УДК 343.98 Криминалистика. Криминалистическая техника и тактика
таможенная преступность, таможенные органы, оперативно-розыскная деятельность, оперативное подразделение, современные цифровые технологии, автоматизированная система, база данных, перспективное программное средство, искусственный интеллект, большие данные
таможенная преступность, таможенные органы, оперативно-розыскная деятельность, оперативное подразделение, современные цифровые технологии, автоматизированная система, база данных, перспективное программное средство, искусственный интеллект, большие данные
Введение
Оперативно-розыскная деятельность как часть правоохранительной деятельности таможенных органов является чрезвычайно важным элементом в системе обеспечения экономической безопасности Российской Федерации. Внешнеэкономические процессы, а также сопутствующие им противоправные деяния, которые приобрели форму организованной экономической преступности, в настоящее время в основной своей массе перешли в цифровую сферу, что требует новых подходов к борьбе с ними.
Особенную актуальность вопрос борьбы с таможенной преступностью принимает в условиях неблагоприятной внешнеполитической обстановки, сложившейся между Российской Федерацией и рядом зарубежных государств, общего изменения структуры внешнеэкономической деятельности по причине беспрецедентного санкционного давления, переориентацией финансовых и товарных потоков. Недобросовестные субъекты предпринимательской деятельности разрабатывают новые схемы по серому импорту товаров народного потребления и сопутствующему выводу капиталов, в том числе с участием организаций азиатского региона, зарегистрированных на территории ЕАЭС (Казахстан, Киргизия).
Расширение использования современных специализированных программных средств с высокой степенью автономности, разрабатываемых с учетом предложений практикующих оперативных работников, может выступить эффективным инструментом совершенствования ОРД в борьбе с таможенной преступностью.
Обзор литературы
Несмотря на недостаточную степень проработанности данной темы в научном сообществе, в настоящем исследовании были проанализированы наработки и развиты идеи ряда российских авторов, в частности А.Л. Осипенко, В.С. Овчинского, М.А. Самелюка, Е.Н. Яковца и других. Кроме того, источниками исследования послужили нормативные правовые акты в области уголовного права, оперативно-розыскной деятельности, а также Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года1 и ведомственные акты ФТС России2.
Материалы и методы
Эмпирическую основу исследования составил многолетний личный опыт службы автора в таможенных органах Российской Федерации на различных должностях, в том числе в оперативно-розыскных подразделениях, непосредственное участие в выявлении и пресечении преступлений, отнесенных к их компетенции. Основу данного исследования также составил комплекс общенаучных и частнонаучных методов, а именно: диалектический метод, логический метод, метод системного анализа и синтеза, метод теоретического моделирования.
Результаты исследования
В целях настоящего исследования необходимо осветить понятие таможенной преступности посредством характеристики основных составов преступлений, отнесенных к компетенции таможенных органов.
Согласно ст. 194 УК РФ наиболее распространенное экономическое таможенное преступление – это уклонение от уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых и (или) компенсационных пошлин, взимаемых с организации или физического лица3. Данное преступление характеризуется различными схемами его совершения:
- недекларирование – примитивная неуплата таможенных платежей, например, при перемещении товаров вне пунктов пропуска через таможенную границу либо с их сокрытием;
- недостоверное декларирование товара под иным кодом Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее – ЕТН ВЭД ЕАЭС) либо с занижением его весовых и иных характеристик;
- невключение в таможенную стоимость транспортных, лицензионных и иных расходов, влияющих на сумму таможенных платежей, подлежащих уплате.
Имеющиеся в распоряжении таможенных органов базы данных и автоматизированные системы («Оперативный мониторинг», «АИСТО») уже в настоящее время позволяют выявлять признаки заниженного индекса таможенной стоимости товаров на основании значительного массива статистической информации. Однако на этапе таможенного декларирования в исходные анализируемые данные не в полном объеме включаются такие критерии, как страна происхождения товара, товарный знак и иные критерии, способные существенно повлиять на итоговую таможенную стоимость. Указанное обстоятельство не позволяет должным образом пресекать противоправные деяния, связанные с недостоверным декларированием товаров.
Наряду с уклонением от уплаты таможенных платежей, высокой степенью общественной опасности обладают «контрабандные» составы (ст. 2001, 2002, 2261, 2291 УК РФ). Контрабанда включает различные предметы, а именно стратегически важные товары и ресурсы, алкогольные и табачные изделия; культурные ценности; наличные денежные средства; наркотические вещества, их прекурсоры, огнестрельное оружие и пр.
