МАТРИЦА КРИМИНОЛОГИЧЕСКИ ЗНАЧИМОЙ ИНФОРМАЦИИ В ПОЗНАНИИ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Введение: в статье представлена матрица (система) криминологически значимой информации, которая включает структуру, содержание, теоретико-методологический подход к познанию преступности несовершеннолетних. Материалы и методы: методология исследования представлена всеобщим диалектическим методом познания криминолого-методологических основ исследования преступности несовершеннолетних. При написании статьи автором применены общенаучные методы познания: историко-правовой метод, метод формализации, аналогии, сравнения, обобщения, метод дифференциации, а также системно-структурный анализ, и частнонаучные методы: тематический контент-анализ СМИ, аналитическое обследование, статистическое исследование. Результаты исследования: представлена матрица (система) криминологически значимой информации. Отмечена ее роль в процессе познания современной преступности несовершеннолетних. Обсуждение и заключения: установлено, что исследование факторов, вовлекающих несовершеннолетних в преступную деятельность, посредством проведения планового криминологического мониторинга (на уровне субъектов Российской Федерации, а также федеральном уровне) преступности несовершеннолетних приобретает высокую теоретическую и практическую значимость в целях предупреждения данного вида преступности.

Ключевые слова:
онлайн-информационный фактор, несовершеннолетний, информационная глобализация, социальная среда, социальная сеть, онлайн-социум, онлайн-пространство, факторы преступности, криминологический мониторинг, матрица криминологически значимой информации, познание преступности, предупреждение преступности несовершеннолетних
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

Введение

Преступность несовершеннолетних представляется одной из наиболее актуальных проблем в российской криминологической науке. Высокая актуальность указанной темы обусловливается комплексом проблем, лежащих именно в познании преступности несовершеннолетних, и важностью разработки эффективных мер предупреждения современных проявлений данного вида преступности.

Еще в начале ХХI века Л.М. Прозументовым было справедливо отмечено, что «преступность несовершеннолетних, являясь составной частью общей преступности, представляет собой относительно массовое явление. Состоящая из множества отдельных преступлений, совершенных несовершеннолетними, она превращается, с одной стороны, в сложную статистическую совокупность, а с другой – в сложное социально-правовое относительно массовое общественное явление» [1, с. 3]. Вне всякого сомнения, что и в настоящее время данная позиция является актуальной. Р.В. Колесников в своих трудах указывает, что одной из главных болезней общества во всем мире является постоянное омоложение субъекта преступности. Преступность несовершеннолетних подчиняется общим законам существования преступности. Выделение ее в качестве самостоятельного вида основано на возрастных нравственно-психологических и интеллектуальных особенностях несовершеннолетних [2]. В настоящем контексте необходимо отметить, что выделение преступности несовершеннолетних как самостоятельного вида преступности требует наиболее тщательного и глубокого ее познания и, следовательно, применения специфичных теоретико-методологических подходов.

Необходимо также отметить, что еще более 10 лет назад Е.В. Грибановым был отмечен этап развития общества, который характеризовался как достаточно сложный, исходя из того, что увеличилось количество угроз, носящих криминальный характер [3]. Это, в свою очередь, оказало значительное влияние на преступность несовершеннолетних, ее качественно-количественные и иные особенности.

Затрагивая аспект познания преступности несовершеннолетних, необходимо обратить внимание, что еще в прошлом веке отечественной криминологией разработана и предложена модель либо матрица (система) криминологически значимой информации. Такая матрица включает в себя информацию, которая определяет теоретико-методологические аспекты ее познания, а также структуру и содержание знаний, являющихся основополагающими в процессе исследования преступности несовершеннолетних.

Ранее подобная матрица криминологически значимой информации формировалась на фоне существующих социальных сфер. В этих традиционных социальных сферах (семья, коллектив в образовательной организации либо трудовой коллектив, «улица» либо неформальная социальная сфера общения) находились несовершеннолетние, где они взаимодействовали с иными лицами с разной интенсивностью.

