Тактика производства процессуальных действий, связанных с применением мер безопасности
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Введение: в статье рассматриваются особенности производства процессуальных действий, при которых применяются меры безопасности. Основное внимание уделено вопросам организации и тактики указанных действий с участием защищаемого лица. Обосновываются предложения по совершенствованию тактического обеспечения следственных и судебных действий в условиях посткриминального противоправного воздействия на участников процесса. Материалы и методы: в ходе исследования в качестве основного метода решения проблемы криминалистического обеспечения рассматриваемых процессуальных действий использовались методы обобщения и сравнительного анализа теоретических положений изучаемой темы. Кроме того, были использованы иные специальные методы исследования: системно-структурный, сравнительно-правовой, формально-логический. Результаты исследования: определены тактические приемы, которые должны использоваться субъектом доказывания при производстве следственных и судебных действий, сопряженных с применением мер безопасности. Утверждается, что обеспечение безопасности защищаемого лица является предпосылкой для проведения указанных процессуальных действий в условиях бесконфликтной ситуации. Предложены тактические рекомендации, направленные на повышение эффективности проведения указанных процессуальных действий. Обсуждение и заключение: практические рекомендации призваны совершенствовать процедуру принятия тактических решений, направленных на поддержание надлежащего криминалистического обеспечения безопасности защищаемых лиц при производстве следственных и судебных действий.

Ключевые слова:
уголовное судопроизводство, процессуальные действия, следователь, суд, защищаемые лица, меры безопасности
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Введение

К процессуальным действиям, при которых применяются меры безопасности, в соответствии с ч. 3 ст. 11 УПК РФ, относятся: контроль и запись телефонных и иных переговоров (ч. 2 ст. 186 УПК РФ), предъявление лица для опознания в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознающего опознаваемым (ч. 2 ст. 193 УПК РФ), допрос участника процесса в суде без оглашения подлинных данных о его личности в условиях, исключающих визуальное наблюдение другими участниками судебного разбирательства (ч. 5 ст. 278 УПК РФ). Кроме того, ч. 9 ст. 166 УПК РФ предусмотрено производство следственного действия с применением меры безопасности – сохранением в тайне данных о личности его участника. Как правило, в ходе предварительного расследования такая мера безопасности применяется при производстве допроса защищаемого лица.

Все перечисленные процессуальные действия в соответствии с ч. 3 ст. 11 УПК РФ могут производиться по решению следователя и суда при наличии достаточных данных о том, что потерпевшему, свидетелю или иным участникам уголовного судопроизводства (и их близким) угрожают убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением их имущества либо иными опасными противоправными деяниями.

Представляется, что безопасность участника уголовного судопроизводства может быть обеспечена также посредством проведения такого процессуального действия, как получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами, которое осуществляется по ходатайству следователя на основании судебного решения (ст. 1861 УПК РФ). На наш взгляд, получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами в качестве отдельной процессуальной меры безопасности может быть дополнено в ч. 3 ст. 11 УПК РФ.

Думается, что контроль и запись переговоров, получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами обладают отличительными признаками самостоятельного следственного действия. Во-первых, указанные действия имеют законодательную урегулированность, поисково-познавательную и удостоверительную направленность по обнаружению, собиранию, проверке и закреплению доказательств по уголовному делу, а их результаты могут непосредственно использоваться в процессе доказывания [1, с. 148].

Результаты исследования

Следует подчеркнуть, что процессуальные действия, при производстве которых применяются меры безопасности, выполняют важную роль как в собирании и исследовании доказательств по уголовному делу, так и в обеспечении достаточного уровня защищенности участников процесса. Проведение указанных действий позволяет лицу, осуществляющему производство по уголовному делу, собрать, зафиксировать и исследовать уголовно-релевантную информацию, принять оптимальные процессуальные и тактические решения.

Следует отметить, что в отдельных случаях процессуальные действия с применением мер безопасности могут проводиться комплексно в рамках тактических комбинаций и тактических операций с целью решения частных (локальных) задач расследования и судебного рассмотрения уголовного дела.

Необходимо подчеркнуть, что процессуальные действия с участием защищаемого лица как носителя личных доказательств (на основе его показаний) должны сопровождаться применением меры безопасности – сохранением конфиденциальности данных (анонимности) участника процесса. При необходимости обеспечить безопасность такого участника лицо, осуществляющее производство по делу, принимает решение о проведении процессуального действия без оглашения подлинных данных о личности защищаемого лица как участника процесса (в порядке ч. 9 ст. 166 УПК РФ и ч. 5 ст. 278 УПК РФ). На основании такого решения в протоколе процессуальных действий, в которых участвует защищаемое лицо, данные о его личности сохраняются в тайне, и указывается псевдоним участника данного действия. Принятие решения о сокрытии подлинных сведений об участнике процесса гарантирует его физическую и психологическую неприкосновенность при угрозе противоправного посягательства, активизирует участие защищаемого лица в процессуальном действии, создает необходимые условия для повышения эффективности осуществления правосудия.

