сотрудник
Казань, Россия
УДК 343 Уголовное право. Уголовное судопроизводство. Криминология. Криминалистика
Введение: в статье освещается комплекс основных причин преступности несовершеннолетних. Особое внимание уделяется семье как институту социализации личности. Также рассматривается глобальный информационный фактор, или онлайн-фактор, как один из современных факторов, оказывающих значительное влияние на преступность несовершеннолетних. Материалы и методы: всеобщий диалектический метод познания явился методологической основой статьи. Также автором применены общенаучные и частнонаучные методы познания: историко-правовой метод, системно-структурный анализ, аналогия, обобщение, сравнение, дифференциация, моделирование, наблюдение, аналитическое обследование. Результаты исследования: рассмотрена семья как один из основных этапов социализации несовершеннолетнего, а также проанализировано семейное неблагополучие, которое является одним из основных факторов, лежащих в основе исследуемого вида преступности. Предложены результаты авторского исследования, направленного на установление особенностей формирования личности современного несовершеннолетнего преступника, а также выявление основных причин преступности несовершеннолетних. Обсуждение и заключение: автор указывает на взаимосвязь семейного неблагополучия и значительного времяпрепровождения несовершеннолетних в интернет-пространстве, онлайн социальных сетях, что является одним из детерминирующих факторов преступности несовершеннолетних.
преступность несовершеннолетних; семья; социализация; причины преступности несовершеннолетних; информационная глобализация; информационная среда; социальная среда
Введение
Согласно статье 67.1 Конституции Российской Федерации, «дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения»1.
В ряде российских официальных документов, носящих стратегический характер, значительное внимание уделяется необходимости минимизации и в перспективе устранения криминализации сфер жизнедеятельности несовершеннолетних, а также, с учетом современных особенностей, модернизации ныне действующей системы предупреждения рассматриваемого вида преступности. В настоящем контексте следует обратить особое внимание на объявление в Российской Федерации Десятилетия детства2; утверждение Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года3; Концепции информационной безопасности детей4; принятие указа «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»5. Необходимо подчеркнуть, что особая роль в указе Президента Российской Федерации В.В. Путина «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» отводится именно государственной политике по сохранению и укреплению традиционных ценностей, которая реализуется в области образования и воспитания, работы с молодежью, культуры, науки, межнациональных и межрелигиозных отношений, средств массовой информации и массовых коммуникаций, международного сотрудничества6.
В настоящее время становится возможным говорить о возникающих достаточно новых угрозах, носящих криминогенный характер, при этом их участниками все чаще становятся несовершеннолетние. Именно динамично развивающаяся информационная глобализация, являясь одним из основных факторов научно-технического прогресса, значительно облегчающая процесс распространения информации различного содержания, является основой формирования подобных социально-негативных явлений, которые приобретают потенциал одного из основных факторов современной преступности несовершеннолетних. Полагаем, в данном контексте необходимо обратиться к Концепции информационной безопасности детей, в которой особое внимание уделено социализации несовершеннолетних7. В частности, достаточно стремительное развитие именно информационных технологий заставило современное поколение несовершеннолетних встретить совершенно новые вызовы. Взросление, становление, обучение – все этапы социализации современного поколения несовершеннолетних – проходят в условиях гиперинформационного общества.
Обзор литературы
Особенности преступности несовершеннолетних, причинный комплекс рассматриваемого вида преступности глубоко исследовался в фундаментальных трудах А.И. Алексеевой, А.В. Анисимова, Е.А. Антонян, Ю.М. Антоняна, Р.А. Баймурзаевой, Я.И. Гилинского, Е.М. Данилина, А.И. Долговой, Д.А. Дриля, В.Д. Ермакова, Н.И. Крюковой, В.Н. Кудрявцева, Н.В. Машинской, Г.М. Миньковского, В.С. Овчинского, С.Г. Огай, А.Ф. Онуфриенко, Б.А. Плюснина, Г.М. Погореловой, А.Б. Сахарова, В.И. Селиверстова, С.Т. Сулеймановой, А.П. Тузова, С.А. Хохрина, И.Л. Хромова, В.А. Чашникова, О.В. Шляпниковой, В.Е. Эминова и многих других ученых.
