Иркутск, Россия
УДК 343.85 Предупреждение преступлений. Уголовная профилактика. Социальные меры предупреждения. Профилактика преступности несовершеннолетних
Введение
Вопрос о том, возможно ли снизить уровень пенитенциарного насилия среди осужденных в воспитательных колониях, является важным, поскольку он коррелирует с проблемами предупреждения преступности нескольких криминологических направлений – профилактика пенитенциарных преступлений, преступлений несовершеннолетних и насильственной преступности. Таким образом, анализ факторов, способствующих распространению таких преступлений, является симбиозом объемного изучения негативных условий микросреды режимных исправительных учреждений для несовершеннолетних, индивидуальных и групповых особенностей девиаций таких осужденных, их личностных характеристик, а также специфики криминальной субкультуры, определяющей насилие как норму поведения в воспитательных колониях.
Обзор литературы
Изучению данной проблемы посвящены работы, которые условно можно разделить на несколько сегментов. В первую очередь необходимо выделить исследования Ю.М. Антоняна, Г.Ф. Хохрякова, О.В. Старкова, И.В. Шмарова и других авторов, раскрывающие понятие преступности в местах лишения свободы, определяющие ее виды и меры предупреждения.
Непосредственно пенитенциарное насилие стало объектом исследования в трудах Е.А. Бирюковой, А.О. Буянова, Е.А. Минковой, Л.Б. Смирнова и др.
Вопросам изучения насильственной преступности несовершеннолетних посвящены работы Д.А. Шестакова, Р.А. Базарова, Г.Н. Доронина, А.В. Двойменного, И.Ю. Колосковой, В.Г. Рудь, С.В. Федяева, Е.А. Писаревской.
При этом изучение насильственной пенитенциарной преступности несовершеннолетних является актуальным, поскольку объединяет в себе несколько направлений криминологических исследований, детализируя специфику рассматриваемых преступлений.
Материалы и методы
Исследование вопросов, связанных с пенитенциарным насилием несовершеннолетних осужденных, осуществлено при помощи логического метода научного исследования, методов анализа и синтеза, дедукции и индукции, статистического анализа.
Материальную основу исследования составили нормативные правовые акты, содержащие нормы отечественного и международного права (законы, конвенции, положения и др.), статистические данные ФСИН России за период с 2017 по 2022 г.1, результаты интервьюирования экспертов – сотрудников ФСИН и прокуратуры Иркутской области, материалы интернет-источников, а также ряд доктринальных источников российского уголовного и уголовно-исполнительного права.
Результаты исследования
Для более эффективного формирования системы мер пенитенциарного предупреждения насильственных преступлений в воспитательных колониях необходимо изучить криминологическую специфику отдельных элементов насилия несовершеннолетних в местах лишения свободы, определить особые причины и условия, способствующие совершению насильственных преступлений несовершеннолетними осужденными, выявить негативные криминологические факторы влияния на осужденных подростков.
Пенитенциарное насилие несовершеннолетних указывает на несостоятельность исправительной системы, исключает возможность реализации соответствующих воспитательных мероприятий и приводит в дальнейшем к утрате для осужденного шанса на ресоциализацию, поскольку агрессивные реакции и применение насилия в отношении других становится для него нормой коммуникации. Воспитательно-исправительный процесс в колониях для несовершеннолетних имеет ряд особенностей, связанных как с возрастом осужденных, влияющих на пубертатное восприятие изолированной среды и чрезмерные агрессивные реакции, так и целями такого наказания, которое для несовершеннолетних является исключительным и максимально строгим.
Либерализация и гуманизация всей системы наказаний дополнительно расширяют круг прав несовершеннолетних преступников, а лишение несовершеннолетних свободы является крайней мерой государственного принуждения, когда в арсенале не остается иных средств и способов влияния на несовершеннолетнего, что способствует минимизации репрессивных мер принуждения, однако также влечет за собой концентрацию на территории колоний наиболее агрессивных несовершеннолетних, что приводит к росту пенитенциарной криминальной активности. Несмотря на то, что лишение свободы не является приоритетным видом наказания в отношении несовершеннолетних, оно остается необходимым.
