 02.02.2023 № 136 радиочастотной службой в соответствии с подпунктом «д» пункта 4 Положения о радиочастотной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2014 № 4347.

Оскорбление в интернет-пространстве будет иметь определенную специфику как при правовой квалификации, так и при расследовании преступления. Верховный Суд Российской Федерации в обзоре судебной практики от 30 июня 2021 года № 2 разъяснил, что ответственность по данной статье наступает и за публикации в социальных сетях, и за частные переписки в мессенджерах. Применительно к объектам уголовно-правовой защиты оскорбление, например представителя власти, должно содержать элемент публичности, то есть быть доступным для восприятия неопределенным кругом лиц. Особенность социальных сетей состоит в доступности для ознакомления каждой записи для любого пользователя (если настройки аккаунта позволяют ограничить доступ для публикаций, например, путем установки закрытого доступа, то фактор публичности, по нашему мнению, не будет иметь место).

Верховный Суд Российской Федерации также разъяснил, что подразумевается под публичностью. Вопрос о публичности оскорбительных действий должен разрешаться судами с учетом места, способа, обстановки и других обстоятельств дела. Публичность может заключаться и в размещении оскорбительных сведений в средствах массовой информации, в сети Интернет на сайтах, форумах или в блогах, открытых для широкого круга лиц8.

При криминалистическом анализе подобных материалов возникает ряд проблем. При расследовании оскорблений, совершенных в мессенджерах, необходимо своевременно зафиксировать подобные действия, поскольку существует вероятность удаления сообщения конкретным пользователем или в автоматическом режиме, например, при установлении срока существования сообщения в канале социальной сети «Телеграм». Это можно осуществить при помощи графических редакторов, программ и расширений для браузеров, позволяющих сделать скриншот экрана ПК, а также идентифицировать его в дальнейшем при визуальном наличии URL, времени и даты публикации материала, а также времени и даты фиксации такого материала. После фиксации изображения необходимо будет сохранить на флеш-носитель с отдельным указанием хеш-суммы файлы во избежание фактов случайного или намеренного искажения первоначального содержания скриншота. В таком случае возможности расследования будут крайне ограничены.

Подобные данные могут быть проанализированы в автоматическом режиме (с применением средств ручного контроля, программных комплексов по анализу, сбору и фиксации URL в интернет-пространстве) и полностью ручном режиме путем использования навыков и умений специалистов по анализу информации. А.Л. Осипенко отмечает, что оперативно-розыскной мониторинг сетевых информационных ресурсов, которые представляют оперативный интерес, реализуется через их автоматизированный поиск, оперативно-розыскное изучение и наблюдение за закрытыми для широкого круга лиц местами сетевого общения, содержащими признаки противоправной деятельности [4]. Главный вопрос будет состоять в целесообразности подобной деятельности и в соотношении полученных результатов в виде информации, представляющей интерес для органов предварительного расследования. Подобный мониторинг возможен как на стадии до возбуждения уголовного дела в порядке ст. 144 УПК РФ, так и при осуществлении отдельных следственных действий.

Мониторинг интернет-пространства, под которым необходимо понимать доступные на территории Российской Федерации ресурсы (в том числе и с помощью применения VPN-технологий), которые созданы, содержат информацию, а равно направленные на граждан Российской Федерации. В отношении социальных сетей или ресурсов, доступ к которым ограничен на основании решений Генеральной прокуратуры Российской Федерации или иных органов, осуществляющих надзор в сфере коммуникационных технологий сети Интернет, необходимо рассмотрение их как ресурсов с ориентирующей информацией, поскольку, например, социальные сети Twitter, Facebook и Instagram (продукты компании Meta Рlatforms Inc, признанной экстремистской по решению Тверского районного суда Москвы)9 продолжают находиться в поле зрения российских граждан.

В отношении социальных сетей и ресурсов, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации и имеющих постоянные представительства на ее территории, правоохранительные органы имеют значительно больше возможностей, «рычагов» влияния. Так, социальная сеть «ВКонтакте» имеет практику предоставления данных аккаунта подозреваемого по запросу правоохранительных органов, в том числе и данных для ограниченного доступа10.

Дополнительными гарантиями прав и свобод рядовых пользователей социальной сетей должно стать решение суда о предоставлении информации, которая может служить поводом для возбуждения уголовного дела или дела об административных правонарушениях, или четко регламентированные полномочия органов исполнительной власти, например, ст. 13 ФЗ «О Федеральной службе безопасности», ст. 6, 8 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», ч. 4 ст. 21 и ст. 86 Уголовно-процессуального кодекса, п. 4 ч. 1 ст. 13 ФЗ «О полиции», п. 1 ч. 3 ст. 7 ФЗ «О Следственном комитете», ч. 1 ст. 22 ФЗ «О прокуратуре» и др. Это позволит снизить негативные последствия в медиапространстве как для самой социальной сети, так и для правоохранительных органов.