В Руководящих принципах Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядских руководящих принципах) определено, что каждое общество должно придавать первостепенное значение потребностям и благополучию семьи и всех ее членов8.
Следует подчеркнуть, что в распоряжении Правительства Российской Федерации «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» указано, что приоритеты России ориентированы на укрепление воспитательной роли семьи, общества и государства9.
Еще в XX веке криминологи Г.М. Миньковский [1], В.М. Кормщиков [2], В.Д. Ермаков [3] в качестве одного из основных факторов, детерминирующих преступность несовершеннолетних, выделяли именно семейное неблагополучие. Так, в 80-х годах XX века профессором Г.М. Миньковским было отмечено: «Недостатки социального контроля, несвоевременность воспитательно-профилактических мер, отсутствие реагирования на криминогенные ситуации мы должны отнести к факторам, способствующим неправильному формированию личности и правонарушающему поведению» [4, с. 17]. Отражение высказанной автором позиции усматривается и в научных трудах профессора М.Ю. Воронина, который справедливо указал: «Именно семья является одним из основных этапов социализации личности лиц несовершеннолетнего возраста и играет значительную роль в процессе «превращения» законопослушного несовершеннолетнего в несовершеннолетнего преступника» [5, с. 37]. Социализация несовершеннолетних, а также особая роль семьи, оказываемое ею влияние на формирование, развитие личности несовершеннолетнего также были рассмотрены автором [6, 7, 8, 9] настоящей статьи в более ранних научных работах.
Учeный-криминолог Д.А. Шестаков, являющийся родоначальником такого направления, как семейная криминология (криминофамилистика), в своих публикациях обращал особое внимание на невыполнение семьей одной из своих основных функций – воспитательной (социализирующей) [10, с. 134]. Указанное обстоятельство, по мнению автора, являлось одним из основных показателей, указывающих на криминогенную (десоциализирующую) семью.
Профессор А.Н. Ильяшенко в своих научных трудах также выделял особую роль и значимость именно этого фактора [11, с. 21]. В данном контексте представляет научный интерес и позиция А.И. Лебедевой. Она определяла неблагополучную (криминогенную) семью как семью, в которой в полном объеме не обеспечивается нравственное формирование личности несовершеннолетних, вследствие чего такие лица начинают усваивать отрицательные модели поведения, ценностные ориентации, в перспективе реализуя их в собственном противоправном, преступном поведении [12, с. 10]. Подобная позиция озвучена автором в начале ХХI века и не теряет своей актуальности до сих пор. Также более 15 лет назад А.Э. Побегайло было отмечено, что «именно семья является важнейшим институтом социализации личности, каналом включения молодого поколения в культурную традицию. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении какого-то времени семья является для несовершеннолетнего единственным местом получения подобного опыта. Далее в жизнь человека включаются иные институты социализации: детский сад, школа, улица. Однако и в это время семья остается одним из основных, а иногда и наиболее важным, фактором социализации личности» [13, с. 16]. Данная точка зрения указывает на необходимость, а также подчеркивает важность исследования в процессе познания преступности несовершеннолетних особенностей социально-возрастных, психологических характеристик рассматриваемых лиц.
Результаты исследования
Рассуждая о влиянии семьи на процессы формирования личности несовершеннолетнего преступника, обратимся к результатам проведенного автором социологического исследования10. Так, полученные результаты указали, что 38% лиц несовершеннолетнего возраста до совершения ими преступного деяния проживали в неполной семье, как правило, только с матерью; 27% несовершеннолетних проживали с обоими родителями; 18% несовершеннолетних проживали в «формально» полной семье – с матерью и отчимом. Следовательно, 68%, а это большая часть опрошенных несовершеннолетних, до совершения ими преступного деяния проживали в неполной семье. Естественно, подобное обстоятельство находит корреляцию и с увеличением возможных рисков вовлечения несовершеннолетних в криминальную среду, совершения ими преступных деяний. Также проведенное автором исследование дает основание утверждать, что количество рецидивистов среди подобных лиц значительно выше (повторная судимость отмечена у 85% опрошенных). При этом 12% респондентов, проживавших до совершения ими преступления в полной семье, указали на наличие второй судимости.