Попадая в условия изоляции, несовершеннолетние, уже, как правило, имеющие ряд социально-психологических девиаций, не способны противостоять стрессу и вынуждены либо защищаться от нападок других осужденных, либо стремиться стать лидерами неформальных групп с помощью демонстрации своей силы в результате применения насилия в отношении других [1]. Такое поведение становится нормой, а некоторые осужденные, страдающие различными формами психопатии, шизофренией и иными психическим расстройствами, не исключающими вменяемости, совершают насильственные действия регулярно, без страха наказания, поскольку уже находятся в местах лишения свободы. При характеристике осужденных несовершеннолетних важно выделить тех, кто страдает алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией и нуждается в повышенном контроле со стороны штатных психологов, поскольку в зависимости от расстройства они склонны к проявлению агрессии, аутоагрессии, могут совершать насильственные действия в отношении других осужденных.
Изоляция несовершеннолетних осужденных оказывает негативное влияние на неустойчивую психику подростков, в некоторых случаях вызывает аутоагрессию и другие психические негативные реакции, особенно на первоначальном адаптационном этапе отбывания наказания. Такое психическое состояние осужденных создает негативный климат, влияющий на повышенную криминогенность пенитенциарной обстановки в воспитательных колониях.
По данным официальной статистики ФСИН России, по состоянию на 1 октября 2022 г. в учреждениях уголовно-исполнительной системы в 14 воспитательных колониях для несовершеннолетних содержится 830 подростков, что на 12 меньше, чем в январе 2022 г.
По данным прокуратуры, в воспитательной колонии г. Ангарска Иркутской области за последние 3 года не зарегистрировано насильственных преступлений, что может свидетельствовать как об улучшении режимной обстановки, так и о латентности насилия несовершеннолетних осужденных. Снижение численности осужденных позволяет их контролировать и реализовывать индивидуальную воспитательную работу. С учетом позитивных изменений необходимо отметить по-прежнему недостаточный уровень индивидуальной психологической работы с несовершеннолетними в процессе отбывания наказания, поскольку именно условия изоляции могут сделать такую коррекцию регулярной и действенной, что приведет весь процесс к цели – исправлению несовершеннолетнего осужденного, его личностному росту, изменениям ценностных ориентаций и осознанностью реакций на внешние раздражители.
При этом нельзя исключать и долю латентности насилия в воспитательных колониях, влияющую на данные официальной статистики, поскольку случаи обращения осужденных с различными травмами все же присутствуют, хотя и проверяются сотрудниками исправительных учреждений [2]. Такие факты применения насилия скрываются самими осужденными, стремящимися соблюдать традиции тюремной субкультуры, предписывающие необходимость скрывать конфликты от администрации колонии. Некоторые подростки буквально заражены криминальной идеологией, испытывают желание «подняться» по тюремной иерархии до взрослых колоний и всячески препятствуют воспитательной работе. В воспитательных колониях остался ритуал «прописки», когда вновь прибывший осужденный проходит определенные испытания, чтобы зарекомендовать себя. При этом отрицательно характеризующиеся осужденные, как правило, объединяются в группы, задавая общий агрессивный тон пенитенциарной коммуникации подростков и совместно совершая насильственные преступления [3, с. 4]. Такие осужденные способны влиять на остальных несовершеннолетних, требуют повышенного внимания со стороны сотрудников, именно персональная работа квалифицированных психологов, специализирующихся на ювенальной девиации, способна изменить приверженность подростка криминальной субкультуре путем разоблачения лжеидеологии и привития истинных человеческих ценностей – воспитание патриотизма, великодушия и уважения к правилам человеческого общежития. Именно в процессе отбывания наказания подростки должны приобрести навыки законопослушного поведения и возможность социализации после отбывания лишения свободы.