Современный мир претерпел значительные изменения. Одной из его основных особенностей стало возникновение интернет-пространства, а также динамичное развитие новой социальной среды – онлайн-социальной среды. Новая онлайн-социальная среда, исходя из возможностей, заложенных в онлайн-социальных сетях (безграничные возможности коммуникации), вовлекла в свою сферу значительное количество несовершеннолетних. Таким образом, наблюдаются перенос реально (офлайн) существующих социальных связей и трансформация уже существующих и ранее существовавших, но по каким-либо причинам утраченных социальных связей в онлайн-пространство, онлайн-социальные сети.

Обзор литературы

Многие научные труды ученых криминологов советского и постсоветского периодов посвящены основным теоретическим, методологическим вопросам познания преступности несовершеннолетних.

Значительную роль в процессе познания данного вида преступности следует отвести фундаментальным работам Г.А. Аванесова, З.А. Астемирова, М.М. Бабаева, В.Н. Бурлакова, А.Н. Варыгина, Н.И. Ветрова, С.Е. Вицина, С.И. Герасимова, Н.П. Грабовской, А.И. Долговой, В.Д. Ермакова, К.Е. Игошева, В.И. Игнатенко, С.М. Иншакова, И.И. Карпеца, Н.И. Крюковой, В.Н. Кудрявцева, Н.Ф. Кузнецовой, В.А. Лелекова, В.Д. Малкова, Н.П. Мелешко, Г.М. Миньковского, В.В. Панкратова, В.А. Плешакова, Л.М. Прозументова, В.П. Ревина, С.Л. Сибирякова, Д.А. Шестакова, В.Е. Эминова, А.М. Яковлева и ряда иных видных ученых.

Результаты исследования

В настоящее время, говоря о матрице криминологически значимой информации и ее роли в процессе познания преступности несовершеннолетних, необходимо выделить и детально рассмотреть социальные сети, представленные в Интернете, онлайн-пространстве.

В.Н. Баранов, И.Н. Ефимова, Н.Н. Казнова, Е.В. Крылова, О.С. Кудряшова, Д.Ю. Кульчицкая, А.М. Лещенко, А.В. Маковейчук, А.А. Матусевич, И.Г. Овчинникова, В.В. Орлова, Р.С. Селезнев, Е.И. Скрипак, Е.Ю. Трофименко и другие авторы посвящают свои научные изыскания рассмотрению особенностей современных онлайн-социальных сетей. При этом описывается и ряд существующих проблем, формирующихся в процессе взаимодействия в данной социальной среде.

В своем диссертационном исследовании А.Е. Вольчина, изучая специфику социальных сетей, а также роль, отводимую им в современном мире, говоря об особенностях взаимодействий в подобных сетях, справедливо отмечает, что социальные сети – феномен, который благодаря неуклонно растущей популярности приобретает в последнее время все большую социальную значимость [4]. Самосват О.И. указывает, что существует феномен влияния, оказываемого социальными сетями на коммуникативное поведение несовершеннолетних, который находит свою реализацию также и через подкрепление у данной категории лиц норм поведения, которые являются одобряемыми в социальных сетях. Именно несовершеннолетние являются наиболее восприимчивыми к влиянию социальных сетей на их коммуникативное поведение, а также оказываются наиболее активными их пользователями [5].

В контексте рассматриваемой проблемы необходимо обратиться к рейтингу социальных сетей за 2020 год в Российской Федерации. В нашей стране наибольшей популярностью пользуется (еще с 2013 года) социальная сеть «ВКонтакте» (54,33%), интерес вызывают такие социальные сети, как Facebook (22,16%) и «Одноклассники» (11,93%)1.

Примечательно, что, в отличие от 2020 «пандемийного» года, когда количество пользователей социальными сетями увеличилось на 30%, в 2021 году также прослеживается рост общего количества пользователей подобными сетями с 64 млн до 66,4 млн. При этом у всех рассматриваемых площадок объем активной аудитории снизился2. Если сравнивать данные января 2021 года и показатели января 2022 года, то наибольшая популярность прослеживается у социальной сети TikTok (количество пользователей увеличилось на 54%). За данный период количество пользователей Facebook увеличилось на 19%3.

