Анализ отдельных изменений Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Введение: в статье подвергнуты анализу изменения, внесенные в Особенную часть Уголовного кодекса Российской Федерации в период с января 2022 года по август 2023 года. Изменения коснулись преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства, преступлений против военной службы, что обусловлено проведением специальной военной операции. Материалы и методы: в статье проанализированы нормы российского уголовного и административного законодательства. Применены аналитический, формально-юридический, сравнительно-правовой, системно-структурный методы исследования. Результаты исследования: авторы провели разграничение преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства, критически оценили проблемы разграничения статей 2073 и 2083 Уголовного кодекса Российской Федерации. Обсуждение и заключение: авторы обосновывают необходимость четкого формулирования диспозиций статей во избежание их дублирования в смежных составах преступлений, а также совершенствования юридической техники конструирования статей с административной преюдицией в целях минимизации ошибок при квалификации преступлений.

Ключевые слова:
изменения Уголовного кодекса Российской Федерации; заведомо ложная информация; действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации; переход на сторону противника; административная преюдиция
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Введение

В Российской Федерации активно ведется работа по совершенствованию уголовного законодательства. Эта деятельность представляет собой одно из направлений функционирования государства – его основополагающий вектор борьбы с преступностью [1, с. 262-264].

Как справедливо отмечает Н.А. Лопашенко, «с учетом происходивших в стране и в мире трансформаций по всех сферах человеческого бытия, связанных с турбулентностью в международных отношениях, с последствиями пандемических лет, с проведением Российской Федерацией специальной военной операции, изменения в уголовной политике и уголовном законодательстве не удивительны, в некоторых случаях даже закономерны» [2, с. 115].

С начала 2022 года по август 2023 года в Особенную часть УК РФ включено 22 новых статьи (в основном в главу «Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства»), а 50 действующих (в главе «Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства», также в главе «Преступления против военной службы») подвергнуты корректировкам, причем некоторые – дважды (ст. 2073, 2261, 2803, 2841).

Таблица 1. Перечень статей Особенной части, введенных в УК РФ и подвергнутых изменениям в период с января 2022 года по август 2023 года

Table 1. Articles introduced to the Special Part of the Criminal Code of the Russian Federation amended from January 2022 to August 2023

Перечень статей, введенных в УК РФ

Перечень статей, подвергшихся изменениям

Преступления против жизни и здоровья

 

ст. 1161, ст. 117

Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности

 

ст. 131, ст. 132, ст. 133

Преступления в сфере экономической деятельности

ст. 1724

ст. 198, ст. 199, ст. 1991, ст. 1992, ст. 1994

Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях

ст. 2012, ст. 2013

 

Преступления против общественной безопасности

ст. 2073

ст. 205, ст. 2051, ст. 2054, ст. 2073, ст. 208,
ст. 2261

Преступления против здоровья населения и общественной нравственности

ст. 2342

ст. 239, ст. 242, ст. 2421

Экологические преступления

ст. 2601

ст. 261

Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта

ст. 2643

ст. 264

Преступления в сфере компьютерной информации

ст. 2742

 

Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства

ст. 2751, ст. 2803, ст. 2804, ст. 2812, ст. 2813, ст. 2824, ст. 2832, ст. 2842, ст. 2843

ст. 275, ст. 276, ст. 2803, ст. 2804, ст. 281,
ст. 2811, ст. 2831, ст. 2841

Преступления против государственной власти, интересов государственной службы

и службы в органах местного самоуправления

ст. 2855, ст. 2856

ст. 286

Преступления против правосудия

 

ст. 302, ст. 316

Преступления против порядка управления

ст. 3303

ст. 322, ст. 3301

Преступления против военной службы

ст. 3521

ст. 331, ст. 332, ст. 333, ст. 334, ст. 337,
ст. 339, ст. 340, ст. 341, ст. 342, ст. 344,
ст. 346, ст. 347, ст. 348

Преступления против мира и безопасности человечества

ст. 3561

ст. 359, ст. 360, ст. 361

Н.А. Лопашенко выделяет основные направления изменений Особенной части УК РФ: 1) расширение криминализации (часто за счет введения статей с административной преюдицией); 2) усиление дифференциации; 3) ужесточение уголовной ответственности; 4) устранение законодательных ошибок, приведение УК РФ в соответствие с Конституцией Российской Федерации, а также корректирование Особенной части в связи с другими ее изменениями [2, с. 118-119].

