РЕАЛИЗАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРИНЦИПА СВОБОДЫ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ФИНАНСОВ В ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Введение: в статье рассматривается конституционный принцип свободного перемещения финансов и капиталов в условиях международных экономических санкций. Автор проводит соотношение данного принципа и сложившейся системы принципов конституционного регулирования национальной экономики. Также в статье проанализировано влияние конституционного смысла свободы перемещения финансов на отраслевое законодательство. Материалы и методы: основу исследования составили теоретико-методологические положения конституционного права, которые нашли отражение в отечественной правовой науке. Нормативный метод применялся в связи с необходимостью анализа нормативных правовых актов по отдельным процедурным вопросам. При сборе и анализе данных, а также при интерпретации результатов исследования использовался герменевтический метод, направленный на обнаружение скрытого смысла юридических текстов. Системный метод применялся при анализе понятийного аппарата, который используется для изучения законодательства. Автором также использованы отдельные социологические методы, при помощи которых было исследовано фактическое поведение участников правоотношений, в которых реализуется свобода перемещения финансовых средств (например, конкретно-социологический метод). Результаты исследования: автор статьи приходит к выводу, что существующий в Российской Федерации подход к правовому регулированию свободы перемещения капиталов объясняется комплексом обязательств государства перед гражданами в условиях санкционной политики. По мнению автора статьи, распространенное в юридической литературе утверждение о неотъемлемости свободы передвижения финансов и капиталов в структуре конституционно-правового положения граждан является достаточно дискуссионным. Автором выдвигается тезис, согласно которому существующий в Российской Федерации подход к правовому регулированию свободы перемещения капиталов объясняется комплексом обязательств государства перед гражданами в условиях санкционной политики. Обсуждение и заключения: в Конституции РФ не сформулировано условий, при наличии которых субъект правоотношений может воспользоваться свободой перемещения финансов и капиталов. Поэтому государство оставляет за собой право определять круг участников и критерии, при которых возможно либо расширение свободного обращения капиталов, либо его сужение. При этом основаниями для ограничений выступают публичные ценности, которые исключают частный интерес отдельно взятого гражданина.

Ключевые слова:
свобода перемещения финансов, свобода перемещения капиталов, принцип единства экономического пространства, право на перемещение капиталов
Список литературы

1. Астафичев П.А. Баланс конкурирующих принципов, интересов и ценностей в конституционном праве России // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2014. № 30 (193). С. 79-85.

2. Лапшина Л.П. Конституционная значимость принципов права // Актуальные проблемы теории и истории государства и права: сборник материалов Всероссийской научной конференции, посвященной памяти проф. А.П. Печникова. отв. редактор Д.В. Ирошников. Рязань, 2014. С. 43-45.

3. Кузовкин Д.В. Обеспечение единства экономического пространства Российской Федерации (конституционно-правовое исследование): дис. … канд.юрид.наук. Екатеринбург, 2005. 199 с.

4. Зернов И.В., Митрофанов А.В. Государственно-правовые гарантии и регламентация принципа единства экономического пространства // Вестник Пензенского государственного университета. 2015. № 2 (10). С. 59-63.

5. Вашкович Н.Ю. Принципы валютного регулирования и валютного контроля в России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2008. № 2. С. 163-166.

6. Арзуманова Л.Л. К вопросу о понятии и принципах валютного регулирования // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. 2015. № 3. С. 126-132.

7. Махиня Е.А. Понятие и значение принципа в гражданском праве и гражданском законодательстве // Проблемы права. 2014. № 3 (46). С. 121-124.

8. Рыженков А.Я. Свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств как принцип гражданского законодательства // Право и образование. 2014. № 5. С. 119-125.


Войти или Создать
* Забыли пароль?