Представляется, что криминалистическое обеспечение подготовки и проведения следственных и судебных действий, при которых применяются уголовно-процессуальные меры безопасности, имеет свои особенности. Это объясняется, в первую очередь, особыми тактическими, организационными и процессуальными условиями, которые должны быть созданы следователем и судом для безопасного участия защищаемых лиц в ходе производства указанных действий, а также криминалистическим механизмом решения тактических задач, связанных с применением мер безопасности.

Необходимо отметить, что проведению процессуальных действий, связанных с применением мер безопасности, должно предшествовать установление субъектом доказывания достаточных к этому оснований и, прежде всего, наличия сведений, свидетельствующих о реальности (объективности) угрозы применения противоправного воздействия. Такие сведения могут быть получены непосредственно от участника процесса, в отношении которого осуществляется такое воздействие, а также на основании результатов проведенных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий.

Тактическая целесообразность принятия решения о проведении процессуальных действий с применением мер безопасности во многом обусловлена ситуацией, сложившейся в ходе предварительного следствия, судебного разбирательства. Вместе с тем следует отметить, что указанные действия могут быть проведены в обязательном порядке в случае ходатайства участника процесса (п. 21 ч. 2 ст. 42 УПК РФ, п. 7 ч. 4 ст. 55 УПК РФ, ст. 3179 УПК РФ).

При подготовке и проведении рассматриваемых процессуальных действий особое значение имеет согласованное взаимодействие следователя, суда с подразделениями государственной защиты. Лицу, осуществляющему производство по уголовному делу, необходимо использовать достоверную информацию, полученную из материалов оперативной деятельности указанных подразделений для обоснования решения о проведении процессуальных действий, сопряженных с применением мер безопасности. Обеспечение применения такими подразделениями мер защиты может создавать условия для оптимального режима проведения процессуальных действий [2, с. 282]. Тактически целесообразно результаты оперативно-розыскной деятельности использовать для подготовки и производства процессуальных действий с участием защищаемого лица. Кроме того, субъект доказывания должен учитывать рекомендации подразделений государственной защиты по созданию оптимальных условий для проведения таких действий и устранения возможности противоправного воздействия со стороны преступника и его окружения.

Важно подчеркнуть, что при криминалистическом обеспечении процессуальных действий с участием защищаемого лица особое внимание следует уделить их тщательной подготовке. В ходе подготовительных мероприятий необходимо заранее определить задачи, условия, круг участников, техническое обеспечение и тактический потенциал указанного процессуального действия. Кроме того, важно выяснить процессуальную позицию защищаемого лица, его психологическое состояние и отношение к событию преступления и преступнику, а также возраст, личностные качества и т.д.

На наш взгляд, с учетом необходимости создания особых условий для безопасного участия защищаемого лица, при производстве процессуальных действий с применением мер безопасности необходимо соблюдать следующие тактико-криминалистические рекомендации:

1. Перед началом проведения процессуального действия защищаемому лицу должны быть разъяснены его права и обязанности, в том числе право на обеспечение безопасности, что создаст возможность своевременно сообщить о случаях противоправного воздействия, либо о реальной угрозе такого воздействия, а также эффективно сотрудничать с органами предварительного расследования и судом.

2. Место и время производства процессуального действия лицо, осуществляющее производство по делу, должно согласовывать с подразделениями по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите. При этом в целях исключения возможности противоправного воздействия, а также дезинформации лиц, противодействующих уголовному правосудию, процессуальные действия целесообразно проводить с использованием фактора внезапности.

3. Необходимо осуществлять вызов для проведения процессуального действия таким образом, чтобы об этом не стало известно подозреваемому (обвиняемому), подсудимому и их окружению. Для обеспечения личной безопасности защищаемого лица указанные сотрудники должны сопровождать его к месту производства процессуального действия (и обратно) с соблюдением конфиденциальности, создавая условия для исключения его контакта с обвиняемым, подсудимым и иными заинтересованными лицами.

4. В процессуальных документах, отражающих ход и результаты процессуального действия, следует минимизировать фиксацию данных о личности защищаемого лица (не указывать дату, место рождения, место регистрации и др.).

5. При проведении процессуального действия вербального характера (допроса, предъявления для опознания) с участием лица, безопасность которого подвержена угрозе, необходимо учитывать тактико-психологические особенности общения субъекта доказывания с защищаемым лицом [3, с. 81-82, 90-91].