А.В. Иванчин справедливо отмечает, что «вносимые в уголовное законодательство многочисленные изменения зачастую носят непоследовательный, а порой и противоречивый характер ввиду отсутствия «концептуальных основ его формирования» [3, с. 51].

Обзор литературы

Исследованию основных направлений и тенденций развития уголовного законодательства Российской Федерации посвятили свои работы А.А. Гравина [4], В.К. Дуюнов [5], А.В. Иванчин [3], Н.А. Лопашенко [2], А.В. Наумов [6] и другие.

И.С. Макеева, И.А. Болотова отмечают, что устойчивой тенденцией уголовно-правовой политики последних лет является внедрение института административной преюдиции [7, с. 96-102]. Несмотря на то, что Конституционный Суд Российской Федерации не оспорил законность преюдиции, отношение к ней теоретиков и практиков далеко неоднозначно. Если Н.А. Лопашенко категорично выступает против административной преюдиции [8, с. 70], то Д.А. Зыков считает возвращение административной преюдиции в УК РФ исправлением законотворческой ошибки [9, с. 273-275].

Материалы и методы

В ходе исследования проведен анализ научной литературы, ряда смежных норм уголовного и административного законодательства Российской Федерации. В работе использованы аналитический, формально-юридический, сравнительно-правовой, системно-структурный методы исследования.

Результаты исследования

Статья 2073 введена в Уголовный кодекс Федеральным законом от 04.03.2022 № 32-ФЗ, однако уже 25.03.2022 (№ 63-ФЗ), а затем 18.03.2023 (№ 58-ФЗ) в нее внесены изменения. На наш взгляд, предпринятыми мерами законодателю не удалось исключить противоречий при толковании нормы, и, как следствие, квалификации преступления. Вопросам отграничения данного состава преступления от содержащегося в статье 2803 УК РФ посвящены, в частности, исследования А.Н. Лопашенко [2, с. 123].

Основной состав (ч.1 ст. 2073 УК РФ) предусматривает ответственность за «публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации, содержащей данные об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности либо об исполнении государственными органами Российской Федерации своих полномочий за пределами территории Российской Федерации в указанных целях, а равно содержащей данные об оказании добровольческими формированиями, организациями или лицами содействия в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации»1. На наш взгляд, указание на распространение заведомо ложной информации «под видом достоверных сведений» является излишним. К тому же, по смыслу статьи заведомо ложными должны быть сведения, подрывающие доверие и авторитет Вооруженных Сил Российской Федерации, т.е. дискредитирующие их.

В свою очередь, ответственность за публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации, предусмотрена ст. 2803 УК РФ. Представляется, что распространение заведомо ложной информации является одним из действий, дискредитирующих Вооруженные Силы Российской Федерации, поэтому ст. 2073 следует исключить из Уголовного кодекса РФ. Данный вывод подтверждается отсутствием судебно-следственной практики по ст. 2073 УК РФ.