Особое внимание следует обратить и на эмоционально-психологическую обстановку в семьях несовершеннолетних до совершения ими преступлений. Так, согласно результатам исследования, у 57% осужденных несовершеннолетних с родителями сформировались теплые, доверительные отношения; у 18% опрошенных – нейтральные (безразличные) взаимоотношения; у 8% респондентов прослеживались прохладные, натянутые отношения; 3% указали на враждебные взаимоотношения; у 2% респондентов зафиксировано полное отсутствие взаимоотношений. Так, в совокупности у 43% осужденных несовершеннолетних прослеживаются в семье эмоционально-психологическая отверженность, напряженность, отсутствие межличностного контакта. Вне всякого сомнения, подобные обстоятельства являются значительным провоцирующим фактором слабоконтролируемого времяпрепровождения, налаживания контактов, связей в интернет-пространстве, онлайн социальных сетях. Встреча в интернет-пространстве с информацией различного содержания, «опасным контентом» в перспективе может являться одним из факторов совершения несовершеннолетним преступного деяния.
Исходя из результатов проведенного исследования, 68% осужденных несовершеннолетних все свое свободное время проводили в интернет-пространстве, в онлайн социальных сетях, а также играли в компьютерные игры. 27% респондентов указали, что только иногда проводили все свое свободное время в онлайн социальных сетях. Следовательно, подобные ответы дают основание утверждать, что наличие эмоционально-психологической отверженности несовершеннолетних в семейной сфере составляет основу «замены» одной сферы общения, социализации на другую.
Обсуждение и заключение
Видные ученые – Г.А. Аванесов, Ю.М. Антонян, М.М. Бабаев, С.Е. Вицин, Г.И. Забрянский, В.Н. Кудрявцев, Н.Ф. Кузнецова, А.М. Яковлев – в своих научных трудах [14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21] указывали на то, что в целях более глубокого понимания особенностей и тенденций формирования и развития преступности несовершеннолетних особая роль отводится исследованиям именно в области криминологической науки. Вместе с представителями иных наук ученые-криминологи пытаются исследовать, глубоко познать те процессы, которые становятся основой возникновения и развития социально-негативных явлений.
Политические, экономические, социальные, идеологические, духовные, культурно-нравственные явления и процессы, происходящие в российском обществе, детерминируют поведение несовершеннолетних. Подобные явления и процессы придают своеобразие (принимая во внимание категорию граждан, территориальную принадлежности и т.д.) деятельности по формированию, воспитанию, обучению и развитию несовершеннолетних.
Также они могут быть и детерминирующими факторами таких социально-негативных явлений, как разводы, увеличение уровня заболеваний и смертности несовершеннолетних, бродяжничество, попрошайничество, суициды, пьянство, алкоголизация, наркотизация, токсикомания, проституция и преступность в целом.
Данные официальной статистики наглядно демонстрируют, что, начиная с конца 80-х годов XX века, показатели преступности несовершеннолетних приобретают существенную тенденцию роста. При этом, начиная с 2005 года, подобные показатели исследуемого вида преступности указывают на сокращение ее количественных показателей. Изменяются и ее качественные показатели. Преступность несовершеннолетних приобретает новые формы, а проблема криминализации социальной среды несовершеннолетних и лиц молодого возраста становится одной из приоритетных.
Бесспорно, что комплексная система работы с несовершеннолетними, в том числе входящими в «группы риска», с «трудными» несовершеннолетними, должна реформироваться, благодаря чему она будет приобретать характер более гибкой, эффективной и приспособленной к актуальным реалиям. Подобные обстоятельства являются достаточно веским обоснованием важности осуществления плановых криминологических, социологических, психологических исследований, проводимых как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации, в частности, с применением криминологического мониторинга исследуемого вида преступности.
Ранее автором в своих научных трудах уже отмечалось, что одной из основных характеристик современности является именно процесс выстраивания виртуальных (онлайн) социальных сетей. Таким образом, происходит процесс трансформации, переноса реально существующих, функционирующих социальных связей, реконструкция имеющихся, но, возможно, утраченных социальных связей и, как следствие, возникновение и увеличение виртуальных (онлайн) сетевых коммуникаций. Также в современном мире расширилась и социальная сфера, в которой находятся несовершеннолетние. Уже помимо таких традиционных социальных сфер, которые включали в себя семью, коллектив в образовательной организации или трудовой коллектив, неформальная социальная сфера несовершеннолетних, включающая общение на улице, в различных секциях, в кругу несовершеннолетних, объединенных одними интересами, появилась дополнительная социальная сфера – виртуальная (онлайн) социальная среда [22, 23].