6. Следует ограничить доступ защитника к участию в процессуальном действии, при котором применяется мера безопасности. В действующей редакции ч. 2.1 ст. 159 УПК РФ прямо предусмотрена возможность отказа следователем защитнику в удовлетворении ходатайства об его участии в следственном действии, если оно сопряжено с обеспечением безопасности участника производства по уголовному делу.

7. В случае если при проведении процессуального действия участвует переводчик, его следует предупредить о недопустимости разглашения данных предварительного расследования (в порядке ст. 161 УПК РФ, 310 УК РФ).

Надлежащее тактико-криминалистическое обеспечение процессуальных действий, сопряженных с применением мер безопасности, во многом предопределяет эффективность и результативность деятельности по расследованию преступлений и судебному разбирательству уголовных дел, связанных с противоправным посягательством на защищаемых лиц [4, с. 4].

Обзор литературы

По исследуемой теме в специальной литературе высказываются различные научные взгляды и теоретические суждения. Особое внимание тактике процессуальных действий, сопряженных с применением мер безопасности, уделено в работах О.Я. Баева, Л.В. Брусницына, Е.И. Замылина, А.Н. Халикова, А.Б. Соколова, С.А. Табакова, Л.В. Кокоревой, А.М. Кустова, Е.Ф. Мельниковой, А.Ю. Епихина и др.

Авторы обоснованно подтверждают необходимость дальнейшего совершенствования тактики подготовки и проведения следственных и судебных действий с участием защищаемых лиц.

Материалы и методы

В ходе проведенного исследования были использованы следующие методы: обобщение эмпирического материала, сравнительный анализ теоретических положений, системно-структурный, сравнительно-правовой и формально-логический, которые позволили проанализировать вопросы, относящиеся к предмету исследования, а также сформулировать авторские выводы и предложить тактико-криминалистические рекомендации для следователей и судей. Эмпирической основой исследования явились материалы обобщения и анализа следственной и судебной практики по Республике Татарстан, Чувашской Республике, Удмуртской Республике и Мордовской Республике за период 2015-2022 гг.

Результаты исследования

По итогам изучения специальной литературы по исследуемой теме, анализа следственной и судебной практики мы сделали следующие выводы.

Во-первых, тактика следственных и судебных действий, при которых применяются меры безопасности, является важной составляющей криминалистического содержания процесса обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства, что подтверждает особую криминалистическую значимость таких действий.

Во-вторых, в криминалистическом обеспечении доказывания по преступлениям, связанным с посткриминальным противоправным посягательством на участников процесса, указанные процессуальные действия существенно влияют на формирование доказательственной базы как процесса установления обстоятельств дела.

В-третьих, процессуальные действия, при которых применяются меры безопасности, имеют свои организационно-тактические особенности и выполняют особую роль в установлении и поддержании достаточного уровня защищенности участников производства по уголовному делу.

В-четвертых, криминалистическое обеспечение рассматриваемых процессуальных действий должно включать в себя согласованное взаимодействие лица, осуществляющего производство по уголовному делу с подразделениями по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите.

Обсуждение и заключение

В заключение необходимо отметить, что проведение процессуальных действий с применением мер безопасности является эффективным способом обеспечения безопасности защищаемых лиц при производстве по уголовному делу.

Применение мер безопасности при производстве процессуальных действий повышает их эффективность и результативность, создает условия для проведения таких действий в условиях бесконфликтной ситуации. Очевидно, что тактика следственных и судебных действий, связанных с применением мер безопасности, имеет свои особенности, которые должны учитываться следователем, судом при решении конкретных тактических задач предварительного расследования и судебного разбирательства по уголовному делу.

Список литературы

1. Мишин А.В. Криминалистическое обеспечение безопасности участников уголовного судопроизводства: монография / под ред. д-ра юрид. наук., проф. В.Н. Григорьева. Москва: Юрлитинформ, 2023. 168 с.

2. Халиков А.Н. Оперативно-розыскная деятельность по борьбе с коррупционными преступлениями, совершаемыми должностными лицами органов власти: монография. Москва: РИОР: ИНФРА-М, 2012. 2-е изд., испр. и доп. 340 c.

3. Замылин Е.И. Правовые и криминалистические проблемы обеспечения безопасности лиц, содействующих раскрытию и расследованию преступлений: монография. Москва: Юрлитинформ, 2010. 240 с.

4. Зайцев О.А., Епихин А.Ю., Мишин А.В. Процессуальные криминалистические механизмы обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства: монография. Москва: Юрлитинформ, 2020. 150 с.


Войти или Создать
* Забыли пароль?