Федеральным законом от 28.04.2023 № 157-ФЗ ст. 275 УК РФ дополнена действием, образующим объективную сторону государственной измены: «переход на сторону противника», что, согласно примечанию 1 к данной статье, означает «участие лица в составе непосредственно противостоящих Российской Федерации сил (войск) иностранного государства, международной либо иностранной организации в вооруженном конфликте, военных действиях или иных действиях с применением вооружения и военной техники»2. Вопросам квалификации данной статьи в новой редакции посвятили свои исследования А.Г. Хлебушкин [10], Е.В. Пономаренко и К.О. Копшевой [11] и другие. Следует согласиться с авторами в том, что изменения, внесенные в данную статью, недостаточно обоснованы, поскольку переход на сторону противника вполне подпадает под такую форму государственной измены, как иное оказание помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации. «Как правило, действия изменника в этой части одним лишь переходом на сторону врага не ограничиваются, такое лицо может сообщить о месте дислокации Вооруженных Сил Российской Федерации, выдать сведения, содержащие государственную тайну, что в итоге может стоить жизни многим тысячам бойцов» [11, с. 123].

Диспозиция ч. 3 ст. 208 УК РФ, введенной Федеральным законом от 14.07.2022 № 260-ФЗ3, практически полностью совпадает с примечанием 1 к ст. 275 УК РФ «Государственная измена», и указанные действия также могут быть расценены как одна из форм оказания помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации. Трудно при этом представить в действиях такого лица, действующего в целях, противоречащих интересам Российской Федерации, отсутствие признаков преступления, предусмотренного ст. 275 УК РФ. То же можно сказать и о ст. 2751 «Сотрудничество на конфиденциальной основе с иностранным государством, международной либо иностранной организацией», предусматривающей ответственность за содействие в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации. Представляется, что изменения, внесенные в указанные статьи, непоследовательны и противоречивы.

Анализ последних изменений уголовного законодательства позволил выявить тенденцию широкого применения норм с административной преюдицией. Следует отметить, что данный прием ранее применялся законодателем для конструирования диспозиций ч. 3 ст. 1981 «Уклонение военнообязанного от учебных или поверочных сборов и воинского учета»; ч. 1 ст. 166 «Незаконная охота»; ст. 1661 «Продажа, скупка, обмен шкурок пушных зверей»; ч. 1 ст. 1672 «Самовольная добыча янтаря»; ч. 1 ст. 2081 «Организация азартных игр»; ст. 2243 «Незаконные приобретение или хранение наркотических средств в небольших размерах» Уголовного кодекса РСФСР 1960 года4. При этом в них использовались следующие формулировки: «если эти действия совершены после применения мер административного взыскания за такое же нарушение» либо «совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания за такие же нарушения». Начиная с 2016 года, данный способ юридической техники стал активно использоваться в Уголовном кодексе 1996 года.

Теоретики и практики активно дискутируют по поводу необходимости использования в уголовном законодательстве статей с административной преюдицией, рассматривают вопросы квалификации таких преступлений [12, с. 105 – 112; 13, с. 256 – 263; 14, с. 78 – 86]. По мнению А.С. Леонтьевой, «административной преюдицией в уголовном праве является закрепленная специальной конструкцией состава преступления преюдициальная связь между несколькими правонарушениями, совершенными в течение года после применения к виновному административного взыскания за аналогичное правонарушение, в силу которой содеянное оценивается как преступление, и к виновному применяются меры уголовной ответственности» [15, с. 454]. Данное определение представляется недостаточно полным, т.к. для конструирования содержащихся в Особенной части действующего УК РФ статей с административной преюдицией законодатель использовал и другие способы юридической техники, позволяющие их классифицировать.

Таблица 2. Классификация статей с административной преюдицией, содержащихся в УК РФ

Table 2. Classification of Articles of the Criminal Code of the Russian Federation with Administrative Prejudice

Статьи, в которых предусмотрена ответственность за указанные в диспозиции деяния, совершенные лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние, или совершенные лицом после его привлечения к административной ответственности за аналогичное деяние в течение года

Статьи, в которых предусмотрена ответственность за указанные в диспозиции деяния, совершенные лицом, подвергнутым административному наказанию за деяния, предусмотренные статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, указанными в диспозиции статьи УК РФ

Статьи, диспозиции которых содержат обязательный признак объективной стороны – совершение деяний неоднократно

Преступления против жизни и здоровья

ст. 1161

   

Преступления против семьи и несовершеннолетних

   