Для совершения контрабанды также характерен ряд различных схем:
- перемещение товаров вне пограничных и таможенных пунктов пропуска;
- перемещение товаров с сокрытием от таможенного контроля – применение тайников или иных способов, затрудняющих обнаружение товаров;
- использование поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации;
- использование товаров прикрытия.
Выявление товаров прикрытия возможно посредством использования современных систем анализа больших данных4, а также методов машинного обучения5. Например, при таможенном осмотре (досмотре) партий технических товаров, инспектором подразделения фактического контроля фотографируется крупным планом как минимум одно изделие из партии. На поверхности изделия содержится исчерпывающая машиночитаемая информация о его производителе, модели и артикуле, достаточная для автоматического определения его стоимостных характеристик и отнесения к соответствующему коду ЕТН ВЭД ЕАЭС. Однако до настоящего времени подобные методики далеки от внедрения в оперативно-служебную деятельность специализированных подразделений таможенных органов.
Еще одним распространенным таможенным преступлением является незаконный вывод денежных средств за пределы Российской Федерации (ст. 193, 1931 УК РФ), характеризующийся следующими схемами:
- примитивный невозврат уплаченных денежных средств за непоставленный на территорию Российской Федерации товар или неоказанные услуги, или непринятие мер по оплате нерезидентом экспортируемого товара;
- завышение таможенной стоимости импортируемых товаров (предметом вывода является ценовая разница между реальной и заявленной стоимостью);
- заключение заведомо фиктивных внешнеторговых контрактов на оказание услуг или поставку товаров иностранными контрагентами.
Имеющиеся в распоряжении оперативно-розыскных подразделений таможенных органов автоматизированные системы («Валютный контроль») позволяют выявлять признаки нарушений валютного законодательства в случае, если срок исполнения обязательств истек и вместе с тем оно не было исполнено (ст. 193 УК РФ). Однако в условиях заведомо недостоверного заявления сведений о таможенной стоимости товара, в данном случае завышения с целью вывода денежных средств, имеющихся программных средств и баз данных, для выявления подобных противоправных действий недостаточно.
Также в настоящее время широкую практику приобретают случаи предоставления в банковские организации фиктивных копий документов, подтверждающих основания совершения валютных операций (ст. 1931 УК РФ). Они могут содержать в себе смонтированные изображения подписей, печатей, а также фиктивные номера деклараций на товары и данные о транспортных средствах, которые в действительности границу не пересекали, что требует дополнительной ручной сверки со сведениями, хранящимися в единой автоматизированной информационной системе таможенных органов (ЕАИСТО).
При подтверждении наличия признаков преступления следующей задачей оперативно-розыскных подразделений является установление лиц, их совершивших, а также их розыск. В данных целях применяется широкий комплекс оперативно-розыскных (поисковых, технических) мероприятий, предусмотренных Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», в том числе с использованием современных цифровых технологий: «Наблюдение», «Исследование предметов и документов», «Снятие информации с технических каналов связи», «Получение компьютерной информации» и пр.6
Преступники используют методы конспирации, прибегают к услугам номинальных руководителей юридических лиц, задействованных в противоправной деятельности. При использовании систем обмена информацией с банковскими организациями, таможенными и налоговыми органами, взаимодействии с сообщниками преступники используют VPN-сервисы, анонимные адреса электронной почты и номера мобильных телефонов. Фактические места осуществления преступной деятельности (офисы, квартиры, иные помещения) также могут быть оформлены на подставных лиц.
В противодействии данным методам конспирации правоохранительным подразделениям чрезвычайно необходимы не только имеющиеся в распоряжении базы данных ограниченного пользования, но и системы анализа открытых источников информации, широко используемые в отношении проверяемых лиц. Полностью скрыть свой цифровой след в условиях современного мира не представляется возможным, а многочисленные утечки персональных данных из различных агрегаторов, имевшие место за последние годы, лишь подтверждают данный тезис7. Принцип автономности программных средств, используемых в оперативно-служебной деятельности, также диктует необходимость инициирования разработки ведомственных аналогов описанных общедоступных баз данных.