Жертвами пенитенциарного насилия, как правило, становятся несовершеннолетние, не являющиеся приверженцами криминальной субкультуры, не знающие особые правила, криминальные традиции и ритуалы, которые могут из чувства страха, безысходности, вести себя безынициативно, в случае угрозы личной безопасности – опасаться сообщить сотрудникам администрации, длительное время терпеть насилие [4, с. 20].
Подростки, осужденные к лишению свободы, отличаются импульсивностью, повышенной эмоциональностью, склонны к демонстрационному поведению и, как правило, не умеют и не хотят контролировать свои агрессивные реакции. В отличие от взрослых, несовершеннолетние осужденные подвержены сложным психологическим состояниям и реакциям, связанным, в том числе, с соответствующими гормональными изменениями, невозможностью во время изоляции общаться с лицами противоположного пола, отсутствием семьи, друзей, правом выбора досуга и режим колонии, определенным распорядком и обязательствами осужденного.
В связи с этим целесообразно стремиться к обеспечению эффективной индивидуальной профессиональной психологической помощи осужденным подросткам, работать с использованием новых методов и средств практической психологии, учетом современных девиаций и способов их корректировки, уходить от формализма в организации воспитательной и психологической работы с осужденными подростками с помощью дополнительных требований к специалистам воспитательных колоний, повышения их статуса [5, с. 80]. Нешаблонный подход к организации воспитательного процесса, планомерная и системная, регулярная работа квалифицированных психологов, сбалансированная система воспитательных мероприятий, приобщение к спорту, развитие духовности и творческого потенциала с использованием всех средств – вот что может помочь осужденным подросткам достичь исправления и не совершать больше преступлений.
Обсуждение и заключение
Проведенный анализ позволяет сделать вывод о необходимости оптимизации процесса исправления осужденных несовершеннолетних в воспитательных колониях с целью своевременного предупреждения криминального пенитенциарного насилия, с помощью дополнительных мероприятий, включая комплексную индивидуальную психологическую работу по коррекции поведения несовершеннолетнего, с использованием современных методов реабилитации. Насилие и повышенная агрессия на территориях воспитательных колоний являются опасным явлением, свидетельствующим о недостаточности применяемых мер воспитательного воздействия и необходимости внедрения новых мер эффективной профилактики пенитенциарной агрессии несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы, что является условием предотвращения формирования в будущем личности профессионального преступника с устойчивым криминальным сознанием. В связи с этим необходимо дополнить систему воспитательной пенитенциарной работы программами по психологическо-когнитивной адаптации несовершеннолетних, направленными на устранение криминогенных девиаций, например, таких как враждебность, импульсивность, конфликтность, а также антиобщественные установки и приверженность тюремной субкультуре. Применение таких индивидуальных программ должно основываться на комплексном изучении личности осужденного, его прошлого, изучении его реакций во время отбывания наказания. Таким образом, для снижения насилия в воспитательных колониях важно сформировать в процессе отбывания несовершеннолетними наказания правильные установки и навыки контроля в криминогенной ситуации. Такие установки будут способствовать стремлению осужденного к правопослушному поведению и помогут в социальной адаптации после отбывания наказания.
1. Колесников Р.В. Современное состояние преступности несовершеннолетних // Пенитенциарная наука. 2022. № 1 (57). C. 47 - 56. DOI:https://doi.org/10.46741/2686-9764.2022.57.1.005
2. Уваров А.И. Латентность пенитенциарной преступности: понятие и виды // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2016. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/latentnost-penitentsiarnoy-prestupnosti-ponyatie-i-vidy (дата обращения: 08.11.2022).
3. Фейзуллаев Ф.М. Уголовно-правовые и криминологические аспекты противодействия групповой преступности несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы: автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.08. Вологда, 2015. 24 с.
4. Репецкая А.Л., Качурова Е.С. Виктимологическая характеристика потерпевшего от насильственных преступлений, совершенных в местах лишения свободы //Всероссийский криминологический журнал. 2008. №. 2. С. 17 - 21.
5. Рогова Е.В., Гайдай М.К. Ранняя профилактика преступности несовершеннолетних: сущность, меры и субъекты // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2019. №. 4 (91). С. 78 - 87.