ст. 1511, ст. 154, ст. 157

Преступления против собственности

 

ст. 1581

 

Преступления в сфере экономической деятельности

 

ст. 1715, ч. 1 ст. 191,

ч. 1 ст. 193

ст. 1714, ст. 180

Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях

 

ст. 2012, ст. 2013

 

Преступления против общественной безопасности

ст. 2153, ст. 2173

 

ст. 2121, ст. 2154

Экологические преступления

 

ч. 2 ст. 255

 

Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта

ч. 1 ст. 2641

ст. 2642, ч. 1 ст. 2643

 

Преступления в сфере компьютерной информации

 

ст. 2742

 

Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства

Ст. 2801, ч. 1 ст. 2803

ст. 2824, ч. 1 ст. 2841

 

Преступления против государственной власти, интересов государственной службы

и службы в органах местного самоуправления

 

ч. 1 ст. 2855, ст. 2856

 

Преступления против правосудия

 

ч. 1 ст. 315

ч. 2 ст. 3141

Преступления против порядка управления

 

ч. 1, ч. 2 ст. 3301, ч. 1 ст. 3303

 

При этом следует отметить, что в ст. 2173 УК РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), совершенное лицом после его неоднократного привлечения к административной ответственности за аналогичное деяние. Среди статей, образующих третью группу, можно выделить две разновидности: 1) понятие неоднократности дано в примечании (статьи 1511, 157, 1714, 2121, 2154 УК РФ); 2) понятие «неоднократно» не раскрывается (статьи 154 и 180 УК РФ). Согласно диспозициям этих статей, предварительное привлечение лица к административной ответственности необязательно.

Разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данные в постановлении от 26.04.2007 № 14 «О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака», также не содержат такого указания: «неоднократность по смыслу части 1 статьи 180 УК РФ предполагает совершение лицом двух и более деяний, состоящих в незаконном использовании товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров»5. С.В. Аветисян в связи с этим отмечает: «Возникает закономерный вопрос: как тогда в этом случае выявляются факты незаконного использования чужого товарного знака? Как правило, эти обстоятельства устанавливаются в ходе оперативно-розыскных мероприятий, например, проверочной закупки» [16, с. 71].

Однако, по нашему мнению, в любом случае необходимо, чтобы факты незаконного использования чужого товарного знака, в том числе и в результате проверочной закупки, получили юридическую оценку. При этом единичный факт совершения незаконного использования средств индивидуализации товаров (работ, услуг) подпадает под действие статьи 14.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Таким образом, полагаем, для признания совершения указанных действий неоднократно необходимо, чтобы лицо ранее было подвергнуто административному наказанию за деяния, предусмотренные ст. 14.10 КоАП РФ.

Аналогично следует толковать признак неоднократности в ст. 154 УК РФ «Незаконное усыновление (удочерение)». При отсутствии совершения предусмотренных в диспозиции статьи деяний из корыстных побуждений лицо должно быть ранее подвергнуто административному наказанию по ст. 5.37 «Незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. На наш взгляд, следует согласиться с А.В. Иванчиным [17, с. 99] и Э.Л. Сидоренко [18, с. 61], которые считают составы преступлений, предусмотренные статьями 154 и 180 УК РФ, составами со скрытой преюдицией. Диспозиции статей 154 и 180 за все время действия УК РФ не подвергались изменениям и фактически представляли собой единичные примеры статей с административной преюдицией на фоне отказа законодателя от подобного способа юридической техники при принятии УК РФ 1996 года.

Обсуждение и заключение

В результате изучения научной литературы и анализа изменений, внесенных в статьи Особенной части Уголовного кодекса РФ за период с января 2022 года по август 2023 года, авторы пришли к выводу, что ряд изменений не вполне обоснован и не обусловлен практической необходимостью.