Проведенное автором исследование дает основание утверждать, что 53% опрошенных респондентов из числа сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних МВД России убеждены, что формирование личности современного несовершеннолетнего происходит именно под влиянием онлайн социальной среды. Именно возникновение интернет-пространства, онлайн социальной среды составило основу формирования нового фактора – глобального информационного фактора, онлайн-фактора, оказывающего значительное влияние на формирование личности несовершеннолетнего и в дальнейшем совершение им преступных деяний.
Необходимо отметить, что данный фактор подразумевает под собой достаточно широкое содержание: это Интернет, онлайн-пространство; коммуникативные, информационные средства общения (социальные сети, электронные мессенджеры, форумы, мобильная телефония, виртуальные игры); программные продукты в сфере получения услуг потребления; категории научно-технического прогресса, производный продукт которого представлен в виде непрерывно обновляемой информации в онлайн социальной среде [23].
Одной из основных особенностей современного мира является возникновение виртуальных социальных сетей, онлайн социальной среды, которые и являются своеобразным отражением появления этого фактора. При этом необходимо отметить, что взаимодействие несовершеннолетних и онлайн социальной среды имеет двусторонний характер. Чаще всего в основе подобного взаимодействия находятся несовершеннолетние, которые либо всецело воспринимают информацию (различного содержания), получаемую из онлайн-пространства, онлайн социальной среды, либо блокируют ее, не воспринимая вовсе.
Формирование и развитие социальной среды, включающей такие основные социальные институты, как семья, трудовой или учебный коллективы, сферу неформального общения несовершеннолетних, происходит под воздействием множества различных факторов, которые обусловлены общественными отношениями, институтами, производительными силами, общественным сознанием, культурой, традициями как общества в целом, так и отдельных социальных групп. Подобное формирование и развитие указанных социальных институтов происходит именно под воздействием информационного фактора, или онлайн-фактора.
Современные информационно-коммуникационные технологии значительно расширили не только географические границы общения, ускорили процессы обмена, передачи, распространения информации, они явились объединяющим началом названых социальных институтов, где представлены несовершеннолетние, при этом не только нивелируя географические границы для социальных связей, но и стирая социальные грани, открывая процесс диффузии указанных социальных сфер. Связать социальные сферы, в которых формируются несовершеннолетние, позволил именно процесс информационной глобализации.
На всех этапах формирования и развития общества и государства в целом всегда имели место быть и есть те факторы, которые порождали, детерминировали исследуемый вид преступности. Механизм их действия в отношении рассматриваемой возрастной группы довольно специфичен, в первую очередь, в силу психологических специфик, особенностей социального статуса несовершеннолетних.
Так, А.С. Ильницкий пишет о том, что из достаточно широкого спектра криминальных угроз, появляющихся в сети Интернет, значительную опасность несут формирование и распространение криминальной идеологии. Она возникает сквозь всю ткань киберпространства и объективируется посредством эффективного массового криминального заражения пользователей сети Интернет, способствует криминализации населения: формированию криминогенных качеств и свойств личности, криминогенных факторов и развитию механизма преступного поведения [24].
Мир несовершеннолетних взаимодействует с онлайн-социумом, при этом оказывая значительное влияние на систему взаимоотношений несовершеннолетних в микросоциумах, в которых они находятся. К уже достаточно традиционным сведениям, которые позволяют характеризовать существующие процессы детерминации преступности несовершеннолетних, относятся: семейное неблагополучие; дефицит материального обеспечения, нужда, следует добавить слабо контролируемый досуг несовершеннолетнего, находящегося в Интернете, онлайн-пространстве (в онлайн социальных сетях). При этом основу подобных коммуникаций несовершеннолетних в интернет-пространстве, в онлайн социальных сетях следует усматривать именно в таком институте социализации, как семья. Именно сложности в семье (неполный состав, сложная эмоционально-психологическая обстановка, отсутствие контакта родителей с несовершеннолетними) являются одним из основных современных факторов, составляющих основу преступности несовершеннолетних.