Также необходимо отметить, что осуществлению мониторинга не препятствует установление какой-либо формы сотрудничества администрации социальной сети с правоохранительными органами. Если ресурс доступен на территории Российской Федерации, то есть и возможности по сбору и анализу материалов с потенциально противоправным содержанием. Важным условием будет разделение полномочий и функций органов или организаций при такой деятельности. Важным нормативным правовым актом является постановление Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 г. № 1101 «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (с изменениями и дополнениями), которое определяет перечень оснований для ограничения доступа к информации на сайте. Необходимо разделять сам мониторинг и деятельность по его оценке, в том числе и с привлечением специалистов, обладающих специальными знаниями. Последний тезис не исключает использования специальных знаний лиц, имеющих юридическое или филологическое образование. Привлечение специалистов в области анализа информации с подобным образованием будет способствовать более качественному обнаружению, фиксации и исследованию ресурсов сети Интернет, а также позволит более точно определить обстоятельства, подлежащие доказыванию по уголовному делу.

Сама деятельность по мониторингу может быть осуществлена в рамках уголовного преследования или по делам об административных правонарушениях следователем или дознавателем. В таких случаях объем информации, подлежащей криминалистическому анализу, будет ограничен рамками информационного массива лиц по соответствующей категории дел. Например, после получения информации о назначении судебного заседания была получена оперативная информация о готовящейся провокации со стороны обвиняемых, которая будет включать как перфоманс в зале судебного заседания, так и соответствующую информационно-психологическую операцию по дискредитации лиц, осуществляющих правосудие или предварительное расследование, что подлежит квалификации по статье 294 УК РФ как воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования.

Осуществление мониторинга позволит снизить затраты времени на поиск, обнаружение, фиксацию, упаковку и исследование материалов по уголовному делу или делу об административных правонарушениях. Безусловно, следователь или дознаватель при осмотре телефона или иных компьютерно-технических устройств взаимодействует с массивом данных и осуществляет сбор и фиксацию информации о расследуемом событии при осмотре предметов и документов, предусмотренных статьями 144 и 176 УПК РФ. Такая информация может послужить основой для построения следственной версии, определения тактики дальнейших следственных действий, а также для определения круга подозреваемых и возможных свидетелей.

Мониторинг по поручению следователя в рамках осмотра предметов и документов возможен с привлечением специалиста, который при помощи специальных знаний осуществляет содействие следователю по обнаружению предметов и документов, имеющих отношение к делу. Специалист может указать следователю на существенные особенности технического устройства, с которого осуществлялся выход в Интернет, отобрать наиболее значимые для квалификации деяния URL, на которых, по его мнению, имеются признаки нарушения действующего законодательства, а также может помочь в фиксации полученных материалов на флеш-носитель.

По нашему мнению, большой объем информации и исследуемых материалов не позволяет осуществлять такую деятельность в одиночку (если речь идет о каком-либо популярном ресурсе или аккаунте), в особых случаях представляется логичным привлечение лицом, осуществляющим предварительное расследование, нескольких специалистов схожей компетенции. В таком случае стороны вправе ходатайствовать о привлечении дополнительного специалиста в соответствии со ст. 271 УПК РФ.

Большое количество специалистов может повлечь неоправданные финансовые затраты для судопроизводства, не говоря уже о сроках осуществления такой деятельности и проверки компетенции специалистов, осуществляющих мониторинг. Проблемными вопросами остаются возможная нехватка специалистов в области анализа информации, а также оплата расходов, связанных с привлечением специалиста, которые, согласно ст. 131 УПК РФ, являются процессуальными издержками и оплачиваются либо за счет средств федерального бюджета, либо за счет средств участников уголовного судопроизводства. В связи с этим предпочтительным будет привлечение специалистов только для содействия в сборе следов по преступлениям, связанным с оскорблениями различных субъектов, а также для постановки вопросов эксперту.

Деятельность по мониторингу не в связи с уже имеющимся производством по различной категории дел не ограничена в объемах и масштабах. Успешность такого мониторинга будет зависеть от структуры и отлаженности системы мониторинга, использования последних достижений научно-технического прогресса (нейронных технологий, программ для распознавания изображения среди как можно большей базы данных).

При организации подобной деятельности целесообразно определить круг источников, которые будут изучаться, а также сформировать систему по фиксации потенциально противоправного контента. Такая система может включать в себя различные программы для работы с электронными таблицами, визуализации и анализа данных, например, Microsoft Excel и его аналоги.