В подтверждение указанных данных приводим полученные в 2021 году результаты исследования ВЦИОМ России, посвященного распространенности используемых источников получения информации, а также использования возможностей, заложенных в интернет-пространстве.

Согласно результатам исследования, 59% респондентов отметили, что в социальной сети «ВКонтакте», как правило, общаются, взаимодействуют с друзьями; 42% слушают музыкальные произведения, смотрят фото, видео; 30% опрошенных в социальной сети «ВКонтакте» привлекает развлекательный контент.

В социальной сети «Одноклассники» 70% опрошенных продемонстрировали предпочтение общению с друзьями; 37% слушают музыкальные произведения, просматривают фото-, видеосюжеты; только 19% лиц получают информацию, затрагивающую страну и субъект проживания. Необходимо отметить, что только 34% респондентов-пользователей социальной сети Facebook указали на общение с друзьями, знакомыми; 27% опрошенных интересует информация, новости, затрагивающие страну и субъект проживания; 27% интересуются аналитической информацией политического и аналитического содержания4.

Также результаты, полученные в ходе проведенного автором статьи исследования, указывают на интернет-активность несовершеннолетних. Такие виды досуга, как нахождение в интернет-пространстве, онлайн-социальных сетях, компьютерные игры и, как следствие, «жизнь» в онлайн-мире, имеют значительную тенденцию к росту и начинают замещать «жизнь» в «реальном» мире «офлайн». 98% несовершеннолетних пользуются Интернетом каждый день, кроме того, 89% респондентов являются пользователями социальных сетей практически каждый день [6].

Социальные сети и, в частности, общение, взаимодействие, взаимовлияние, обмен, распространение информации в них настолько плотно вошли в повседневную жизнь современного человека, что именно онлайн-(виртуальная) социальная среда стала одной из основных сфер жизни и коммуникации.

Таким образом, принимая во внимание возникновение новой онлайн-социальной среды, необходимо отметить, что предложенная нами матрица (или система) криминологически значимой информации является ключевой для познания преступности несовершеннолетних. Такая матрица является девятиугольной и содержит в себе необходимый массив значимой информации. Данная матрица состоит из системы координат, содержащей:

выделение преступности несовершеннолетних в качестве отдельного вида преступности:

а) понятие, особенности преступности несовершеннолетних;

б) качественно-количественные показатели, специфика преступности несовершеннолетних;

в) особенности преступности несовершеннолетних, их отличие от преступности лиц взрослого возраста (совершеннолетних);

2) соотношение криминологических процессов и явлений, оказывающих влияние на преступность несовершеннолетних;

3) факторы преступности несовершеннолетних;

а) особенности макро-, микросреды в процессе формирования несовершеннолетнего и выбора его дальнейшей модели поведения (как преступного, так и законопослушного);

4) исследование Интернета, онлайн-социальной среды, где взаимодействуют, реализуют свои коммуникативные функции, различные возможности, заложенные в данной социальной среде, лица несовершеннолетнего возраста;

а) изучение социальных сетей, представленных в Интернете, онлайн-пространстве (пользующихся наибольшей популярностью среди рассматриваемой возрастной категории граждан);

5) исследование процесса формирования личности несовершеннолетнего (его социально-возрастных особенностей, психологической характеристики);

6) анализ фоновых явлений, сопутствующих преступности лиц несовершеннолетнего возраста;

7) применение криминологического мониторинга в процессе познания преступности лиц несовершеннолетнего возраста на следующих уровнях:

а) муниципальный уровень;

б) уровень субъекта Российской Федерации;

в) федеральный уровень;

8) осуществление прогноза преступности лиц несовершеннолетнего возраста;

9) функционирование и реализацию в практической плоскости мер предупреждения преступности несовершеннолетних, включающую в себя:

а) правовое обеспечение;

б) ресурсное обеспечение;

в) организационно-управленческое обеспечение.