При конструировании статей с административной преюдицией законодателем использованы различные способы юридической техники. В примечаниях к статьям1511, 157, 1714, 2121, 2154 понятие «неоднократно» означает совершение деяния «лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние». В связи с изложенным предлагается:

1) ст. 2073 исключить из УК РФ;

2) статьи 275, 2083 оставить в прежней редакции;

3) словосочетания «лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние» (ст. 1161, ст. 2153, ч. 1 ст. 2641 УК РФ) и «совершенные лицом после его привлечения к административной ответственности за аналогичное деяние в течение одного года» (ст. 2801, ч. 1 ст. 2803 УК РФ) заменить на «неоднократно», а в Общей части Уголовного кодекса РФ предусмотреть отдельную статью, содержащую определение дефиниции «неоднократно».

Список литературы

1. Ревин В.П. Концепция уголовной политики Российской Федерации // Пробелы в российском законодательстве. 2010. № 1. С. 262-264.

2. Лопашенко Н.А. Основные итоги реформирования уголовного законодательства в 2022 г.: аналитический обзор // Lex russica. 2023. Т. 76. № 4. С. 115-135.

3. Иванчин А.В. О новой концепции развития уголовного права России // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2017. С. 51-55.

4. Гравина А.А. Тенденции развития уголовного законодательства на современном этапе // Журнал российского права. 2016. № 11. С. 95 - 106.

5. Дуюнов В.К. Совершенствование уголовного законодательства - это не починка «Тришкина кафтана» // Вопросы российского и международного права. 2012. № 1. С. 99 - 110.

6. Наумов А.В. Концепция уголовно-правовой политики: законодательный или доктринальный вариант? // Уголовное право. 2022. № 3. С. 25 - 29.

7. Макеева И.С., Болотова И.А. Проблемы законодательного конструирования и применения составов преступлений с административной преюдицией // Общество, право, государственность: ретроспектива и перспектива. 2020. № 2. С. 96 - 102.

8. Лопашенко Н.А. Административной преюдиции в уголовном права - нет! // Вестник Академии Генеральной Прокуратуры Российской Федерации. 2011. № 3. С. 64-71.

9. Зыков Д.А. Возвращение административной преюдиции в УК РФ - исправление законотворческой ошибки // Юридическая техника. 2015. № 9. С. 273 - 275.

10. Хлебушкин А.Г. Переход на сторону противника и участие в военных действиях на территории иностранного государства в целях, противоречащих интересам Российской Федерации: вопросы квалификации // Уголовное право. 2022. № 12. С. 48-47.

11. Пономаренко Е.В., Копшева К.О. Обоснованность изменений уголовного законодательства, касающихся отдельных составов преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства // Правовая политика и правовая жизнь. 2023. № 1. С. 121 - 126.

12. Новикова Е.В. Административная преюдиция: дискуссия продолжается //Вестник университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). № 12. 2018. С. 105 - 112.

13. Маркунцов С.А. О применении уголовно-правовых запретов, сконструированных с использованием административной преюдиции // Вестник ВГУ. Серия: Право. 2019. № 3. С.256 - 263.

14. Капиус О.С. Административная преюдиция в уголовном праве: проблемы теории и практики // Журнал российского права. 2019. № 6. С.78 - 86.

15. Леонтьева А.С. К вопросу об административной преюдиции как способу декриминализации оборота янтаря, нефрита и иных полудрагоценных камней // Вестник науки. 2023. № 5 (62). Т. 4. С. 453 - 457.

16. Аветисян С.В. Административная преюдиция как инструмент криминализации и декриминализации (на примере статей 178, 180, 212¹ УК РФ) // Российское конкурентное право и экономика. 2019. № 4 (20) С. 68-73.

17. Иванчин А.В. О целесообразности построения преступлений с административной преюдицией // Библиотека криминалиста. 2013. № 2 (7). С. 98 - 108.

18. Сидоренко Э.Л. Особенности квалификации преступлений преюдициального характера // Общество и право. 2016. № 1 (55). С. 60 - 66.


Войти или Создать
* Забыли пароль?