После определения круга источников необходимо осуществить их мониторинг при помощи словаря ключевых слов по интересующей тематике. Если, например, речь идет об оскорблении сотрудников правоохранительных органов, то целесообразным будет составить глоссарий оскорбительных слов и выражений для дальнейшего поиска подобных материалов. Также при обнаружении сообществ, особенно деструктивных, в которых пропагандируется неуважительное отношение к сотрудникам правоохранительных органов или иным лицам, оскорбление которых может повлечь уголовную или административную ответственность, подобные сообщества необходимо упорядочить и регулярно просматривать на предмет наличия нарушений.

При таком анализе могут использоваться программы для поиска по ключевым словам, в которых, помимо заложенных слов-маркеров, имеется возможность получения специалистом по мониторингу систематизированной информации с URL-адресами потенциальных правонарушителей.

Отдельно можно выделить сервисы для анализа публикаций в различных социальных сетях, например TGStat. Данный сервис позволяет сформировать поисковый запрос по ключевым словам с возможностью фильтрации по дате, языку-источнику, стране канала или чата, скрыть репосты и выгрузить результаты поиска в формате Excel-таблицы для дальнейшего анализа. Также немаловажным фактором является возможность просмотра удаленных публикаций. К недостаткам можно отнести высокую цену подписки, а также присутствие в базе данного ресурса только тех каналов и чатов, которые зарегистрировались на этом сайте.

Сбор доказательств по составам преступлений, содержащих оскорбления, должен осуществляться в соответствии с методами и средствами криминалистики, при этом необходимо учитывать последние достижения научно-технического прогресса. В данном случае речь идет о криминалистическом мониторинге, который предполагает его осуществление субъектом специальных знаний для решения вопросов, возникающих в процессе расследования по делу, а именно события преступления (времени и обстановки оскорбления), обстоятельств, характеризующих личность обвиняемого, и других обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу.

Фиксация подобных материалов должна происходить с соблюдением правил, выработанных в криминалистике и теории оперативно-розыскной деятельности. При выявлении подобного материала специалисту необходимо осуществить фиксацию при помощи программ для создания скриншотов экрана, в дальнейшем такие материалы будут использоваться в рамках проведения исследований эксперта или анализа специалиста в форме распечатанных документов. В случае же с видео и фотоматериалами необходимо осуществить запись такого контента на флеш-носитель.

Обсуждение и заключение

Таким образом, возможности мониторинга интернет-пространства крайне перспективны и требуют проведения дальнейших научных исследований в области системного анализа мониторинга, под которым следует понимать прежде всего криминалистический мониторинг.

Успешная теоретическая разработка такого явления призвана способствовать более оперативному реагированию на подобные угрозы в интернет-пространстве.

 

Список литературы

1. Ганеева Ж. Г. Определение понятия «Мониторинг» в различных сферах его применения // Вестник ЧелГУ. 2005. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opredelenie-ponyatiya-monitoring-v-razlichnyh-sferah-ego-primeneniya (дата обращения: 20.03.2023).

2. Кутузов А.В. Оперативно-розыскной мониторинг сети интернет как элемент противодействия преступлениям экстремистской направленности // Вестник КГУ. 2020. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/operativno-rozysknoy-monitoring-seti-internet-kak-element-protivodeystviya-prestupleniyam-ekstremistskoy-napravlennosti (дата обращения: 20.03.2023).

3. Галяшина Е. И. Судебное речеведение: учебник /. - Москва: Норма: ИНФРА-М, 2020. - 320 с.

4. Осипенко А.Л. Новое оперативно-розыскное мероприятие «Получение компьютерной информации»: содержание и основы осуществления // Вестник Воронежского института МВД России. 2016. № 3. С. 83-90.

5. Правила защиты информации о пользователях сайта VK.com [Электронный ресурс] // URL: https://vk.com/privacy

6. Ганеева Ж.Г. Определение понятия «мониторинг» в различных сферах его применения // Вестник ЧелГУ. 2005. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opredelenie-ponyatiya-monitoring-v-razlichnyh-sferah-ego-primeneniya (дата обращения: 20.03.2023).

7. Кутузов А.В. Оперативно-розыскной мониторинг сети интернет как элемент противодействия преступлениям экстремистской направленности // Вестник КГУ. 2020. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/operativno-rozysknoy-monitoring-seti-internet-kak-element-protivodeystviya-prestupleniyam-ekstremistskoy-napravlennosti (дата обращения: 20.03.2023).

8. Галяшина Е.И. Судебное речеведение. Москва: Норма: ИНФРА-М, 2020. 320 с.

9. Осипенко А.Л. Новое оперативно-розыскное мероприятие «Получение компьютерной информации»: содержание и основы осуществления // Вестник Воронежского института МВД России. 2016. № 3. С. 83 – 90.


Войти или Создать
* Забыли пароль?