Относительно новым, но, на наш взгляд, достаточно продуктивным форматом познания исследуемого вида преступности является криминологический мониторинг. Использование криминологического мониторинга позволит реализовать его глубокое, всестороннее, сквозное исследование.

Ранее в научных источниках особенности криминологического мониторинга уже исследовались авторами. Например, Е.А. Стабровская писала, что криминологический мониторинг – это система социально-статистического наблюдения, позволяющая устанавливать показатели преступности, выявлять ее причины и условия, прогнозировать их развитие в будущем, принимать адекватные государственные и общественные меры по предупреждению преступности и устанавливать их эффективность [7].

Представленная выше матрица (система) криминологически значимой информации в процессе познания преступности несовершеннолетних определяется социальными сферами (мирами), в которых представлена рассматриваемая категория граждан. Одной из основных особенностей указанной матрицы является то, что в ней заложены возможности проведения глубокого исследования различных взаимодействий реальной (офлайн) социальной микросреды, виртуальной (онлайн) социальной среды и личности лиц несовершеннолетнего возраста, а также выявить основные факторы, составляющие основу избираемой как преступной, так и непреступной модели поведения несовершеннолетних.

Здесь необходимо отметить, что значительная роль в получении актуальных данных, имеющих криминологическое значение, отводится криминологическому мониторингу. Именно в проведении криминологического мониторинга (на плановой основе) заложен значительный потенциал осуществления актуальной, реалистичной диагностики основных социальных сфер, где представлены несовершеннолетние, а также выявления и определения сложившейся системы социальных связей (офлайн и онлайн), их анализа. Таким образом, при проведении криминологического мониторинга становится возможным получение данных, затрагивающих следующие аспекты:

– структуру преступности несовершеннолетних;

– причины и условия преступности несовершеннолетних (возможные особенности макро-, микросреды, которые могут оказать влияние на формирование факторов исследуемого вида преступности);

– личность несовершеннолетнего преступника (ее особенности);

– анализ онлайн-социальных сетей (их роль в процессе формирования личности несовершеннолетнего преступника, также с позиции формирования одного из факторов, составляющего основу данного вида преступности (глобальный информационный фактор);

– предложение мер предупреждения (общесоциального, специального, индивидуального характера) преступности несовершеннолетних.

Затронув такое направление криминологического мониторинга, как исследование и анализ онлайн-социальных сетей в онлайн, интернет-пространстве в аспекте причинного комплекса преступности несовершеннолетних, необходимо отметить и существование глобального информационного фактора, о чем в своих работах автором было отмечено ранее [8, 9, 10]. Роль указанного фактора в процессе формирования преступного поведения лиц несовершеннолетнего возраста значительна, чем обосновывается актуальность и важность проведения криминологического мониторинга в данной сфере.

Также одной из неоспоримых ценностей проведения криминологического мониторинга является то, что он дает возможность получения не одномоментно криминологически значимой информации, в его реализации заложена возможность анализа происходящих исследуемых процессов в динамике (в разрезе качественно-количественных изменений).

Обсуждение и заключения

В завершение статьи еще раз подчеркнем важность проведения планового (как на уровне субъектов, так и на федеральном уровне) криминологического мониторинга преступности несовершеннолетних. Взаимосвязь предложенной матрицы криминологически значимой информации и криминологического мониторинга очевидна, так как его проведение позволит обеспечить девятиугольную матрицу актуальными данными о преступности лиц несовершеннолетнего возраста.