Обсуждение и заключение
В ходе исследования выявлены проблемные вопросы в противодействии отдельным таможенным преступлениям, решение которых доступно посредством внедрения перспективного программного средства с элементами искусственного интеллекта и высокой степенью автономности. Представляется целесообразным рекомендовать к разработке и использованию в оперативно-служебной деятельности таможенных органов автоматизированную систему, которая может получить наименование «Единый правоохранительный программный комплекс» (ЕППК), направленную на выявление и пресечение контрабанды, уклонения от уплаты таможенных платежей и незаконных валютных операций.
Применение ЕППК в рамках получения первичной информации о признаках противоправных деяний и установления сведений о лицах, их совершивших, позволит в автоматическом режиме:
- на этапе таможенного декларирования товаров включать в исходные анализируемые данные критерии, способные существенно повлиять на итоговую таможенную стоимость;
- используя информацию из открытых источников данных и фотоматериалы, полученные при таможенном досмотре (осмотре), классифицировать перемещаемый через границу товар, в случае если он не запрещен к обороту – включить в его стоимость подлежащие расчету составляющие, незаявленные в декларации, и вовремя сигнализировать о наличии признаков контрабанды или уклонения от уплаты таможенных платежей;
- применять аналогичный алгоритм выявления недостоверной стоимостной информации при противодействии незаконным финансовым операциям, совершаемым по схеме завышения таможенной стоимости;
- анализировать представленные в таможенные органы документы на предмет фиктивности их скан-копий, в частности монтажа изображений подписей и оттисков печатей;
- выявлять недостоверность заявленных сведений посредством сравнения с имеющимися сведениями из других автоматизированных систем и баз данных (ЕАИСТО, «Оперативный мониторинг», «Валютный контроль»);
- анализировать всю цепочку задействованных в преступной схеме хозяйствующих субъектов, в том числе и зарубежных контрагентов;
- используя информацию из органов ФНС, Росфинмониторинга, кредитно-финансовых учреждений, отследить путь перемещения денежных средств, используемых в незаконных финансовых операциях, по расчетным счетам всех задействованных в схеме организаций в пределах Российской Федерации с целью установления конечных выгодоприобретателей противоправной деятельности;
- собирать размещенную в открытых и ограниченных источниках данных информацию о предполагаемых выгодоприобретателях противоправной деятельности, включая актуальные сведения об используемых ими номерах мобильных телефонов, адресах электронной почты, используемом транспорте, местах жительства, круге знакомств и пр.
Таким образом, внедрение перспективных интеллектуальных программных средств в оперативно-служебную деятельность таможенных органов послужит более эффективному выполнению задач по выявлению, пресечению, предупреждению и раскрытию таможенных преступлений, комплексному обеспечению внешнеэкономической безопасности Российской Федерации.
1. Оперативно-розыскная деятельность в цифровом мире: сборник научных трудов / под ред. В.С. Овчинского. Москва: ИНФРА-М, 2021. 630 с.
2. Самелюк М.А., Яковец Е.Н. Проблемные вопросы информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскной деятельности таможенных органов в современных условиях // Вестник Российской таможенной академии. 2018. № 4. С. 87 - 94.
3. Прасолов В.И. Особенности организации оперативно-розыскной деятельности таможенных органов Российской Федерации по пресечению незаконного перемещения нефти и нефтепродуктов // Таможенное дело. № 3. 2018. С. 33 - 36.
4. Осипенко А.Л. Оперативно-розыскная деятельность в информационном обществе: адаптация к условиям цифровой реальности // Научный вестник Омской академии МВД России. 2019. № 4 (75). С. 38 - 46. DOI:https://doi.org/10.24411/1999-625X-2019-14007
5. Суходолов А.П., Бычкова А.М. Искусственный интеллект в противодействии преступности, ее прогнозировании, предупреждении и эволюции // Всероссийский криминологический журнал. 2018. № 6. С. 753 - 766. DOI:https://doi.org/10.17150/2500-4255.2018.12(6).753-766
6. Кравцов Д.А. Искусственный разум: предупреждение и прогнозирование преступности // Вестник Московского университета МВД России. 2018. № 3. С. 108 - 110.
7. Бахтеев Д.В. Искусственный интеллект в криминалистике: состояние и перспективы использования // Российское право: образование, практика, наука. 2018. № 2 (104). С. 43 - 49.