1. Миньковский Г.М. Личность несовершеннолетнего преступника и современные проблемы борьбы с преступностью несовершеннолетних в СССР (криминологическое, уголовно-правовое и процессуальное исследование): автореф. дис. … д-ра юрид. наук: 12.00.07. Москва, 1972. 43 с.
2. Кормщиков В.М. Личность несовершеннолетнего правонарушителя и ее формирование в условиях семейного неблагополучия: автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.07. Москва, 1976. 17 с.
3. Ермаков В.Д. Криминологическая характеристика условий семейного воспитания и социально-правовые аспекты совершенствования ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних: автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.07. Москва, 1977. 17 с.
4. Миньковский Г.М. Профилактика правонарушений среди молодежи. Киев, 1985. С. 17.
5. Воронин М.Ю. К вопросу о международно-правовых основах предупреждения преступности несовершеннолетних // Девиации несовершеннолетних в условиях постмодернистского общества: материалы всероссийской конференции (26 апреля 2019 г.). Казань: КЮИ МВД России, 2019. С. 37.
6. Демидова Е.В. Вопросы профилактики семейного неблагополучия в Российской Федерации // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2013. № 1 (11). С. 44 - 47.
7. Демидова-Петрова Е.В. Семья как институт социализации личности несовершеннолетнего преступника (на материалах Республики Татарстан) // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2014. № 1 (15). С. 37 - 40.
8. Демидова-Петрова Е.В. О некоторых аспектах социализации личности несовершеннолетнего в Российской Федерации // Научный Татарстан. 2014. № 2. С. 117 - 121.
9. Демидова-Петрова Е.В. Социализация личности несовершеннолетнего как самостоятельный предмет криминологического исследования // Союз криминалистов и криминологов. 2014. № 2. С. 108 - 114.
10. Шестаков Д.А. Семейная криминология: криминофамилистика. 2-е изд. Санкт-Петербург: Юрид. центр Пресс, 2003. 389 с.
11. Ильяшенко А.Н. Социальная среда в генезисе преступного поведения (особенности криминализации несовершеннолетних под влиянием социальной микросреды) / А.Н. Ильяшенко. Москва: ВНИИ МВД России, 2001. 94 с.
12. Лебедева А.И. Семья несовершеннолетнего правонарушителя как объект профилактики преступлений: дис. … канд. юрид. наук: 12.00.08. Москва, 2000. 151 с.
13. Побегайло А.Э. Семейное неблагополучие в системе детерминации преступного поведения несовершеннолетних: дис. … канд. юрид.наук: 12.00.08. Москва, 2006. 226 с.
14. Аванесов Г.А. Криминология. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Изд-во Акад. МВД СССР, 1984. 500 с.
15. Антонян Ю.М., Юстицкий В.В. Несовершеннолетние преступники с акцентуациями характера. МВД России, Всерос. НИИ. Москва: ВНИИ МВД РФ, 1993. 115 с.
16. Бабаев М.М., Крутер М.С. Молодежная преступность. Москва: Юристъ, 2006. 382 с.
17. Вицин С.Е. Системный подход и преступность. Москва: Изд-во Акад. МВД СССР, 1980. 140 с.
18. Забрянский Г.И. Социология преступности несовершеннолетних. Минск: Минсктиппроект, 1997. 174 с.
19. Кудрявцев В.Н. Социальные отклонения. Москва: Юрид. лит., 1989. 365 с.
20. Кузнецова Н.Ф. Преступление и преступность. Москва: Изд-во Моск. ун-та, 1969. 232 с.
21. Яковлев А.М. Преступность и социальная психология. Москва: Юридическая литература, 1971. 248 с.
22. Демидова-Петрова Е.В. Классицизм и инновации в предупреждении преступности несовершеннолетних: монография. Казань: КЮИ МВД России, 2018. 400 с.
23. Демидова-Петрова Е.В. Преступность несовершеннолетних в современной России: вопросы изучения и предупреждения: монография. Казань: КЮИ МВД России, 2021. 464 с.
24. Ильницкий А.С. Противодействие криминальной идеологии в сети Интернет: автореф. канд. юрид. наук: 5.1.4. Краснодар, 2022. 30 с.