Необходимо отметить основные исследовательские интересы, которые заключаются в таких направлениях, как особенности, формирующиеся тенденции состояния, структуры динамики рассматриваемого вида преступности; особая роль отводится исследованию личности несовершеннолетнего преступника; изучение «жизни» несовершеннолетнего преступника в онлайн-социальных сетях (выявление возможных «пересечений» его реальной жизни и «жизни онлайн» в интернет-пространстве; влияние интернет-пространства на формирование личности несовершеннолетнего и избираемой им дальнейшей модели поведения (как преступной, так и непреступной); выявление процессов детерминации, результатом которого становится совершенное преступное деяние лицом несовершеннолетнего возраста; с учетом полученной информации осуществление прогноза возможных качественно-количественных изменений рассматриваемой преступности, а также разработка эффективных мер ее предупреждения. В результате фундаментальному рассмотрению и изучению подвергается исторически изменчивая совокупность причин и условий преступности лиц несовершеннолетнего возраста, характеристика которых находит свое отражение в микро- и макросреде несовершеннолетних (семья, коллектив в образовательной организации, неформальное общение несовершеннолетнего, социум, «жизнь» несовершеннолетнего в онлайн-социальной среде, в онлайн-социальных сетях).

Вне всякого сомнения, происходящие в настоящее время процессы глобализации, информационной глобализации оказали значительное влияние на формирующиеся тенденции, качественно-количественные показатели преступности несовершеннолетних. Необходимо также отметить, что описанные в указанной матрице позиции являются актуальными и в отношении общих задач науки криминологии и практической деятельности. При этом в контексте организации предупреждения преступности лиц несовершеннолетнего возраста они становятся особенно важными.

Подобное влияние находит свое отражение в каждом элементе предложенной нами матрицы. Но особую роль такого влияния мы видим в значительном увеличении количества преступных деяний, совершенных в Интернете, онлайн-пространстве с применением информационно-телекоммуникационных технологий; в увеличении количества лиц несовершеннолетнего возраста, вовлеченных в совершение преступных деяний, а также в общественно опасную деятельность; специфике построения системы предупреждения преступности несовершеннолетних, реализации мер общесоциального, специального, индивидуального характера, что следует осуществлять с учетом современного глобального информационного (онлайн) фактора.

Список литературы

1. Прозументов Л.М. Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних (региональный аспект). Томск: Изд-во Том. ун-та, 2004. 80 с.

2. Колесников Р.В. Современное состояние преступности несовершеннолетних // Пенитенциарная наука. 2022. Т. 16, № 1. (57). С. 47 - 56.

3. Грибанов Е.В. Криминологические аспекты изучения культуры и ее влияния на преступность несовершеннолетних: автореф. … канд. юрид. наук: 12.00.08. Москва, 2010. 22 с.

4. Вольчина А.Е. Социальные сети как способ конструирования Я-образа в информационную эпоху: автореф. … канд. юрид. наук: 12.00.08. Москва, 2018. 24 с.

5. Самосват О.И. Социальное одобрение как фактор коммуникативного поведения подростков в социальных сетях: автореф. … канд. псих. наук. Ярославль, 2016. 22 с.

6. Демидова-Петрова Е.В. Преступность несовершеннолетних в современной России: теоретико-методологические и прикладные проблемы ее познания и предупреждения: дис. … д-ра юрид. наук: 12.00.08. Казань, 2019. 625 с.

7. Стабровская Е.А. Предупреждение насильственной преступности несовершеннолетних уголовно-правовыми средствами // Уголовно-исполнительная система сегодня: взаимодействие науки и практики: сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции. Новокузнецк: Кузбасский филиал Владимирского юридического института Федеральной службы исполнения наказаний. Ч. 2. 2006. С.48 - 50.

8. Демидова-Петрова Е.В. Информационный фактор в детерминации современной преступности: феномен «А.У.Е.» // Российское право: образование, практика, наука. 2018. № 1. С. 20 - 23.

9. Демидова-Петрова Е.В. Исследование преступности несовершеннолетних в современной России // Вестник Санкт-Петербургского Университета. Право. Т. 12. Вып. 1. 2021. С. 4 - 16.

10. Демидова-Петрова Е.В. Преступность несовершеннолетних в современной России: вопросы изучения и предупреждения: монография. Казань: КЮИ МВД России, 2021. 464 с.


Войти или Создать
* Забыли пароль?